Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Оценка 4.6
Культурные мероприятия +1
doc
Междисциплинарный 4
7 кл
22.04.2017
Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)
Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО поможет учащимся проникнуться мыслью о единстве человека и природы, увидеть в произведениях искусства совершенство и красоту окружающего мира, приобщиться к миру искусства, открыть для себя необъяснимую тайну слова, очарование музыки и живописи и проникнуться чувством любви к родине, природе.Интегрированный урок литературы, музыки ,ИЗО "Природа в поэзии, музыке, живописи" представляет, как разными средствами (словом, звуком, красками) изображается красота окружающего мира.
Природа в поэзии, музыке, живописи.doc
Конспект урока  внеклассного чтения в 7 классе. Родная природа в поэзии, музыке и живописи. (интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО). Цели и задачи:  через   произведения   литературы,   живописи   и   музыки   донести   до учащихся мысль о единстве человека и природы, помочь увидеть в произведениях   искусства   совершенство   и   красоту,   воспитывать чувство   любви   к   родине,   продолжить   работу   над совершенствованием умений анализировать стихотворения. Оборудование:  Выставка книг русских поэтов о природе;  П.И.Чайковский «Времена года».  ТСО: магнитофон, телевизор, видеомагнитофон.  Репродукции картин русских художников. На доске эпиграфы:                                                     Не то, что мните вы, природа:                                 Не слепок, не бездушный лик –                                  В ней есть душа, в ней есть свобода,                                 В ней есть любовь, в ней есть язык.                                                                                                                                                                                                              Тютчев.                                Я думаю:                                Как прекрасна                                 Земля                                И на ней человек!                                                                  С.Есенин. Ход урока: Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир искусства и познакомимся с произведениями,   посвященными   родной   природе.   Продолжим   разговор   о неразрывном единстве человека и природы, о любви к родному краю, о красоте и совершенстве окружающего мира.                                       (Звучит музыка. Чайковский «Март»).                                Боже! Воистину мир твой чудесен!                                Молча собрав полевую росу,                                Сердце свое, сердце, полное песен,                                Не расплескав, до Тебя донесу.                                                                                        В.Набоков. В этих строках В.Набокова, поэта ХХ века, восхищение красотой и совершенством мира,   и   прежде   всего   восхищение   природой,   ощущение   себя   ее   частью, приобретение духовного богатства от общения с ней, т.е. чистоты и благоговения, доброты и любви ко всему, что нас окружает.       Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать, не может  не любить  ее, для  него  она   навсегда   останется  его  родиной, частью  его самого.                            (Музыка затихает) Эпиграфом к нашему уроку послужат строки двух величайших певцов природы – Ф.И.Тютчева и С.А.Есенина.                                 Не то, что мните вы, природа:                                 Не слепок, не бездушный лик –                                  В ней есть душа, в ней есть свобода,                                 В ней есть любовь, в ней есть язык.                                                                                                                                                                                                              Тютчев.                               Я думаю:                               Как прекрасна                               Земля                               И на ней человек!                                                                    С.Есенин. ­ Как вы понимаете эти слова? Учитель:  В этих строках заключена основная мысль нашего урока. Мы   уже   знакомились   со   стихами   о   природе,   восхищались   мастерством поэтического слова, способностью поэтов передать малейшие изменения в жизни природы, ее красоту и очарование. Каждое время года имеет свои приметы, тайны и прелести. ­ Найдите эти приметы в предложенных стихах и покажите свою эрудицию, назвав   стихотворение,   его   автора   и   самое   яркое   образное   средство,   с помощью которого рисуется художественный образ. 1. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят, Бегут и будят сонный брег, Бегут, и будят, и гласят.                                             Ф.И.Тютчев «Весенние воды» (Приметы весны: тает снег, бегут ручьи Олицетворение: воды шумят, будят, гласят).           2. Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.                                             С.Есенин. (Приметы   лета:   капустные   грядки,   зеленый   клен,   маленький   росток клена. Одна большая красивая метафора).    3. Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит. Лед неокрепший на речке студеной Словно, как тающий сахар, лежит.                                                 Н.А.Некрасов «Железная дорога» (Приметы осени: свежий воздух, первый ледок подернул воду. Эпитеты: здоровый, ядреный; сравнение;  олицетворение: воздух  бодрит силы). 4. Вот север, тучи нагоняя,  Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками  Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами  Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки­зимы. А.С.Пушкин. (Приметы зимы: морозный ветер, пушистый снег укутал землю. Метафоры, эпитеты: волнистые ковры). ­ Какие   же   средства   художественной   выразительности   помогают   увидеть времена года живо и ярко? ­ Может быть, у вас есть любимые стихи об одном из времен года? (чтение любимого стихотворения) Учитель:  Итак, все четыре времени года представлены в поэзии. Давайте и мы совершим путешествие по календарю, раскрыв прелести окружающего мира, насладившись его великолепием.  Каждому   времени   года   соответствует   определенное   настроение,   которое   можно передать с помощью музыкальных звуков. (Звучит музыка «Осенняя песнь» Чайковского). ­ Настроение какого времени года вы почувствовали? (Осень»).                      (Открываем страничку календаря со словом «Осень»). ­ Когда   мы   слышим   слово   «Осень»,   в   сознании   сразу   рождается     эпитет «золотая».   Какую   картину   вы   представляете   себе,   слушая   эту   музыку? Может быть, эту:             Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора.             Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.             Как на выставке картин: залы, залы, залы, залы             Вязов, ясеней, осин в позолоте небывалой.             Липы – обруч золотой – как венец на новобрачной.            Лик березы – под фатой подвенечной и прозрачной.            Погребенная земля под листвой в канавах, ямах.            В желтых кленах флигеля, словно в золоченых рамах.            Где деревья в сентябре на заре стоят попарно,            И закат на их коре оставляет след янтарный.            Где нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно:            Так бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный.                         Где звучит в конце аллей эхо у крутого спуска            И зари вишневый клей застывает в виде сгустка.            Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья,            Где сокровищ каталог перелистывает стужа.                                                                                           Б.Пастернак «Золотая осень». ­ Какими красками окрашена картина осени? ­ С помощью каких средств художественной выразительности рисуется такая сказочная картина? ­ Что   вы   можете   сказать   о   созвучье   муз?   Соответствует   ли   настроение музыкального фрагмента настроению стихотворения? Помогает ли музыка проникнуться очарованием нарисованного словами осеннего пейзажа?   (Стихотворение и музыка созвучны по настроению, тональности. Мелодично звучит поэтическая мысль, плавно переходя в музыку). ­ Об одном и том же можно сказать по­разному. Вы слушали стихотворение Б.Пастернака об осени, ваш слух ласкали удивительные по выразительности слова   тонкого   и   проникновенного   художника   слова.   Вы   наслаждались волшебной   музыкой   П.И.Чайковского   и  «видели»   передаваемые   звуками картины   осеннего   пейзажа,   воплощенные   в   слова   Б.Пастернака.   Мне думается, что это стихотворение можно назвать «пейзажем в стихах», в котором человек и природа объединяются в одно нерасторжимое целое. ­ А теперь давайте посмотрим на осень глазами художника­пейзажиста. ­ Кто такой пейзажист? ­ Русский живописец Коровин считал, что в пейзаже «должна быть история души», «пейзаж должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это так трудно выразить словом, это так похоже  на музыку…» В этих словах Коровина заключается мысль о единстве поэзии, музыки, живописи. «Поэтом   русской   природы»   называли   русского   художника   Х1Х   века И.И.Левитана   его   современники.   А.П.Чехов   считал   его   лучшим   русским пейзажистом. Левитан так же, как другие поэты и художники, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Яркие краски лета сменялись золотом, пурпуром и серебром. Воздух делался чище, холоднее, и дали становились гораздо глубже, чем летом. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Он оставил около ста «осенних картин», самая знаменитая из которых – «Золотая осень».                          (На экране картина Левитана). Обратите   внимание:  картина   Левитана   и   стихотворение   Б.Пастернака   названы одинаково. ­ Как раскрывается тема осени двумя художниками? ­ Присмотритесь, какие они, краски осени, запечатленные пейзажистом? ­ Воздух? Солнце? ­ Каким настроением окрашена картина? ­ Какие чувства она рождает у вас? (От картины веет теплом, спокойствием, она пробуждает в душе чувство восторга перед величием и красотой окружающего мира). ­   Давайте   запишем   в   тетрадь   эту   мысль:   картина   Левитана,   стихотворение Пастернака,   музыка   Чайковского   пробуждают   в   душе   чувство   восторга   перед величием и красотой окружающего  мира.  Душа человека  соединяется с душой природы в единое целое. ­ Мы нашли общее в разных произведениях: в стихотворении Пастернака, в репродукции картины Левитана, в музыке Чайковского. ­ Что же их объединяет? (Гимн природе). ­ И еще одну мысль мы запишем в тетради: природа сближает разных людей, способна объединить их. Время   не   стоит   на   месте,   и   золотая   осень   отговорила   «березовым,   веселым языком».   Перед   нами   новая   картина     природы,   изображенная   художником И.Шишкиным на  его полотне «Зима». (На экране картина Шишкина «Зима»). ­ В чем прелесть этого пейзажа? ­ Каким настроением проникнуто это произведение? ­ Как   меняется   цветовая   гамма?  (Холодные   цвета   соответствуют холодному времени года). ­ Итак, «дохнул осенний хлад», и разговор у нас пойдет о зиме. Перелистнем еще одну страничку календаря «Зима». ­ В   волшебный   мир   зимней   сказки   нас   перенесет   чудесная   музыка П.И.Чайковского «Декабрь». ­ Что вы представляете себе, слушая музыку? ­ А   вот   как   свои   представления   о   зиме   изобразил   поэт   К.Бальмонт   в стихотворении «Фантазия».                                     «Фантазия» Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет, И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез. Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели, В мягкой бархатной постели им отрадно почивать, Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная, Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать. Чьи­то вздохи, чье­то пенье, чье­то скорбное моленье, И тоска, и упоенье, ­ точно искрится звезда, Точно светлый дождь струится, ­ и деревьям что­то мнится, То, что людям не приснится, никому и никогда. Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи, В час глубокий полуночи мчатся духи через лес. Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет? Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес? Все сильней звучит их пенье, все слышнее в нем томленье, Неустанного стремленья неизменная печаль, ­ Точно их томит тревога, жажда веры, жажда Бога, Точно мук у них так много, точно им чего­то жаль. А луна все льет сиянье, и без муки, без страданья, Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов. Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют, И спокойствием приемлют чары ясных светлых снов.                                                                                                                                                                                         К.Бальмонт.              ­ Не правда ли, удивительное стихотворение? ­ Как вы поняли, почему стихотворение так называется? В стихотворении рисуется картина спящего зимнего леса. Поэт использует   тему зимней природы  как повод для того, чтобы широко развернуть игру лирического воображения.  По   сути   дела,  содержание   стихотворения   –  мозаика   мимолетных, рожденных фантазией поэта образов. Выразительность стихотворения создается за счет беспрерывно меняющегося потока образов. ­ Какие средства художественной выразительности использует поэт для создания картины зимнего леса?          1.Олицетворения:      Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены: лес дремлет, сосны и ели шепчут, деревья почивают.            Поэт изображает зимний лес как бы едва уловимым касанием карандаша. Деревья не имеют четких контуров, они будто бы пульсируют, дрожат, трепещут в лунном сиянии. ­ Найдите   в   тексте   словосочетания,   передающие   зыбкость   и мимолетность созданных образов. («Трепещут очертания», «роптанье ветра», «дождь струится», «искры лунного сияния»).            2. Многочисленные эпитеты.  Их   так   много,   что   в   цепочке   эпитетов   тонет   определяемое   ими существительное:   «вещий   лес»,   «бархатная   постель»,   «скорбное   моленье», «светлый дождь», «отрадный гимн».    Эпитеты помогают сделать картину более яркой, эмоциональной, в данном случае какой­то воздушной, растворяющейся в «светлом дожде» и «лунном сиянии».             3. Стихотворение необыкновенно музыкально.  Читаешь   его,   и   создается   впечатление   баюкающего   плескания,   нежного журчания.   Тишина   лунной   ночи   оттеняется   шепотом,   вздохами,   моленьями. Недаром Бальмонт заслужил репутацию одного из самых  музыкальных поэтов.       Ритмика стиха создается лексическими повторами. Найдите их в тексте.                      …шепчут сосны, шепчут ели… …чьи­то вздохи, чье­то пенье, чье­то скорбное моленье…                       …точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,                           точно мук у них так много, точно им чего­то жаль… ­ Как   называется   прием,  с  помощью   которого   достигается   эффект,   когда читатель как бы слышит шорохи леса?  (Звукопись). 1. Аллитерации: по стихотворению прокатываются звуковые волны – ж­ш­щ­ч, с­ з,  сонорные – л­м­н­р – придают плавность, ласкают слух. 2. Ассонансы: в 3­ей строке в пяти из восьми ударных позиций оказывается – е. 4. Хочу   обратить   ваше   внимание   на   еще   одну   особенность стихотворения. Посмотрите, какая длинная строка. Поэт растягивает ее до восьми стоп. Это создает ощущение сонливой замедленности, певучей медлительности, размеренной ворожбы. Итак, в ходе работы над стихотворением мы отметили наиболее яркие образные средства, с помощью которых поэт фантазирует на тему спящего зимнего леса. Согласитесь, что у Бальмонта получилась прекрасная импровизация, как нельзя более удачно раскрывшая заглавие стихотворения. Мы  завершим  наше   путешествие  по   календарю,  оставив  встречу  с весной  и летом на весеннее время.  ­ Понравилось вам наше путешествие? Чем оно обогатило вас? Итоги урока: Природа!   Каждый   стремится   к   ней,   восхищается   ее   красотой   и   гармонией, простотой и величием, и находит свое счастье, полностью раскрыв свое сердце навстречу природе. Вернемся к эпиграфам, обозначенным нами в начале урока. Как они связаны с темой нашего урока? ­ Что мы увидели и почувствовали в произведениях искусства, посвященных природе? 1. Поэты,   композиторы,   художники   восхищаются   красотой природы; 2. Их души созвучны душу природы и образуют единое целое. 3. Природа сближает людей. 4. Человек, наблюдающий за природой, становится лучше. 5. Стихотворение Н.Рыленкова «Все богатства русского пейзажа» Все богатства русского пейзажа                                            В полное владенье нам даны:  Вьюжных зим серебряная пряжа, Кружева зеленые весны. Летний полдень в поволоке зноя,  Вечер, заглядевшийся в ручей,  Узорочье луговин цветное,  Теплый воск желтеющих полей. Расписные крылья листопада Над бездонной синевой озер.  Все это твое, и сердце радо Целый мир влюбить в родной простор. ­ На этой ноте мы и закончим наш урок. Домашнее задание:  1. Попробуйте   написать   сочинение­миниатюру   о   том,     как   с   помощью музыки, живописи вы прониклись чувством восторга перед величием и красотой   родной   природы,  изображенной   в  стихотворениях   Пастернака или Бальмонта. 2. Выучить одно стихотворение о природе наизусть. 3. Творческое   задание:  Напишите   свое   стихотворение   о   природе   и проиллюстрируйте его.

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)

Конспект урока литературы "Родная природа в поэзии, музыке и живописи" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017