Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)
Оценка 4.7

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
11 кл +1
07.04.2017
Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)
Цель урока (занятия) - помочь учащимся получить представление о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере; - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; - развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
конспект.doc
Схема конспекта урока  Аттестуемый педагог Зудилова Екатерина Викторовна Предмет Информатика и ИКТ Возраст учащихся: класс (группа) 1 курс Тема урока (занятия) Файлы и файловая система Цель урока (занятия)  ­ помочь учащимся получить представление о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере; ­   воспитание   информационной   культуры   учащихся,   внимательности, дисциплинированности, усидчивости; ­ развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.   аккуратности, Содержание этапа (заполняется педагогом) Здравствуйте ребята! Давайте отметим отсутствующих. Скажите кого у вас нет.  Сегодня   мы   вновь   вернемся   к   вопросу   о   файлах.   Вам   уже известно, что в файлах на устройствах внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю,  работающему  на компьютере, приходится  иметь дело с файлами. Работа   с   файлами   на   компьютере   производится   с   помощью файловой   системы,   которая   является   частью   операционной системы. На  этом  уроке   мы  рассмотрим,   что  такое   файлы   и  файловые системы. Этапы работы 1. Организационный момент,  включающий: • постановку цели, которая должна  быть достигнута учащимися  (воспитанниками) на данном этапе  урока (занятия); • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном  этапе  урока (занятия); • описание методов организации  работы учащихся (воспитанников) на начальном этапе урока (занятия),  настроя учащихся (воспитанников)  на учебную деятельность (или др.  деятельность), предмет и тему урока (занятия) (с учетом реальных  особенностей класса (группы), с  которым(ой) работает педагог) 2. Опрос учащихся (воспитанников)  по заданному на дом материалу  (или актуализация знаний для  изучения нового учебного  материала), включающий: • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися  (воспитанниками) на данном  этапе  урока (занятия) (какой результат  должен быть достигнут учащимися  (воспитанниками)); • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном  этапе  урока (занятия); • описание методов,  способствующих решению  поставленной цели; • описание критериев достижения  цели данного этапа урока (занятия); • определение возможных действий  педагога в случае, если ему или  учащимся (воспитанникам) не  удается достичь поставленной цели;  • описание методов организации совместной деятельности учащихся  (воспитанников) с учетом  особенностей класса (группы), с  которым(ой) работает педагог; • описание методов мотивирования  (стимулирования) учебной  активности учащихся  (воспитанников) в ходе опроса;  • описание методов и критериев  оценивания ответов учащихся  (воспитанников) в ходе опроса. 3. Изучение нового учебного  материала. Данный этап  предполагает: • постановку конкретной учебной  цели перед учащимися  (воспитанниками) (какой результат  должен быть достигнут учащимися  (воспитанниками) на данном этапе  урока (занятия)); • определение цели, которую ставит  перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); • изложение основных положений  нового учебного материала, который  должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов  изложения нового учебного  материала; • описание основных форм и  методов организации  индивидуальной и групповой  деятельности учащихся  (воспитанников) с учетом  особенностей класса (группы), в  котором(ой) работает педагог; • описание критериев определения  уровня внимания и интереса  учащихся (воспитанников) к  излагаемому педагогом учебному  материалу; • описание методов мотивирования  (стимулирования) учебной  активности учащихся  (воспитанников) в ходе освоения  нового учебного материала. Расширение exe, com txt, rtf, doc bmp, gif, jpg, png, pds и др. htm, html wav, mp3, midi, kar, ogg  avi, mpeg Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Как вы думаете, что же такое файл? (ответы студентов)  Файл — это определенное количество информации (программа или   данные),   имеющее   имя   и   хранящееся   в   долговременной (внешней) памяти. (записываем определение) Любой файл, как и человек имеет имя, которой состоит из двух частей,   разделенных   точкой:   собственно   имя   файла   и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. (зарисовать и заполнить таблицу в тетради)  Тип файла Исполняемые программы Текстовые файлы Графические файлы Web­страницы Звуковые файлы Видеофайлы Код   (текст)   программы   на языках программирования В   различных   операционных   системах   существуют   различные форматы   имен   файлов.   В   операционной   системе   MS­DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского   алфавита   и   цифр,   а   расширение   состоит   из   трех латинских букв, например: proba.txt (записать) В операционной системе Windows имя файла  может иметь до 255   символов,   причем   допускается   использование   русского алфавита,   например:  Единицы   измерения   информации.doc (записать) До   появления   операционной   системы   Windows   95   на большинстве   компьютеров   IBM   PC   работала   операционная система MS­DOS, в которой действовали весьма строгие правила присвоения имен файлам. Эти правила называют соглашением 8.3 По соглашению 8.3 имя файла может состоять из двух частей, разделенных   точкой.   Первая   часть   может   иметь   длину   до   8 символов, а вторая часть (после точки) — до 3 символов. Вторая часть, стоящая после точки, называется расширением имени. При записи имени файла разрешается использовать только буквы английского алфавита и цифры. Начинаться имя должно с буквы. Пробелы и знаки препинания не допускаются, за исключением восклицательного знака (!), тильды (~) и символа подчеркивания (_). (кратко записать) После введения в действие операционной системы Windows 95 bas, pas, cpp и др. требования   к   именам   файлов   стали   существенно   мягче.   Они действуют и во всех последующих версия операционных систем Windows.   Разрешается   использовать   до   255   символов. 1. 2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского. 3.   Разрешается   использовать   пробелы   и   другие   ранее запрещенные   символы,   за   исключением   следующих   девяти: /\:*?"<>|. 4.   В   имени   файла   можно   использовать   несколько   точек. Расширением   имени   считаются   все   символы,   стоящие   за последней точкой. (кратко записать) Роль   расширения   имени   файла   чисто   информационная,   а   не командная. Если файлу с рисунком присвоить расширение имени ТХТ, то содержимое файла от этого не превратится в текст. Его можно просмотреть в программе, предназначенной для работы с текстами, но ничего вразумительного такой просмотр не даст. Файловая система. На каждом носителе информации (гибком, жестком   или   лазерном   диске)   может   храниться   большое количество   файлов.   Порядок   хранения   файлов   на   диске определяется установленной файловой системой. Файловая система ­ это система хранения файлов и организации каталогов. (записать) Для  дисков   с небольшим  количеством  файлов  (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла. Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска   файлы   организуются   в   многоуровневую  иерархическую файловую   систему,   которая   имеет   «древовидную»   структуру (имеет вид перевернутого дерева). Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1­ го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги   2­го   уровня   и   т.   д.   Необходимо   отметить,   что   в каталогах всех уровней могут храниться и файлы. Для   облегчения   понимания   этого   вопроса   воспользуемся аналогией   с   традиционным   «бумажным»   способом   хранения информации.   В   такой   аналогии   файл   представляется   как некоторый   озаглавленный   документ   (текст,   рисунок   и   пр.)   на бумажных   листах.   Следующий   по   величине   элемент   файловой структуры   называется   каталогом.   Продолжая   «бумажную» аналогию,   каталог   будем   представлять   как   папку,   в   которую можно   вложить   множество   документов,   т.е.   файлов.   Каталог также получает собственное имя (представьте, что оно написано на обложке папки). А теперь полную картину файловой структуры представьте себе так: вся внешняя память компьютера — это шкаф с множеством выдвижных ящиков. Каждый ящик — аналог диска; в ящике — большая   папка   (корневой   каталог);   в   этой   папке   множество папок   и   документов   (подкаталогов   и   файлов)   и   т.д.   Самые глубоко   вложенные   папки   хранят   в   себе   только   документы (файлы) или могут быть пустыми. Путь   к  файлу. Для   того   чтобы   найти   файл   в   иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу   входят   записываемые   через   разделитель   "\"   логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится  данный нужный файл. Например,   путь   к   файлам   на   рисунке   можно   записать   так:  C:\Рефераты\ C:\Рефераты\Физика\ C:\Рефераты\Информатика\  C:\Рисунки\ Полное имя файла. Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла. Пример полного имени файлов:  C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc C:\Рисунки\Закат.jpg C:\Рисунки\ Зима.jpg В   операционной   системе   Windows   вместо   каталогов используется понятие «папка».  Папка – это объект Windows, предназначенное для объединения файлов   и   других   папок   в   группы.   Понятие   папки   шире,   чем понятие «каталог». (записать) В Windows на вершине иерархии папок находится папка Рабочий стол. (Следующий уровень представлен папками Мой компьютер, Корзина   и   Сетевое   окружение   (если   компьютер   подключен   к локальной сети). 4. Закрепление учебного материала,  предполагающее: • постановку конкретной учебной  А   теперь   посмотрите   на   доску,   попробуйте   выполнить предложенное задание. Запишите полные имена всех файлов. цели перед учащимися  (воспитанниками) (какой результат  должен быть достигнут учащимися  (воспитанниками) на данном этапе  урока (занятия); • определение цели, которую ставит  перед собой педагог на данном этапе урока (занятия); • описание форм и методов  достижения поставленной цели в  ходе закрепления нового учебного  материала с учетом индивидуальных  особенностей учащихся  (воспитанников), с которыми  работает педагог; • описание критериев, позволяющих  определить степень усвоения  учащимися (воспитанниками) нового учебного материала; • описание возможных путей и  методов реагирования на ситуации,  когда педагог определяет, что часть  учащихся (воспитанников) не  освоила новый учебный материал. Ответ: C:\Мои документы\Иванов\QBasic.doc C:\Мои документы\Петров\Письмо.txt C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море.bmp C:\Фильмы\Интересный фильм.avi 2. Задание, необходимо построить дерево каталогов.  C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp C:\Мои документы\Доклад.doc Ответ: Теперь мы будем работать с файлами. Научимся их открывать, копировать,   перемещать,   переименовывать   и   удалять.   Для работы будем использовать окно Мой компьютер. Окно Мой компьютер используется для просмотра содержимого компьютера,   подключенных   к   нему   устройств,   запоминающих устройств со съемными носителями, для выполнения различных операций   с   хранящимися   на   его   дисках   папками   и   файлами. Ссылки на задачи в левой области окна этой папки позволяют просматривать   сведения   о   компьютере,   изменять   системные параметры на панели управления и выполнять другие процедуры системного управления. Чтобы открыть окно Мой компьютер, нажмите кнопку Пуск и выберите в правом столбце меню команду Мой компьютер. Так же можно воспользоваться значком на рабочем столе. В окне Мой компьютер можно отобразить панели инструментов: Обычные   кнопки,   выбрав одноименные команды в меню Вид, Панели инструментов. В   окне   Мой   компьютер   откройте   папку   C:\Наш урок\Фотографии\. В этой папке несколько вложенных папок с фотографиями.   Просмотрите   их   содержимое…   Попробуйте изменять вид отображения папок и файлов. Выберите один из файлов   и   вызвав   контекстное   меню   (провой   кнопкой   мыши) просмотрите   его   свойства   (тип,   размер,   дата   создания, атрибуты…). Самостоятельно просмотрите свойства диска C:. А теперь найдите файл с именем C:\WINDOWS\NOTEPAD.EXE и откройте его. Совершенно верно, это программа Блокнот, ярлык которой есть на рабочем столе. Теперь попробуем копировать файлы из одной папки в другую. Чтобы выполнить какую­либо операцию с файлом, папкой или группой   файлов   —   их   надо   выделить.   Выделение   одиночного файла или папки делается одинарным щелчком мыши. При этом выделенный   объект   подсвечивается   темным   цветом.   Теперь   с   Адресная   строка,   Ссылки, выделенным   файлом   можно   делать   все,   что   угодно   — «перетянуть» его в другую папку с помощью указателя мыши или вызвать   его  контекстное   меню   (щелкнув   хвостатую   по  правой клавише). Однако бывают случаи, когда нам необходимо работать уже не с одним   файлом   или   папкой,   а   сразу   с   несколькими!   Значит,   и выделять нам придется сразу несколько значков одновременно. Для выделения группы файлов нужно сначала выделить один 1 из них, а затем, нажав клавишу [Ctrl] и удерживая ее нажатой, продолжать выделять остальные файлы. Повторный щелчок по выделенному   файлу   отменяет   выделение.   Когда   группа   будет выделена,   клавишу   [Ctrl]   можно   отпустить.   Для   выделения нескольких   файлов,   идущих   один   за   другим,   нужно   щелкнуть мышью на первом файле в группе, а затем, при нажатой клавише [Shift]   ­   на   последнем.   Все   файлы,   находящиеся   между   ними, станут выделенными. Можно также выделить файлы, обведя их прямоугольной рамкой при помощи мыши. Это особенно удобно, если   вы   не   используете   упорядочение   значков.  Наконец,   выделить   все   файлы   в   папке   можно,   нажав одновременно клавиши [Ctrl] и A (латинская), или с помощью меню Правка/Выделить. Откройте папку с фотографиями и отодвиньте окно в сторону (уменьшите также его размер) для того чтобы он нам не мешало. Откройте еще одно окно Мой компьютер. В этом окне отройте свою папку, создайте в ней новую папку Фотографии. Копирование Копировать файлы из папки в папки (или, к примеру, с жесткого диска   на   дискету)   можно   несколькими   способами: • Вызвать Контекстное меню файла и выбрать пункт Копировать. Теперь перейдите в папку или на диск, куда вы хотите поместить копию ваш файла, вновь вызовите Контекстное меню и выберите пункт Вставить; •   Эту   же   операцию   можно   проделать   с   помощью   кнопок Копировать   и   Вставить   на   Панели   инструментов   окна   Мой компьютер. •   Наконец,   файл   можно   просто   перетянуть   мышкой   в   новую папку, держа при этом нажатой клавишу [Ctrl] клавиатуре (или перетянуть   правой   кнопкой   мыши   и   выбрать   в   появившемся меню команду копировать). Скопируйте себе несколько понравившихся фотографий. Аналогичным способом можно и переместить файлы из одной папку в другую. Только необходимо не копировать, а вырезать файлы;   просто   перетаскивать   левой   кнопкой   мыши   (если   обе папки   на   одном   диске);   перетянуть   правой   кнопкой   мыши   и выбрать в появившемся меню команду переместить. Для переименования файла   или   папки   можно   выбрать   пункт Переименовать Контекстного меню или просто нажать клавишу F2   на   вашей   клавиатуре.   Обратите   внимание   —   если   ваш Проводник (Мой компьютер) умеет показывать не только имя файла,   но   и   его   расширение,   будьте   особо   внимательны   при переименовании.   Если   имя   файла   можно   менять,   то   его расширение обязательно должно остаться в неприкосновенности. Переименуйте скопированные вами файлы. Для удаления не нужных файлов можно воспользоваться одним из нескольких способов: • Вызвать Контекстное меню файла и выбрать пункт Удалить; → • Дать команду Файл Удалить; • Нажать кнопку на клавиатуре [Delete]; • Перетащить файл или папку в корзину. И   на   последок,   выполните   тоже   самое   задание,   только   папка источник будет находится на другом компьютере, например на сервере. Для этого откройте окно Сетевое окружение, выберите слева   команду   «Отобразить   компьютеры   рабочей   группы», найдите Server и зайдите в открытую для общего доступа папку фотографии на сервере. Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание. На   уроке   мы   познакомились   с   понятиями   файл   и   файловая система, научились производить основные операции с файлами и папками. Д/З вам необходимо  знать, что такое файл, файловая система, уметь находить и открывать файлы, уметь копировать и переименовывать   файлы.   Учащимся,   имеющим   компьютеры дома,   продолжить   осваивать   «слепой   десятипальцевый   метод печати». Дополнительное   задание:   как   можно   создать дополнительную   панель   с   ярлыками   часто   используемых   вами программ. Подведение итога урока. Выставление оценок. Всем спасибо за урок, до свидания.    узнать, 5. Задание на дом, включающее: • постановку цели самостоятельной  работы для учащихся  (воспитанников) (что должны  сделать учащиеся (воспитанники) в  ходе выполнения домашнего  задания); • определение цели, которую хочет  достичь педагог, давая задание на  дом; • определение и разъяснение  учащимся (воспитанникам)  технологии успешного выполнения  домашнего задания.

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)

Конспект урока "Файл и файловая система" (информатика 1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017