Конспект урока.
Тема:                 «Использование обыкновенных дробей в музыке».
Слайд 1
Сегодня мы с вами проведем необычный урок – совместный урок музыки и математики. Тему урока вы узнаете, выполнив задание на карточке.
Слайд 2
Самостоятельная работа (Группам раздаются примеры, распределяют  примеры между собой. Каждый в группе получает пример, решает, далее все вместе составляют слово)
 Вариант 1.
Выполните действия, ответы расположите в порядке возрастания и прочитайте слово.конспект
            
        
        
        
                    
                
                    Конспект урока.
Тема:                 «Использование обыкновенных дробей в музыке».
Слайд 1
Сегодня мы с вами проведем необычный урок – совместный урок музыки и
математики. Тему урока вы узнаете, выполнив задание на карточке.
Слайд 2
Самостоятельная   работа  (Группам   раздаются   примеры,   распределяют
примеры между собой. Каждый в группе получает пример, решает, далее все
вместе составляют слово)
 Вариант 1.
Выполните   действия,   ответы   расположите   в   порядке   возрастания   и
прочитайте слово.
 
1. 1(4/9)  4/9. д      4. 2(5/6) + 1(3/4).Б
2. 17(2/3) + 5. и      5. 1(3/7) х 2(1/10). Р
3. 10  6(2/9). о
 (Ответ: Дроби)
 Вариант 2.
Выполните действия, ответы расположите в порядке убывания и прочитайте
слово.
1. 13(5/8)  1(5/8). з      4. 8(1/8)  6(3/4). к
2. 12 + 18(3/5). м         5. 1(5/18) х 18. А
3. 4(2/5) + 3(5/6). ы     6. 4(1/2) х 5(1/3). У
 (Ответ: Музыка)
   Слайд 3     Краткая беседа об «Использовании обыкновенных дробей в музыке».
Тема   нашего   урока:   «Использование   обыкновенных   дробей   в   музыке».
Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: «Какое значение имеют дроби в
музыке?». Вспомните, что вы уже знаем о дробях.
1Опрос
Записи какого вида называют обыкновенными дробями?
Что показывает знаменатель дроби?
Что показывает числитель дроби?
Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше?
Как изображаются равные дроби на координатном луче?
Приведите пример двух равных дробей с различными числителями.
Сегодня   на   уроке   мы   раскроем   с   вами   секрет   тесной   связи   между
математикой   и   музыкой.   И   в   этом   нам   помогут   ваши   знания   по   теме
"Обыкновенные дроби".
Музыка «математична», а математика музыкальна. Нет такой области музыки,
где не использовались бы числа, например, ритм делит время на единицы и
устанавливает между ними числовые связи. К тому же музыка – это процесс, а
математика описывает самые разнообразные процессы. В математике красота
и гармония ведут за собой творчество, так же как и в музыке.
Композиторы   часто   признаются,   что   их   методы   немногим   отличаются   от
математических.
Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот.
Слайд 4     
Давайте вспомним длительности, которые вы знаете ( на доске писать : слева
нота, справа обыкновенная дробь)
Как   вы   думаете,   почему   удобнее   опираться   на   дроби   в   обозначениях
длительностей нот?
(Ответ: Сразу понятно, насколько один звук должен быть короче или длиннее
другого.)
2Слайд 5  «Сравнение»
Задание №1 (работа в парах)
Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки <, >, =. 
Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики.
Слайд. Музыкальный размер 
Ритмичное чередование  сильных (ударных) и слабых (безударных) долей в
музыке   образует  музыкальный размер.  Он   обозначается   цифрами   в   виде
дроби в начале нотной строки. 
Числитель дроби указывает на количество долей в такте.
Знаменатель – на длительность этих долей.
Слайд 6  «Неоконченный такт»
Задание 2.Решим музыкальную задачу.
Гном сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным
и выглядел так: 
Как можно записать его на математическом языке? 
Сколько четвертей не хватает в такте?
Каков будет ответ?
(Ответ: в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в
такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще
одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.)
3Каков ритмический рисунок получился в такте? 
(Ответ: четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть)
 
Решение задачи изобразите схематически в тетради. Запишите его на языке
математики.   Возможно   несколько   вариантов   записи.   Ответ   учащиеся
прохлопают свой вариант ( з группы)
Слайд 7   «Варианты»
Слайд 8  «Ребус»
Задание № 3. 
Разгадаем ребус.
Единичный отрезок равен 8 клеток. Отметьте на координатном луче точки.
Какое слово зашифровано?
(Ответ: опера)
Что такое опера?
(Ответ: Опера – это музыкальносценический жанр, в котором главные герои
выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.)
Опера состоит из увертюры, нескольких действий и финала.
Именно опере посвящена наша следующая задача.
Слайд 9  
4Работа на МАС. Критерии оценивания: !!!!!!!!!!!!!!!!!
12 месяцев композитор 
сочинял оперу.
ШАГ 1   (Слушают  произведение композитора, который им хорошо знаком.
Слушание музыки: И.С. Бах. Ария из оркестровой сюиты.)
Обратите   внимание   на   мелодию,   подумайте,   какие   по   длительности   звуки
использует композитор? Какова мелодия произведения? Какие длительности,
на   ваш   взгляд,   преобладают   в   мелодии,   почему?   Что   получится,   если
перевести данные длительности на язык математики. 
Ответ Целые или половинные, потому что медленный
темп и звуки долго тянутся. Целая нота – это целое
число, половинная – это дробь 1/2
Штрафстоянка: Справка – подсказка.
Шаг 2
Решить задачу по ее краткому условию:
Увертюра  1/6 этого времени
1 действие – 1/3 всего времени
2 действие – 1/2 от
Композитор   сочинял   оперу   12   месяцев.   Увертюру   он   сочинял   1/6   этого
времени, 1 действие – 1/3 всего времени, 2 действие – 1/2 от затраченного
времени на сочинение увертюры и 1 действия. Сколько времени композитор
затратил на сочинение финала?
Ответ:  1) 12 : 6 * 1= 2(м.)  сочинял увертюру
              2) 12 : 3 * 1=4(м.) – сочинял 1 действие
              3)  2 + 4 = 6 (м.) – сочинял увертюру и 1 действие
              4) 6 : 2 * 1 =3(м.) – сочинял 2 действие
              5) 6 + 3 =  9 (м.)  сочинял увертюру, 1 действие и 2 действие
              6) 12 9 = 3 ( м.)
Ответ: 3 месяца композитор сочинял финал.
Штрафстоянка:  Справка   –   подсказка.(   информация   :   что   такое   увертюра,
действие, финал + решение)
ОПЕРА (итал. opera, букв.  сочинение), музыкальнотеатральное произведение, основанное
на   синтезе   слова,   сценического   действия   и   музыки.   Увертюра    инструментальная
оркестровая пьеса, служащая вступлением к музыкальным (и не только) произведениям.
Увертюра   может   открывать   оперу,
  хоровые   выступления, кинофильм,
  балет,
5драматическую   театральную   постановку,   инструментальные   композиции   и   др.   Термин
"увертюра"   происходит   от   французского ouverture,   означающего   открытие,   начало,
вступление.   Также   увертюра   означает   самостоятельное   инструментальное   концертное
произведение.
Шаг3
В   постановке   оперы   принимали   участие   кордебалет,   оркестр   и   солисты   –
всего 90 человек.  1/3 от общего числа составляли танцоры кордебалета, 1/2  
музыканты  оркестра. Сколько солистов участвовало в постановке оперы?
Ответ : 15 солистов участвовало в постановке оперы.
Штрафстоянка: Справка – подсказка.( информация  о кордебалете, оркестре и
солистах   +   решение)  КОРДЕБАЛЕТ   (франц.   corps   de   ballet),   ансамбль
танцовщиц   и   танцовщиков,   исполняющих   в   балете,   опере,   оперетте   и   др.
массовые танцы, народные сцены.
Шаг 4
В записи решений найдите ошибку и выполните действия правильно.
1. 10 — 5/9 = 10(9/9) — 5/9 = 10(4/9).
2. 3(2/3) + 5(7/10) = 8(9/13).
3. 4(2/3) х 1(2/7) = (15 х 9 )/(3 х 7) = (15 х 3 )/(1 х 7)=45/7=6(3/7).
4. 4/5 : 4/7 = (4 х 4)/(5 х 7) = 16/35.
5. 6(2/3) + 4(1/3) = 10(3/3) = 10.
Ответ: 1.   9( 4/9);  2.  9 (11/30);  3.  6;  4.   1(2/5);  5.  11
Штрафстоянка:  Справка   –   подсказка.(   информация:   правила   сложения,
вычитания, умножения и деления? смешанных чисел)
Вспомни правило ... умножения обыкновенных дробей:
          Для выполнения умножения смешанных чисел, надо записать их
в   виде   неправильных   дробей,   а   затем   воспользоваться   правилом
умножения простых дробей. 
Задание 4
Раскраска.
Доп.вопрос: Какие музыкальные инструменты изображены на рисунке?
Доп. Задание на карточке:
 Реши уравнение
62
3
х
1
20
4
5
4
9
4
9
Итог урока:
Лев Николаевич Толстой писал, что «Человек есть дробь… Увеличить
своего числителя – свои достоинства,  не во власти человека, но всякий
может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе, и
этим уменьшением приблизиться  к своему совершенству». Сегодня на
уроке мы тоже приближались к совершенству, но к математическому, и
закрепляли   знания   и   умения   по   теме   «   Обыкновенные   дроби»   и   «
музыка». Без математики  вместо музыкального произведения был бы
набор звуков.
Слайд 10
  
Рефлексия: 
На листочках рисуют свою руку. Пишут ответ. Далее обсуждение высказываний. Кто хочет
поделиться ?
 «М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
 Что нового я сегодня узнал?
 Какие знания приобрёл?
       «Б» (безымянный) – близость к цели.
 Что я сегодня сделал и чего достиг?
       «С» (средний) – состояние духа.
 Каким было моё настроение, расположение духа?
 Что было связано с положительными эмоциями?
       «У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.
 Чем я сегодня помог другим?
 Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
       «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
 Что я сегодня сделал для моего здоровья?
Слайд 11  
Д/з 
Найдите, как еще "дружит" математика с музыкой, используя информацию
дополнительной литературы и сети Интернет. Спасибо, ребята, за работу на
уроке. 
 
7