Конспект урока изобразительного искусства (4 к л а с с) У М К "Ш к о л а Р о с с и и" п о т е м е "Д р е в н и е с о б о р ы"
Кемалова С.Н.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Дата 12.11.18г. Урок № 10 Класс 4
Тема. Древние соборы.
Планируемые результаты.
Личностные:
раскрывать значимость и красоту духовного наследия нашего государства; пробуждать интерес к
духовным ценностям культуры.
Метапредметные:
формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения;
сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять
разные социальные роли;
организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного
рационального труда.
Предметные:
знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма, его конструкцией, символикой;
учиться приемам моделирования из бумаги;
формировать понятия симметрия, пропорции;
Тип урока. Урок моделирования и преобразования модели.
Оборудование: цветная бумага или картон, белая бумага, ножницы, клей, презентация «Древние
соборы».
Ход урока.
1 Орг. момент (1мин).
(Цель: настрой на работу).
У.: Ребята, посмотрите глазками, проверьте, всё ли у вас готово к уроку, все ли материалы лежат
на своих местах. Занимайте свои места, приготовьтесь внимательно слушать и выполнять очень
интересную работу.
2 Объяснение нового материала (1415 мин).
(Цель: знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма, его конструкцией,
символикой; знакомство с памятниками архитектуры г. Смоленска).
Беседа «Древние соборы» (111213вв.)
(используется презентациязрительный ряд «Древние соборы»)
У.: Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие во времени. Мы говорили на протяжении
нескольких уроков о деревянном зодчестве, а сегодня продолжим разговор о развитии архитектуры
Древнерусского государства. Я покажу вам несколько изображений, а вы сами попробуете
сформулировать тему нашего урока.
Слайд 1.
Древние соборы.
У.: Да. Сегодня мы будем говорить о соборах и храмах. Но не о современных, а самых древних,
сохранившихся до наших времен.
Итак, в путь.
Вместе с православием на Русь пришли и православные книги, церковные обряды, архитектура, первые
священники. Началось строительство православных храмов.
Какой материал для строительства пришел на смену дереву и почему? (камень) Соборы и храмы
воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым
центром города. Это были святыни города.
Слайд 2.
Крестовокупольные храмы.
Православные храмы, которые стали строить сначала приглашенные, а затем и свои мастера, имели
в плане крест, а наверху – купол или несколько куполов. Поэтому этот тип храмов называется крестово
купольный.Что символизирует крест? (силу Бога, которая помогает верующим) Что
символизирует купол? (пылающую свечу, пламенность молитвы).
Слайд 3.
Софийский собор в Киеве.
Одним из первых православных храмов стал Софийский собор в Киеве (начало 11 века) и
Софийский собор в Великом Новгороде (начало 12 века).
Слайд 4.
Софийский собор в Великом Новгороде.
Слайд 5.
Во Владимире белокаменный Успенский собор, возведённый в XII веке на месте крепостных
зданий построенных Владимиром Мономахом.
Слайд 6.
Церковь покрова на Нерли (Владимирская область).
Слайд 7.
Наш город Смоленск славен своими соборами и храмами. Некоторые из них, построенные в 12
веке, сохранились до нашего времени, реставрированные или отстроенные заново, они хранят нашу
историю.
Этот собор знает каждый из вас. (Успенский собор).
Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) – кафедральный собор Смоленской
епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной
горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 16091611 годов на месте одноимённого
собора XII века.
Слайд 8.
Церковь Петра и Павла.
Другим выдающимся образцом храмового зодчества XII века является церковь Петра и Павла.
Каменный храм в честь апостолов Петра и Павла построен в 1146 году при Ростиславе
Мстиславовиче, князе Смоленском.
Слайд 9.
Церковь Архангела Михаила (Свирская) является одним из уникальных, дошедших до нас во всей
своей красе, архитектурных памятников XII века.
Каменный храм в честь Архангела Михаила возведен Давидом Ростиславовичем, князем
Смоленским во время его правления в 11801197 годах.
Слайд 10.
Церковь Иоанна Богослова.
Еще один архитектурный памятник 12 века.
Слайд 11. Коллаж.
Инструктаж к практической работе (34 мин).
(Цель: определение последовательности этапов работы).
Сегодня на уроке мы попробуем передать в своих работах красоту русских соборов. Работать
будем с бумагой. Нам понадобятся 2 цвета. Один для фона вы выберете сами, второй цвет белый.
Почему?
Белый цвет – это свет. Он означает мир, тишину, чистоту. В белые одежды одеваются служители
православной церкви. Белая окраска у православных храмов. Белый цвет объединяет все цвета радуги.
Рассмотрим работы и ответим на вопрос:
Что объединяет все эти работы? (тема – храмы, 2 цвета в работе, симметрия конструкции храма).
Эти моменты вы должны будете отразить в своей работе. Самое сложное это передать пропорции
и симметрию конструкции. Начнем работу с самого сложного.
1 Сложим лист белой бумаги пополам. Наметим контур храма
(нарисуем только половину) и тех частей, которые необходимо будет
вырезать.2 Аккуратно вырезаем по намеченному контуру.
3 Разворачиваем. Изображение храма готово.
4 Выбираем фон.
5 Красиво располагаем все детали на листе фона, соблюдая правила
композиции.
6 Наклеиваем детали на фон.
4 Практическая работа (20 мин).
(Индивидуальная работа детей).
5 Подведение итогов (35 мин).
(Выставка работ).