Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
10.06.2018
Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс
Тема: "Колокольные звоны". 3-й класс Цели и задачи: 1. Продолжить знакомство с исконно русской традицией - колокольным звоном. 2. Закрепить в сознании детей связь народной и композиторской музыки. 3. Развивать навыки ассоциативного мышления, навыки двухголосного пения. 4. Закрепить понятия: концерт, набат, а капелла. 5. Познакомить с творчеством С. В. Рахманинова. 6. Воспитывать и прививать любовь к народному творчеству, классической музыке, к родной природе.Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс
конспект.docx
Тема:  "Колокольные звоны". 3­й класс Цели и задачи: 1. Продолжить знакомство с исконно русской традицией ­ колокольным звоном. 2. Закрепить в сознании детей связь народной и композиторской музыки.  3. Развивать навыки ассоциативного мышления, навыки двухголосного пения.  4. Закрепить понятия: концерт, набат, а капелла.  5. Познакомить с творчеством С. В. Рахманинова. 6. Воспитывать и прививать любовь к народному творчеству, классической музыке, к  родной природе. Оборудование: 1. Записи музыки С.В. Рахманинова, компьютер, проектор, экран. 2. Иллюстрации с изображениями храмов, набатных колоколов, картины Левана  "Вечерний звон", варианты портретов С.В. Рахманинова, иллюстрация сказки  "Кошкин дом", фотографии природы. 3. Фортепьяно, колокольчики.  4. презентация 5. Картинки Материал:  1. Рахманинов С. В. "Сюита №1 для двух фортепьяно" ­ финал "Светлый праздник" ­  слушание. 2. Рахманинов С. В. "Концерт для фортепьяно с оркестром №2" ­ вступление ­ слушание. 3. "Вечерний звон" ­ р.н.п. ­ слушание. 4. "Дон, дон" ­ р.н.п. ­ разучивание, исполнение. 5. "Родная песенка" ­ Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского ­ разучивание. ХОД УРОКА 1. Первый слайд. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир музыки нашего  1 народа, а если точнее ­ в мир колокольных звонов. Итак ­ колокольные звоны. Впервые они  появились в XIII веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой,  своим красивым звучанием. Второй слайд. ­ Где и когда в жизни можно услышать звучание колоколов? (на службе в церкви, во время  тревожного события, когда нужно предупредить людей об опасности ­ НАБАТ, на тройке  лошадей, чтобы далеко было слышно ямщика.)  На прошлом уроке вы слушали не только колокольные звоны, звучащие в храмах, не только колокольчики ямщика, но и как композиторы смогли изобразить звучание колокола в  симфоническом оркестре, опере, где нет настоящих колоколов. На этой иллюстрации изображены колокола, которые используют для игры в  симфоническом оркестре. (Смотрим рисунки). Но бывают такие ситуации, когда и такого  инструмента нет, а композитор очень хочет передать звучание колокольного звона своей  музыкой так, как он это чувствует и умеет. И вот тогда рождается такая музыка.  Вслушайтесь в это произведение. Я думаю, что вы сможете легко определить и  инструменты, которые звучат, и настроение этой музыки.   Послушайте фрагмент колокольного звона.  Охарактеризуйте звуки, которые вы услышали. 2. Третий слайд + музыка. (Звучит Сюита для двух фортепьяно С.В. Рахманинова).  ­ Какие звучали инструменты, изображающие колокольный звон? (фортепьяно); ­ Сколько колоколов вы услышали? (два); ­ Какие у них были голоса? (один высокий, один низкий); ­ Как эти голоса звучали по характеру, настроению? Как смог композитор, у которого было только фортепьяно, так мастерски изобразить звучание настоящих колоколов? (один голос  звучал легко, быстро, звонко и весело; другой ­ медленно, тяжело, серьезно. Они как бы  разговаривали друг с другом). Эту прекрасную музыку написал С.В. Рахманинов, русский композитор, который жил в  конце XIX, начале XX века. Для него колокольный звон был особенно дорог, т.к. родился  Рахманинов в Новгородской губернии: Четвертый слайд (на экране портреты Рахманинова). ­ А именно там, что и когда зародилось? (колокольные звоны в XIII в. ­ из материала  прошлого урока) (Рассказывают биографию о Рахманинове) Вы видите, что на одном портрете Рахманинов изображен за фортепьяно, т.к. он был не  2 только замечательным композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом и сам  часто выступал с концертами. И то, что это не просто фотография, а картина,  нарисованная художником, говорит о том, что композитор был действительно очень  известен, ведь не каждого музыканта и композитора рисовали художники, а Рахманинова  рисовали много раз. В годы революции 1917 года композитор вынужден был покинуть  Россию. Он увидел, что его творчество революционерам не нужно, а убивать, стоять у  станка он не умел, он умел только дарить людям радость своей музыкой. Уехав из России,  композитор долго не мог сочинять музыку. А еще в начале XX века, когда в России только  начинались революционные волнения, появился " Второй концерт для фортепьяно с  оркестром". ­ Вы помните, что такое концерт, если иметь ввиду музыкальное произведение? (одно  музыкальное произведение, в основе которого лежит контраст между солирующим  инструментом и симфоническим оркестром,); В этом концерте Рахманинов выразил все свои чувства, которые он испытывал, наблюдая за происходящими событиями в стране. Мы с вами послушаем только очень короткое  вступление из этого концерта, который исполняет сам Рахманинов, поэтому запись будет  старая, ведь когда жил композитор техника была не такая, как сейчас. Но даже за эти  несколько секунд я думаю, вы поймете все, о чем хотел сказать композитор.  3. Пятый слайд + музыка ( вступление ко "Второму концерту для фортепьяно с  оркестром")  ­ Что вы услышали в этой музыке? (набат); ­ Что такое набат? (колокольный звон, который звучит, предупреждая об опасности); ­ С помощью какого инструмента композитор смог передать звучание набатного колокола?  (фортепьяно). Рассказываю о набатных колоколах: что их ставили на окраине города, деревни, если до  храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро. Такому колоколу  даже поставили памятник, тем самым подчеркивая значения этого колокольного звона для  русского человека. ­ Почему вы решили, что звучал набат, а не праздничный колокольный звон? (он звучал  тревожно, суровыми аккордами, медленно, резко, тяжело, монументально, нарастая, как  будто показывая, что беда приближается); ­ как вы думаете, почему композитор начал свое произведение с набата, что он этим хотел  сказать? (что тревожно на Руси, начинается война, и Рахманинов очень переживает за свою  Родину). Целиком вы это произведение послушаете в старших классах. 4. Колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами.  Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить  звучание колокола.  3 ­ Я надеюсь, что вы тоже сможете нам подсказать, как это сделать. (дон, дон ­ бом, бом). Шестой слайд. Есть одна очень известная русская народная песня "Вечерний звон", в которой хор без  единого инструмента смог показать звучание колоколов. Перед вами картина известного русского художника Левитана, которая так же называется  "Вечерний звон".  Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление,  каждый своими средствами. Прежде, чем мы послушаем этот хор, я хочу вам зачитать одни стоки, которые сказал один человек об этой песне:  "... Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе  безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и  одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда­то полные сил и  энергии, веселые, молодые. Теперь не слышен им вечерний звон, но мы помним о них,  вспоминаем только лучшее ­ так уж принято на Руси". (В.Осипов) Эта песня сейчас прозвучит еще и в помять о тех людях, которых мы каждый год  вспоминаем в нашем городе 25 января. ­Что это за дата? ( День освобождения Воронежа в 1943г. ­ 65 годовщина). Давайте послушаем эту песню и окунемся в ее прекрасную атмосферу. Седьмой слайд + музыка "Вечерний звон"  ­ Кто, какие голоса исполняли эту песню? (мужчина солист и мужской хор); ­ Как называется пение без сопровождения инструмента? (а капелла); ­ Как вы думаете, подходят ли слова, которые я вам зачитала до слушания, к этой песне?  Если да ­ то почему? Если нет ­ то так же ­ почему? (подходят, потому, что песня грустная, широкая, распевная, заставляет задуматься, но не мрачная и траурная.) 5. Восьмой слайд.  ­ Как вы думаете, к какой сказке здесь показана иллюстрация? (Кошкин дом);  ­ А где в этой сказке можно использовать колокольный звон, и какой? (Когда загорелся  кошкин дом. Набат). Вы уже знаете, как голосом можно показать колокольный звон. Так вот есть одна очень  коротенькая детская песенка к этой сказке. Мы ее сейчас попробуем пропеть, но сначала  послушайте, как она звучит. Девятый слайд с текстом песни. ( Пою песню "Дон, дон"). 4 ­ Музыка движется вверх или вниз? (нет, она топчется на месте);  ­ А темп меняется? (да, он становится постепенно быстрее). Давайте попробуем сейчас эту песню спеть. Раздаю тексты и работаю с детьми над песней,  обращая внимание на точность ритмического рисунка, чистоту интонирования, смену  темпа, серьезный и одновременно шуточный характер песни. Если вокальные возможности  класса позволяют, пробую исполнить эту песенку каноном на 2 или 3 голоса. 6. Представить колокольные звоны без России невозможно. О ее красоте слагают стихи,  сочиняют песни. Одну из них мы сегодня с вами начнем учить. Перед вами тексты этой  песни, которая называется  "Родная песенка". ­ Десятый слайд . ­ Посмотрите слова этой песни, как вы думаете, почему она называется "родная"? (потому  что все здесь родное с детства ­ и ласточки, и тополиный пух, и грибные дождики); ­ Если бы вы были композиторами, то как у вас по характеру, настроению звучала бы эта  песня? Как бы лилась мелодия? ( музыка была бы плавной, нежной, красивой, напевной,  ласковой, протяжной и т.д.). Послушайте ее и решите, правы вы были или нет? ­ пою песню . Вы оказались правы. И мы сейчас будем ее разучивать и попробуем исполнить так , как вы  говорили ­ ласково, нежно и красиво. Одиннадцатый слайд. Идет работа над песней. Добиваюсь протяжного, чистого звучания.  Точного ритмического рисунка. Особое внимание обращаю на нотные скачки и распевы. Если позволяет время, делаю с ребятами ритмическое сопровождение колокольчиками и  треугольниками на вступлении и припеве. Добиваюсь точности ритмического рисунка.  7.Итог урока:   Вы сегодня завершили знакомство с колокольными звонами. На следующем уроке вы уже  коснетесь других тем, связанных с величайшей и богатой культурой русского народа.  Что же вы узнали о колокольных звонах? Задаются вопросы по материалу урока.  Например: Двенадцатый слайд ­ Где в жизни звучат колокола? Тринадцатый слайд. ­ Какой композитор в своих произведениях часто изображал  колокольный звон? (на экране портрет Рахманинова и иллюстрация набатного колокола.) ­Как называется такой колокол? Четырнадцатый слайд. ­ Как называется песня, где голоса вместо колоколов изображают  колокольный звон? (на экране картина Левитана "Вечерний звон). 5 9. Пятнадцатый слайд. Домашнее задание. Дома выучите песни и постарайтесь не забыть  все то, о чем мы сегодня говорили. 10. Выставление оценок. Анализирую работу ребят и выставляю оценки. 6

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс

Конспект урока "Колокольные звоны" 3 класс
Скачать файл