Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
10.06.2018
Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс
"Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" Тип урока: интегрированный Форма урока: урок с элементами исследовательской работы Ведущий метод: проблемно-поисковый Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа Задачи: Образовательные: • сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов • установить присутствие "колокольной тематики" в литературе, живописи и музыке, обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений • сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли • закрепить полученные знания и подготовить к подробному разговору о колокольных звонах в композиторской музыке Воспитательные: • способствовать патриотическому воспитанию детей • воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства • пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины Развивающие: • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученые ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях • развивать речь и умение, слушая, слышать • расширить представления о значимости колокольных звонов в современном миреКонспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс
конспект.docx
"Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" Тип урока: интегрированный Форма урока: урок с элементами исследовательской работы Ведущий метод: проблемно­поисковый Цель: раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа Задачи: Образовательные:       сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на  Руси познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных  звонов установить присутствие "колокольной тематики" в литературе, живописи и музыке,  обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользовались авторы  для создания своих произведений сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных  колокольных звонах в главной и сопровождающей роли закрепить полученные знания и подготовить к подробному разговору о колокольных звонах в композиторской музыке Воспитательные:    способствовать патриотическому воспитанию детей воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически  сложившимся символам русской земли  формировать эмоционально­нравственное отношение к произведениям искусства   пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей  Родины Развивающие:    развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученые ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях развивать речь и умение, слушая, слышать 1  расширить представления о значимости колокольных звонов в современном мире Оборудование урока и методическое обеспечение:      компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,  синтезатор презентация к уроку аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений: а) Красный звон звонницы Спаса­Евфимиевского монастыря (г.Суздаль) б) Колокольный звон Киево­Печерской лавры в) Сюита для двух фортепиано С.В.Рахманинова ч.3, ч. 4.  г) Песня  "Колокола России» д) синтезатор для озвучивания нотной записи. Ход урока Организационный момент I. Введение Учитель: Здравствуйте, ребята. О каких двух видах искусства мы говорим во втором полугодии?  Повторим материала прошлых уроков.  (Карточка с заданием 1) Слайд 1. Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и  песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и  нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. А как не вспомнить легенду о затонувшем граде  Китеже, который находился на берегу озера Светлояр что в Нижегородской области? До  сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания  древнерусского города и услышать из­под воды их серебряные голоса. Наукой  многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.  Звучит Красный звон звонницы Спаса ­ Евфимиевского монастыря (г.Суздаль) Слайд № 2 (до этого момента был скрыт) ­ Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о колоколах) Слушайте! II. Новый материал Слайд 3 Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, используя слова на слайде Слайд 4. Тема сегодняшнего урока ­ "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве". Честь  и хвала древним летописцам и историкам, которые смогли сохранить для нас не только  легенды, но и достоверные сведения о происхождении колоколов!  Слайд 5. Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление  из железа или дерева ­ било (от слова "бить"). Звук этого сигнального инструмента  первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о  2 нападении врагов или пожаре. Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае  в XII ­ III веках до н.э., по другим ­ в Италии, в провинции Кампаньи в IV веке н.э., когда  по преданию епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон ­ ангел с чудесно  звенящими полевыми колокольчиками. И ведь верно, форма колокола и форма цветка  колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из  колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе ­ кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).  Слайд 6. Так откуда же взялось слово "колокол"? Первые летописные упоминания о колоколах на  Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово "колокол"  образовалось от старинного русского слова "коло", что означает "круг", "чаша". И  действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.  Слайд 7. Колокола размещаются на башнях – звонницах Слайд 8. Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Наш  Воронеж в их числе. Но раньше таких возможностей не было, и мастера­литейщики  справлялись с трудным делом так: 1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или  кирпича должна была быть идеально ровной).  2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько  печей для плавки металла. 3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь  бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.  4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет. 5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и  несли к священнику для благословения.  К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом  богоугодным и очень уважаемым. Но известны случаи, когда колокола серьёзно  "наказывали": отправляли в ссылку, избивали розгами или даже уничтожали. Например,  Новгородский вечевой колокол был "арестован" за содействие бунтарям по приказу Ивана  Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот "покорился" и звучал в лад с  московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них  колокол недалеко от Новгорода "перевернул" сани, на которых его везли, и упал в овраг,  после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы, собрали  осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в  упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе,  оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно  довезли до Москвы, где его перелили в другой ­ набатный колокол, и целых двести лет он  находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора  Алексеевича, за что был "сослан" в монастырь г. Архангельска.  3 Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и  силы удара) Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола. Вот как  описывается звучание колоколов в "Притче о двух колоколах" Ольги Безымянной: На сторожевой башне было два колокола. Один огромный, тяжелый, массивный, с  толстыми чугунными стенками и большим, почти круглым, чугунным языком. Другой  был намного меньше. И медные стенки его были тоньше, и медный язычок изящнее. И  звонили оба колокола по­разному: большой издавал сильный, глухой, тяжелый звук,  который тревожным эхом отдавался далеко от башни; маленький звучал, словно  заливался, то смехом, то плачем, и слышно его было не так далеко, но те, кому  доводилось слышать этот звук, словно очищались: были то слезы или смех, но всегда  что­то слетало с души, освобождая ее от невидимой тяжести: Потому не удивительно, что в зависимости от звучания и особых примет, колоколам  давали имена­прозвища, а в церквях им присваивали особые чины (чин ­ предназначение).  Слайд 9. В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие ­ благовестники,  средние и малые. Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в  определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают. Сначала о самых больших колоколах:   Благовестники ­ праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных  они самые большие.  Воскресные колокола ­ чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в  них по воскресеньям и великим праздникам.  Постные колокола ­ в них звонили во время православного поста.  Полиелейные ­ звучали в дни полиелейного Богослужения  Будничные колокола ­ звонили в простые, не праздничные дни  Часовые колокола ­ "отбивали" часы, отмеряя время. Средние колокола использовались для украшения основного звона. Звучание их выше, чем у "басовых" колоколов­благовестников. К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные. Без их высоких заливистых  голосов колокольная музыка была бы лишена особой красочности. Слайд 10. Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие  расстояния важную информацию.  Благовест ­ особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором  ритмично ударяют в один самый большой колокол. Трезвон ­ один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола  одновременно в 3 приёма с паузами. 4 Набат ­ сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных  колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно  отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то  пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался  набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми ­ соседние к ним.  Погребальный звон ­ скорбный звон от малых колоколов к большим в память об умершем человеке. Как вы думаете, что символизировал этот звон? (жизнь человека от детства  до взросления). В самом конце ударяли сразу во все колокола. Это момент прощения и  прощания.  Слайд 11. (Карточка с заданием 2) Если прислушаться к колокольным звонам, то можно расслышать целые фразы: Озвучить нотную запись на фортепиано или металлофоне  1.  Как вы думаете, сколько колоколов участвует в этом звоне? (четыре)  2. Чем они отличаются друг от друга? (размером, а значит ещё и высотой звука) 3. Куда приглашают колокола и для чего? (в храм или церковь, приглашают на  церковную службу) Давайте вспомним жанры русской народной музыки, которые так или иначе были связаны с колокольным звоном (Календарные обрядовые, семейно­бытовые обрядовые). Вы все хотя бы раз звонили в колокольчик, потому помните, что внутри его "чаши"  находится так называемый "язык", который ударяет о его стенки. Вспомните движение  вашей руки и назовите первый способ управления колоколами (раскачивать колокол).  Верно. Европейские колокола до сих пор управляются таким способом, т.е. их  раскачивают. Но таким способом можно управлять лишь небольшими колоколами. Россия  же славится умением изготавливать очень большие колокола, которые просто так не  раскачаешь.  И тогда звонари стали раскачивать не сам колокол, а: (его язык).  Как вы думаете, почему? (язык значительно легче, чем сам колокол)  Слайд 12 Но на Руси научились отливать и просто огромные колокола. Самый известный колокол ­  5 "Царь­колокол". Его вес 200 т, высота ­ 6, 24 м, диаметр ­ 6, 60 м. С чем это сравнить? 200  т ­ это примерный вес 50 слонов, 6 м ­ высота двухэтажного дома, а внутри чаши вполне  можно было бы жить, как в огромной комнате. Как справиться с таким великаном? И  подобные колокола у нас не редкость, потому на колокольнях и был придуман особый  механизм ­ педали, наступая на которые при помощи веса своего тела звонари могли  раскачать язык и такой громадины. На уроках православной культуры вы уже знакомились  с Царь­колоколом, потому его история должна быть вам известна: В 1654 г. Царь­колокол был отлит по приказу царя Алексея Михайловича. Весил он  тогда 130 т и был действующим около пятидесяти лет, но в 1704 г. во время пожара  был повреждён.  В 1733 г. было принято решение о том, чтобы перелить колокол. За дело берутся отец и сын Моторины ­ русские мастера­литейщики. По приказу императрицы Анны  Иоановны в новый колокол будет добавлен материал, от чего его вес увеличится до 200 т. После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились  чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья  изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и  не была закончена в связи с пожаром в мае 1737 г. Москвичи, тушившие пожар,  поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного  охлаждения тот треснул во многих местах, а одна трещина оказалась такой  серьёзной, что от чаши колокола отломился кусок. Работы по отделке его украшений  прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. Только в 1836 г. колокол  подняли и установили на постаменте у колокольни "Ивана Великого". Слайд 13 (Карточка с заданием 3) Вот так, как вы сейчас, услышав колокольные звоны, вдруг начинали говорить в своих  произведениях поэты, писатели, композиторы и художники. Эти строки написаны нашим  современником: Когда ты слышишь звон колоколов,  Душа вдруг замирает бесконечно  И в этот миг о тяжести оков  Не думаешь, а думаешь о Вечном.  По капельке вливается в тебя  Душевная живительная влага  И хочется обнять весь мир, любя,  И раствориться в нем, другим во благо.  А сердце, окрыленное мечтой,  Вновь видит твою главную дорогу.  Знакомые слова молитвы той,  Наполненной любовью к людям, богу:  (Фрагмент стихотворения "Звон колоколов", fisher) Человек, колокола, душа, Вечность, храм, молитва: Разве может существовать одно без  другого? А как вы понимаете слово "молитва"? (просьба, обращение к Богу) 6 Слайд 14.  А может ли быть молитва в камне, в красках, в звуке? (беседа с последующим  восстановлением цепочки при помощи триггеров)  В народе говорили, что если икона ­ это молитва в красках, храм ­ молитва в камне, то  колокол ­ это молитва в звуке. Колокольные звоны называют "звучащей иконой". Очень  меткое определение! Слайд 15 ­ 21 (живопись и музыка) Можно ли эти картины назвать музыкальными?  Многие композиторы обращались к теме колокольности с помощью музыкальных  инструментов. Как вы думаете, можно перенести звуки колоколов на сцену концертного  зала? Сможем ли мы увидеть в музыкальных произведениях, как выглядят колокола,  сколько колоколов звучит, услышать типы звонов? С.В. Рахманинов. Обратимся к его творчеству.  Показ видеофрагмента.  Работа с учебником  Слушание сюиты для двух фортепиано «Фантазия» (ч.3, ч.4) (Карточка с заданием 4) III. Актуализация знаний Слайд 22. Для того, чтобы подвести итог первой части нашей беседы о колоколах и колокольных  звонах, давайте проведём небольшую экспресс­викторину.  Слайд 23. IV. Домашнее задание: Рисунок с изображением колоколов. История колокольности в  нашем городе.  Слайд 24. V. Оценки за урок. VI. Исполнение ранее изученной песни Но это ещё не всё. Наш сегодняшний урок мне хотелось бы завершить "Колокола России",  которую мы с вами разучивали, вот только не хватало в ней одной краски ­ колокольного  звона. Теперь эта краска в вашем распоряжении. Надеюсь, что она откроет вам целый мир  новых ощущений. Запомните их! 7 Исполнение песни "Колокола России» ЛИТЕРАТУРА Материалы сайтов:  1. Сайт "Zvon" ("Русская Православная Церковь. Общество Церковных Звонарей") 2. http://www.zvon.ru/zvon4.view1.page4.html 3. http://www.zvon.ru/article3.view2.page8.part2.html 4. Свободная энциклопедия "Википедия" http://ru.wikipedia.org/ 5. Сайт "Колокола.ру" http://www.kolokola.ru/history/rostovskie%20zvoni.htm  6. Сайт Калининградского храма Христа Спасителя http://www.ubrus.org/dictionary­ units/?id=102556 7. Сайт "Православие.ру" Сретенский монастырь  http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/kolokola.htm 8

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс

Конспект урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2018