Конспект урока ИЗО (4 класс) УМК "Школа России" по теме "Древние соборы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока изобразительного искусства (4 к л а с с) У М К "Ш к о л а Р о с с и и" п о т е м е "Д р е в н и е с о б о р ы"
Иконка файла материала урок 10.docx
Кемалова С.Н. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Дата 12.11.18г.                                              Урок №     10                          Класс  4 Тема. Древние соборы. Планируемые результаты. Личностные:  раскрывать значимость и красоту духовного наследия нашего государства; пробу­ждать интерес к  духовным ценностям культуры. Метапредметные:  формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения;  сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять  разные социальные роли;  организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного  рационального труда. Предметные: знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма, его конструкцией, символикой; учиться приемам моделирования из бумаги; формировать понятия симметрия, пропорции;      Тип урока. Урок моделирования и преобразования модели. Оборудование: цветная бумага или картон, белая бумага, ножницы, клей, презентация «Древние  соборы». Ход урока. 1        Орг. момент (1мин). (Цель: настрой на работу). У.: Ребята, посмотрите глазками, проверьте, всё ли у вас готово к уроку, все ли ма­териалы лежат на   своих   местах.   Занимайте   свои   места,   приготовьтесь   внимательно   слу­шать   и   выполнять   очень интересную работу. 2        Объяснение нового материала (14­15 мин). (Цель:   знакомство   с   архитектурой   древнерусского   каменного   храма,   его   конструк­цией, символикой; знакомство с памятниками архитектуры г. Смоленска). Беседа «Древние соборы» (11­12­13вв.) (используется презентация­зрительный ряд «Древние соборы») У.: Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие во времени. Мы говорили на протяжении нескольких уроков о деревянном зодчестве, а сегодня продолжим разго­вор о развитии архитектуры Древнерусского   государства.   Я   покажу   вам   несколько   изо­бражений,   а   вы   сами   попробуете сформулировать тему нашего урока. Слайд 1. Древние соборы. У.: Да. Сегодня мы будем говорить о соборах и храмах. Но не о современных, а са­мых древних,  сохранившихся до наших времен. Итак, в путь. Вместе с православием на Русь пришли и православные книги, церковные обряды, архитектура, первые  священники. Началось строительство православных храмов. Какой материал для строительства пришел на смену дереву и почему? (камень) Соборы и храмы  воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым  центром города. Это были святыни города. Слайд 2. Крестово­купольные храмы. Православные храмы, которые стали строить сначала приглашенные, а затем и свои мастера, имели в плане крест, а наверху – купол или несколько куполов. Поэтому этот тип храмов называется крестово­ купольный.Что символизирует крест? (силу Бога, которая помогает верующим) Что  символизирует купол? (пылающую свечу, пламенность молитвы). Слайд 3. Софийский собор в Киеве. Одним   из   первых   православных   храмов   стал   Софийский   собор   в   Киеве   (начало   11   века)   и Софийский собор в Великом Новгороде (начало 12 века). Слайд 4. Софийский собор в Великом Новгороде. Слайд 5. Во Владимире ­ белокаменный Успенский собор, возведённый в XII веке на месте крепостных зданий построенных Владимиром Мономахом. Слайд 6. Церковь покрова на Нерли (Владимирская область). Слайд 7. Наш город Смоленск славен своими соборами и храмами. Некоторые из них, по­строенные в 12 веке, сохранились до нашего времени, реставрированные или отстроен­ные заново, они хранят нашу историю. Этот собор знает каждый из вас. (Успенский собор). Собор   Успения   Пресвятой   Богородицы   (Успенский   собор)   –   кафедральный   собор   Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части го­рода Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609­1611 годов на месте одноимённого собора XII века. Слайд 8. Церковь Петра и Павла. Другим выдающимся образцом храмового зодчества XII века является церковь Пет­ра и Павла. Каменный   храм   в   честь   апостолов   Петра   и   Павла   построен   в   1146   году   при   Рости­славе Мстиславовиче, князе Смоленском. Слайд 9. Церковь Архангела Михаила (Свирская) является одним из уникальных, дошедших до нас во всей своей красе, архитектурных памятников XII века. Каменный   храм   в   честь   Архангела   Михаила   возведен   Давидом   Ростиславовичем,   князем Смоленским во время его правления в 1180­1197 годах. Слайд 10. Церковь Иоанна Богослова. Еще один архитектурный памятник 12 века. Слайд 11. Коллаж. Инструктаж к практической работе (3­4 мин). (Цель: определение последовательности этапов работы). Сегодня на уроке мы попробуем передать в своих работах красоту русских соборов. Работать будем с бумагой. Нам понадобятся 2 цвета. Один  для фона вы выберете сами, второй цвет белый. Почему? Белый цвет – это свет. Он означает мир, тишину, чистоту. В белые одежды одевают­ся служители православной церкви. Белая окраска у православных храмов. Белый цвет объединяет все цвета радуги. Рассмотрим работы и ответим на вопрос: ­ Что объединяет все эти работы? (тема – храмы, 2 цвета в работе, симметрия конст­рукции храма). Эти моменты вы должны будете отразить в своей работе. Самое сложное ­ это пе­редать пропорции и симметрию конструкции. Начнем работу с самого сложного. 1 Сложим   лист   белой   бумаги   пополам.   Наметим   контур   храма (нарисуем   только   половину)   и   тех   частей,   которые   необходимо   будет вырезать.2 Аккуратно вырезаем по намеченному контуру. 3 Разворачиваем. Изображение храма готово. 4 Выбираем фон. 5 Красиво располагаем все детали на листе фона, соблюдая правила  композиции. 6 Наклеиваем детали на фон. 4        Практическая работа (20 мин). (Индивидуальная работа детей). 5        Подведение итогов (3­5 мин).  (Выставка работ).

Посмотрите также