Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика
Оценка 4.6

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
01.04.2017
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов"
конспект урока Базаров и Кирсанов.docx
Урок литературы в 10 классе Учитель Бабенкова Л.А. Тема: И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Е.Базаров и П.П. Кирсанов.            Сравнительная характеристика. Цели: Обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, выявить суть идейных разногласий П.П. Кирсанова и Е.Базарова.  Задачи: Образовательные:  формировать внимательное отношение к художественной детали и ее роли   в   идейно­образной   структуре   произведения,   умение   выявлять   понимание учащимися внутреннего мира героев, особенности сложных взаимосвязей персонажей, интерпретировать, анализировать текст.   Развивающие:  развивать   речевую   культуру   учащихся   и   умение   работать   вдумчиво   с текстом,   умение   выделять   главное,   формулировать   выводы.   Развивать   воображение, память,   внимание,   интеллектуальные   и   творческие   способности   детей.   Формировать умение   вступать   в   диалог,   прислушиваясь   к     мнению   товарищей,   работать индивидуально.  Воспитательные:   воспитывать   любовь   к   литературе,   к   чтению   через   создание   ситуаций успеха.   Формировать   умение   преодолевать   трудности,   культуру   совместной деятельности. Тип урока: урок развития речи. Технологии: системно­деятельностный подход, технология «критического мышлении». Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная. Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, текст романа И.С.Тургенева  «Отцы и дети»,  раздаточный материал. Ход урока: Уж много лет без утомленья Ведут войну два поколенья, Кровавую войну; И в наши дни в любой газете Вступают в бой «Отцы» и «Дети», Разят друг друга те и эти, Как прежде, старину.                                        Д.Минаев 1.Вступительное слово учителя Мы продолжаем работу над романом И.С. Тургенева «Отцы и дети». И, как всегда, начнем с эпиграфа. ­ Как вы понимаете смысл этих строк? ­ Какое отношение эта «война» имеет к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»? ­ Кто именно «вступает в бой» в романе? ­ Сформулируйте тему урока. 1 2.Целеполагание. ­ Сформулируйте задачи урока (выявить суть идейных разногласий героев) ­ А теперь запишите у себя на листочках личные задачи. (учащиеся записывают) Личная задача  ученика Что я хочу понять  сегодня на уроке? Чему хочу научиться  на уроке?     На начало урока В конце урока:  Удалось ли на  уроке выполнить  задуманное?      3.Вызов  Учитель: Как мы знаем, на протяжении всего романа в конфликт вступают П.П. Кирсанов и Е.Базаров. Кто они? Антиподы? Антагонисты? Или, может быть, двойники? ­ вот вопрос, ответ на который мы получим, рассматривая более подробно этих героев. Но сначала разберем понятия. Словарная работа. Антипод  ­  человек,   противоположный   кому­нибудь   по   убеждениям,   свойствам,   вкусам (Толковый словарь С.И.Ожегова) Антагонист ­ непримиримый противник. Двойник ­ человек, имеющий сходство с другим. 4.Осмысление. Учитель: Сегодня мы проведем исследование отдельных глав романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в ходе которого сможем ответить на главный вопрос  урока и начнем составлять сравнительную характеристику персонажей (см. распечатку). Сравнительная характеристика Е.Базарова и П.П.Кирсанова П.П.Кирсанов Е.Базаров Происхождение, социальная  принадлежность Портрет Речь Философские, общественно­ политические взгляды,  нравственная позиция Отношение к любви Образ жизни, интересы Отношение друг к другу 2 У каждого из вас на столе лежит распечатка таблицы, куда вы будете заносить результаты своих наблюдений. Как вы уже знаете, в романе 28 глав, и только в двух из них не появляется Е.Базаров: в 1­ ой он еще не приехал, а в последней ­ уже умер. ­ Так кто же он ­ Е.Базаров? Какова его социальная принадлежность, происхождение? ­   Базаров   с   гордостью   заявлял:   «Мой   дед   землю   пахал».   Но   почему   же   он   с   таким пренебрежением говорит о другом своем деде, отце матери: «Черт его знает. Секунд­майор какой­то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть»?   Наверно,   потому,   что   Базаров   отвергает   праздную   жизнь   дворян,   уходящий   с исторической   арены   класс.   Или   оттого,   что   при   его   самолюбии,   бездна   которого открывается и Павлу Петровичу, и Одинцовой, и Аркадию, он считает, что лучше быть полноценным   мужиком,   чем   захудалым   дворянином.   Может,   поэтому   он   вступает   в непримиримый спор с Павлом Петровичем.  ­ Вспомните, кто такой П.П. Кирсанов по происхождению и социальной принадлежности? ­ А наложило ли социальное положение отпечаток на внешний облик этих персонажей? Зачитайте портретные характеристики Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. ­ Как портрет помогает представить этих героев? ­ Каковы образ жизни и интересы этих персонажей? ­ Изменилась ли жизнь Павла Петровича с появлением Е.Базарова? ­ А Базаров? Испытывает ли он воздействие Павла Петровича? _   Подумайте,   могли   ли   эти   персонажи   сосуществовать   под   одной   крышей   в   мире   и согласии? Почему? Инсценирование. (конец 5 и вся 6 глава) А   теперь   посмотрите,   с   чего   начинается   столкновение   Павла   Петровича   Кирсанова   и Евгения Базарова и подумайте, какими представлены герои в этой сцене? После инсценирования. ­   Что   нового   добавляет   этот   эпизод   в   характеристику   персонажей?   Сравните инсценирование с текстом. Смогли ли ребята передать мысль автора? ­ Как ведут себя персонажи в споре? Почему Базаров так спокоен, а Кирсанов кипятится? ­ Что делает их непримиримыми врагами? Работа в группах. ­ А каковы общественно­политические и философские взгляды этих героев, мы узнаем, поработав   в   группах.   У   вас   на   столах   задания   каждой   группе.   Исследуйте   текст   и представьте результат. Группа 1 Точка зрения Павла Петровича и Базарова на роль дворянства и аристократии.                Глава 8,10. Докажите, что аристократизм – бесполезный принцип. Группа 2 Мнение  Павла Петровича и Базарова о принципах нигилистов.                Глава 10. Прав ли Тургенев, называя Базарова «революционером»? Каково  отношение героев к реформам? Группа 3 Мнение  Павла Петровича и Базарова о русском народе.                Глава 10. Чьи взгляды прогрессивнее? В ком из спорящих мужик скорее признает  соотечественника? Группа 4 Мнение  Павла Петровича и Базарова об  искусстве, поэзии.                Глава 9­11. Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие  взгляды? Группа 5 Мнение  Павла Петровича и Базарова о природе. 3 Глава 9. Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем  отношении к ней? Группа 6. Третейские судьи. Заполняют таблицу «Споры Е.Базарова и П.П.Кирсанова по  ходу ответов учащихся. Отвечают на вопрос: «Кто победил в споре?»  (по каждому пункту  с аргументацией своей точки зрения)  Отчет работы групп: Темы споров Евгения Базарова и Павла Кирсанова Тема спора П.П.Кирсанов Е.Базаров О дворянстве,  аристократизме О принципах нигилистов О русском народе Об искусстве, природе 5.Рефлексия ­ А сейчас посмотрим, насколько внимательны вы были на уроке. У каждого из вас лежит  листочек с заданием. Определите, кому принадлежит каждое суждение.  Тест на знание текста. Тема спора Цитата  О дворянстве,  аристократизме О русском народе Об искусстве, природе,  любви Об иностранных словах Я уважаю аристократов…  аристократизм – принсип, а без  принсипов жить в наше время  могут одни безнравственные или  пустые люди Русский народ – патриархальный,  свято ценит предания, не может жить без религии. Порядочный химик в двадцать  раз полезнее всякого поэта! Рафаэль гроша ломаного не  стоит, да и они не лучше его. Природа не храм, а мастерская.  И человек в ней работник. Он еще мучительнее, еще крепче  привязывался к этой женщине, в  которой… оставалось что­то  заветное и недоступное, куда  никто не мог проникнуть Русскому народу не нужны  бесполезные слова типа  «либерализм», «прогресс». Кому принадлежит  (П.П. или Е.Б.) П.П П.П. Е.Б. Е.Б. Е.Б. П.П. Е.Б. 6.Подведем итоги. ­Прочитайте   эти   эпитеты   и   подумайте,   кого   они   характеризуют:   одинокий,   умный, незаурядный, замкнутый, высокомерный? ­ Что объединяет этих персонажей?  4 ­ А в чем различие их общественно­политических и философских взглядов? ­ Так кто же они: антиподы? Антагонисты или двойники? ­ На чьей стороне автор? (отвечает третейский судья) ­ О чем заставляет задуматься это произведение? ­ Отметьте в листочке, удалось ли на уроке выполнить задуманное. Листочки с тестами и самооценкой сдайте в конце урока.  7.Домашнее задание. Готовиться к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» 5

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Базаров и Кирсанов. Сравнительная характеристика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017