Южно – Африканская республика (ЮАР).
Цель: дать общее представление о стране.
Задачи: познакомить учащихся с государством ЮАР, географическим её положением, климатом, животным миром, отраслями хозяйства, населением; закреплять умение учащихся работать с картой
развивать пространственное картографическое мышление, умение находить на карте нужные объекты, корригировать связную устную речь, развивать кругозор.
воспитывать самостоятельность в работе.
Речевой материал: апартеид, резервация.
Оборудование: цветные карандаши, карта, контурные карты
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока.
I Орг.момент.
-1. Приветствие. Проверьте, все ли у вас готово к уроку: учебники, рабочие тетради, карандаши, ластик, контурные карты
Эмоциональный настрой
Ну, что поговорим? – О чем? о разном и прочем, что хорошо и хорошо не очень,
что-то знаешь ты, а что-то мне известно Поговорим? Поговорим. Вдруг будет интересно
- Надеюсь, что сегодня вы покажете свои знания, своё трудолюбие, аккуратность и всем нам будет интересно на этом уроке.
- Работать будем как всегда у доски, в парах, самостоятельно и индивидуально.
II Повторение пройденного материала
1.Беседа по вопросам
- Как вы думаете, почему африканцы имеют тёмный цвет кожи и жёсткие курчавые волосы? (темный цвет кожи защищает ее от солнечных ожогов, а волосы защищают голову от перегрева).
2. Актуализация опорных знаний, определение темы и цели урока.
На основании всего выше, сказанного, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Правильно, государство, а какое в этом нам поможет карта.
И разговор у нас с вами пойдёт именно о Южно-Африканской Республике.
С ней, с единственной экономически развитой страной на континенте, мы должны будем познакомиться.
Запишем в тетрадях тему урока «Южно-Африканская Республика».
- Исходя из темы урока, давайте определим задачи сегодняшнего урока, используя опорные слова:
Узнать … о географическом положении, климате, животном мире, хозяйстве и населении Южно – Африканской Республики.
Закрепить … работу с контурными картами
Давайте вспомним, по какой схеме изучаем любую страну. (алгоритм).
1.Географическое положение.
2.Рельеф.
3. Климат.
4.Животный мир.
5.Полезные ископаемые.
6.Промышленность.
7. Население.
8. Города.
9.Достопримечательности.
Изучение нового материала.
- На земле Южно - Африканской Республики самым причудливым образом соседствуют древние экзотические обычаи, новейшие технологии белого человека, утонченная цивилизация индо-арабского мира… Золотые пески тропических пляжей, снега Драконовых гор, самые богатые в мире заповедники - это тоже ЮАР. Южную Африку Вы мечтали посетить с детства лишь только узнали о реке Лимпопо, по которой все еще "гуляет Гиппопо", о пустыне Калахари, где охотники-бушмены добывают себе пропитание… Южная Африка далеко, но в то же время, посетив "город золота" - Йоханнесбург, вы сможете сделать покупки в шикарном ювелирном магазине, не подозревая, что он принадлежит родственнику Льва Толстого. А если повезет, познакомитесь с внуками графа Елагина и князя Бибикова. Сказочно богата и интересна природа этой страны, ведь ЮАР - это единственное место в мире, где полярные пингвины и котики живут по соседству с такими любителями экваториальной жары, как антилопы-гну, зебры и фламинго в самом большом и богатом крупными животными Национальном парке Крюгера.
Итак, обо всём по порядку.
1. ЭГП страны характеризуют по следующему плану:
1). Местоположение страны по отношению к частям света.
(Работа у доски по карте и контурным картам)
2). Экономическая и политическая характеристика границ
(Работа у доски по карте, отмечают в контурных картах страны-соседи, показ слайда)
3). Положение относительно транзитных путей.
(Мыс Игольный – граница двух океанов, мыс Доброй Надежды – показ слайдов на компьютере).
Сейчас, как и тогда в Кейптауне можно пополнить водой и провиантом корабли, идущие из Атлантического океана в Индийский и обратно.
Дадим общую оценку экономико-географическому положению Южно-Африканской Республики – удобное или неудобное. (Ответ обучающихся). - Кто думает по-другому?
Запишем в тетрадях вывод.
2. «Визитная карточка» страны.
1). Основные сведения о стране.
2). Форма государства.
3). Государственная символика.
Название страны, столица |
Площадь страны |
Форма правления |
Форма террит-ого устройства |
Числ-сть нас. |
Тип восприозв. |
Валюта |
Словарная работа - апартеид (вывешивается на доске, определение читают дети на стр. 254).
Проверка таблицы.
Названия столиц вывесить на доску, записать, показать слайды с видами городов Претория (на слайде – Претория весной, покрыта розово-фиолетовым туманом цветущей джакаранды), Кейптаун, Йоханнесбург.
Форма государственного правления – Республика во главе с президентом Табо Мбеки
Тип воспроизводства населения – II
Валюта - ранд.
Проблемный вопрос – Как вы думаете, почему на денежных знаках страны изображены звери?
Государственная символика:
Флаг
Герб
3. А теперь обратимся к главному достоинству государства. А что составляет достояние любого государства? Конечно, это его население.
Сегодня ЮАР – пример благополучия и мирного сосуществования различных народов.
Исторически сложилось, что на территории ЮАР проживает много народностей, представители всех трёх рас человечества: бушмены, зулусы, коса, африканеры…под девизом «Разные люди, объединяйтесь!» (показать слайды по населению)
Разнообразие народов, населяющих эту удивительную страну, напоминает все цвета радуги, поэтому ЮАР образно называют "Страной радуги".
Вернёмся на свою родину, в нашу Чувашскую Республику. Ведь у нас тоже мирно сосуществуют представители очень многих национальностей. Только в нашей Атлашевской школе обучаются дети – представители 12 наций! А в вашей школе как обстоят дела, не интересовались?
4.Хозяйство страны.
Работать будем по группам. 1 группа будет готовить сообщение о полезных ископаемых страны, используя атлас и дополнительный материал, 2 группа – об агроклиматических ресурсах, 3 группа – о животном мире страны и его влиянии на экономику, 4 группа - о промышленности, 5 группа - о сельском хозяйстве, 6 группа – о транспорте.
(Даётся время на подготовку – 3 минуты, выступления – по 1 минуте)
Перед выступлениями - физкультпауза.
Климатические условия Южно-Африканской республики - это рай на земле, и здесь нет никакого преувеличения. Весной всеми красками просыпается природа и происходит ее новое рождение, а вместе с ней и всех людей этой удивительной страны. Это также одна из причин, по которой ЮАР называют "страной радуги", причём они очень бережно относятся к природе. Что вы можете сказать по этому поводу?
Такое бережное отношение к природе должно быть у каждого народа.
4. Вывод по теме.
IV Закрепление пройденного материала.
1.Беседа по вопросам
Как расшифровывается ЮАР?
Найдите и покажите страну на карте.
Задание: Отметьте на контурной карте ЮАР.
2. Работа по карточкам:
карточка №1
1.Какими океанами омывается Южно-Африканская Республика? Зачеркни лишнее:
Атлантическим океаном, Северным Ледовитым океаном, Индийским океаном.
2. Главные реки страны: Лимпопо, Конго, Оранжевая.
3. Найди лишнее слово и объясни свой выбор?
Драконовы горы, Уральские горы.
V Итог урока.
- Над какой темой работали
- Что закрепляли сегодня на уроке?
- Что на уроке было самым сложным, простым?
- Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, что мы должны были узнать?
Какие вопросы плана мы не рассмотрели? (уч-ся сами ищут ответ)
Как вы оценили свою работу на уроке?
А теперь я вас оценю….
Комментарий оценок.
Рефлексия.
Продолжи предложение
Сегодня на урок я работал… активно, пассивно
Своей работой на уроке я доволен, не доволен
Материал урока мне был … полезен - бесполезен
Где вы можете использовать полученные знания (при отгадывании кроссвордов,…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.