Конспект урока "Древние образы в народном искусстве"предназначен для учащихся пятых классов, по программе Б.М.Неменского с применением методов коррекционно - развивающего образования . Конспект содержит технологическую карту урока, в которой прописаны этапы урока, деятельность учителя и учащихся, дидактические требования к уроку и методы КРО.
урок ИЗО в 5 классе.docx
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 5 класс
УМК: Б.М.Неменский
Тема: Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Рисунок на тему древних образов в узорах
вышивки, росписи и резьбе по дереву.
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемая технология: современное традиционное обучение
Методы работы на уроке: словесные, наглядные, практические. В том числе:
объяснение;
демонстрация;
игра;
упражнение;
самостоятельная работа;
применение технических средств обучения.
Цель: познакомить учащихся с понятием и языком декоративноприкладного искусства, открыть содержательный смысл
художественного образного языка декоративноприкладного искусства, его связь с явлениями жизни.
Задачи:
Образовательные:
формировать у учащихся представление о месте декоративного искусства в жизни общества;
формировать представление о древних образах в узорах вышивки, росписи по дереву;
познакомить с условно – символическим характером народного декоративного искусства;
научить понимать и изображать солярные знаки. Коррекционноразвивающие:
корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику рук;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие зрительных восприятий;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление
логических и причинноследственных связей);
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоциональноволевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и
выдержки).
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в группе;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать бережное, уважительное отношение к культурному наследию наших предков.
Оборудование : презентация, карточки с символами солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву,
в вышивке; таблицы с изображением предметов декоративноприкладного искусства, с образцами вышивки на полотенцах;
варианты изображения коня, птицы, дерева, иллюстративный материал учебника стр. 817, индикаторы (красные, желтые,
белые звездочки)
Этапы урока
Деятельность учителя
1 этап.
Организация
начала урока.
Мотивация к
изучению нового
материала.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Учитель проверяет готовность учеников к уроку.
Для проведения урока класс делиться на группы.
Деятельность
учеников
Слушают
учителя,
проверяют
готовность к
уроку, делятся
на группы.
Дидактические
требования к
уроку
Урок является
продолжением
предыдущего.
Методы КРО
Каждый ребенок
работает все
учебное время
на пределе своих
возможностей. Каждый из нас звезда. Звезды в небе образуют
созвездия. Создайте созвездие из трех звезд.
Для групп приготовлены карточки, таблицы,
индикаторы – звездочки.
Работа на уроке будет оцениваться звездочками.
Красная звездочка – справились с заданием
отлично.
Желтая звездочка – справились с заданием, но с
небольшими неточностями – хорошо.
Белая звездочка – не совсем справились с заданием.
2 этап.
Формулировка
темы урока,
постановка цели.
Откройте учебник на странице 8, прочитайте тему
сегодняшнего урока.
Скажите, что нам необходимо выяснить на уроке?
Сегодня мы познакомимся с древними образами в
народном искусстве и выполним практическую
работу.
Читают тему
урока. Отвечают
на вопросы
учителя.
3 этап. Изучение
нового материала.
Откройте учебник на странице 9. Рассмотрите
иллюстрации, представленные здесь. Что вы
видите?
Что означают эти образы, мы узнаем сегодня.
Есть старинное предание, будто мир начался с
дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю
матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в
Работают с
учебником.
Рассматривают
иллюстрации.
Отвечают на
вопросы
учителя.
Создание усилий
для достижения,
а не получения
отметки.
Стимулировать
познавательную
активность
игровыми,
наглядными,
творческими
методами.
Планирование с
учителем
самостоятельной
работы. Помощь
только при
необходимости и
дозировано. поднебесье.
Презентация.
С древних времён человека окружал
загадочный мир природы, полный таинственных,
непонятных и устрашающих явлений.
Человек полностью зависел от природы и
старался приспособиться к окружающей его среде.
Так появились верования в сверхъестественные
силы, олицетворяющие различные явления: солнце,
небо, воду, растения, землю, грозу.
( слайд 2)
Эти явления приобретали разнообразные
изобразительные формы и цветовые решения.
(слайд 3 )Люди изображали явления природы
и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде,
одежде, прося у них хорошей погоды, богатого
урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов.
Работа в группах.
У вас на столе лежат карточки с описанием образов,
которые использовались в народном искусстве. Вы
должны прочитать карточку и ответить на вопрос:
«Какие образы использовались в народном
искусстве?». Ответы запишите.
Смотрят слайды,
слушают
учителя.
Изложение
нового
материала
маленькими
дозами.
Смена видов
деятельности.
Задания,
предполагающие
самостоятельну
ю обработку
информации.
Включение в
урок различных
заданий,
предполагающих
Коррекция и
развитие
мыслительной
деятельности.
Работают в
группах.
Выполняют
задание –
выписывают
ответ на вопрос. Карточка.
Прежде всего, наши предки смотрели на
природу: красивые оперения птиц, причудливые
формы цветов вдохновляли их, будили фантазию. И
они создавали прекрасные узоры из цветов, птиц,
ягод. Очень часто изображали коня; ведь он
главный помощник крестьянина. На конях ездили и
пахали, боронили и перевозили тяжести.
В народе всегда любили сказки: появляются
могучий лев, птица «сирин» вещая птица, которая
в сказках предсказывает людям будущее.
Проверка ответов. Ответы проходят в виде
игры «Аукцион знаний». Группы по очереди
называют ответы.
А теперь оцените выполнение задания. Возьмите
звездочку необходимого цвета – красная, желтая,
белая.
различный
доминантный
характер
восприятия.
Дозированная
помощь учителя.
Отвечают.
Оценивают
выполнение
задания.
Стимулировать
познавательную
активность
игровыми,
наглядными,
творческими
методами.
Создание усилий
для достижения,
а не получения
отметки.
4 этап.
Закрепление
знаний.
Все образы наши предки изображали символами.
Использование презентации с иллюстрациями
образов на предметах быта. (слайды с 4 – 9)
Образ дерева.
Учащиеся
находят на
иллюстрациях
символические
образы и
анализируют
орнаменты на
предметах быта.
Стимулировать
познавательную
активность
игровыми,
наглядными,
творческими
методами.
Смена видов
деятельности.
Развитие
зрительной
памяти и
внимания. Образ коня.
Образ птицы. Лев 5 этап.
Физкультминутка
.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Бабочка летала, над цветком порхала (медленный
бег на носочках, руки делают взмахи вверхвниз)
Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать
головой вниз вверх)
Два своих больших крыла опустила, подняла
(встать опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный
бег на носочках, руки делают взмахи вверхвниз)
6 этап.
Усвоение новых
знаний.
А сейчас вы будете работать с карточками.
Возьмите карточки с изображением предметов.
Дети выполняют
физкультминутк
у.
Смена видов
деятельности.
Эмоциональная
разгрузка.
Стимулировать
познавательную
активность
игровыми,
наглядными,
творческими
методами.
Выполняют
задание в
группах,
отвечают,
оценивают свой ответ.
Включение в
урок различных
заданий,
предполагающих
различный
доминантный
характер
восприятия.
Многократное
повторение
материала.
Назовите предметы, которые вы видите на
таблицах и их практическое применение. Если
узнаете, что за предмет ставите «+», если
затрудняетесь ответить ставите «?».
За правильность выполнения, за подробное
объяснение получают индикаторы звезды.
Данные знаки вызывают у детей затруднение,
над ними ставятся знаки «?
Создание усилий
для достижения,
а не получения отметки.
Изложение
нового
материала
маленькими
дозами.
.
Солярные знаки знаки, схематично изображающие
солнце. Это всевозможные круговые,
крестообразные изображения. Часто применяются в
резьбе. Символ солнца в виде солярного знака, по
народным поверьям, был древним оберегом от злых
чар и всего недоброго, и являлся источником света,
тепла, жизни и добра.
Солярные знаки, в своем подавляющем
большинстве, представляют собой крест с
загнутыми концами с равными сторонами, которые
направлены либо по часовой стрелке, либо простив
нее. Практически всегда этот знак обводит круг,
либо же он изображается на фоне круга. Круг, в
этом случае, обозначает ни что иное как Вселенную,
в которой непрерывно течет процесс нескончаемого
движения. В орнаментах этот знак встречается
повсеместно как символ солнца, света и жизни.
(слайд 10) Солярные знаки, входящие в орнаментальный декор
русской избы, изображались не просто как один из
элементов убранства, а вполне осмысленно, с
глубоким символическим значением. Они никогда
не помещались изолированно, а всегда в комплексе
с другими символами – воды, земли. Кроме
деревянных домов солярными знаками украшали и
предметы быта: мебель, посуду, орудия труда,
оружие и др.
7 этап.
Практическая
деятельность
Работа в группах.
На столе образцы с изображением знаков земли,
воды, солнца.
1.
2.
Включение в
урок различных
заданий,
предполагающих
различный
доминантный
характер
восприятия.
Смена видов
деятельности.
Развитие
зрительной
памяти и
внимания. 3.
4.
5.
Учащиеся выбирают любую карточку в которой
дано название знака и информация, как выглядит
знак. Необходимо сделать зарисовку нужного знака.
Приступайте к работе.
После выполнения практической работы на
слайде – правильные ответы. Дети проверяют
правильность выполнения. Оценивают свою
работу индикаторами – звездами.
Выполняют
практическую
работу.
Оценивают
выполнение
работы.
Развитие
сенсорной
деятельности и
мелкой
моторики рук.
Создание усилий
для достижения,
а не получения 8 этап.
Оценка за урок и
домашнее
задание.
Посчитайте звезды, которые заработали. Если три
красных звезды – поставьте оценку «5», если две
красных и желтая или одна красная и две желтых –
оценка «4».
Домашнее задание: постараться найти
древние образы у себя дома.
9 этап.
Рефлексия.
Какая тема урока была?
Какую цель ставили? Достигли цели?
Дети отвечают
на вопросы.
отметки.
Использование в
обучении опору
на зону
ближайшего
развития.
Расскажите, чему научились на уроке.
узнал
Я запомнил
смог
Спасибо за работу на уроке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.