Конспект урока литературного чтения на тему "С.А. Есенин "Береза"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературного чтения на тему "С.А. Есенин "Береза", "Бабушкины сказки", разработанный по УМК "Начальная школа XXI века" с использованием наглядных материалов. Основным методом, применяемым на данном уроке, является беседа. В конспекте представлена подробная работа над стихотворениями "Береза" и "Бабушкины сказки".
Иконка файла материала УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.doc
Тема: «С.А. Есенин «Береза», «Бабушкины сказки». Цели: Обучающие:  УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 «А» КЛАССЕ ­ ­ ­ ­ продолжить знакомство с творчеством С.А. Есенина; познакомить со стихотворениями С.А. Есенина «Береза» и «Бабушкины сказки»; проверить выразительное чтение стихотворений «Нивы сжаты, рощи голы» и «Я покинул родимый дом»; повторить понятия «олицетворение» и «эпитет». Развивающие: Воспитывающие: ­ ­ ­ ­ развивать память, выразительность речи, эмоциональную сферу. воспитывать интерес к чтению; воспитывать любовь к родной природе; воспитывать эстетические чувства обучающихся.  Оборудование: учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», презентация. Этапы урока Организация  I. начала урока (15 сек) Проверка  II. домашнего задания (10 мин) Деятельность учителя (Слайд 1) ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. Напоминаю,   что   меня   зовут   Елена Владимировна.   Урок   литературного   чтения у вас проведу я. ­   Ребята,   стихотворения   какого   поэта   вы изучали на прошлых уроках? (2 слайд) ­ Назовите эти стихотворения. ­ Что вы должны были сделать дома? Деятельность обучающихся Приветствуют учителя, садятся. Формируемые УУД Регулятивные:  Самостоятельно организовывать   свое   рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. ­ С.А. Есенина ­ «Стихи о Родине», «Я покинул родимый   дом…»,   «Нивы   сжаты, рощи голы». ­   Научиться   читать   одно   из стихотворений   («Я   покинул родимый   дом…»   или   «Нивы Личностные:  формируем   мотивации   к и обучению целенаправленной познавательной деятельности.   Познавательные:    способность понимать позицию автора произведения и   выражать   свою   точку зрения   о   произведении, героях и их поступках; 1­ Ребята, проверим домашнее задание. Речевая разминка (3 слайд) ­ Для начала разомнем речевой аппарат. Произнесите   с вопросительной  интонацией, логически выделяя первое слово: Ря­ря­ря: алая заря. Рю­рю­рю: рисую я зарю. Ри­ри­ри: пели до зари. ­ Проверка выразительного чтения III. Подготовка к  первичному  восприятию (7 мин) ­   Вспомните, использовать авторы в своих стих­х?   какие   приемы   могут ­ Что такое олицетворение? ­ Что такое эпитет? (Слайд 4) ­   Сегодня   мы   продолжим   разговор   о  творчестве   замечательного   русского   поэта С. А. Есенина. ­ Ребята, вы знаете, какое дерево является символом России? (Слайд 5) ­ Как вы думаете, почему? сжаты, рощи голы») выразительно.  формирование познавательной задачи.   учебной Регулятивные:  самоконтроль самооценка.   и Коммуникативные:    умение слушать и слышать художественное   слово, речь учи­ теля и одноклассников; умение   отвечать   на вопросы:   по   содержанию произведения. Личностные:  понимание   роли   чтения   для решения   познавательных   и коммуникативных задач. Регулятивные:  самоконтроль. Познавательные:  восприятие   прослушанного или прочитанного произведения.   Коммуникативные:    умение   слушать   и   слышать речь и одноклассников; умение отвечать на вопросы. учителя   Дети   разминку. выполняют   речевую 2­4   ученика   отвечают   домашнее задание   Олицетворения, ­ сравнения.   эпитеты, ­ Наделение предметов и явлений природы   признаками   живого существа.   Эпитет   ­ художественное предмета или явления. –   образное   определение ­ Береза    Береза ­ самое распространенное   дерево   в –     2(Слайд 6) ­ Для русского человека нет дерева милее и  (7   слайд) роднее.   Это   символ   России. Многие   поэты   посвятили   березке   стихи,   а народ – песни.  И не только потому, что она растёт в нашей стране   повсюду:   от   Заполярья   до   южных границ. (8 слайд) Именно береза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе. И С. Есенин посвящал свои стихи березке.  (9­10 слайд)  Он – певец русской природы. Есенин… Осень, ясень, осенний цвет. Что­то есть в нем От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь – рассвет. Что­то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты: Только скажут – Сергей Есенин, Всей России встают черты.   ­   Сегодня   мы   познакомимся   со стихотворением   С.А.   Есенина   «Береза». Послушайте его и, чтобы лучше представить образ березки, закройте глаза: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Первичное  IV. чтение текста (1,5 мин) России, об этом дереве сложили много   песен,   с   ним   связаны традиции русского народа. Слушают стихотворение  Личностные:  понимание   роли   чтения   для решения   познавательных   и коммуникативных задач; духовно­нравственное   формирование воспитание, эстетических   и   морально­ этических   ценностей   на 3Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром. ­   Поднимите   руку   те,   кому   понравилось стих­е. Чем оно вам понравилось? ­ Какие картины вы представили, слушая это стихотворение? (11 слайд) Ответы детей V. Выявление  эмоционального  восприятия (1,5 мин) примерах   поступков   героев литературных произведений. Регулятивные:  самоконтроль; Познавательные:    восприятие   прослушанного или прочитанного произведения; рефлексия   на   содержание   и форму произведения.  Коммуникативные:  умение   слушать   и   слышать художественное слово. Личностные:  духовно­нравственное воспитание,   формирование эстетических   и   морально­ этических ценностей; самоопределение самопознание. и     Регулятивные:  самоконтроль; Познавательные:    восприятие   прослушанного или прочитанного произведения; рефлексия   на   содержание   и форму произведения. Коммуникативные:  умение   слушать   и   слышать 4   участвовать художественное   слово,   речь учителя и одноклассников; умение в   диалоге; слушать и понимать других,   высказывать   свою точку   зрения   на   события, поступки. 5Личностные:  понимание   роли   чтения   для решения   познавательных   и коммуникативных задач. Регулятивные:  самоконтроль. Познавательные:    ­ Прочитайте первую строфу Повторное  VI. чтение и работа над  текстом (15 – 17мин) ­ Что описывает поэт в первой строфе? ­   Какие   приемы   использует   поэт,   создавая образ березки? Подтвердите примерами. ­ Как поэт называет березку? ­   Ребята,   придумайте   для   березки   свои эпитеты. Какая может быть береза? ­   Как   относится   поэт   к   березке   в   этой строфе?  Какое   слово   указывает  на  нежное отношение Есенина к березе? ­ Прочитайте вторую строфу. ­   Как   вы   понимаете   слова   «кайма»   и «бахрома»?   ­   Прочитайте   определения   этих   слов   на экране. (12 слайд) Кайма  ­   полоса   по   краю   ткани, Читают первую строфу: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. ­ Березку. ­   Сравнение  (снегом,   точно серебром),  олицетворение (береза   принакрылась),   эпитет (белая береза). ­ Белая береза.  Кудрявая, ­ красивая, стройная, нежная. застенчивая,   ­   Поэт   относится   к   березке заботливо.   что березка «принакрылась» снегом.   Он   говорит, Читают вторую строфу: На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. Ответы детей Читают определения слов     выбор продуктивных способов   действий   для выполнения учебной задачи; умение   работать   с   текстами произведений разных жанров: понимать   состояние   героев произведений   и   выражать свое   отношение   к   их поступкам,   объяснять   свое эмоциональное   состояние   в процессе   слушания   или чтения произведения, отвечать   на   вопросы   по содержанию.   умение   слушать   и   слышать художественное   слово,   речь учителя и одноклассников; умение   слушать   ответы одноклассников   на   вопросы по изучаемому произведению; дополнять   и   уточнять   их ответы; умение и аргументированно   строить свои   высказывания,   полно   и точно выражать свои мысли.6 полно     Коммуникативные: VII. Итог урока (1 – 2 мин) (22 слайд) ­   Ребята,   с   творчеством   какого   поэта   мы сегодня продолжали знакомиться? ­ С.А. Есенина ­ С какими стих­ми мы сегодня работали? ­   Что   нового   для   себя   вы   нашли   в   стих­х С.А.? ­ Ребята, стих­я С.А. Есенина  показывают, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным  и обладать   «открытым»   сердцем   для   того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту. ­ «Береза», «Бабушкины сказки». ­ В самом обыкновенном явлении можно увидеть красоту. Русская   природа   прекрасна   в любое время года.       Личностные:  морально­ овладение этическими нормами поведения   через   выявление морального   содержания   и значения нравственного поступков героев произведений;  формирование   морально­ ценностной   позиции   у младших   школьников   путем целенаправленной   работы   с произведением; самоопределение самопознание. и      Регулятивные:  самоконтроль. Познавательные:    способность понимать позицию автора произведения и   выражать   свою   точку зрения   о   произведении, героях и их поступках; рефлексия   на   содержание произведения;  Коммуникативные:      полно и умение аргументированно   строить свои   высказывания,   полно   и точно выражать свои мысли. 7VIII. Домашнее  задание (30 сек) Выучить   стихотворение   «Береза»   наизусть, «Бабушкины сказки» читать выразительно Урок окончен. Регулятивные:  самоконтроль Резерв: 1. С. 73 Ответить на вопросы 2, 3. 2) Прочитайте заголовок. Почему поэт так озаглавил свое стихотворение? Объясните. (В стих­ии поэт вспоминает, какие чувства вызывали в нем сказки, рассказанные бабушкой) 3) Сравните стих­я «Детство» И. Сурикова и «Бабушкины сказки» С. Есенина: чем они похожи и чем различаются? И. Суриков «Детство» С. Есенин  «Бабушкины сказки» Кто главный герой произведения? дети дети В какое время года происходят события? зимой зимой В какие игры дети играли? катались на санках катались на санках Чем дети занимались вечерами? слушали сказки слушали сказки Кто рассказывал детям сказки? бабушка бабушка О ком были сказки? Об Иване ­ царевиче Об Иване ­ дураке Как дети слушали сказки? слушая, засыпали; снится просили еще рассказать сказку сказка 2. Видеоролик «С. Есенин «Береза».  8