Конспект урока в 10 классе по теме: «Мировое хозяйство»
Урок: «Машиностроение и лёгкая промышленность»
Цель: Изучить и проанализировать отрасли промышленности: машиностроение и лёгкая промышленность.
Задачи:
1. Продолжить формирование умений работать с картой атласа, анализировать и делать выводы по карте.
2. Дать представления и выявить особенности, специфические черты машиностроения и лёгкой промышленности.
3. Отработать и совершенствовать знания географической номенклатуры.
4. Формировать у ученика точку зрения на географические явления и процессы, учить обосновывать свою порцию.
Оборудование:
учебник В. П. Максаковского «Экономическая и
социальная география мира 10 класс» М «Просвещение» 2010 год,
карта машиностроение мира, лёгкая промышленность мира,
политическая карта, атлас.
Этапы урока:
1. Повторение по теме «Электроэнергетика» - 15 минут.
2. Изучение нового материала - 20 минут.
3. Закрепление - 10 минут.
4. Подведение итогов и домашнее задание - 2 минуты.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент |
Здравствуйте ребята, садитесь |
Здороваются, садятся |
2. Повторение домашнего задания - 15 мин. |
На прошлом уроке мы изучали тему «Электроэнергетика мира», проверочная работа по теме в виде тестирования, состоящая из 16 вопросов на знание номенклатуры. Выдаёт тесты |
Выполняют тест |
3.Изучение нового материала |
Сегодня на уроке мы познакомимся с отраслями мирового хозяйства - машиностроением и лёгкой промышленностью. В течение урока мы выявим особенности развития промышленности, её размещение, состав. Для работы нам потребуется рабочие тетради, атласы. Изучение отраслей в соответствии с планом на доске. Машиностроение
является ведущей и динамичной отраслью, которая отражает уровень развития
стран. Возникла она более 200 лет назад в Англии и продолжает
совершенствоваться, используя Старые отрасли либо стабилизировались, либо находятся в упадке. ) Вопрос: Приведите пример старых отраслей машиностроения?
Вопрос: Новые отрасли имеют рост производства, приведите примеры новых отраслей машиностроения. Вопрос: Новейшие отрасли демонстрируют быстрый и устойчивый рост. Приведите примеры отраслей машиностроения новейших? Вопрос: Что служит сырьём для машиностроения? Поэтому чаще всего машиностроение ориентируется на сырьевой и потребительский факторы, для производства продукции требуется много металла, электроэнергии, поэтому машиностроение - металлоёмкое, энергоёмкое производство, требующее высококвалифицированных кадров. До недавнего времени основную долю продукции этой отрасли давали страны Севера: Западная Европа, Япония,США. Сейчас растёт доля Юга - прежде всего новых индустриальных стран: Китая, Индии, Бразилии, Мексики, Аргентины. Вопрос: Найти на карте атласа эти страны? На карте можно выделить 4 машиностроительных региона. (Показ на карте учителем): 1 регион - Северная Америка. 2 регион - зарубежная Европа, производит массовую продукцию. 3 регион - Восточная и Юго-Восточная Азия (лидер Япония) от массового машиностроения до высокоточной техники. 4 регион - СНГ (машиностроение главная отрасль специализации). США, Германия имеют 1/2 экспорта машиностроения, Япония 2/3. (Показ на карте учителем). Лидерами в автомобильной промышленности являются Япония (12 миллионов штук в год), США, Германия. По станкам - Япония,
США, Китай, Германия. Главные
экспортёры машиностроения — США, Япония, новые Лёгкая
промышленность - это старейшая отрасль, в её состав Вопрос: Назовите отраслевой состав лёгкой промышленности? ( отрасль -сырьё) В 2000 году
в мире производилось 130 млрд. м тканей и Отрасли ориентируются на факторы размещения предприятий: сырьё, потребителя, дешёвую рабочую силу (Азия). Сегодня сложилось 5 главных районов лёгкой промышленности: Восточная Азия, Южная Азия, Восточная Европа, США, Западная Европа. Лидеры в мире по количеству тканей:США, Китай, Индия. В развитых
капиталистических странах идёт убыль производства, Бум лёгкой промышленности наблюдается в странах Азии, ткани идут на экспорт в Европу. ) |
Изучают план работы. Открывают тетради, пишут тему урока.
Слушают учителя Работают с атласом
Отвечают на вопрос. Железнодорожное машиностроение, судостроение, текстильное машиностроение. Ответ: Автомобилестроение, самолётостроение. Приводят примеры Ответ:Электроэнергетическое,
ракетнокосмическое, робототехника, Ответ: Чёрный и цветной металл, т. е. металлургия (сталь, чугун, прокат) Записывают в тетрадь факторы размещения машиностроения мира.
Показывают на карте страны лидеры.
Записывают в тетрадь, смотрят по карте.
Ищут страны по картам атласа.
Ответ учеников: Текстильная. Льняная - лен Овчинно-меховая - шкуры животных, шелковая - тутовый шелкопряд, шерстяная - шерсть животных, хлопчатобумажная - хлопок, кожевенно- обувная - шкуры, кожа, трикотажная. швейная и др.
Смотрят атлас. Ищут центры текстильной промышленности. Анализируют потоки сырья и продукции |
Закрепление |
Задание: работая с картой атласа выявить центры шерстяной, хлопчатобумажной отрасли, промышленности. Записать в тетрадь, нанести значками на контурную карту. |
Записывают в тетрадь, анализируют карту и выполняют практическую работу по контурной карте. |
Рефлексия |
Сегодня мы
рассмотрели отрасли имеющие огромное значение для |
|
Домашнее задание |
Выявить проблемы
связанные с |
Записывают домашнее задание в дневник. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.