Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)
Оценка 5

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
искусство
6 кл
26.02.2018
Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)
Данная разработка может быть полезна для учителей ИЗО и обучающихся при подготовке и проведении урока на соответствующую тему. Материал, предложенный в данном материале поможет дать представление о приёмах художественного преувеличения и разновидностях карикатуры. научить создавать карикатурные образы, познакомить обучающихся с понятием «сатирический образ» человека в искусстве; поговорить о понятиях «карикатура», «шарж», «гротеск», «лубок», об истории создания карикатуры; повторить и закрепить знания о жанре портрета.конспект урока
открытый урок ИЗО Котова Е.И..docx
МКОУ Новомеловатская СОШ изобразительного искусства в 6 классе Тема урока Учитель ИЗО первой квалификационной категории Котова Елена Ивановна С. Медвежье Тема урока  «САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА» Цели и задачи урока: Цель:  (результат по содержанию) Дать представление о приёмах художественного преувеличения и разновидностях карикатуры. 1 (результат по способу деятельности): Научить создавать карикатурные  образы.  Задачи: Образовательные:  познакомить обучающихся с понятием  «сатирический образ» человека в   искусстве;  поговорить о понятиях «карикатура», «шарж», «гротеск», «лубок»,  об  истории создания карикатуры;  повторить и закрепить  знания о жанре портрета. Развивающие: развивать наблюдательность, технику рисования карандашом;  учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических  образов и создании дружеских шаржей; формировать умение находить смешные, саркастические образы человека  (литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в  юмористическом решении. Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к  собственному творчеству, созиданию, самовыражению средствами  изобразительного искусства, положительное отношение к юмору;  воспитывать у обучающихся самостоятельность в учебной работе,  усидчивость, аккуратность; укреплять межпредметные связи (литература, музыка, история,  изобразительное искусство). С л о в а р ь :  карикатура, шарж, лубок, гротеск. Тип урока – комбинированный. Методы обучения:  ­ по источникам знаний: проблемно­поисковый, наглядно­практический; ­ по характеру познавательной деятельности:  объяснительно­ иллюстративный и частично­поисковый; ­ по степени взаимодействия: беседа + самостоятельная работа; ­ метод  поэтапных открытий, единства  восприятия и созидания,  диалогичность; ­ метод  индивидуально­групповых работ. Принципы:  постоянной связи с жизнью через  привлечение  личного эмоционального и  визуального опыта; единства формы и содержания. 2 Зрительный ряд: Презентация «Сатирические образы человека». Литературный ряд: В. Гафт  шуточная эпиграмма на Э. Рязанова. Музыкальный ряд: И.С. Бах «Шутка». Материалы и принадлежности к уроку: бумага, простой карандаш,  фломастеры, учебник. Результат:   Ученик осознает роль карикатуры в современном мире и учится  самостоятельно создавать сатирический портрет.  I Этап организации урока.  П р и в е т с т в и е .  Проверка готовности обучающихся к уроку. Ход урока II Этап повторения знаний  Работа с презентацией: «Сатирические образы человека»; Портрет – это изображение конкретного человека. Портрет в искусстве – не фотографическая копия, а результат  творчества, где показываются не только внешние характеристики, но и черты  характера, увлечения. Изобразить человека можно:  описав его словами (в литературе)  примером может послужить недавно изученное вами не уроках  литературы произведение Михаила Пришвина «Кладовая солнца», где автор  очень ярко и образно изображает детей: Митрашу и Настю.  изобразив  на плоскости (живопись или графика)   изваяв в объёме (скульптура). Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое  изображение, в котором художник достаточно точно передает сходство с  внешним обликом человека.  IIIЭтап создания проблемной ситуации и сообщение темы и                                           целей урока. А что вы можете сказать по поводу вот такого портрета? Переосмысливая заново Картины Элика Рязанова, Скажу: талант его растёт, Как и живот. Им нет предела, Но вырывается вперёд 3 Его талантливое тело.                                           В. Гафт К какому  жанру вы отнесете данные строки,  к  лирике или сатире? «Сатирические образы человека»  ­ это и есть тема нашего урока. Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами,  возможностями и своеобразием. Вы узнаете, как можно посмеяться над человеком посредством  изобразительного искусства. Мы с вами поговорим о разновидностях  карикатуры, вы научитесь приёмам создания сатирических образов и  дружеских шаржей. Свои зрительные и ассоциативные впечатления смешных образов вы  попробуете  воплотить в своих рисунках. IV Этап изучения нового материала В сатирических изображениях сходство, как внешнее, так и внутреннее,  передается более остро.  Карикатура ­ изображение, намеренно подчеркивающее и комически  преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой­ нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния. Карикатура может быть: САТИРИЧЕСКОЙ  ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ Сатирическая карикатура высмеивает, разит зло и беспощадно. Юмористическая карикатура отличается шутливым, добродушным  отношением художника к изображаемому. Элементы карикатуры существовали уже в античном искусстве, но как  особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII ­ начале XIX  в. во Франции. Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием  политической борьбы и агитации. В периоды революций и общественных  потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык художников –  карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия.  Это политическая карикатура. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой  Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники­ карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники,  работавшие под псевдонимом Кукрыниксы. Их произведения, в карикатурной  4 манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и  ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.  В те суровые годы такие же как вы дети рисовали и, рискую жизнью,  расклеивали по ночам листовки с карикатурами на Гитлера и фашистов. Сегодня практически все газеты и журналы помещают на своих  страницах карикатуры. Одни из них заставляют нас смеяться, другие  задуматься над происходящим.     Ведь кто такой карикатурист? Это не только художник, но ещё и журналист. Он как бы описывает происходящее за день, но не словами, а рисунком. Кроме карикатуры существуют и другие формы сатирического жанра  – лубок, гротеск, шарж. Шарж  ­  карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие  черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер.  Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но  наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются. В шарже не позволяется никакое подчёркивание физических  недостатков, ничего задевающего личное достоинство.             Различают следующие виды шаржа: 1. ПОРТРЕТНЫЙ – когда рисуется только чей­либо портрет.  2. СЮЖЕТНЫЙ – создается определенный сюжет с поступками, увлечениями какого­то лица.    V Этап выявления особенностей работы над карикатурой и шаржем.  Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с  большим уважением, дружелюбно. Смех его чисто приятельский. В шаржах  должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая  характеристика изображаемого с остроумным и комическим преувеличением  характерного.     Шарж не должен слишком отличаться от оригинала, он должен  оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться  подразумеваемый персонаж.  Вот что по поводу своих шаржей говорит известный советский  художник Ф. Решетников: “Свои шаржи я делаю только на тех людей,  которых хорошо знаю. Мне просто хочется весело рассказать о неповторимой  оригинальности их внутреннего мира, сделать наглядным то, что  рассказывается лишь в минуты наибольшей непосредственности поведения”. Художники карикатуры и шаржа используют знание мимики лица,  утрируют их выражение ради художественной выразительности. Чтобы уметь изобразительными средствами выделить существенное и  характерное в персонаже, нужно уметь тонко и остро подметить эти черты в  5 натуре и очень точно передать их в рисунке, безошибочно отбросив всё  второстепенное.  Один из труднейших компонентов – лица персонажей с их  характерными индивидуальными чертами, выражением, мимикой. Лицо каждого человека своеобразно и неповторимо, поэтому нужно  внимательно вглядываться в объект изображения, находя главное и  отличительное, что потом следует подчеркнуть.  Вот так шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем  старческом лице короля, выдающийся французский художник XIX века       О. Домье довел изображение до обыкновенной груши! VI Показ педагогического рисунка на доске.  (показ педагогического рисунка на доске разных форм и черт лица,  мимики). VIIФизкультминутка. VIII Этап закрепления материала Что общего между карикатурой и шаржем? Какова цель карикатуры? Чем отличается шарж от карикатуры? IX Этап художественно­творческой деятельности обучающихся.  Задание: выполнить дружеский шарж на товарища, члена семьи,   литературного героя или артиста. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. X Этап анализа работ, подведения итогов и оценивания детских    работ.                                                                                                             ­ Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.   ­О каких его видах мы говорили? ­ Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к  изображению только лица или фигуры человека. Портрет – не  фотографическая копия, а результат творчества. На карикатуре и дружеских шаржах модель как будто похожа на саму  себя больше, чем в действительности. Почему? Потому что настоящий  художник умеет выявить в человеке наиболее существенное, характерное. 6 XI  Рефлексия.  По окончании работы – вывешиваем рисунки на доску .  ­ Ребята, что вам понравилось в вашей работе? Что лучше всего  удалось? ­ В итоге получилось то, что задумывали изначально?      ­ Смогли ли вы передать то, что хотели?       ­ Как вы себя чувствовали в роли художников ­ карикатуристов?      ­ С какими трудностями вы столкнулись, работая над шаржами? После окончания урока обучающиеся  должны поднять красный (если  урок понравился) или желтый (если урок не понравился) кружочек. Литература: Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе  под ред. Б.М. Неменского / авт.­сост. О.В. Павлова, ­ Волгоград: Учитель,  2006 Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни  человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 2­е изд. ­  М.: Просвещение, 2009. Ресурсы Интернета. 7 Приложение  1 1. Рыдает дурёха,                                                                       Как будто ей плохо. Бьет ножкой об пол. Так долго кричала, Что всех напугала. 2. Вдруг заходит прямо в класс Кто­то к нам лохматый. Может это дикобраз Заглянул к ребятам.  3. На переменку Саша спешит. Кто пред напором таким устоит?! Он как олень бежит молодой, Дети обходят его стороной. 4. Рассуждает печально Андрюша: «Грустно в школе мне без игрушек. Может мне телефончик взять И под партой с ним поиграть?» 5. Сидит за партою Федот И вкусный пирожок жует. Его учитель вызывает. Федот ему не отвечает. 6. Лена открыла портфель и застыла: Она учебник  дома забыла! А вы, друзья, совет примите, В портфель всё с вечера сложите. 8 7. Вдруг в доме свет у нас погас,  И у девочки Кристинки  Вдруг закапали из глаз Очень крупные слезинки. 8. Эх, подружка моя, Как тебе не стыдно: На уроке булку ела, Думаешь, не видно! Эх, подружка моя, я её не ела. Раз 15 укусила, Больше не хотела. 9. Эх, подружка моя, Как тебе не стыдно! На уроках ты вертелась. Думаешь не видно? Эх, подружка моя, Я же не вертелась. Раз 15 обернулась. Больше не хотелось.         9

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)

Конспект урока ИЗО «Сатирические образы человека» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018