Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
09.06.2018
Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс
Конспект урока. Тема: «Использование обыкновенных дробей в музыке». Слайд 1 Сегодня мы с вами проведем необычный урок – совместный урок музыки и математики. Тему урока вы узнаете, выполнив задание на карточке. Слайд 2 Самостоятельная работа (Группам раздаются примеры, распределяют примеры между собой. Каждый в группе получает пример, решает, далее все вместе составляют слово) Вариант 1. Выполните действия, ответы расположите в порядке возрастания и прочитайте слово.конспект
конспект.docx
Конспект урока. Тема:                 «Использование обыкновенных дробей в музыке». Слайд 1 Сегодня мы с вами проведем необычный урок – совместный урок музыки и математики. Тему урока вы узнаете, выполнив задание на карточке. Слайд 2 Самостоятельная   работа  (Группам   раздаются   примеры,   распределяют примеры между собой. Каждый в группе получает пример, решает, далее все вместе составляют слово)  Вариант 1. Выполните   действия,   ответы   расположите   в   порядке   возрастания   и прочитайте слово.   1. 1(4/9) ­ 4/9. д      4. 2(5/6) + 1(3/4).Б 2. 17(2/3) + 5. и      5. 1(3/7) х 2(1/10). Р 3. 10 ­ 6(2/9). о  (Ответ: Дроби)  Вариант 2. Выполните действия, ответы расположите в порядке убывания и прочитайте слово. 1. 13(5/8) ­ 1(5/8). з      4. 8(1/8) ­ 6(3/4). к 2. 12 + 18(3/5). м         5. 1(5/18) х 18. А 3. 4(2/5) + 3(5/6). ы     6. 4(1/2) х 5(1/3). У  (Ответ: Музыка)    Слайд 3     Краткая беседа об «Использовании обыкновенных дробей в музыке». Тема   нашего   урока:   «Использование   обыкновенных   дробей   в   музыке». Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: «Какое значение имеют дроби в музыке?». Вспомните, что вы уже знаем о дробях. 1 Опрос Записи какого вида называют обыкновенными дробями? Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби? Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше? Как изображаются равные дроби на координатном луче? Приведите пример двух равных дробей с различными числителями. Сегодня   на   уроке   мы   раскроем   с   вами   секрет   тесной   связи   между математикой   и   музыкой.   И   в   этом   нам   помогут   ваши   знания   по   теме "Обыкновенные дроби". Музыка «математична», а математика музыкальна. Нет такой области музыки, где не использовались бы числа, например, ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи. К тому же музыка – это процесс, а математика описывает самые разнообразные процессы. В математике красота и гармония ведут за собой творчество, так же как и в музыке. Композиторы   часто   признаются,   что   их   методы   немногим   отличаются   от математических. Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот. Слайд 4      Давайте вспомним длительности, которые вы знаете ( на доске писать : слева нота, справа обыкновенная дробь) Как   вы   думаете,   почему   удобнее   опираться   на   дроби   в   обозначениях длительностей нот? (Ответ: Сразу понятно, насколько один звук должен быть короче или длиннее другого.) 2 Слайд 5  «Сравнение» Задание №1 (работа в парах) Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =.  Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики. Слайд. Музыкальный размер  Ритмичное чередование  сильных (ударных) и слабых (безударных) долей в музыке   образует  музыкальный размер.  Он   обозначается   цифрами   в   виде дроби в начале нотной строки.  Числитель дроби указывает на количество долей в такте. Знаменатель – на длительность этих долей. Слайд 6  «Неоконченный такт» Задание 2.Решим музыкальную задачу. Гном сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:  Как можно записать его на математическом языке?  Сколько четвертей не хватает в такте? Каков будет ответ? (Ответ: в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.) 3 Каков ритмический рисунок получился в такте?  (Ответ: четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть)   Решение задачи изобразите схематически в тетради. Запишите его на языке математики.   Возможно   несколько   вариантов   записи.   Ответ   учащиеся прохлопают свой вариант ( з группы) Слайд 7   «Варианты» Слайд 8  «Ребус» Задание № 3.  Разгадаем ребус. Единичный отрезок равен 8 клеток. Отметьте на координатном луче точки. Какое слово зашифровано? (Ответ: опера) Что такое опера? (Ответ: Опера – это музыкально­сценический жанр, в котором главные герои выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.) Опера состоит из увертюры, нескольких действий и финала. Именно опере посвящена наша следующая задача. Слайд 9   4 Работа на МАС. Критерии оценивания: !!!!!!!!!!!!!!!!! 12 месяцев композитор  сочинял оперу. ШАГ 1   (Слушают  произведение композитора, который им хорошо знаком. Слушание музыки: И.С. Бах. Ария из оркестровой сюиты.) Обратите   внимание   на   мелодию,   подумайте,   какие   по   длительности   звуки использует композитор? Какова мелодия произведения? Какие длительности, на   ваш   взгляд,   преобладают   в   мелодии,   почему?   Что   получится,   если перевести данные длительности на язык математики.  Ответ­ Целые или половинные, потому что медленный темп и звуки долго тянутся. Целая нота – это целое число, половинная – это дробь 1/2 Штрафстоянка: Справка – подсказка. Шаг 2 Решить задачу по ее краткому условию: Увертюра ­ 1/6 этого времени 1 действие – 1/3 всего времени 2 действие – 1/2 от Композитор   сочинял   оперу   12   месяцев.   Увертюру   он   сочинял   1/6   этого времени, 1 действие – 1/3 всего времени, 2 действие – 1/2 от затраченного времени на сочинение увертюры и 1 действия. Сколько времени композитор затратил на сочинение финала? Ответ:  1) 12 : 6 * 1= 2(м.) ­ сочинял увертюру               2) 12 : 3 * 1=4(м.) – сочинял 1 действие               3)  2 + 4 = 6 (м.) – сочинял увертюру и 1 действие               4) 6 : 2 * 1 =3(м.) – сочинял 2 действие               5) 6 + 3 =  9 (м.) ­ сочинял увертюру, 1 действие и 2 действие               6) 12­ 9 = 3 ( м.) Ответ: 3 месяца композитор сочинял финал. Штрафстоянка:  Справка   –   подсказка.(   информация   :   что   такое   увертюра, действие, финал + решение) ОПЕРА (итал. opera, букв. ­ сочинение), музыкально­театральное произведение, основанное на   синтезе   слова,   сценического   действия   и   музыки.   Увертюра ­   инструментальная оркестровая пьеса, служащая вступлением к музыкальным (и не только) произведениям. Увертюра   может   открывать   оперу,   хоровые   выступления, кинофильм,   балет, 5 драматическую   театральную   постановку,   инструментальные   композиции   и   др.   Термин "увертюра"   происходит   от   французского ouverture,   означающего   открытие,   начало, вступление.   Также   увертюра   означает   самостоятельное   инструментальное   концертное произведение. Шаг3 В   постановке   оперы   принимали   участие   кордебалет,   оркестр   и   солисты   – всего 90 человек.  1/3 от общего числа составляли танцоры кордебалета, 1/2  ­ музыканты  оркестра. Сколько солистов участвовало в постановке оперы? Ответ : 15 солистов участвовало в постановке оперы. Штрафстоянка: Справка – подсказка.( информация  о кордебалете, оркестре и солистах   +   решение)  КОРДЕБАЛЕТ   (франц.   corps   de   ballet),   ансамбль танцовщиц   и   танцовщиков,   исполняющих   в   балете,   опере,   оперетте   и   др. массовые танцы, народные сцены. Шаг 4 В записи решений найдите ошибку и выполните действия правильно. 1. 10 — 5/9 = 10(9/9) — 5/9 = 10(4/9). 2. 3(2/3) + 5(7/10) = 8(9/13). 3. 4(2/3) х 1(2/7) = (15 х 9 )/(3 х 7) = (15 х 3 )/(1 х 7)=45/7=6(3/7). 4. 4/5 : 4/7 = (4 х 4)/(5 х 7) = 16/35. 5. 6(2/3) + 4(1/3) = 10(3/3) = 10. Ответ: 1.   9( 4/9);  2.  9 (11/30);  3.  6;  4.   1(2/5);  5.  11 Штрафстоянка:  Справка   –   подсказка.(   информация:   правила   сложения, вычитания, умножения и деления? смешанных чисел) Вспомни правило ... умножения обыкновенных дробей:           Для выполнения умножения смешанных чисел, надо записать их в   виде   неправильных   дробей,   а   затем   воспользоваться   правилом умножения простых дробей.  Задание 4 Раскраска. Доп.вопрос: Какие музыкальные инструменты изображены на рисунке? Доп. Задание на карточке:  Реши уравнение 6 2 3 х  1 20  4 5 4 9 4 9 Итог урока: Лев Николаевич Толстой писал, что «Человек есть дробь… Увеличить своего числителя – свои достоинства,  не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться  к своему совершенству». Сегодня на уроке мы тоже приближались к совершенству, но к математическому, и закрепляли   знания   и   умения   по   теме   «   Обыкновенные   дроби»   и   « музыка». Без математики  вместо музыкального произведения был бы набор звуков. Слайд 10    Рефлексия:  На листочках рисуют свою руку. Пишут ответ. Далее обсуждение высказываний. Кто хочет поделиться ?  «М» (мизинец) – мысли, знания, информация. ­ Что нового я сегодня узнал? ­ Какие знания приобрёл?        «Б» (безымянный) – близость к цели. ­ Что я сегодня сделал и чего достиг?        «С» (средний) – состояние духа. ­ Каким было моё настроение, расположение духа? ­ Что было связано с положительными эмоциями?        «У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество. ­ Чем я сегодня помог другим? ­ Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?        «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние. ­ Что я сегодня сделал для моего здоровья? Слайд 11   Д/з  Найдите, как еще "дружит" математика с музыкой, используя информацию дополнительной литературы и сети Интернет. Спасибо, ребята, за работу на уроке.    7

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс

Конспект урока "Использование обыкновенных дробей в музыке" 6 класс
Скачать файл