Тема урока: Виды треугольников
Тип урока: урок открытие нового знания
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о классификации треугольников по видам углов.
2. Закреплять навыки вычисления периметра треугольника.
3. Закреплять вычислительные умения.
Задачи:
образовательные: познакомить с разными видами треугольника;
развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, математическую речь обучающихся; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; актуализация в памяти обучающихся ранее усвоенных знаний, умений;
воспитательные: воспитывать культуру общения; ответственность, умение работать в парах, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников; воспитывать любовь к чтению.
здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для развития познавательной деятельности обучающихся, для снятия их физической и умственной усталости с учетом их особенностей развития, интересов и способностей.
Универсальные учебные действия.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности , учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая само-регуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие , рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Планируемые результаты: к концу урока дети должны узнать виды треугольников, знать их названия, уметь их классифицировать по сторонам и углам.
Оборудование: ножницы для каждого ученика, клей-карандаш, раздаточный материал для практических работ, листы белой бумаги, квадраты, презентация, видеообращение.
I. Организационный момент.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство и волнение. Вдохните уверенность в своих силах и хорошее настроение. Начнем наш урок.
II. Актуализация знаний.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие вот на таком добром самолетике, но он не просто нам поможет отправиться, но будет сопровождать нас в течении всего урока будет везти весь ваш багаж знаний. (на доске самолет с мешочком для багажа)
1. Устный счет. Решение примеров таблица умножения
-Начнем урок с таблицы умножения, ведь
Таблица умножения достойна уважения. 1
(каждый ученик выполняет задание на карточке)
5*5 4*2 6*6 3*2 9*9 3*3 2*2 5*2 4*4 (проверяем)
25, 8, 36, 6, 81, 9, 4, 10, 16
р о и е я м г е т
Расположить числа в порядке возрастания
4,6,8,9,10,16,25,36,81
Г е о м е т р и я (Проверка слово геометрия)
Итак, сегодня мы отправимся в гости в страну Геометрия. (слайд 1, 2)
-А что такое геометрия? (когда чертят, это фигуры...)
В переводе с греческого это слово означает «землемерие»
«гео» - земля
«метрио» - измерять
Геометрия -это раздел математики, который изучает фигуры, их размеры и взаимное расположение).
- Давайте послушаем вот такую сказочную историю:
Жизнь в стране Геометрии шла своим чередом. Как и в любой стране в ней происходили разные события . Много жителей жило там. Царица Геометрия следила за порядком, но однажды…
Прогуливались по улице братцы квадраты. (вывешиваю 3 квадрата) Проказник Фокус – Покус решил подшутить над ними. Он подкрался к одному из них и разрезал его пополам - с угла на угол ! (показываю) (дети выполняют тоже)
Квадраты испугались. Но вдруг раздался голос царицы Геометрии:
- Не бойтесь, братцы квадраты. Перед вами новая фигура эту фигуру я нареку …
- Как вы думаете, ребята, какие фигуры получились?
…Новую фигуру я нареку треугольником. Царица Геометрия наказала Фокуса – Покуса за его злую шутку, но в тоже время была довольна тем, что в её стране появились новые жители.
III.Сообщение темы урока.
- Кто догадался, о какой фигуре пойдёт речь на уроке?
- Правильно, о треугольнике.
- Что вы знаете про треугольники? (три угла, 3 вершины, 3 стороны) 2
Итог: Сегодня мы с вами рассмотрим виды треугольников. (вывешиваю на доску тему урока)
IV.Изучение нового материала.
1.Повторение геометрических фигур.
Но ведь квадраты и треугольники жили не одни в своей стране. Кто же жил вместе с ними?
- Давайте попробуем назвать названия других геометрических фигур. (слайд 3)
Называем фигуры.
-Вот сколько жителей в этой замечательной стране – геометрия, но ведь это не все еще геометрические фигуры. Назвали еще не все фигуры, с другими фигурами мы с вами будем работать сейчас. 3
2.Практическая индивидуальная работа.
Цель работы:
– на основе наблюдений подвести детей к самостоятельному выводу о новом основании классификации (по углам)
Начнем работу с самой маленькой геометрической фигуры.
1) Точка (из пластилина)
2) Луч (спичка) (трубочки по цвету)
-Можем пустить еще один луч из этой же точки? Что получится?
3) Угол прямой
острый
тупой
- Что значит прямой угол? (в 90 град.)
- острый? (меньше, чем прямой)
- тупой? (больше, чем прямой)
4) -Какую фигуру можно достроить из угла?
-Возьмем прямой угол. (доделаем до треугольника)
-Как вы думаете, какое название можно дать этому треугольнику, если у него есть прямой угол? (прямоугольный) на доске
Возьмем тупой угол. (доделаем до треугольника)
-Как вы думаете, какое название можно дать этому треугольнику, если у него есть тупой угол? (тупоугольный) на доске
Возьмем острый угол (доделаем до треугольника)
-Как вы думаете, какое название можно дать этому треугольнику, если у него есть острый угол? (остроугольный) на доске
-Перед вами 3 треугольника. Назовите еще раз названия треугольников.
- Что общего ? ( два угла всегда острые)
-Чем отличаются треугольники? (3 угол)
Вот по величине этого угла и называют углы (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный)
- Сделайте вывод: по какому признаку выделили виды треугольников?
(на доске ПО УГЛАМ )
(по виду углов треугольники бывают прямоугольными, остроугольными, тупоугольными.)
Подведем итог практической работы. 4 5 6
- Значит, треугольники бывают разного вида.
-Какие треугольники перед вами?
- По каким признакам определили?
(Если у треугольника есть прямой угол, то треугольник прямоугольный. Если есть тупой угол – значит, он тупоугольный.
Если все углы острые – значит, прямоугольник остроугольный.)
( На доске часть таблицы )
ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
ПО УГЛАМ по сторонам
ОСТРОУГОЛЬНЫЕ равносторонний
ТУПОУГОЛЬНЫЕ разносторонний
ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ равнобедренный
2. Построение треугольников в парах(руками) (физминутка)
-Назовите виды треугольников по углам (прямоугольные, тупоугольные, остроугольные)
3.Работа в парах.
Раздаточный материал. На столах конверты с набором разноцветных бумажных полосок разной длины. Практическая работа.
Цель работы: на основе наблюдений подвести детей к самостоятельному выводу о новом основании классификации (по равенству или неравенству сторон).
- Выполним практическую работу. Алгоритм работы вам буду задавать я, а вы в результате практических действий будете делать выводы. Ваша задача- внимательно слушать меня.
- Достаньте из конвертов бумажные полоски.
Как можно разделить их? (по цвету)
- Разложите полоски из набора на группы по цвету (жёлтые, зелёные, красные).
- Сколько полосок каждого цвета? (по три)
- Какие геометрические фигуры можно смоделировать из каждой группы? (треугольники)
А) Возьмите три жёлтые полоски.
- Что скажете о длинах этих полосок? (одинаковые, равные)
- Выложите треугольник. Как бы вы его назвали с точки зрения сторон? (Равносторонний)
- Запомните это своё слово.
Б) Возьмите три красные полоски.
- Что скажете о длинах этих полосок? (разные)
Выложите треугольник. Получился ли равносторонний треугольник, как в первом случае? (Нет) – Почему? (Все стороны разные)
- Как бы вы его назвали с точки зрения длин его сторон? (Разносторонний)
- Запомните это своё слово.
В) Возьмите три зелёные полоски.
- Что скажете о длинах этих полосок? (2 одинаковые, третья короче)
- Выложите треугольник.
- Как бы вы его назвали с точки зрения длин его сторон? (выслушиваются разные предположения учащихся)
- Итак, назовите все предположенные вами названия треугольников:
Равносторонние ( на доске)
Разносторонние ( на доске)
Равнобедренные ( на доске) боковая боковая
основание
-Что особенного в этом треугольнике? (две стороны одинаковые)
Одинаковые стороны называются «боковые» стороны (на доске)
Третья, отличная от двух боковых, сторон «основание» (на доске)
- Запомните эти новые слова-понятия.
Итог практической:
По какому признаку определили? (по сторонам)
Физминутка музыкальная
3.Закрепление. Самостоятельная работа. 7 8 9
1)Работа на карточках. (определить виды треугольников)
-Какие треугольники перед вами?
2) Применение в жизни. (Элемент урока технологии) 10
На столе у каждого из вас лежит белый лист бумаги. Сейчас я познакомлю вас, как способом оригами из прямоугольника сделать треугольник.
Показываю на доске последовательность выполнения работы вместе с учениками.
- Какой у нас получился треугольник?
- Где мы можем его применить? (слайд)
- А в годы ВОВ он имел очень важное значение. Солдаты писали письма на листочке бумаги, затем складывали его точно так же, как и вы, писали адрес, и полевая почта доставляла их адресату. Эти драгоценные сообщения с полей сражений были единственным средством общения с родными и близкими.
В настоящее время люди тоже пишут письма.
-Мы с вами тоже напишем письма в ответ на видеообращение от учеников 3 класса
3)Просмотр видеообращения.
-Что бы и вы хотели пожелать в ответ моим ученикам? Три-четыре слова.
(Дети пишут пожелания)
В настоящее время письма отправляют в конвертах, на которые наклеивают марки одну или две. Конверты появились в 1826 году, в толковом словаре слово «конверт» объясняется, как «сорочка для письма», хотя само слово произошло от латинского глагола «оборачивать». Ну, а марки произошли гораздо позже в 1857 году. И первым изображением на марке был герб Российской империи.
(показываю первую российскую марку).
Если кому-то будет интересно посмотреть, какие марки были и есть, об этом вы можете узнать вот в такой энциклопедии марок. (показываю )
Мы с вами тоже приклеим марки, но прежде, чем приклеим их, давайте с вами подведем итог нашего урока.
VI. Итог урока. Рефлексия.
1.Мешочек знаний.
-Давайте посмотрим, сколько знаний сегодня мы сложили с вами в мешочек – это ваш багаж знаний.
-.О чем говорили на уроке?
-По каким признакам существует классификация треугольников? ( по углам и сторонам)
-Виды по углам? По сторонам?
2. Самооценка.
Это будет не почтовая, а марка, которой вы оцените свою работу на уроке, все ли получилось на уроке, все ли было понятно.
Если все было понятно и все получилось, приклейте марку - зеленый треугольник. А если было сложно и что-то не получилось, то желтый треугольник.
Дети оставляют письма на столе.
-Урок окончен.
-Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.