Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Лекции
docx
русская литература
10 кл
23.07.2018
Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.  Образ автора в романе"
Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие. Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869) Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя». В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества. 1. "Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны. 2. Истинный и ложный патриотизм. 3. Назначение женщины - сохранение семейного очага. В романе более 600 (550) действующих лиц В романе 4 тома и эпилог: I том — 1805 год. II том — 1806—1811 годы. III том — 1812 год. IV том —1812—1813 годы Эпилог — 1820 год.
Война и мир.docx
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.  Образ автора в романе. Цель урока: познакомить с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие, обучение конспектированию. Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником. 1. Орг. момент. Запись эпиграфа к уроку. "Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий  определению, столь дорогому сердцу составителей литературных  анкет: "величайший роман в мире",  ­ я выбрал бы "Войну и мир". Джон Голсуорси Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика  новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего  старика, все горести и радости, доступные человеку, ­ всё есть в этой картине. Н. Страхов. 2. Проверка домашнего задания. Беседа по выявлению восприятия основной идеи «Севастопольских рассказов». 3. Вступительное слово учителя.            Для Толстого­писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине   50­х   годов   стали   возвращаться   из Сибири   оставшиеся   в живых   декабристы,   писатель   увидел   в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.          Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная». Формирование замысла определил сам автор: 1856 год  ­ начало замысла. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию". 1825 год   ­ восстание декабристов. "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя". 1812 год  ­ война. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года". 1805­ 1807 годы   ­ заграничные походы русской армии. "Мне совестно было писать о нашем торжестве  в борьбе  с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама". Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863­1869) Нередко главы переписывались 12­13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».  В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.  "Более   всего   в   романе   я   любил   мысль   народную".   Главная   проблема   ­   судьба   народа,   народ   ­   основа нравственных и моральных устоев общества.  1. "Кто истинный герой?" ­ общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.  2. Истинный и ложный патриотизм.  3. Назначение женщины  ­ сохранение семейного очага.  В романе более 600 (550)  действующих лиц    В романе 4 тома и эпилог:                                                                                                  I том — 1805 год.                                                                                                                      II том — 1806—1811 годы.                                                                                                                  III том — 1812 год.                                                                                                                          IV том —1812—1813 годы                                                                                                       пилог — 1820 год. По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры». ­ Как вы считаете, почему такое название, о каких трёх порах говорит Толстой? В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается» В 1867 году – «Война и мир» Смысл названия романа. Мир – отсутствие войны; Мiр – народ,  человечество, крестьянская община, согласие и единство. Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском  значении переплетаются все оттенки этого понятия. Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем­нибудь», а в представлении толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность. ъ Объяснение понятия "роман­эпопея". Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Роман­эпопея  ­ наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи  является  то,  что  она  воплощает  в  себе  судьбы  народов,  сам  исторический  процесс.  Для  эпопеи  характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)  Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».                                                                 ­ Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).                                                     ­ События общественной и  политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).                                                    ­ Отношения   помещиков   и крестьян   (преобразования   Пьера,   Андрея;   бунт   богучаровских   крестьян,   возмущение московских ремесленников).                                                                 ­ Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). ­    Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).                                                                                        ­ Огромное количество человеческих характеров.                                                                       ­ Большая протяженность во времени (15 лет).                                                                           ­ Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино    Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман­эпопея мог воплотить все авторские условия.                                                                             Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир». 5. Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала. Ответьте кратко на вопросы. 1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого? ___________________________________________________________________ 2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите  даты._______________________________________________________________________ 3. Какие исторические события находят отражение в романе?  ____________________________________________________________________________ 4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»? _______________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________ __________________ 5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом­эпопеей? _______________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________ _______________ Чтение первой главы романа. Беседа с учащимися.  Д. з.   С. 226­229, с. 252, вопрос № 6

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе"

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.  Образ автора в романе"

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе"

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.  Образ автора в романе"
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ