Цель урока:
образовательные:
создание условий для достижения планируемых результатов освоения темы;
развивающие:
продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии;
совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность;
воспитательные:
формирование бережного отношения к объектам природы, формирование культуры общения при работе в парах.
Планируемый результат:
Знать:
основные понятия урока;
основные виды осадочных горных пород;
неоднородность состава твердой оболочки Земли;
круговорот горных пород.
Уметь:
определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения;
объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;
давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.
Ход урока.
Этап 1. Актуализация, проблематизация, мотивация.
Цель:
Подведение учеников к цели урока, мотивация.
«Включение» в учебную деятельность.
1. Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Прежде нам нужно вспомнить то, что мы изучали на прошлом уроке. А для этого разгадаем кроссворд.
- Третья планета от Солнца (Земля).
- Твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии (Литосфера).
- Самая большая из внутренних оболочек Земли (Мантия).
- Природные вещества, с разными свойствами и внешними признаками (Минерал).
- Природные тела, состоящие из минералов (Горная порода).
- Центральная часть Земли (Ядро).
- Минерал в составе гранита (Кварц).
- Минерал, составляющий половину массы земной коры (Полевой шпат).
- Верхняя часть мантии (Астеносфера).
- Наука, которая отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? (География).
Давайте проверим правильность ваших ответов. Поменяйтесь тетрадями партнёром по лицу.
3. Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует.
- Какая есть взаимосвязь между ключевым понятием кроссворда и горными породами, которые лежат на ваших столах?
- Ребята, попробуйте сформулировать тему урока
4. Создание проблемной ситуации.
На столах есть образцы горных пород и минералов. На экране также фотографии различных минералов и горных пород. Чем они отличаются друг от друга?
- Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Обсуждаете партнёром по плечу по 15 секунд, начинают первые номера. Отвечают №2.
Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации.
5. Целеполагание.
Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. То, что мы наблюдаем сегодня, является результатом очень долгой и динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы рождаются, живут и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение земной коры.
- Ребята! Думаю, что вы уже можете сформулировать цель урока. А я помогу вам, подсказывая ключевое слово.
Этап 2. Освоение нового материала. Первичное ознакомление.
Цель:
«Включение» в целенаправленное действие.
1. - Вспомните, на какие группы делятся горные породы по происхождению. (По происхождению горные породы делят на магматические, осадочные, метаморфические. ). Создаёт готовность к предстоящей деятельности.
2. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
- Предлагаю вам в тексте параграфа 21 найти и узнать информацию о том, как образовались магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Работаете по группам, ищете ответы на вопросы карточки. (Отвечают №1 сильные ученики). Дополнение по мере выступления учащихся.
3. - А какие горные породы залегают в земной коре в пределах Республики Татарстан?
Этап 3. Отработка и закрепление.
Цель:
«Включение» в тренировочную деятельность.
1. Закрепление новых знаний в сочетании с физкультминуткой.
- А теперь установите соответствие между горной породой и его происхождением. Вы - горные породы, а по углам – их происхождение. Распределились! Поднимите таблички! Проверяю! А теперь, внимание!
- Как вы считаете, какие горные породы – магматические, осадочные, или метаморфические – образовались на Земле первыми? Если затрудняетесь, используйте рис. 66. Подумайте, поделитесь мыслями друг с другом.
(Магматические. Горные породы разного происхождения тесно связаны между собой. При изменении условий видоизменяются горные породы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.