Урок географии в 8-м классе по теме: «Люди и труд»
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели урока:
Образовательная: сформировать систему новых знаний о рынке труда, расширить знания учеников за счет включения новых понятий – трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.
Воспитательная: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Развивающая: развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала.конспект
конспект.docx
Урок географии в 8-м классе по теме: «Люди и
труд»
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели урока:
Образовательная: сформировать систему новых знаний о рынке труда,
расширить знания учеников за счет включения новых понятий –
трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении
(ЭАН), их географических особенностях.
Воспитательная: воспитание познавательной активности, чувства
ответственности, культуры общения.
Развивающая: развитие логического мышления для сознательного
восприятия учебного материала.
Задачи урока:
обеспечить усвоение знаний обучающимися понятий о рынке труда,
трудовых ресурсах и экономически активном населении;
помочь обучающимся осознать причины, обусловившие неравномерное
распределение трудоспособного населения по территории страны и
географические различия в уровне занятости населения России; понять
причины и последствия безработицы в стране;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный
формировать
делать выводы,
материал,
развивать речь,
коммуникативную компетенцию обучающихся;
объективно оценивать свою деятельность и деятельность других.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование к уроку:
Компьютер, мультимедийный проектор. Презентация в Power Point.
Используемые технологии: технология развития критического мышления,
проблемные ситуации, информационные, здоровьесберегающие.
Приемы ТРКМ:
«Кластер»,
«Верные и неверные утверждения»,
«ЗХУ» (Знаю – Хочу узнать – Узнал);
«Ромашка вопросов».
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 мин)
Проверить готовность класса к уроку, наличие учебников, атласов,
рабочих тетрадей.
Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какой сегодня день?
Ответы обучающихся: День космонавтики.
Именно в этот день в 1961 году состоялся первый успешный запуск ракеты
носителя «Восток» с человеком на борту. Это страницы истории нашего
государства. Мы должны гордиться этим. Слайд 1.
2. Подготовка к изучению нового материала (вызов). (3 мин)
А сейчас мы попробуем запустить свою ракету в космос. Вы видите перед
собой лист диагностики. Сейчас вы находитесь на земле. Но её уровень для
каждого из вас разный. Отметьте, пожалуйста, точкой, где вы сейчас
находитесь. После выполнения каждого задания на листе диагностики вы
будете отмечать свой новый уровень – на сколько вы смогли взлететь.
Наша ракета полетит, если вы верно ответите на несколько вопросов.
Слайд 2.
Возьмите, пожалуйста, карточку № 1. Прочитайте утверждения. Если вы с
ними согласны, то поставьте в таблице напротив утверждения знак «+». Если не согласны, то – «». Каждая команда сможет запустить свой двигатель
ракеты. Итак, вперед за победой!
Вопросы
Ответ
обучающегося Правильный ответ
1 бригада
1. Россия по численности населения
занимает 5е место в мире.
2.
Половозрастная пирамида
показывает распределение населения
по полу и возрасту.
3. Первый тип воспроизводства
населения характеризуется высокой
рождаемостью, относительно низкой
смертностью
высоким
естественным приростом.
4.
республика – Татарстан.
2 бригада
1.
Первая перепись населения
России была проведена в 1861 году.
2. Во время Великой Отечественной
войны 19411945 гг. погибло 27 млн
граждан СССР.
3. Осетины исповедуют православие.
многоязычная
Наиболее
и
4. Наиболее многочисленна в России
кавказская языковая семья.
3 бригада
1. Естественный прирост населения
– это количество родившихся в год.
2. Самый крупный (1,4 млн чел.)
город в азиатской части России –
Новосибирск.
3. Станица – самый крупный тип
сельского поселения России.
4. Наиболее многочисленны в России
представители
традиционных
+
+
+
+
+
+
9е место.
распределение
населения по полу и
возрасту.
Первый тип
воспроизводства
населения.
Дагестан.
В 1897 году.
27 млн граждан
СССР.
Осетины.
Индоевропейская
языковая семья.
Разность между
числом родившихся
и числом умерших
за определенный
период.
Новосибирск.
Станица.
Представители
православной верований.
религиозной
конфессии.
(Работа индивидуальная, коррекция ответов товарищами.)
Отметьте, пожалуйста, самостоятельно свой новый уровень на лесенке
достижений.
3. Формулировка темы урока. (5 мин)
Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы
(Знаю – Хочу узнать – Узнал)
Слайд 3.
Дети любят мечтать. Мечтают они и о том, кем станут в жизни. Лет 3040
назад все дети мечтали стать космонавтами. А кем стали ваши родители?
Ответы обучающихся.
А зачем человеку трудиться?
Уже через год для многих из вас остро встанет вопрос выбора профессии.
Кем хотите стать вы?
Ответы обучающихся.
Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся
жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить
себе и своей семье достойный уровень жизни.
Сформулируем и запишем тему урока: «Люди и труд». Слайд 3.
Какую цель вы сегодня перед собой ставите? Слайд 4.
Что для вас важно узнать при изучении темы «Люди и труд»?
Ответы обучающихся:
Какие специальности помогут устроиться в дальнейшей жизни? В каких
регионах можно работать по выбранной специальности? Безработица: где
её уровень меньше?
Запишите, пожалуйста, свои ответы в 1ю и 2ю колонки таблицы карточки №
2. Знаю
(вызов: актуализация
опыта ученика)
Человек трудится для того,
чтобы обеспечить себе и
своей семье достойный
уровень жизни.
Надо выбрать профессию.
Профессий много.
Хочу узнать
(вызов:
формулирование целей,
мотивация ученика)
Кем стать, чтобы быть
востребованным на рынке
труда?
Где можно работать по
выбранной специальности?
Как не стать безработным?
Узнал + перспективы
(рефлексия)
4. Оценкавыделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (стадия
осмысления).
4.1 Обсуждение и составление общего кластера (10 мин)
Слайд 5. Определение кластера
Для понимания темы прочитайте текст учебника (стр. 215), рассмотрите
схему на слайде и попробуйте составить два кластера (работа по группам),
используя ключевые слова «Трудовые ресурсы (ТР)» и «Экономически
активное население (ЭАН)».
Слайд 6. Схема «Состав трудовых ресурсов России в 2015 году» Объединим эти два кластера и увидим различие понятий трудовые ресурсы
(ТР) и экономически активное население (ЭАН).
Слайд 7. Кластер «Трудовые ресурсы (ТР) и экономически активное
население (ЭАН)» Трудовые ресурсы
Трудоспособное население
Работающие подростки до
16 лет
Женщины
1654 лет
Мужчины Инвалиды
1659 лет 1 и 2 групп
Льготные
пенсионеры
Экономически
неактивное население
Работают
Не работают
Не хотят работать
Студенты, учащиеся
Безработные
Занимаются домашним
хозяйством
Экономически активное население
Работающие
пенсионеры
Пенсионеры по
возрасту
Неработающие
пенсионеры Отметьте, пожалуйста, свой новый уровень на лесенке достижений.
Физкультминутка (3 мин)
Слайд 8.
На листе ватмана приклеены половинки пословиц о труде. Задание: Из
половинок собрать целую пословицу (соединить цветным маркером).
Соревнование проходит между рядами. Задание выполняем по очереди. У
доски максимум по одному представителю команды.
4.2 «Ромашка вопросов» (10 мин)
Слайд 9.
Итак, следующее задание – «Ромашка вопросов». Ответы на вопросы вы
можете найти на стр. 215216.
С переходом России к рыночным отношениям появилось и такое
явление, как безработица.
1. Кто считается безработным? Слайд 10.
2. Пользуясь картой «Средний уровень безработицы по регионам России
(в % от ЭАН)», определите регионы с высоким уровнем безработицы и с
низким уровнем безработицы. Слайд 11, 12. 3. С чем связан рост безработицы? Слайд 13.
4. Почему высокий естественный прирост населения порождает
безработицу? Слайд 14.
5. Пользуясь схемой «Доля занятых по видам экономической
деятельности», назовите специалистов, которым не грозит безработица, и
специалистов, которые не смогут найти работу в большинстве регионов
страны. Слайд 15, 16. 6. Объясните понятие «трудовая миграция». Слайд 17.
Отметьте, пожалуйста, свой новый уровень на лесенке достижений.
5. Проверка понимания и закрепление материала (7 мин.)
Самостоятельная работа
Тест
1. Какая часть населения страны образует трудовые ресурсы страны?
А. население, способное работать в экономике страны
Б. население в трудоспособном возрасте, за исключением безработных
В. население в трудоспособном возрасте, за исключением учащихся Г. все население в трудоспособном возрасте
2. Какова нижняя граница трудоспособного возраста в России?
А. 20 лет
Б. 18 лет
В. 16 лет
Г. 14 лет
3. Какие из перечисленных характеристик определяют человеческий
капитал страны?
А. врожденные способности
В. уровень образования
Д. возрастная группа
Б. национальная принадлежность
Г. профессиональная квалификация
Е. религиозная принадлежность
4. Что определяет возникновение высокой безработицы?
А. низкие спрос и предложение на рабочую силу
Б. высокие спрос и предложение на рабочую силу
В. высокий естественный прирост и высокая скорость создания новых рабочих
мест
Г. высокий естественный прирост и низкая скорость создания новых рабочих
мест
5. Какие утверждения являются неверными?
А. численность экономически активного населения выше, чем численность
людей трудоспособного возраста
Б. безработные относятся к экономически активному населению
В. учащиеся старше 16 лет не относятся к экономически активному
населению
Г. женщины, воспитывающие детей, не относятся к экономически активному
населению
Д. мужчины, занятые в личном подсобном хозяйстве, относятся к
экономически активному населению
2. Взаимопроверка и обсуждение самостоятельной работы. Слайд 18.
Отметьте, пожалуйста, свой новый уровень на лесенке достижений.
6. Домашнее задание
Слайд 19.
§ 44, итоговые задания по теме.
Дополнительно: приготовить сообщение по теме «Какие профессии наиболее
распространены в нашем районе?»
написать эссе на тему «Где родился, там и пригодился».
7. Рефлексия (3 мин.)
Слайд 20.
Заполните 3 столбик карточки № 2.
Обсуждение результатов урока: достижение целей, как вырос уровень знаний
обучающихся, самооценка. Лист диагностики
Фамилия, имя _____________________________________________________
Приложения
1. Отметить на шкале достижений свой уровень
подготовленности на начало занятия.
2. После каждого этапа занятия занести результат в
таблицу и отметить на шкале достижений свой
новый уровень.
Этап урока
1. «Верные и неверные
утверждения»
2. Составление кластера
(работа в группах)
3. «Ромашка вопросов»
4. Индивидуальная работа
(самопроверка)
Результат
+
±
+
±
+
±
1). +
2). +
3). +
4). +
5). +
Карточка № 1
Вопросы
Ответ
)‒
(+ или
Правильный ответ 1 бригада
1. Россия по численности населения
занимает 5е место в мире.
Половозрастная пирамида
2.
показывает распределение населения
по полу и возрасту.
3. Первый тип воспроизводства
населения характеризуется высокой
рождаемостью, относительно низкой
смертностью
высоким
естественным приростом.
4.
республика – Татарстан.
многоязычная
Наиболее
и
Карточка № 2
Заполните таблицу
Знаю
(актуализация опыта)
Хочу узнать
(формулирование
целей)
Узнал + перспективы
(рефлексия)
Карточка № 3
«Ромашка вопросов»
1. Кто считается безработным?
2. Пользуясь картой «Средний уровень безработицы по регионам России
(в % от ЭАН)» (рис. 71), определите регионы с высоким уровнем безработицы
и с низким уровнем безработицы.
3. С чем связан рост безработицы?
4. Почему высокий естественный прирост населения порождает безработицу?
5. Пользуясь схемой «Доля занятых по видам экономической
деятельности», назовите специалистов, которым не грозит безработица, и
специалистов, которые не смогут найти работу в большинстве регионов
страны. Самостоятельная работа
Тест
1. Какая часть населения страны образует трудовые ресурсы страны?
А. население, способное работать в экономике страны
Б. население в трудоспособном возрасте, за исключением безработных
В. население в трудоспособном возрасте, за исключением учащихся
Г. все население в трудоспособном возрасте
2. Какова нижняя граница трудоспособного возраста в России?
А. 20 лет
Б. 18 лет
В. 16 лет
Г. 14 лет
3. Какие из перечисленных характеристик определяют человеческий
капитал страны?
А. врожденные способности
В. уровень образования
Д. возрастная группа
Б. национальная принадлежность
Г. профессиональная квалификация
Е. религиозная принадлежность
4. Что определяет возникновение высокой безработицы?
А. низкие спрос и предложение на рабочую силу
Б. высокие спрос и предложение на рабочую силу
В. высокий естественный прирост и высокая скорость создания новых рабочих мест
Г. высокий естественный прирост и низкая скорость создания новых рабочих
мест
5. Какие утверждения являются неверными?
А. численность экономически активного населения выше, чем численность
людей трудоспособного возраста
Б. безработные относятся к экономически активному населению
В. учащиеся старше 16 лет не относятся к экономически активному
населению
Г. женщины, воспитывающие детей, не относятся к экономически активному
населению
Д. мужчины, занятые в личном подсобном хозяйстве, относятся к
экономически активному населению
№ вопроса
1
4
2
3
5
Ответ Ответ
)‒
(+ или
Правильный ответ
Карточка № 1
Вопросы
2 бригада
1.
Первая перепись населения
России была проведена в 1861 году.
2. Во время Великой Отечественной
войны 19411945 гг. погибло 27 млн
граждан СССР.
3. Осетины исповедуют православие.
4. Наиболее многочисленна в России
кавказская языковая семья.
Карточка № 2
Заполните таблицу
Знаю
(актуализация опыта)
Хочу узнать
(формулирование
целей)
Узнал + перспективы
(рефлексия) Дело мастера…
боится. всё
перетрут.
Умение и труд…
Труд
кормит,
человека а лень портит.
За всякое дело…
берись умело.
Чтоб в почете
быть…
надо труд свой любить.
Дело не медведь –
в лес не уйдет.
Без труда не
выловишь
… и рыбку из пруда.
Глаза боятся,
… а руки делают.
Не учи безделью,
… а учи рукоделью.
Кто любит труд, … того люди чтут.
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Конспект урока "Люди и труд" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.