Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
02.07.2017
Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)
Тема Урока: "И крестьянки любить умеют"Цель: Познакомить с творчеством Н.М. Карамзина и его сентиментальной повестью; Научить выделять признаки сентиментализма в произведениях русской литературы; Уметь выражать свои чувства через реакцию, развивать логическое мышление. Тип урока: комбинированный. Формы работы: индивидуальная, в парах, в группах. Оборудование: карточки, схема, портрет писателя.
Цель.docx
Цель: Познакомить с творчеством Н.М. Карамзина и его сентиментальной  повестью; Научить выделять признаки сентиментализма в произведениях русской  литературы; Уметь выражать свои чувства через реакцию, развивать логическое мышление. Тип урока: комбинированный. Формы работы: индивидуальная, в парах, в группах. Оборудование: карточки, схема, портрет писателя.   Ход урока. «И крестьянки любить умеют» 1. Проблема 2. Конфликт 3. Идея произведения Всё вынесено на доску. I.                  Вызов. 1. Словарная работа. Сентиментализм – литературное течение, признающее основой  человеческой природы чувство, а не разум. Важнейшее свойство –  стремление представить личность в движениях души, мыслях,  переживаниях. Признаки: Естественные чувства                      Нравственная чистота                      Неиспорченность простолюдинов                      Открытие богатства духовного мира                      Представители низших сословий. Жанры сентиментализма: элегия, послание, путевые записки. Н.М. Карамзин первый основоположник сентиментальной повести. Возник в Европе в 18 веке, в России во второй половине 18 века. 2. Рассказ о жизни писателя. (подготовили и рассказывают учащиеся) II.               Осмысление. 1.Ассоциация со словом любовь.  Какая любовь показана в повести «Бедная Лиза»? (неравная, между бедными и  богатыми)  Какая ещё бывает любовь? (между пожилыми и молодыми людьми, материнская  любовь, родственная любовь) 2.Тест. 1.     Какой смысл вложен в эпитет «бедная» в заглавии повести? А) как неимущая и как несчастная Б) сложная судьба В) красивая девушка 2. Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной мамы? А) вода Б) молоко В) чай 3. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе? А) 4 Б) 5 В) 3 4. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове» ? А) влюбился Б) по соображениям выгоды В)  из­за жалости 5. Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел  откупиться Эраст? А) выбросила Б) вернула их ему В) отослала их матери 6. Какие окрестности, описанные в повести, стали любимым местом  паломничества образованной публики? А) «Лизина роща» Б) «Лизин пруд» В) «Лизин парк» Проверка ключ­ответ, показываю и учащиеся проверяют сами.  Какие преграды могли стоять перед влюблёнными в XVIII в.? 3. Предлагаю написать эссе на тему «Власть любви­ всемогуща!» 4. Авторский стул – зачитывание работ каждого ребенка. 5. Чтение сцены по ролям «Первая встреча Лизы и Эраста» 6. Анализ отрывка (устно, фронтальный опрос) а. Можно ли определить, к какому сословию принадлежит Эраст? б. Какие детали показывают нам, что он богатый человек? в. По каким признакам можно догадаться, что молодые люди  понравились друг другу? г. Какие черты характера проявились у них во время первой встречи? 7. Работа по карточкам в группах. Проанализировать свидание «Когда Эраст объявляет Лизе, что он должен  ехать в армию» А) Какие чувства владеют молодыми людьми в момент объявления Эрастом о  скором отъезде? «Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил её – она упала – стала на камни,  подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и наконец скрылся, ­ воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная,  лишилась чувств и памяти» Б) Можно ли в этот момент заподозрить Эраста в нечестности? В) Какие детали этой сцены подтверждают, что произведение принадлежит  сентименталистской прозе? 8. Работа по тексту, в парах.  (от слов «Лиза! Обстоятельства  переменились»..до поди домой!) А) Как меняется поведение Эраста на последнем для них свидании?  (зачитывают учащиеся) Б) Автор говорит о последнем свидании: «Сердце моё обливается кровью в  сию минуту» А что чувствовали вы в этот момент? В) Какой эпизод на ваш взгляд является самым важным? III   . Рефлексия. 9. Написание эссе. Предлагаю вам побыть в роли писателя. А) Можно ли историю Лизы закончить по­другому? Написать свой  вариант. Б) Как вы понимаете заключительные слова повести «теперь, может быть, они уже помирились». Б) Когда и где зародился сентиментализм как течение в литературе? Итог урока: 10. Нужно вернуться к схеме в начале урока и добиться ответов  учащихся: А) Какова проблема произведения? Б) В чем заключается конфликт в «Бедной Лизе»? В) Назовите мне идею произведения. 11. Выставление оценок. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Цель урока: (слайд 2) Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как  ярким образцом произведений сентиментализма. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Цель урока: (слайд 2) Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как  ярким образцом произведений сентиментализма. Задачи:  Образовательные: o o o o o o o o   закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина; дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец  сентиментализма; развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения; Воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию  гуманистического мировоззрения. воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека. Развивающие: расширять словарный запас; способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе  сентиментализма. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point. Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение. Форма организации познавательной деятельности:  коллективная, самостоятельная,  групповая. Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий. ХОД УРОКА I. Организационный момент – Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Николая Михайловича Карамзина,  блестящего литератора, историка, публициста, его повестью «Бедная Лиза», которая является  образцом русского сентиментализма. II. Актуализация опорных знаний: проверка домашнего задания Устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина (кластер) (слайд 4) – Когда и где родился Карамзин? (Симбирская губерния, 1766 г.) – Из какой семьи вышел писатель? (Небогатая, родовитая) – Какое получил образование? (Московский пансион, знание иностранных языков) – Какой службе посвятил себя вначале Карамзин? (Военная служба, Преображенский полк) – Кому обязан Карамзин приходом в литературные круги? (И.П.Тургеневу – московскому  писателю и переводчику) – Когда Карамзин отправился в путешествие по Европе, сколько оно длилось? (1789 г., полтора  года) – Какой журнал издавал Карамзин? («Московский журнал») – Над каким произведением до конца жизни работает Карамзин? («История Государства  Российского») – Какие ещё произведения написал Карамзин? (Письма русского путешественника», «Наталья,  дочь боярская», «Бедная Лиза») III. Мотивация к учебной деятельности: объяснение нового материала Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему  классицизму – сентиментализм. (слайд  5) Сентиментализм – это художественное направление в  искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX вв. Понятие «сентиментализм» (от  англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство – центральная эстетическая  категория этого направления.  Поэт П.А.Вяземский определил сентиментализм как«изящное изображение основного и  повседневного». Как вы понимаете слова «изящное», «основное и повседневное»? Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения  живописи. Перед нами два портрета Екатерины II. (слайд  6) Автор одного из них – художник­ классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит  каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Портрет, выполненный  Ф.Рокотовым, классицистический, а портрет В.Боровиковского можно отнести к сентиментализму). IV. Самостоятельная работа в группах: составление сравнительной таблицы Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как  литературных направлениях XVIII в. заполним таблицу. Начертите её в своих тетрадях и  заполните пустые графы. (1 группа заполняет графу «Классицизм», 2 группа –  «Сентиментализм», ответы высвечиваются на слайде 7 поэтапно) Сравнительная таблица Классицизм Воспитание в духе верности  государству, культ разума Гражданская, общественная Деление на положительных и  отрицательных героев Вспомогательная, условная Линия  сравнения Основные  идеи Основная  тематика Сентиментализм Стремление представить  личность в  движении души Любовная Герои и  Нет прямолинейности в оценке,  характеры внимание к простым людям Роль пейзажа Средство психологической  характеристики Трагедия, ода, комедия, басня, Основные  жанры V. История создания повести «Бедная Лиза» Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к чувствам  человека, эмоциональному восприятию окружающего мира. (слайд 8) Повесть, путешествие, роман в  письмах, дневник, элегия, послание Повесть «Бедная Лиза» была напечатана в «Московском журнале» в 1792 г., принесла автору  известность и популярность, переиздавалась шесть раз. Волна подражаний захлестнула русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв.: появляются произведения, повторяющие карамзинский  сюжет («Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Бедная Маша» А. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Прекрасная Татьяна» В.  Измайлова).  Это явление в литературоведении называется эпигонством (от др.  греч. – родившееся  после) (слайд 9) – нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и  варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности – подражание  писателям. VI. Анализ текста художественного произведения Почему нас привлекает  сентиментальная повесть? Почему заставляет переживать за героев?  Повесть как будто заставляет сострадать ближнему, сопереживать, заставляет задуматься об  ответственности человека за свои чувства. 1) Заочная экскурсия по окрестностям Москвы Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря. Мы с вами  отправимся вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. (слайд 10) «Может быть,  никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что  никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам,  по холмам и равнинам. Автор указывает, что действие происходит в Москве и её окрестностях.  Читатели восприняли историю Лизы как реальную трагедию своей современницы. Пруд около  Симонова монастыря получил название Лизина пруда. (слайд 11) Симонов монастырь: «Но всего  приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова  монастыря».(слайд 12) Москва­река: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле  которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют  простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». (слайд  13) Данилов монастырь: «…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый  Данилов монастырь» (слайд 14) Воробьёвы горы: «… ещё далее, почти на краю горизонта,  синеются Воробьёвы горы». (слайд 15) Село Коломенское: «…вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». 2) Анализ повести Роль пейзажа в повести История любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся и  соответствующую стадиям развития любви героев. Примеры эмоциональной наполненности  пейзажа: осенний пейзаж вступления, предвещающий трагическую развязку, картина ясного  майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста,  картина страшной  грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини.  Пейзаж не обычный фон, а средство психологической характеристики героев. (слайд 16)  Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? Автор не только знакомит с  местом действия, но и передаёт печальное настроение, предвещающее трагическое развитие  событий. Пейзаж имеет духовно­эмоциональный характер.  Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в  этом пейзаже? Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет Москву с «ужасной  громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов  «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести. Образ рассказчика­повествователя в повести (слайд 17)  Образ рассказчика­повествователявключён в структуру повести на правах ее  полноценного героя и действующего лица, поскольку автор­повествователь – единственный  посредник между читателем и героями. Рассказчик повести переживает за судьбы героев, его  эмоции передаются читателю. Рассказчик  вовлечен в отношения героев. Повествователь  кажется  чувствительным, печальным, радостным. Тема любви и социального неравенства Повесть написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: дворянин  Эраст и крестьянка Лиза не могут быть счастливы по социальным условиям жизни.  Назовите известные произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное  неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня­крестьянка»)  Найдите соответствия между авторами и названиями произведений. (слайд 18) Социальный статус героини Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово  (слайд 19) указывает на  социальное положение героини и на отношение к ней автора. Сопоставление героев Только сословные барьеры разделяют героев? Найдите выражения, характеризующие героев.  Заполните таблицу. (слайд 20) Лиза Эраст «Возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и  добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал  только о своём удовольствии. «Почитающая Бога». Прекрасная  душой, телом, красивая,  трудолюбивая, любезная, крестьянка. Мотив белизны, чистоты и свежести Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. (слайд 21) Образу Лизы сопутствует  мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в  Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она  поит его молоком, наливая его из «чистойкринки, покрытой чистым деревянным кружком» в  стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза,  «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Первая встреча героев (слайд 22) Как ведут себя Лиза и Эраст? Что настораживает в поведении Эраста? При первой  встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек, в отношениях  Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег. Мотив денег (слайд 23) Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой  встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину  работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом  на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы  сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из­за чего  вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».)  Эраст измеряет всё деньгами. Деньги  – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег  сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных  помыслов.  Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого  крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака, «И ты  соглашаешься?» — настораживается Эраст, «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» —  упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей —  возьми их (он положил ей деньги в карман)». Герои повести Автор подчеркнул свое отношение к Лизе и показал отношение к ней других героев  повести (слайд 24). Главный герой повести Кто же главный герой повести? (слайд 25)  Какую характеристику дают ему другие герои? Характеристика Лизы Какую характеристику героине дает автор? (слайд 26)  Чувства Лизы отличаются глубиной, по­ стоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и  даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а  между крестьянами...», «Однако же тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...». Но любовь  оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем  страстным чувством», которое она не может скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя  любимому. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!» Характеристика Эраста А какое мнение сложилось у вас об Эрасте? Характеру крестьянки противопоставлен характер  доброго, избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков, Лиза  привлекла его своей внешностью. Намерение обольстить девушку не входило в его планы: «Ему  казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Первоначально он думал «о чистых  радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Эраст изображен Карамзиным не  вероломным обманщиком­соблазнителем («довольно богатый дворянин» с «добрым от природы»  сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольст­ вии...»). Любовь героев Любовь стала испытанием для героя?Он плохо знал свой характер, переоценил свои  нравственные силы. Идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы,  идиллии; имел довольно живое воображение».Вскоре он «не мог уже доволен быть  одними  чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает  пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично. Сцена расставания героев (слайд 27) «Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил её – она упала – стала на колени, подняла  руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся, –  воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Кем был для Лизы  Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза? Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и  дворянина Эраста? Для Лизы потеря Эраста – утрата жизни. Дальнейшее существование лишено смысла! Она накладывает на себя руки! Причины самоубийства Лизы – Какова развязка истории любви Лизы и Эраста?  – В чем причины самоубийства Лизы? (слайд 28) – Осуждает ли автор своего героя?  – Изменилось ли ваше отношение к нему? – Что узнаем мы об Эрасте из финала повести?  – Произошло ли очищение души? (слайд 29) Подведение итогов (слайд 30) – Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось  препятствием их счастью? – Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»? – Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? – Как проявляются в повести черты сентиментализма?  – Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?  – В чем смысл заглавия?  – Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?  – Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? VII. Заключительное слово учителя Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему  классицизму – сентиментализм. Сентиментальная повесть вызывала неподдельный интерес к  человеку. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом русского сентиментализма. VIII. Домашнее задание (слайд 31) Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? Разработка урока по теме: «И крестьянки любить умеют» (Социально-нравственный характер повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза)». Тонких Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, СОШУИП № 72, г. Омск Цели урока: 1. Образовательные:  совершенствование теоретических знаний сентиментализма  формирование умения находить признаки сентиментализма в повести  формирование умения работать с текстом произведения 2. Развивающие:  развитие мыслительных процессов учащихся  развитие навыка систематизировать знания самостоятельно, делать выводы 3. Воспитательные: воспитание чувства милосердия к людям воспитание чувства собственного достоинства; чувство   ответственности перед другими  выработка собственного отношения к окружающему миру Ход урока. Эпиграф к уроку: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а чувствительной душе. Е.И. Осетров I. Организационный момент (1-2 мин). II. Повторение изученного на прошлом уроке (5 мин). - Какое литературное течение мы с вами изучили на прошлом уроке? (сентиментализм) - К какому жанру относится произведение Карамзина «Бедная Лиза»? Мы с вами говорили, что это новаторский жанр. (Сентиментальная повесть). - Сегодня мы рассмотрим, как на уровне содержания и формы раскрываются признаки сентиментализма в «Бедной Лизе». Обращение к эпиграфу. Учитель зачитывает, затем просит учеников высказать свое мнение, доказать, что эта повесть действительно относится к сентиментализму. (Есть признаки: культ чувства, жизнь и судьба человека, просветительская направленность, любовная тематика, природа - средство психологической характеристики, отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям, нравственная чистота) Запись эпиграфа в тетрадь. П.А. Вяземский сказал об этом произведении так: «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, нежных отливов мысли и впечатлений, словом сказать, поэзия внутренняя, задушевная» - Давайте вспомним, чем повесть отличается от рассказа? (Больше по объему и шире представляет человеческую жизнь, охватывая цепь ее эпизодов, больше персонажей) А чем отличается от романа? (Роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей, разветвленность сюжетов и конфликтов) III. Проверка читательского восприятия. Подход к изучению новой темы. Беседа. 1. Как вы думаете, почему повесть имела небывалый успех, когда она вышла в 1792 году? (Публика сочувствовала обыкновенным людям, к тому же новаторство Карамзина заключалось во введении обычной деревенской девушки в ткань произведения). 2. От чьего лица ведется повествование? Что этим достигается? С какой целью Карамзин вводит фигуру рассказчика? (От 1 лица, знакомство с Эрастом дает эффект достоверности, мы видим картины с помощью его взгляда, рассказчик – основной носитель чувствительности, он задает эмоциональный тон) 3. Мы сказали, что тематика произведения – любовная. Но только ли о любви это произведение? (Не только, здесь затрагиваются такие темы, как дружба, почитание родителей, жизнь и смерть, богатство и бедность) Запись темы на доске. Карамзин первым вводит в литературу человека низшего сословия. Общественной добродетелью становится не только дворянская честь, но и крестьянское чувство. Автор не отдает предпочтение высшим сословиям. С темой крестьянства в произведение вводится тема богатства и бедности. 4. Как вы понимаете слово «бедная» в заголовке повести? 5. Ассоциативный эксперимент. Запишите ассоциации со словом богатство в одну колонку, со словом бедность в другую. Два человека работают у доски. богатство счастье, деньги, несчастье, нищета, неумение любить, бедность любовь, душа, материальные ценности безответственность Какие ассоциации вы бы отнесли к Лизе, а какие к Эрасту? Таким образом, получается, что Лиза – бедная девушка материально, но богатая духовно, Эраст – наоборот. 6. Во времена Карамзина человека, который жил в деревне, на лоне природы, называли «естественным». Как вы думаете, почему? В чем его отличие от городского? (Связь с природой, чистота, нравственность, богатый духовный мир, умение ценить окружающее) 7. Какова идея этой повести? («И крестьянки любить умеют», естественный человек гораздо чище, духовнее, чем городской, у городского, например, Эраста, чувства приносятся в жертву золота). А в чем смысл фразы «и крестьянки любить умеют»? Не кажется ли она вам странной? (Автор говорит так, как это считалось в обществе того времени, как будто крестьяне не люди, но Карамзин доказывает, что им тоже не чужды человеческие чувства, причем более сильные, чем у людей высших сословий). 8. Проверка домашнего задания. Какой вы представляете Лизу в повести? Ученики зачитывают цитатную характеристику Лизы и поясняют. (Лиза - прекрасная телом и душою поселянка, нежная и чувствительная, она идеализирована) Как автор показывает душевные переживания Лизы? (Тоже нужно привести цитаты) Почему автор не рисует нам портрет Лизы? А каким предстает Эраст? Зачитайте строки. (Безрассудный молодой человек, воплощение сложности и противоречивости, «вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою»). Почему Карамзин называет его безрассудным молодым человеком? Какие выразительные средства помогают созданию образов? Как вы думаете, какую роль играет курсив в повести? (Антитеза, контраст, эпитеты, метафоры) 9. Какую роль играет природа в произведении? С чем сравнивается Лиза? Что символизируют белые ландыши? (Она бросает ландыши в воду) Как природа реагирует на ее нравственное падение? Как бы оценили современники Лизы ее поведение? 10. Как вы оцениваете поведение Эраста? Виноват ли он перед Лизой? Что вы можете сказать о его последнем жесте по отношению к Лизе – даче денег? Можем ли мы сочувствовать ему в чем-то? 11. Как оценивает поступок Лизы автор? (Похороны самоубийцы по- православному, сочувствие, жалость, осуждение Эраста). Как оцениваете его вы? IV. Итог урока. Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. Это произведения, в которых рассказывается о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызывала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение обществом – со всем этим можно встретиться, если перечитать страницы произведений русской литературы, и не только XIX века, но и века XX. Эти повести своего рода «воспитатели чувств». А тема «маленького человека» в дальнейшем будет разрабатываться А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, Ф.М. Достоевским. V. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: какую роль для развития литературы сыграла «Бедная Лиза»? В каком жанре современной литературы мы можем встретиться с отголосками этого произведения, в чем отличие?

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)

Конспект урока литературы «И крестьянки любить умеют» (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017