Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе"
Оценка 4.9
Лекции
docx
русская литература
10 кл
23.07.2018
Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869) Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.
1. "Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
2. Истинный и ложный патриотизм.
3. Назначение женщины - сохранение семейного очага.
В романе более 600 (550) действующих лиц
В романе 4 тома и эпилог:
I том — 1805 год.
II том — 1806—1811 годы.
III том — 1812 год.
IV том —1812—1813 годы
Эпилог — 1820 год.
Война и мир.docx
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.
Образ автора в романе.
Цель урока: познакомить с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие,
обучение конспектированию.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником.
1. Орг. момент. Запись эпиграфа к уроку.
"Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий
определению, столь дорогому сердцу составителей литературных
анкет: "величайший роман в мире", я выбрал бы "Войну и мир".
Джон Голсуорси
Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика
новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего
старика, все горести и радости, доступные человеку, всё есть в этой картине.
Н. Страхов.
2. Проверка домашнего задания. Беседа по выявлению восприятия основной идеи «Севастопольских рассказов».
3. Вступительное слово учителя.
Для Толстогописателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается
в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда
в середине 50х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом
и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году
из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём
новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий
и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и
постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская»,
то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».
Формирование замысла определил сам автор:
1856 год начало замысла. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен
быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".
1825 год восстание декабристов. "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий
моего героя".
1812 год война. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной
для России эпохой 1812 года".
1805 1807 годы заграничные походы русской армии. "Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с
бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".
Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (18631869) Нередко главы переписывались 1213 раз. С. А. Толстая
писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда
оставляешь в чернильнице кусочек себя».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и
настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема судьба народа, народ основа
нравственных и моральных устоев общества.
1. "Кто истинный герой?" общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
2. Истинный и ложный патриотизм.
3. Назначение женщины сохранение семейного очага.
В романе более 600 (550) действующих лиц
В романе 4 тома и эпилог:
I том — 1805 год.
II том — 1806—1811 годы.
III том — 1812 год.
IV том —1812—1813 годы
пилог — 1820 год.
По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры».
Как вы считаете, почему такое название, о каких трёх порах говорит Толстой?
В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается»
В 1867 году – «Война и мир» Смысл названия романа.
Мир – отсутствие войны;
Мiр – народ, человечество, крестьянская община, согласие и единство.
Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском значении переплетаются все оттенки этого понятия.
Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кемнибудь», а в
представлении толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность.
ъ
Объяснение понятия "романэпопея". Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее
поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой
оно выразилось». Романэпопея наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой
эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна
широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности,
и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой
объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)
Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».
Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы,
партизанское движение). События общественной и политической жизни (масонство,
законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение
московских ремесленников).
Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра
и др.).
Огромное количество человеческих характеров.
Большая протяженность во времени (15 лет).
Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только романэпопея мог воплотить все авторские
условия.
Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь
дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».
5. Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.
Ответьте кратко на вопросы.
1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?
___________________________________________________________________
2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите
даты._______________________________________________________________________
3. Какие исторические события находят отражение в романе?
____________________________________________________________________________
4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
__________________
5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романомэпопеей?
_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
_______________
Чтение первой главы романа. Беседа с учащимися.
Д. з. С. 226229, с. 252, вопрос № 6
Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе"
Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.