закрепить у обучающихся представление об угле между плоскостями и о перпендикулярных плоскостях, признак перпендикулярности плоскостей, сформулировать и доказать признак перпендикулярности двух плоскостей, показать применение признака и следствия при решении задач;способствовать развитию внимания, пространственного мышления, умению анализировать, применять знания в различных ситуациях;
Урок геометрии 10 класс
Тема: «Признак перпендикулярности двух плоскостей».
Цели:
Образовательные:
закрепить у обучающихся представление об угле между плоскостями и о
перпендикулярных плоскостях, признак перпендикулярности плоскостей,
сформулировать и доказать признак перпендикулярности двух плоскостей,
показать применение признака и следствия при решении задач;
Развивающие:
способствовать развитию внимания, пространственного мышления, умению
анализировать, применять знания в различных ситуациях;
Воспитательная:
воспитывать у обучающихся интерес к изучению математики, развивать культуру
устной и письменной математической речи, развивать у обучающихся
коммуникативные компетенции (культуру общения)
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
№
n/n
1
2
3
4
5
6
Название этапа урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Введение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока.
1.Организационный момент.
Объявляется цель и план урока.
Ход урока.
2.Актуализация опорных знаний.
Время
2 мин
15 мин
5 мин
2 мин
20 мин
1 мин
Блиц – опрос по теоретическому материалу.
Вопросы:
Дайте определение двугранного угла
Что называется линейным углом двугранного угла?
Что является углом между плоскостями?
Определение перпендикулярных плоскостей
Признак перпендикулярности двух плоскостей
(Все ответы обучающиеся сопровождают чертежами на доске)
Одновременно с блиц опросом один из обучающихся выходит к доске и
оформляет доказательство признака перпендикулярности плоскостей письменно
с помощью математической символики.Дано: α,β,АВϲα,АВ⫠β,АВ∩α=А
α⫠β
Доказать:
Доказательство: α∩β=АС,АВ⫠АС,т.к.АВ⫠βпоусловию.Проведемв
плоскостиβАD⫠АС.УголВАD−линейныйуголдвугранногоугла.Но
угол ВА D=90º,т.к.ВА⫠β.Значит,α⫠β.Теоремадоказана.
Обучающиеся слушают доказательство и высказывают свои замечания .
По заранее заготовленным рисункам устно обсуждается решение домашних задач.
Учащиеся выходят к доске по своему желанию, рассказывают подробно решение
задач, а затем остальные учащиеся и учитель задают уточняющие вопросы,
исправляют неточности и ошибки.
3.Введение нового материала.
Учитель обращает внимание обучающихся на два факта, которые часто
используются в решении задач:
следствие из теоремы № Признак перпендикулярности плоскостей"
перпендикуляр , проведенный из любой точки одной из двух взаимно
перпендикулярных плоскостей к линии их пересечения, есть перпендикуляр к
другой плоскости( №178)
Учитель формулирует следствие: «Плоскость, перпендикулярная к прямой,
по которой пересекаются две данные плоскости, перпендикулярна к каждой из
этих плоскостей»
Доказательство происходит в устной форме в ходе беседы с обучающимися.
Далее доказательство обучающимися оформляется в тетрадях.
Дано: α∩β=а,γ⫠а
Доказать: γ⫠α,γ⫠β
Доказательство: γ⫠а,ноаϲα,значит,попризнакуγ⫠α.
γ⫠а,ноаϲβ,значит,попризнакуγ⫠β.
Доказательство окончено.4.Физкультминутка.
Один учащийся выходит к доске и предлагает простые упражнения для шеи,
рук и спины.
5.Закрепление изученного материала
1)
№178.
Далее – устная работа в парах. По готовому рисунку решить
Плоскости αиβ взаимно перпендикулярны и пересекаются по прямой с.
Докажите, что любая прямая плоскости α,перпендикулярнаякпрямой с,
перпендикулярна к плоскости β.
После нескольких минут обсуждения – устный фронтальный разбор решения
задачи в форме беседы.
проверкой у доски).
2) № 173( обучающие самостоятельно выполняют решение с последующей
Дано: ABCD тетраэдр, CD ⊥ (ABC). AB = BC = AC = 6, BD = 3√7 (рис. 5).
Найти: двугранные углы DACB, DABC, BDCA.
Решение:
1) Так как DC ⊥ (ABC), то (DCA) ⊥ (ABC) (признак перпендикулярности
двух плоскостей) следовательно, двугранный угол DACB прямой.
2) Проведем СК ⊥ АВ, тогда АВ ⊥ DK по Теореме о трех перпендикулярах,
следовательно, ∠DKC линейный угол двугранного угла при ребре АВ
тетраэдра. Из ΔАСК:
3) Из ΔBDK имеем:Пусть ∠CKD =
4)
Значит,
5) Так как ВС ⊥ DC и АС ⊥ DC, то ∠ABC линейный угол двугранного
то двугранный
α
,
двугранный угол DABC = 45°.
угла BDCA. ∠ACB = 60° (ΔАВС равносторонний),
угол BDCAравен 60°. (Ответ: 90°, 45°, 60°.)
тогда
6.Подведение итогов урока, выставление оценок.
Вопрос учащимся: что нового вы узнали сегодня на уроке? Что показалось вам
наиболее сложным?
7. Домашнее задание: п.22,23 № 175, 184