Конспект урока математики по теме «Натуральные числа» в 5 классе разработан в соответствии с ФГОС ООО и ориентирован на работу с учебником «Математика – 5» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, который отражает современные виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие учащихся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
УРОК 3
Тема. Натуральные числа
Ход урока
Цель: обобщить и углубить знания учащихся о натуральные числа;
формировать умение распознавать натуральные числа, приводить их примеры.
Тип урока: усвоение новых знаний.
I. Актуализация опорных знаний
Поскольку тема не является новой для пятиклассников, целесообразно
провести с учащимися беседу:
- Сколько тебе лет?
- Сколько цветов в радуги?
- Сколько предметов ты будешь изучать в этом учебном году?
После получения ответов учитель напоминает ученикам, что названные
числа имеют нечто общее - используются для счета, поэтому называются
натуральными числами.
После этого можно предложить учащимся привести примеры натуральных
чисел, означающих количество учеников в ряду, количество учеников в классе
и т.д. (при этом учащиеся повторяют, как записываются и читаются числа).
натуральных чисел.
Далее учитель предлагает учащимся дать ответ на вопрос:
- Какую часть недели составляют рабочие дни?
- Какую часть учебного года составляет один семестр?
- Какую часть года составляет лето?
- Сколько в классе учится человек, возрастом старше 20 лет?
Каждое из названных чисел ученики (или учитель) записывают на доске (и
в тетрадях), после чего учитель спрашивает учащихся, являются ли эти числа
натуральными. После этого учитель еще раз акцентирует внимание учащихся
на том, что:
1) числа, которые используются во время счета предметов, является
натуральными;
2) не все числа, которые знаем, являются натуральными.
Теперь ученики готовы воспринимать дополнительные знания о свойствах
II. Изучение нового материала
Этот этап урока также целесообразно провести в виде эвристической
беседы. Для получения знаний об основных свойства натуральных чисел
целесообразно предложить учащимся, например, такие вопрос:
- Если надо посчитать количество учеников в классе (тетрадей на парте,
этажей в доме и т.д.), то с какого числа начинаем счет? Итак, какое
натуральное число является наименьшим?
- Как отличается каждое следующее число от предыдущего? А от
следующего?
- Какое натуральное число предшествует числу 365, стоит за числом 349?
После ответов на вопрос учитель вместе с учениками делает важные
1. Наименьшим натуральным числом является 1.
2. Наибольшего натурального числа не существует.
3. Все натуральные числа, записанные в порядке возрастания, образуют
Например: 1, 2, 3, 4, 5, ... - ряд натуральных чисел; 1, 2, 4, 5 - не является
III. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Устные упражнения
1. Назовите 14 первых натуральных чисел (ученики с места называют по
ряд натуральных чисел.
рядом натуральных чисел.
выводы:
очереди по одному числу в прямом и обратном направлениях).2. Есть в ряду натуральных чисел: 1) меньше число; 2) наибольшее число?
3. Или каждое число в ряду натуральных чисел имеет: 1) следующее число;
2) предыдущее число?
4. Чего не хватает в записи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, ... чтобы он обозначал
натуральный ряд?
5. Дан натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, ... Сколько
натуральных чисел стоит в нем между числами 2 и 6; 2 и 9; 2 и 12 (после
простого подсчета предложить определить закономерность: между п и п + k
содержится k - 1 натуральное число)?
Письменное выполнение упражнений (с комментарием учеников с места
или у доски)
№№ 5; 6; 8; 10. (Повторить еще раз вывод, сделанный при решении устных
упражнений.)
Дополнительно
Разгадайте анаграмму и найдите лишнее слово: ОСЛИЧ; ЛЬНУ; РІДБ; НАСІТ.
(Решение. Число; нуль; дробь; стена; лишнее - стена.)
IV. Итог урока
Перед объявлением домашнего задания целесообразно еще раз повторить
- Какие числа есть натуральными?
- Приведите примеры чисел, не являющихся натуральными.
- Назовите наименьшее натуральное число.
- Существует больше натуральное число?
- Запись называется рядом натуральных чисел? Сколько натуральных чисел
стоит в натуральном ряду между 100 и 900?
V. Домашнее задание
§1, п. 1, №№ 7; 9; 11.
с учащимися основные понятия, были рассмотрены на уроке.