Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."
Оценка 4.6

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
20.01.2018
Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."
Данная разработка поможет: 1. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, технологии изготовления и росписи матрёшки. 2. Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана. 3. Развивать умение у учащихся анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана, выделять главное. 4. Развивать навыки самостоятельной работы, научить расписывать бумажные силуэты матрёшек в традициях народных мастеров. Воспитательные: 5. Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. 6. Воспитывать аккуратность.Данная разработка поможет: 1. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, технологии изготовления и росписи матрёшки. 2. Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана. 3. Развивать умение у учащихся анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана, выделять главное. 4. Развивать навыки самостоятельной работы, научить расписывать бумажные силуэты матрёшек в традициях народных мастеров. Воспитательные: 5. Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. 6. Воспитывать аккуратность.
конспект урока ИЗО.doc
Урок № 14 ИЗО 5 класс дата: Тема: Предметы народных промыслов в нашей повседневной  жизни. Цели урока: Образовательные: 1. Углубить   знания   о   русской   народной   деревянной   игрушке, технологии изготовления и росписи матрёшки. 2. Познакомить   с   характерными   особенностями   формы   и   росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.   Развивающие: 1. Развивать умение у учащихся анализировать и сравнивать матрёшек из   Сергиева   Посада,   Семёнова,   Полховского   Майдана,   выделять главное. 2. Развивать   навыки   самостоятельной   работы,   научить   расписывать бумажные силуэты матрёшек в традициях народных мастеров. Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. 2. Воспитывать аккуратность.  Задачи:  Формировать навыка рисования кистью  Развивать творческую активность учащихся  Воспитывать эстетическое впечатление детей о красоте цветочного  мотива в росписи русской матрешки Оборудование для учителя: шаблоны матрешек, презентация, матрешка. Оборудование для учащихся: альбом, карандаши, краски, кисти                                                      Ход урока 1.Организационный момент.     Настроить учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к  уроку. 2. Актуализация опорных знаний. ­ Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с народными промыслами. А что же это такое?  ­  Народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются традиции, зародившиеся много веков назад.  ­ С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. ­ И так, давайте вспомним их:  Гжель (слайд 1)  Жостово (слайд 2)  Городецкая роспись (слайд 3)  Хохломская роспись (слайд 4) 3. Мотивация.       На данном этапе урока я активизирую учебно­познавательную  деятельность учащихся, пробуждаю их интерес  к теме урока при помощи  создания игровой ситуации и стихотворения­загадки.   Достаю расписной сундучок, приговаривая: Мы на ярмарке бывали  И подарки выбирали. Принесли вам сундучок­ Позолоченный бочок. Сундучок тот не простой, И товар в нём расписной. Вынимаем напоказ И ведём про них рассказ.        ­ Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными  русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки,  что здесь лежат, очень знаменитые в мире. А особенность их в том, что они  созданы руками мастеров. Итак, отроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую? Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек,  Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста,  Разнимается она на две половинки. В ней живёт ещё одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко  Наша русская (матрёшка). ­   Правильно,   это   матрешка.   Как   вы   думаете,   кому   будет   посвящен   наш сегодняшний урок? С чем мы сегодня познакомимся? Правильно, с матрешкой! 4. Усвоение новых знаний.  ­ Ребята, а вы хотите узнать, как появилась матрешка, и какой искусный мастер ее так красиво расписал? Началось все так: - Когда-то, примерно сто лет назад, художник Василий Малютин привез в Москву из Японии фигурку игрушечного лысого старика, сердитого на вид и с узкими глазами. (Слайд 6) Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигурок. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам – понравится ли? (Кукла выглядела так: яблоками лег на щеки румянец, прикрыл голову алый платочек. Костюм состоял из юбки, кофты, передника и жилетки. В руках она держала булку хлеба). И кукла понравилась.(слайд 7) Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? И стали новые игрушки матрешками. Слава о них разнеслась по всей нашей стране. Каждый, кто ее делал, старался придать ей что-то свое, индивидуальное. А так как раньше не было фабрик, где делали игрушки, то людям приходилось вручную, с помощью ножа, придавать фигурки форму, а потом расписывать ее красками. Чтобы матрешки получались красивыми, мастера слушали русскую народную музыку. И вот матрешка готова, но нужно ее еще высушить. Поэтому матрешек выносили на воздух. Летом к пруду, а зимой раскладывали прямо на снегу фанеру, бумагу и на них все расставляли. Снег белый, а игрушки как полыхающая радуга – малиновое в них, зеленое, синее, желтое, алое. Все такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прогнали ее люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замершей речкой, и во дворах. Снег и цветы – вот какое чудо! Говорят, что когда поблизости никого нет, игрушки начинают водить хороводы и тихо поют. Матрешку изготавливают в разных местах России: в Загорье, Майдане, Семенове Традиционные матрёшки и их отличительные особенности. ( сообщения детей)   1 ученик. Первые русские матрёшки появились в Сергиевом Посаде (Московская область) в начале 20 века как забава для детей. Сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны. Плавно, ровно круглится форма   матрёшки,   медленно   перетекает   из   одного   объёма   в   другой.   Она наряжена в сарафан, кофту, платок, в руках держит корзинку или цветы. Образ яркий, открытый, броский.  Сергиев­Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана она чистыми яркими цветами. Черный линии подчеркивают детали одежды и черты ее лица Матрешки     2 ученик.  Полхов ­ Майданские (Горьковская область) матрёшки появились в 1920гг. Их можно узнать по удлинённому силуэту, цветы, ягоды и листья сплошным ковром покрывают фигурку матрёшки. Лицо окружают забавные кудряшки. У неё нет конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта. Характерный цвет для росписи   Полхов – майданской матрёшки – малиновый, рядом с ним ложится зелёный,   синий,   желтый.  Полхов­майданские   матрешки   можно   узнать   по необычной   форме   головы,   удлиненной   фигуре     и   характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом ­ темно­зеленый, а с синим — желтый. Мастера из Полхов­Майдана украшают свою матрешку так, чтобы   цветы,   ягоды   и   листья   сплошным   ковром   закрыли   ее   фигурку спереди.   Лицо   матрешки   порой   изображают   одним   черным   цветом, окружают забавными кудряшками.        3 ученик. Семёновская   матрёшка   из   города   Семёнова   Горьковской   области.   Мастера заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать стали по­своему. Ярким цветом   украшены   платок,   рукава,   сарафан.   Самое   же   главное   –   крупная цветовая   роспись,   заполняющая   весь   центр   фигурки.   Алые   розы,   маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Основной цвет в росписи – красный, черные край фартука и рукава кофты. Строгие глаза, собран бантиком маленький рот. У матрешек из Семенова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком».   Матрёшка – является народным художественным промыслом. Современные авторские матрёшки.         4 ученик. В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение.   выполненная   в Наибольший   интерес   стала   представлять   матрёшка, традиционном стиле и расписанная по собственному замыслу. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрёшек: ­матрёшки,   на   фартуках   которых   изображены   памятники   архитектуры. Популярными   являются   памятники   древнерусской   архитектуры   городов Владимира, Суздаля, Новгорода и др. ­матрёшки,   воспроизводящие   живописные   пейзажи   России,   часто   используют картины русских художников­пейзажистов. ­матрёшки,   на   фартуках   которых   изображены   сюжеты   из   русских   народных сказок. ­использование   в   росписи   матрёшек   декоративные   мотивы   русской   народной культуры, приёмы хохломской росписи, «под Гжель» и т.д. ­использование в росписи портретов известных государственных деятелей. - Мастера передают не только традиции и обычаи при выполнении матрешек, но и изменяют их со временем. Появляются и современные авторские матрешки:  С памятниками архитектуры  С живописными пейзажами  С цветочными мотивами  С сюжетами из народных сказок  В различных стилях росписи 5. Физминутка 6. Закрепление новых знаний.         На  данном  этапе  я  использую  игру   «Угадай  матрёшку»   по   слайд ­презентации.  Предлагаю ученикам работать в парах, для того, чтобы они  могли  оценить  ответы друг друга.  Учащимся  необходимо  узнать матрёшку по её характерным особенностям формы и росписи. Создание игровой   ситуации   стимулировало   учащихся   поделиться   с   другими приобретённой   информацией,   активно   оперировать   полученными знаниями.     Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:  «Я с таинственной матрёшкой                Заигралась допоздна,                Разбираю, собираю, то их восемь, то одна» 7.Самостоятельная (творческая) работа  - А теперь представим, что каждый из вас мастер, и вам предстоит выполнить свою матрешку, и каждая ваша матрешка будет вашей авторской работой. После того, как вы распишите вашу матрешку, мы с вами сделаем маленький «парад матрешек», где ваши матрешки от мала до велика будут красоваться перед нами.     ­ Создай образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия! 8.   Подведение итога урока  По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно   «Ярмарка»   ­   выставка   рисунков.   Учащиеся   вместе   с   учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?   ­ Ребята подведём итог нашему уроку. Давайте наших матрёшек поместим на доске и создадим красочную, весёлую ярмарку. Вещей накоплен был веками Хранит их каждый дом, а может быть музей. Умейте рисовать и сотворять руками Всё то, что может радовать друзей. 9.Рефлексия.  Задаю учащимся вопросы: ­Какую матрёшку ты задумал? ­Кому её можно подарить?  (друзьям, родителям, знакомым) ­Что меня удивило? - Мы вспомнили лишь   малую часть великого культурного наследия, которое оставили   нам   предки.   Произведения,   созданные   нашим   народом,   хранятся   в музеях,   показываются   на   выставках,   служат   образцами   на   производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее. 10.Домашнее задание  Всем:   нарисовать   свою   авторскую   матрёшку.   Желающим:   подготовить сообщение или слайд­презентацию «Художественные промыслы России».                                            Дополнительно: Загадки: 1) Эта роспись необычная, Композиция здесь симметричная. В букеты собраны цветы необычной красоты. Рисунки яркие мерцают, Оживка белая их оживляет. (Городец) 2) Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда так и светят на столе! Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей! ( Гжелька)  3) Веселая, белая глина Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные,  Табун разноцветных коней. Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбы А ну назовите меня! (Дымково) 4) Белоснежные ромашки На подносы нанесли Розы, маки, незабудки Тут же рядом расцвели. Рукодельным подмастерьям Было некогда скучать Лучше не было веселья, Чем подносы рисовать. (Жостово) 5) Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка? (Полхов­Майдан) 6)Эта роспись – алых ягод россыпь. Отголоски лета в золоте травы, Рощи­перелески, шелковые всплески Солнечно­медовой золотой листвы. (Хохлома) 7) Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока.  А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке.  Разрумянилась немножко Наша русская……..(Матрёшка) Традиционные матрёшки и их отличительные особенности. (сообщения детей)   1 ученик.  Первые   русские   матрёшки   появились   в  Сергиевом   Посаде  (Московская область) в начале 20 века как забава для детей. Сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны. Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Она наряжена в сарафан, кофту, платок, в руках держит корзинку или цветы. Образ яркий, открытый, броский.  Сергиев Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с   узорами.   Она   расписана     чистыми   яркими   цветами.   Черные   линии подчеркивают детали одежды и черты  лица Матрешки      2 ученик. Полохов   Майданские (Горьковская область) матрёшки появились в 1920гг. Их можно узнать по удлинённому силуэту, цветы, ягоды и листья сплошным ковром покрывают фигурку матрёшки. Лицо окружают забавные кудряшки. У неё нет конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта. Характерный цвет для росписи   Полхов   Майданской матрёшки – малиновый, рядом с ним ложится зелёный,   синий,   желтый.  Полхов   Майданские   матрешки   можно  узнать  по необычной   форме   головы,   удлиненной   фигуре     и   характерному малиновому   цвету.   Мастера   из   Полохов     Майдана   украшают   свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку   спереди.   Лицо   матрешки   порой   изображают   одним   черным цветом, окружают забавными кудряшками.          3 ученик. Семёновская   матрёшка   из   города   Семёнова   Горьковской   области.   Мастера заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать стали по­своему. Ярким цветом   украшены   платок,   рукава,   сарафан.   Самое   же   главное   –   крупная цветовая   роспись,   заполняющая   весь   центр   фигурки.   Алые   розы,   маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Строгие глаза, собран бантиком маленький рот. У матрешек из Семенова на фартуках яркие   букеты:   чем   больше   матрешка,   тем   крупнее   цветы   в   букете. Основной   цвет   в   росписи   —   красный,   черный   контур   обозначает   край фартука   и   рукава   кофты.   На   голове   платок,   украшенный   по   кайме. Матрёшка – является народным художественным промыслом. Современные авторские матрёшки.         4 ученик. В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший   интерес   стала   представлять   матрёшка,   выполненная   в традиционном стиле и расписанная по собственному замыслу. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрёшек: ­матрёшки,   на   фартуках   которых   изображены   памятники   архитектуры. Популярными   являются   памятники   древнерусской   архитектуры   городов Владимира, Суздаля, Новгорода и др. ­матрёшки, воспроизводящие живописные пейзажи России, часто используют картины русских художников­пейзажистов. ­матрёшки,  на   фартуках   которых   изображены   сюжеты   из   русских   народных сказок. ­использование   в   росписи   матрёшек   декоративные   мотивы   русской   народной культуры, приёмы хохломской росписи, «под Гжель» и т.д. ­использование в росписи портретов известных государственных деятелей. - Мастера передают не только традиции и обычаи при выполнении матрешек, но и изменяют их со временем. Появляются и современные авторские матрешки:  С памятниками архитектуры  С живописными пейзажами  С цветочными мотивами  С сюжетами из народных сказок  В различных стилях росписи

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018