Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Оценка 4.8

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература
10 кл
23.04.2017
Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Презентация к уроку "Русский романтизм"
Публикация является частью публикации:
конспект урок 3 .docx
Название предмета Литература  Класс 10 УМК Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Под ред. Ю.В.Лебедева. – М.: Просвещение, 2008.  Уровень обучения базовый Тема урока  Романтизм. Русский романтизм. Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2 Место урока в системе уроков по теме 1 Цели урока:  углубить     понятие   «романтизм»;   показать   связь     русского   романтизма   и европейского. Задачи: активизировать знания обучающихся по истории России первой четверти 19 века,  совершенствовать умение определять художественное направление по его признакам; развивать коммуникативную компетенцию обучающихся; Предполагаемые результаты  – умение  отличать романтизм от других художественных направлений,  ­   понимание   взаимосвязи   литературы   и   истории, западноевропейской, ­ достижение таких личностных результатов, как осознание   величия русской литературы и взаимосвязи знаний литературы и формирования  культуры человека; Техническое   обеспечение   урока:  учебник,   тетрадь,   мультимедийная  презентация, проектор,  экран. Ход урока   русской   литературы   и   персональный   компьютер, Организационный момент. Работа по теме урока I. II. 1. Вступительное   слово   учителя   с   элементами   беседы.   Мотивация   учебной деятельности. На   этом   уроке     мы   поговорим   с   вами   об   одном   из   самых   ярких   и   волнующих литературных направлений в русской литературе начала 19 века – романтизме. Тема  для вас не новая.  ­  Вспомните,   с   кем   из   поэтов­романтиков   мы   уже   знакомы?  (Жуковский, Батюшков, ранний Пушкин, Лермонтов) ­    Назовите   их   романтические   произведения  (   «Кубок»,   «Лесной   царь»   и «Светлана» Жуковского, «Южные поэмы» Пушкина, «Беглец» и «Мцыри» Лермонтова). Сегодня для нас важно будет  понять, каковы причины появления романтизма и как связан русский романтизм с  историей России и европейским романтизмом. (Слайд 2) 2. Лекция учителя с использованием презентации. Обучающиеся работают над конспектом лекции. 1. Исторические   события   начала   века,   повлиявшие   на   зарождение   романтизма. (Слайд 3). Главным     историческим событием   начала 19 века стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю Россию. Война   пробудила   национальное   самосознание   русского   народа.   Русский крестьянин дошел до Парижа, победил сильнейшего врага. Однако в России его ожидало еще большее ухудшение жизни. Усиление правительственной реакции   явилось причиной   не только народных бунтов и восстаний, но и недовольства   политикой государства со стороны передовых дворян. Это привело к возникновению   тайных обществ. 14 декабря  1825 года – заговорщики вышли  на Сенатскую площадь. Восстание декабристов имело огромное значение для всей русской истории. 3.   В   начале   20­х   годов  широкую   известность   получило   творчество   поэтов­ декабристов: Рылеева К.Ф., Бестужева А.А., Одоевского А.И., Кюхельбекера В.К. Они писали   о   высоком   гражданском   назначении   поэзии.   Одно   из   самых   значительных произведений декабристов – стихотворение К.Ф. Рылеева «Гражданин» (Слайд 4) Чтение стихотворения «Гражданин»  подготовленным учеником. Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, не способен я в объятьях сладострастья,  В  постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья,  Пусть  юноши, своей не разгадав судьбы,  Постигнуть не хотят предназначенье века И не готовятся для будущей борьбы  За угнетенную свободу человека. Пусть с хладною душой бросают хладный взор На бедствия своей отчизны И не читают в них грядущий свой позор И справедливые потомков укоризны. Они раскаются, когда народ, восстав,  Застанет  их в объятьях праздной неги, И, в бурном мятеже ища свободных прав,  В них не найдет ни Брута, ни Риеги. (1824 г.) ­   Почему,   на   ваш   взгляд,   это   стихотворение   было   очень   популярно   среди прогрессивной молодежи того времени? (высказывают мнение 2 – 3 обучающихся)          Идеи декабризма оказали сильнейшее влияние на развитие русской литературы, они нашли отражение в творчестве Пушкина, Грибоедова, Лермонтова.   4. Русской литературе этого периода свойственны (Слайд 5) ­ острое ощущение единства нации, ­ вера в великое будущее русского народа, ­ осознание необходимости национальной самобытной литературы, отражающей проблемы и потребности народа и общества.        Ярким представителем   русской литературы в это время является  Крылов И.А.  – великий русский баснописец. В его творчестве начал складываться реалистический метод отражения действительности.      В лирической поэзии были свои имена.(Слайд 6)    П.А. Вяземский  – поэт­мыслитель, теоретик литературы, критик. Самобытный талант Вяземского воплотился в глубокой пейзажной лирике. Вяземский не был членом тайного общества, но считал  дело декабристов «делом всей России».                            Чтение отрывка из   стихотворения Петра Вяземского «Еще тройка» подготовленным учеником. Тройка мчится, тройка скачет,  Вьется пыль из­под копыт, Колокольчик звонко плачет И хохочет, и визжит. По дороге голосисто Раздается яркий звон,  То вдали отбрякнет чисто,  То застонет глухо он. Словно леший ведьме вторит И аукается с ней, Иль русалка тараторит В роще звучных камышей. Русской степи, ночи темной Поэтическая весть! Много в ней и думы томной, И раздолья много есть. Е.А.   Баратынский  –   поэт­философ,   склонный   к   глубокому   размышлению.   Его стихотворения   «Последний   поэт»,   «Осень»   ­   образцы   глубокой   и   трагической философской   лирики.   Лирический   герой   Баратынского   гармонично   сочетает   в   себе благородные чувства и разум. Чтение отрывка из стихотворения «Осень»  подготовленным учеником И вот сентябрь! замедляя свой восход, Сияньем хладным солнце блещет,  И луч его в зерцале зыбком вод Неверным золотом трепещет. Седая мгла виется средь холмов; Росой затоплены равнины; Желтеет сень кудрявая дубов,  И красен круглый лист осины; Умолкли птиц живые голоса,  Безмолвен  лес, беззвучны небеса! И вот сентябрь! и вечер года к нам Подходит. На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои сребристые узоры. Пробудится ненастливый Эол; Пред ним помчится прах летучий, Качаяся, завоет роща, дол Покроет лист ее падучий,  И набегут на небо облака, И, потемнев, запенится река. ­  Назовите основные направления литературы начала 19 века и их представителей (классицизм, Державин, сентиментализм, Карамзин и Радищев, романтизм, Жуковский , Батюшков).         Правильно, они не только сменяли друг   друга, но и параллельно отражали сложные процессы развития общественной мысли того времени. Живы были тенденции классицизма (вспомните «Горе от ума»), заметно влияние сентиментализма, но все громче заявляло о себе новое направление – романтизм. (Слайд 7) 5. Романтизм  –   одно   из   самых   значительных   направлений   в   искусстве.   Он возник первоначально в Германии, чуть позднее в Англии, затем широко распространился почти   во   всех   европейских   станах.   Его   влияние   на   мировую   культуру   невозможно переоценить.          Английский поэт Дж. Байрон, романист Вальтер Скотт, немецкие писатели Эрнст Теодор Гофман, Генрих Гейне, датский сказочник Ганс ХристианАндерсен, американцы Эдгар По и Фенимор Купер, польский поэт Адам Мицкевич – все они романтики.(Слайд 8) 6. Причины появления романтизма (Слайд 9): ­ Гигантские общественные потрясения,  вызванные буржуазными  революциями – время великих ожиданий и великих разочарований; ­   Была   подорвана   вера   в   могущество   человеческого   разума,   нашедшая   отражение   в классицизме. Человек почувствовал себя одиноким. ­ Столкновение противоречивых настроений.        7. Характерные черты романтизма (Слайд 10): • Крайняя   неудовлетворенность  действительностью,   сомнение   в   том,   что   жизнь общества и отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости. • Мечта о переустройстве мира, обновление человека, неудержимое стремление к идеалу. • Противоречие между идеалом и действительностью, ощущение пропасти между ними и жажда их воссоединения. • Воспевание   всего   необычного,   тяготение   к   фантастике,   народным   преданиям, дальним странам. • Интерес   к   исключительной   личности.   Принцип   романтического   двоемирия, предполагающий   резкое   противопоставление   героя   окружающему   миру,   толпе. Романтический   герой   всегда   в   конфликте   с   обществом.   Он   изгнанник,   изгой, скиталец. Нередко – бунтарь. • Духовный   мир   человека  предстал   как   микрокосмос,   малая   вселенная. Бесконечность   человеческой   индивидуальности   –   центральная   проблема романтизма.  • Типичный   романтический  пейзаж – это   море, горы, небо. Природа, на   фоне которой   разворачиваются    события,     воспроизводится    в   ярких, контрастных тонах. • Романтики считали, что вдохновение и творчество нельзя укладывать в какие­то рамки. Каждый художник создает произведение по своим законам.                     Культ   индивидуальности   максимально   выразился   в   творчестве   Дж.   Байрона. Романтический герой получил название «байронический герой» (Слайд 11).                Характер байронического героя определяют:                         * гордое одиночество;                         * разочарованность;                         * трагическое мироощущение;                         * бунтарство,  мятежность духа. 8. Система жанровых форм романтизма  Фантастическая повесть (новелла) Баллада (сочетание реального и фантастических миров) Исторический роман Поэма  9. Особенности русского романтизма (Слайд 12): • Отражение   разочарования   передовых   людей   и   неясность   путей   исторического развития страны. • Отражение начавшегося пробуждения общенационального сознания. • Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы. • Сохранение   связи   с   другими   литературными   направлениями   своей   эпохи   и взаимодействие с ними. • Активнейшее развитие лирики. 10. На русский романтизм огромное влияние оказали немецкий , французский и английский романизм.   Последователем   немецкого   романтизма   с   его   тяготением   к   мистицизму, философским аспектам бытия, к противопоставлению «дневного» и «ночного» мира был В.А. Жуковский.   Богоборческие мотивы, разлад личности и общества, проблематика «сильной личности»   и   «естественного   человека»,     экзотика   сюжета,   свойственные   английской романтической поэзии   и французской литературе, оказались близки А.С. Пушкину  (Слайд 13). 11.    Романтизм   в   России   зародился   в   самом   начале   19   века,   но   окончательно сформировался   только   к   20­м   годам.   Подавление   восстания   декабристов   и   эпоха николаевского безвременья определили дальнейшее развитие русского романтизма. Вершиной романтизма 30­х годов стало творчество М.Ю. Лермонтова (Слайд 14). III. IV. V. Подведение итогов. ­ Что нового  узнали на уроке? ­ Какие записи сделали в тетрадях? Почему это посчитали важным? ­О  ком или о чем хотели бы знать больше? Устный   фронтальный   контроль   на   выявление   степени   понимания   сути лекции (Слайд 15). Какие   исторические   события   повлияли   на   развитие   русской   литературы первой четверти 19 века? Назовите   имена   поэтов­декабристов.   Какие   темы   волновали   их   прежде всего? Кто   еще   из   русских   поэтов   начала   века   способствовал   развитию   великой русской поэзии? Где зародился романтизм? Назовите великих романтиков европейской литературы. Назовите черты романтизма. Какой он – байронический герой? Как   повлиял   европейский   романтизм   на   творчество   русских   поэтов   и писателей? Чем отличался русский романтизм от европейского? Домашнее задание (Слайд 16). 1.Прочитать элегии В.А. Жуковского «Сельское кладбище» и «Вечер» 2. Индивидуальные задания: • Биография Жуковского (основные события) • История создания элегии «Сельское кладбище» • История создания элегии «Вечер» • Подготовить   к прослушиванию элегию Томаса Грея «Elegy  Written  In  A  Country Churchyard». Использованная литература:  Учебник   «   Литература   10   класс.   Учебник   для   общеобразовательных   учреждений». Автор Ю. В. Лебедев.., Просвещение, 2008 год в 2 частях, И.  В.   Золотарёва,   Т.   И.  Михайлова   «  Поурочные   разработки   по   литературе,   10 класс» Москва, «Вако» 2009 г. Литература:   Большой   справочник   для   школьников   и   поступающих   в   вузы   /Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, Н.Л. Карнаух и др./сост. В.Ф. Чертов. – 2­е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007.

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"

Конспект урока литературы в 10 классе "Русский романтизм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017