Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
русская литература
8 кл
07.06.2018
Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс
Тема: И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. Класс: 8 Цель: проследить, какие факторы оказали влияние на судьбу и творчество писателя. Задачи: 1) образовательные: - познакомиться с отдельными фактами биографии писателя; - совершенствовать навыки сопоставления героев литературного произведения; - развитие понятия способов создания образа литературного героя. 2) развивающие: - совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; - развивать творческое мышление; - формировать познавательный интерес 3) воспитательные:Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс
конспект.docx
Тема: И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» ­  воспоминание о пути к творчеству. Класс: 8 Цель: проследить, какие факторы оказали влияние на судьбу и творчество  писателя. Задачи:  1) образовательные:  ­ познакомиться с отдельными фактами биографии писателя; ­ совершенствовать навыки сопоставления героев литературного  произведения; ­ развитие понятия способов создания образа литературного героя. 2) развивающие:  ­ совершенствовать навыки анализа  текста художественного произведения; ­ развивать творческое мышление; ­ формировать познавательный интерес 3) воспитательные: ­ на примере судьбы и творчества писателя воспитывать любовь к родине,  формировать потребность в самоопределении. I. II. Оргмомент.  Положительный настрой на работу. Проверка домашнего задания. ХОД УРОКА ­ Развернутый ответ на вопрос «Как изображен Пугачев в одноименной поэме  С.А. Есенина?» ­ Проверка письменного домашнего задания (изобразительно­выразительные  средства в поэме «Пугачев») Работа по теме урока. III. 1. Сообщение темы урока. Формулирование целей. (Слайд №3) 2. Знакомство с биографией С.И. Шмелева. В результате работы с биографической справкой учащиеся должны заполнить  таблицу в РАБОЧЕЙ КАРТЕ урока (Приложение), отмечая знаком ! то, что  их удивило или привлекло внимание в судьбе писателя. Какое влияние оказала семья на  Семья отличалась  патриархальностью, истовой  формирование личности писателя? религиозностью. Хозяева и  работники вместе постились,  вместе блюли обряды и  нравственные заветы старины,  ходили на богомолье, жили не  просто рядом, но и вместе. И это  отсутствие раздвоенности,  единство духовных принципов и Какое образование получил И.С.  Шмелев?  Чем закончился первый  литературный опыт будущего  писателя? Какие исторические события  выпали на судьбу писателя? Каково литературное наследие  И.С. Шмелева? (период,  произведения) реального образа жизни оказали  благодатное влияние на  формирование нравственного мира  мальчика. Грамоте Иван Шмелев обучался  дома. Его первым учителем была  мать. В 1884 году Шмелев  поступил в шестую Московскую  гимназию.  Позже заканчивает  юридический факультет  Московского университета. Рассказ "У мельницы",  опубликованный в 1895 году в  журнале "Русское обозрение", стал  неудачным литературным дебютом  Шмелева. Первой русская революция, Первая мировая война, Февральскую  революцию встретил восторженно,  к Октябрьской  проявил полную  непримиримость. Впечатления от первой русской  революции: повести «По спешному  делу», «Распад» (1906); рассказы  «Вахмистр» (1906), «Иван  Кузьмин» (1907). Во время Первой мировой войны:  сборники  рассказов и очерков  «Карусель» (1916), «Суровые дни», «Лик скрытый» (1917). В эмиграции создавал рассказы, в  которых глазами очевидца описал  нравы новой власти — «Солнце  мёртвых» (1923), «Каменный век»  (1924), «На пеньках» (1925). С годами в творчестве Шмелёва  центральное место заняли  воспоминания о прошлом  («Богомолье» (1931), «Лето  Господне» (1927­48)). ­ После выполнения работы учащиеся сверяют свои записи с информацией,  расположенной на слайдах презентации (№ 4 – 7) 3. Анализ рассказа «Как я стал писателем». ­ Прочитайте начало рассказа. Какова его роль? (Первая фраза сразу отвечает на вопрос заглавия, весь остальной рассказ  раскрывает эту фразу. Лаконичное начало быстро вводит читателя в  творческую лабораторию писателя.) ­ Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления? (Еще в детстве писатель обладал живым воображением, фантазировал,  одушевлял окружающие предметы.) ­ Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии? (Серьезно никто не относился, пытались найти недостатки.) 4. Анализ образов Баталина и Цветаева (по вариантам) Способы создания Средства художественной выразительности, образа приемы 1. Социальный статус Инспектор Баталин 2. Портретная  характеристика 3. Речевая  характеристика Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная  лексика: «сухой, тонкий  костлявый палец с  отточенным остро  ногтем, показались  зубки, холодные глаза,  холодное презрение, так  улыбается лисица,  перегрызая горлышко  петушку». Прием  иронии и сатиры. Говорит сквозь зубы –  ну прямо цедит!  Ужасным, свистящим  голосом, начал пилить  со свистом. Цветаев Преподаватель  словесности, Шмелев  называет его по имени –  отчеству: «Федор  Владимирович». Эпитеты, сравнения:  «незабвенный,  посмеивающийся чуть  глазом». Говорил чуть­чуть на  «о», благодушно, певуче читал Проверка осуществляется с помощью слайдов № 8 – 10 Какой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева? (Противопоставление.) С какой целью автор это делает? (Чтобы подчеркнуть, что именно такие педагоги как Цветаев могут сыграть  определяющую роль  в судьбе человека.) Как изображен  в рассказе характер главного героя? (В мыслях и действиях, он наделен фантазией, увлечен литературой, это  благодарный человек, он сохранил в сердце память о своем наставнике,  который сыграл важную роль в становлении его как писателя:  «С ним,  единственным из наставников, поменялись мы на прощанье карточками.  Хоронили его — я плакал. И до сего дня ­ он в сердце». IV. Самостоятельная работа ­ Выполнение теста. ТЕСТ 1. Где и когда родился И.С. Шмелев? Выберите верный ответ, обведите  кружочком или отметьте галочкой.  а. Париж; б. Владимир; в. Москва; г. Берлин.   1) а – в а. 1922; б. 1917; в. 1906; г. 1873. 4) в – г  2) в – а  3) б – г 2. Какой отрывок из данных принадлежит рассказу «У мельницы» Шмелева? 1) «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари  курилися, как алтари, и выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув в  тайне свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван, залетных птиц из дальних стран!»; 2) «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но  ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной  стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другой,  скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными.»; 3) «Шум воды становился все отчетливее и громче: очевидно, я подходил к  запруде. Вокруг рос молодой, густой осинник, и его серые стволики стояли  передо мною, закрывая шумевшую неподалеку речку. С треском я пробирался  чащей, спотыкался на остренькие пеньки осинового сухостоя…». Назовите род и жанр литературы, к которому относится произведение И.С.  Укажите термин, обозначающий средство иносказательной  Как называется изображение внешности героя в литературном  3. Шмелева «Как  я стал писателем» ___________________________       ___________________________ 4. произведении: «высокий, сухой Баталин, с рыжими  бакенбардами»_________________________ 5. выразительности: «топоры, которые грызли бревна», «метла бегала за пылью»  _______________________________ 6. тексте: «Чудесный был швейцар, с усами,  бравый!»____________________________________ Запишите термин, которым обозначается художественное определение в  V. Рефлексия ­ Какие знания, полученные сегодня на уроке, вам могли бы пригодиться в жизни? ­ Оцените свой вклад в работу на уроке по десятибалльной шкале. VI. Домашнее задание ­ Ответить письменно на вопрос: Как вы понимаете слова героя в финале  рассказа: «Только одно я чувствовал: что­то я должен сделать, многое узнать,  читать, вглядываться и думать… ­ готовиться. Я другой, другой!» ­ Прочитать рассказ М. Осоргина «Пенсне»

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс

Конспект урока "И.С.Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству" 8 класс
Скачать файл