Конспект урока "Географическая зональность" 7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Географическая зональность Цель урока: Сформировать понятия: "широтная зональность и высотная поясность", показать роль климата в формировании природных зон. Обучающие задачи: закрепить знания о значении климатических условий в формировании природных комплексов. Развивающие задачи: развитие навыков работы с картами, умение сопоставлять различные по содержанию карты, продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, развивать умение оформлять опорный конспект. Воспитывающие задачи: формирование бережного отношения к природе. Основные представления и понятия: широтная зональность и высотная поясность. Основное содержание: изменение природных зон на равнинах в меридиональном и широтном направлениях, смена природных зон в горах, причины, определяющие смену природных зон. Практическая работа: составление опорного конспекта, сопоставление карт различных по содержанию. Средства обучения: карты - природных зон, климатическая, физическая мира. ИКТ - слайды "Типичные представители природных зон." Видеофильм "Природные зоны".конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Географическая зональность  Цель урока: Сформировать понятия: "широтная зональность и высотная поясность", показать роль климата в формировании природных зон.  Обучающие задачи: закрепить знания о значении климатических условий в формировании природных комплексов.  Развивающие задачи: развитие навыков работы с картами, умение  сопоставлять различные по содержанию карты, продолжить формирование  навыков работы с текстом учебника, развивать умение оформлять опорный  конспект. Воспитывающие задачи: формирование бережного отношения к природе. Основные представления и понятия: широтная зональность и высотная  поясность. Основное содержание: изменение природных зон на равнинах в  меридиональном и широтном направлениях, смена природных зон в горах,  причины, определяющие смену природных зон. Практическая работа: составление опорного конспекта, сопоставление  карт различных по содержанию. Средства обучения: карты ­ природных зон, климатическая, физическая  мира. ИКТ ­ слайды "Типичные представители природных зон." Видеофильм  "Природные зоны". Методы и формы учебной деятельности: рассказ и объяснение с опорой  на наглядный материал. Беседа на основе анализа карт, слайдов, видеофильма,  составление опорного конспекта. Работа с текстом учебника. Региональный компонент: природная зона нашей местности,  лекарственные растения нашей местности. Тема урока: знания о природных зонах, причинах, определяющих смену  ПК, по сути, основные знания учащихся о природных комплексах материков. Степень трудности: учащиеся обладают опорными знаниями о процессах,  происходящих в атмосфере, о неравномерном распределении тепла и влаги на  поверхности Земли; навыками по сопоставлению карт различных по содержанию. Уровень формирования знаний: доступность материала, умений ­  прочность отработанных умений по сопоставлению карт и составлению опорного  конспекта. Урок соответствует специфике класса, уровню учебной подготовки  учащихся, теме МО учителей естественных наук "Комплексное восприятие  детьми природных явлений и процессов при изучении естественных наук".  Организация деятельности учащихся адекватна целям урока. Степень активности учащихся на уроке: и слабые, и сильные ученики  вовлечены в работу, так как, задания упорядочены в соответствии с принципом  "от простого к сложному" (задания, подводящие к воспроизведению,  способствующие осмыслению и закреплению материала учеником).В ходе урока организована опора на предыдущие знания, усиление  практической направленности учебного материала. Психологическая атмосфера урока ­ дети доброжелательны, с  удовольствием работают на уроке; отвечая на вопросы домашнего задания по ОК, ученики чувствуют уверенность, особенно те, у которых наблюдается скованность в общении, слабая память или недостаточно развитая память. Тип урока: комбинированный. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Учитель объявляет тему и цель урока:  сформировать понятия "широтная зональность и высотная поясность". А  в этом нам поможет составление опорного конспекта. Запись темы урока и  Д/З (§ 12, повторить § 10, 11; подготовка к тестам по теме  "Географическая оболочка"). 2. Дифференцированный контроль домашнего задания. Учитель: "Для того  чтобы, понять тему сегодняшнего урока, нам нужно повторить тему  прошлого урока". Учащиеся по желанию отвечают Д/З на "3" с помощью ОК и  на "5" без ОК. Весь класс в это время готовит анализ устного ответа. 3. Подготовка к основному этапу занятия. Учитель повторяет тему и цель  урока, классу задаётся вопрос: Зачем мы изучаем тему "Географическая  зональность"? (Это основной закон географии, зная его, мы сможем объяснить  расположение природных зон, описать окружающую природу, от которой  зависит жизнь и занятия людей. Эти знания и умения нам нужны будут не  только на следующем уроке, но и в течение всего года). Учитель напоминает  классу о том, что оценку можно получить за активность на уроке при изучении  нового материала, поэтому отвечаем не хором, а поднимаем руку, если знаем  ответ. 4. Усвоение новых знаний. Вопрос учителя: "Что такое природная зона и  какие природные зоны вы знаете?" Изучение новой темы осуществляется по  вопросам плана (1­2) опорного конспекта, используя карты природных зон и  климатическую. Первый вопрос. Учитель рисует на доске таблицу, в которой  прослеживается смена ПК по меридианам и изменение температурных  условий. Ученикам предлагается сделать вывод о том, какие причины  вызывают изменения ПК в направлении север ­ юг. Учащиеся просматривают  в/ф "Природные зоны", перед просмотром получают задание ­ правильно ли  они сделали вывод. Таблицу и вывод заносят в тетради. В такой же  последовательности проводится работа по изучению смены ПК по широтам.  Поставив перед учащимися вопрос: "Почему на одной широте, при  одинаковом притоке солнечного света и тепла, формируются разные  ПК?"­ учитель помогает им сделать вывод. Таблицу и вывод записывают в  тетрадях. Второй вопрос включает блоки А, Б и задания, направленные наобобщение причин, вызывающих смену ПК в горах. Учащиеся делают анализ  текста для того, чтобы ответить на этот вопрос и составить ОК по этому  вопросу (стр. 81). Блок А (краткое пояснение): атмосфера прозрачна, а значит, беспрепятственно пропускает солнечные лучи на Землю. Красный цвет на  схеме символизирует нагревание земной поверхности, которая затем отдаёт  тепло атмосфере. Ученикам сообщается о том, что при поднятии на 1км tº  воздуха понижается на 5­6º. После объяснения учащиеся решают задачи по  вычислению температур. Блок Б: на схеме изображается поднятие массы  воздуха по склону горы. По мере поднятия и охлаждения воздуха происходит  конденсация пара и выпадение осадков. Воздух изменяет свои свойства и  становится более сухим, с этим связано уменьшение количества осадков в  горах с высотой. Обобщая полученные сведения, ученики приходят к выводу о  том, что изменение tº и осадков определяет изменение природных компонентов (почв, растительного и животного мира), что в свою очередь и обусловливает  смену ПК в горах. Ученики выполняют рисунки в тетрадях и записывают  вывод. Проблемный вопрос классу: как определить ­  какая природная  зона находится у подножия горы, и в каких горах имеется наибольшее  количество природных зон? (если ученики затрудняются в ответе, учитель  предлагает найти ответ в тексте учебника ­ стр. 81 ­  82). 5. Первичная проверка понимания: с помощью ОК один из сильных учеников  составляет рассказ о смене природных зон на равнинах, а другой о смене ПК в  горах. 6. Закрепление знаний. Физкультминутка. Учитель объявляет о том, что на  урок пришел Незнайка и пытается составить рассказ о пройденной теме. Если  ребята не согласны с его ответами, встают со своих мест, если согласны,  сидят. Рассказ Незнайки: 1. Образование природных зон обусловлено  влиянием человека (нет, климатом ­ соотношением тепла и влаги). 2. Смена  природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения тепла и влаги  называется высотной поясностью (нет, это широтная зональность). 3. С  высотой tº воздуха повышается, поэтому происходит изменение  природных зон (нет, tº понижается). 4. Чередование природных зон в горах  называется широтной поясностью (нет, это высотная поясность). Незнайка  всё перепутал, а вы молодцы!   7. Обобщение и систематизация знаний: показ слайдов "Типичные   представители природных зон", "Высотная поясность". 8. Региональный компонент. По карте природные зоны, ученики определяют в  какой природной зоне мы живём. Опираясь на свой жизненный опыт,  привлекая дополнительный материал, рассказывают о растительном и  животном мире нашего края, какие лекарственные растения у нас встречаются. 9. Подведение итогов: анализ и оценка успешности достижения цели,  самооценка учащихся и оценка учителя.10.Рефлексия: цели урока достигнуты, так как, мало времени потратили на  опрос Д/З, большинство ребят были активны при изучении нового материала.  Учитель благодарит класс за работу. 11.Повторная информация о Д/З (тесты по теме "Географическая оболочка" §10­12).     Географическая зональность (ОК)  ПЛАН:  1. Смена ПК на равнинах (блок А ­ по меридианам, блок Б ­ по широтам) 2. Смена ПК в горах.  № 1 Блок А. Природная зона ­ … (крупный ПК, обладающий общностью tº  условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира).  Восточно ­ Европейская равнина по 40º в.д.  Природная зона ОС Ср. tº июля Тундра Тайга Смешанный лес Широколиственный лес Степи и лесостепи  Смену ПК определяет ! г.ш. или  ☼  Смена ПК от экватора к полюсам носит название широтной зональности.  № 1 Блок Б. Евразия по 40˚ с.ш.  Жестк олистн ые  леса Обл.  высотн ой  поясно сти Степи  и  лесост епи пусты ни пусты ни Обл.  высотн ой  поясно сти Степи  и  лесост епи Перем енно­ влажн ые  леса Обл.  высотн ой  поясно сти? Почему на одной широте, при одинаковом    зоны?  ●  Смену ПК на одной широте определяют     ☼ , формируются разные природные ▬ Р,    и др. КФ.    ,  № 2.                                            ●  При поднятии на 1 км tº воздуха понижается на 5º ­ 6º.  ? Как изменится tº ?         20º                                        30º ● ●  По мере поднятия количество осадков уменьшается.   Изменение tº и осадков с высотой определяет смену ПК в горах.                                 П                          Высотная поясность ­ это смена ПК в горах.

Посмотрите также