Конспект урока "Г.Державин. Где добродетель обитает"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Урок 4*. «Где добродетель обитает...»1
Традиции и новаторство в творчестве Державина. Содержание и жанровые
особенности оды «Фелица».
На втором уроке по творчеству Державина важно показать новаторство поэта и его
влияние на поэзию последующих поколений. В центре урока — чтение и изучение оды
«Фелица».
Вопросы и задания к оде «Фелица»
1. Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать
записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
2. Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?
3. Объясните смысл названия оды. Как ее содержание связано с литературным
творчеством императрицы?
4. В чем новаторство Державина в содержании и языке оды «Фелица»?
5. В чем смысл сопоставления Фелицы и ее вельможи?
6. Черты каких литературных жанров можно найти в оде «Фелица»?
7. Индивидуальное задание. Сопоставьте оду «Фелица» Державина с «Одой на
день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» Ломоносова. Что общего и
различного в облике героинь этих произведений? Какие художественные приемы
используют поэты для создания центрального образа каждой из од? Почему, несмотря на
один и тот же стихотворный размер, оды звучат поразному? Сопоставьте лексику,
синтаксис и поэтические интонации этих произведений. Есть ли в одах сатирическое
изображение действительности?
Вторая часть урока может быть посвящена выразительному чтению и обсуждению
проблематики стихотворений «Соловей» и «Памятник». Мотивом к их сопоставлению
станет выяснение таких вопросов:
Что общего и что особенного в этих стихотворениях?
Какая мысль их объединяет?
Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными
одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах.
Для самостоятельных учебных исследований, рефератов, творческих работ
учащимся можно предложить тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов XIX
—XX вв.». Для ее раскрытия анализируются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера,
А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, И. Бродского, в них
учащиеся находят аналогии с лирикой Державина. В финале урока можно прочитать и
обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».
1 Державин Г. Р. Фелица / Державин Г. Р. Стихотворения. — М., 1947. — С. 21.
Конспект урока "Г.Державин. Где добродетель обитает"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.