Конспект урока литературного чтения на тему : испанская сказка "Птица-правда" 3 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
11.06.2017
Это произведение изучается в УМК "Гармония". На уроке используется технология РКМ, эвристическая беседа, работа в группах и парах. На уроке формируется умение учащихся работать с текстом, находить его смысловые части , строить план к тексту. Учащиеся приходят к выводу о необходимости и ценности данного вида работ в будущем на различных учебных предметах. Большое внимание отводится развитию речи учащихся : дети высказывают свое мнение, доказывают его, анализируют свою работу на уроке.Урок литературного чтения 3 класс УМК "Гармония" Тема: испанская сказка "Птица-Правда" второй урок.
Урок чтения 3 класс птица правда.docx
Галда Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 с.Арзгир
Ставропольский край
УМК «Гармония» 3 класс
Конспект урока литературного чтения
Тема: Испанская сказка «Птица – Правда»
Цель: обеспечить понимания текста; развивать умение анализировать содержание,
определять основные мысли, комментировать текст.
Предметные:
продолжить работу по формированию читательских умений анализировать
художественное произведение; устанавливать причинноследственные связи в
способствовать формированию универсальных учебных
развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности;
способствовать обогащению словаря учащихся.
Метапредметные:
действий:
регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста;
формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение
– учить строить монологическое высказывание;
интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
коммуникативных
договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, паре.
Личностные:
развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),
творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в
группе, вести учебный диалог); формировать уверенность в себе, учить оценивать
свою работу и работу группы.
Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, выставка книг,
рисунки учащихся, карточки для заданий, рефлексивные экраны, оценочные листы,
сигнальные карточки, карточки с пословицами, карточки для плана. Ход урока:
1.Организация класса. Психологический настрой
Сегодня наш урок чтения мне хочется начать словами французского писателя и
мыслителя Жан Жака Руссо. Только я пропустила несколько слов из его
высказывания , а вы, пожалуйста, добавьте эти слова
«Вы талантливые дети! Когданибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы
(умные) , как хорошо умеете (учиться) , если будете постоянно перед собой
ставить новые (цели), стремиться к их достижению» Ж.Ж.Руссо
А цель в школе у нас одна: научиться учиться . Вот и будем ее достигать
2.Актуализация знаний.
а)Игра «Кто быстрей ответит?»
С каким произведением мы работали на прошлом уроке?
(сказка «Птицаправда»)
У неё есть автор?
(нет, это народная сказка)
К какому жанру относим такие сказки?
(устное народное творчество)
Какие виды устного народного творчества вы знаете еще?
(пословицы, потешки, поговорки, скороговорки)
б) Речевая разминка.
Проводим речевую разминку.
У каждого есть скороговорка тренируемся читать её быстро, самостоятельно одну
минутку и прочитать вслух.
Кукушке подружка
Шепнула на ушко:
– Верни похорошему
Кружку, кукушка!
Жаворонок в жару
кружил над жнивьем.
Воробей склевал жука бы,
Жук ему попался кабы.
Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке. Воробей влетел в веранду и выхватил у Вари вареник.
3.Сообщение темы и цели урока .
О каких птицах наши скороговорки?
В каком произведении вы встречали этих птиц?
сказка «Птицаправда»
Из какого государства пришла к нам сказка?
Испания
Тема урока: испанская сказка «Птица правда» , второй урок
4. Проверка домашнего задания.
Ребята, что в этой сказке вам запомнилось больше всего?
Какие чувства у вас вызвала эта сказка? С чем связано чувство радости? А когда
вы испытали чувство жалости, грусти?
Какова основная мысль сказки? (правда всегда побеждает)
Дома вам нужно было разделить текст на части. Сколько получилось у вас частей?
Почему отличается количество частей?
Каждый по своему определил количество частей текста. Вы умнички, молодцы,
и если дальше работать над текстом индивидуально, можно воспользоваться
этими смысловыми частями Но сможем ли мы все вместе двигаясь дальше,
работать с разными смысловыми частями и разным их количеством?
Какую цель поставим?
Создать общий план, общие смысловые части.
5.Цель урока: создать план к тексту сказки, учиться анализировать содержание,
определять основные мысли, комментировать текст, выделять общие смысловые
части сказки
Для того чтобы достичь этой цели я могу предложить вам эталон или
скорректировать ваши. Что быстрее?
(эталон)
Я тоже разделила текст на части, прочитайте их на доске
(на доске: части текста вразброс:
Жил бедный рыбак, тихая речка.
Стеклянный ящик, прекрасные близнецы, милосердие рыбака, убеждение
жены
Остались в доме, умения приемышей и ненависть детей рыбака, дружба с
птицами, знание птичьего языка, обида близнецов, уход из дома Истина из разговора птиц
Рассказ ласточек о птице правде. Замок « войдешь не вернешься!», поиски
замка, песня горлицы, страх мальчика, зачарованный филин, разоблачение
ведьмы, птицы – лжи, чистая вода из ключа, людоед проснулся, чудесная вода
красоты.
Птицаправда и король,освобождение королевы, награда добрым людям,
большой пир)
6.Беседа с детьми проверка знания содержания текста, выстраивание
сюжетной композиции, составление общего плана.
Что здесь не так?
(части расположены не по порядку)
Что нам поможет правильно расположить смысловые части текста?
(Сюжетная композиция)
(На доске треугольник, и по контуру треугольника расположены таблички:
Вступление, начало действия, развитие действия, кульминация, Продолжение
действия, конец действия, заключение)
Итак. Какие части отнесем к вступлению.
С чего начинается сюжет?(жил рыбак)А где он жил ?
найдите описание речки (стр 92), зачитать
Начало действия: Стеклянный ящик, прекрасные близнецы, милосердие рыбака
В чем заключалось милосердие рыбака?
Сколько детей было в семье рыбака? (8) Каким он был человеком?
(добрым)почему?
Развитие действия:
умения приемышей и ненависть детей рыбака, дружба с птицами, знание птичьего
языка, обида близнецов, уход из дома
Почему дети ушли из дома?
(им было обидно, что их дразнили и решили найти родителей)
найдите отрывок, подтверждающий ваши слова (стр 95)
Кульминация Что такое кульминация?
(в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где события
достигают наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение
между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете
начинается переход к развязке.)
Истина из разговора птиц.
Какую истину узнали дети? Как они чувствовали себя? Найдите в тексте доказательство тому, что дети были потрясены тем, что они
королевские дети.
(стр 100)Прочитать выразительно.
Что еще их обрадовало?( что жива их мать) стр 100
Продолжение действия
Рассказ ласточек о птице правде. Замок « войдешь не вернешься!», поиски
замка, разоблачение ведьмы, чудесная вода красоты.
Где достать птицу правду? стр 103
Как мальчик забрал птицу правду? стр 110111
Какая птица подсказала мальчику где найти птицу – правду? (филин)
А нам филин подсказывает, что пора отдохнуть
Картинка филина
7.Физминутка «Филин».
Филин спал в дупле глухом.
Вдруг услышал гдето звон.
Вылез он и посмотрел
Всю округу оглядел.
Повернулся, посидел.
Вдруг вспорхнул и улетел.
8. Продолжение работы по составлению плана и выстраиванию сюжетной
композиции
конец действия
Птицаправда и король, освобождение королевы
Как это произошло? стр114115
Заключение
награда добрым людям, большой пир
Кого и как наградил король ?стр 115116
За что? (За доброту)
Над чем сказка заставила вас задуматься?
А нужна ли людям правда. Ведь иногда страшно услышать ее?
Нам помогут в этом пословицы
9.Работа в парах. Соединить начало и конец пословицы
Какая из пословиц раскрывает смысл нашей сказки?
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Маленькая ложь за собою большую ведет.
Однажды солгал навек лгуном стал.
Правда в воде не тонет и в воде не горит.
Прочитать все пословицы.
10.Игра «Я художник» На следующий урок нам предстоит очень интересная работа по сказке , мы
создадим книгу диафильм , а сегодня мы оформим обложку нашей будущей
книги.
а)Работа в группах:
Повторим правила работы в группе:
Соблюдай порядок,
не говори громко,
уважай мнение товарища
б) создание обложки книги по сказке «Птица правда». Разделимся на 3 команды,
каждая команда создает свой эскиз обложки.
(дети используют технику: аппликация )
звучит музыка
Подойдите к последнему столу вашего ряда каждый ряд к своему, на столе
заготовки , используя клей и картинки создайте обложку книги.
У вас 3 минуты на выполнение этой работы. Готовые работы расположить на доске
и дать краткий комментарий.
10.Итог урока.
Заполняя сюжетную композицию по эталону, что мы получили?
(план текста)
Для чего он нам нужен?
(пересказывать сказку легче по плану, т.к. она большая по объему)
Где вы сможете применить своё умение составлять план к тексту?
( на уроках чтения, окружающего мира, при написании изложений и сочинений)
Я хотела бы вручить каждому из вас рисунок Птицы правды, с пословицей,
которая даст вам добрый совет в жизни.
Оценка деятельности детей на уроке, выставление оценок
11.Домашнее задание:
Подготовить пересказ по плану, подготовиться к игре «Ты мне я тебе»
подготовить вопросы по содержанию текста для своих одноклассников.
12.Рефлексия. Продолжите фразу
Сегодня на уроке у меня получилось…
На следующем уроке я хотел бы…
Конспект урока литературного чтения на тему : испанская сказка "Птица-правда" 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему : испанская сказка "Птица-правда" 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему : испанская сказка "Птица-правда" 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему : испанская сказка "Птица-правда" 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему : испанская сказка "Птица-правда" 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему : испанская сказка "Птица-правда" 3 класс
Конспект урока литературного чтения на тему : испанская сказка "Птица-правда" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.