Урок математики в 3 «Б» классе МКОУ МСОШ № 2.
ФИО учителя: Зверева Галина Геннадиевна
Район, школа: Мосальский район, МКОУ Мосальская средняя общеобразовательная школа №2
Класс: 3 «Б»
Тема: «Сложение и вычитание на основе десятичного состава трехзначных чисел».
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Цель урока: способствовать развитию умений выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава трехзначных чисел, вычислять площадь геометрических фигур, дополнять условие и решать составленную задачу, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): научиться выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава трехзначных чисел, вычислять площадь геометрических фигур, дополнять условие и решать составленную задачу, решать задачи на определение продолжительности события, вычислять значения выражений, определять порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно – компетентностного опыта/ приобретенная компетентность):
Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; составлять план и проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные: проявлять положительное отношение к урокам математики,
уметь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,
уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,
уметь ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический методы; фронтальная, индивидуальная форма работы.
Образовательные ресурсы: Математика, 3-4 классы: поурочные планы по программе «Школа России», Волгоград: Учитель, 2014г.; 1 электронный опт. диск (CD-ROM) «Математика 3 класс».
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Ход урока:
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
|||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала.
Работа над загадкой.
Рассказ учителя. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Слайд 1 - Такой солнечный теплый день, а кто хотел бы сегодня попутешествовать? (Дежурный раздает маршрутные карты). - Кто хотел бы слетать на луну, В неразгаданный мир окунуться И подобно красивому сну К самой яркой звезде прикоснуться? Слайд 2 - На далекие планеты От земли летят ракеты. Человек их разработал День и ночь не спал, работал. - На чем летают в космос? - О какой профессии идет речь в стихотворении? Слайд 3 - Что вы знаете о представителях данной профессии? Рассказ учителя о профессии конструктора. |
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. |
Фронтальная, индивидуальная, коллективная. |
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают, принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. |
Наблюдение учителя за организацией рабочего места. |
|||||||||
2.Целеполагание. |
Целеполагание – эпиграф урока (на экране). |
- Сегодня на уроке мы с вами выступим в роли конструкторов космической ракеты. А поможет нам спроектировать ракету знание математики. Справившись с конкретным заданием, мы «начертим» часть конструкции. Постепенно, выполнив все задания, мы увидим результат своей работы. Чтобы работа прошла успешно, Слайд 4 предлагаю эпиграф урока – на экране: «Наукой свет стоит, ученьем люди живут». - Как вы его понимаете? |
Формулируют тему, цель урока. |
Фронтальная, индивидуальная, коллективная. |
К – могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают возможности в учении. |
Устные ответы, наблюдения учителя. |
|||||||||
3.Актуализация знаний. |
1. Устный счет. Математическая игра.
2. Работа по учебнику. |
1. Игра «Назови число». - Назовите числа, в которых отсутствует разряд единиц. 600,850 - с одинаковыми цифрами в каждом разряде. 444, 555 - в которых сотен больше, чем десятков на 1: 987, 652 - в которых отсутствует цифра 2 разряда. 500, 900 - в которых количество десятков на 2 больше количества единиц 675, 497 - которые не имеют единиц 2 разряда. 600, 102, 804. 800 - назовите самое маленькое трехзначное число - 100 - самое большое трехзначное число - 999
2 – Выполните задания № 2. 1 часть ракеты прикреплена на доску
|
Выполняют задания. |
Фронтальная, индивидуальная, коллективная. |
П – устанавливают математические отношения между объектами; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. Р – ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно реализуют его в решении учебной задачи. К – могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают возможности в учении. |
Устные ответы, выполненные задания, записи в тетрадях. |
|||||||||
4.Закрепление изученного материала. |
1.Работа по учебнику.
Тема урока и задачи.
2.Математический диктант.
3.Первичное закрепление.
4.Решение задачи с комментированием.
5.Работа в парах. Работа с таблицей, выбор решения.
6. Физкультпауза. 7.Индивидуальная работа. Игра «Цепочка». |
- Откроем учебник на стр.49 1. – Прочитайте объяснения для решения примеров. - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Какие задачи поставим на урок? 2. –Запишите: (1 ученик у доски): Слайд 5 - Число, состоящее из 4 сотен, 5 десятков, 9 единиц, - Число, которое на 1десяток меньше числа 518 - увеличьте число 536 на 2 сотни - число, которое на 5 единиц меньше числа 103 - число из 4 единиц, 8 десятков, 4 сотен - число, состоящее из 64 десятков - число, предшествующее 276 - число, состоящее из 3 сотен - число, следующее за числом 367 Проверка задания по экрану. Оценивание ученика у доски. 3. Выполнение заданий № 1 и 3. 2 часть ракеты прикреплена на доску
4.Решение задачи № 5 с комментированием. Учащиеся дополняют условие, решают задачу самостоятельно с последующей проверкой. Выбор правильного решения из нескольких вариантов. (на планке доски)
10*5+5*3=65р. И другие варианты. 3 часть ракеты прикреплена на доску Физкультпауза 5.Игра «Числовая цепочка». Слайд 6 Учащиеся работают с примерами с экрана – круговые примеры. - Какого примера не хватает, чтобы это стали круговые примеры? Оценивание . 4 часть ракеты прикреплена на доску |
Выполняют задания согласно инструкциям. Осуществляют проверку.
Решают самостоятельно. Выполняют с комментированием.
Работают в парах с таблицей. Работают индивидуально. Осуществляют проверку. |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
П – ориентируются в своей системе знаний, осуществляют логические действия, используют математическую терминологию в построении математического высказывания. Р – принимают и сохраняют учебные задачи. К – владеют навыками конструктивного взаимодействия, навыками работы в парах. |
Устные ответы, выполненные задания, записи в тетрадях, в таблицах, на карточках. |
|||||||||
5.Практическая деятельность. |
Работа с геометрическим материалом.
1. Работа в группах.
2. Работа в парах. |
- Назовите фамилию первого космонавта. - С какой буквы начинается его фамилия? - Сейчас выполним необычное задание конструктора: найдем площадь этой буквы. Разделимся на 2 группы: - Как находится площадь прямоугольника? - Сколько прямоугольников в данной фигуре? - Есть ли другой способ нахождения площади данной фигуры? Нахождение площади фигуры разными способами. 5 часть ракеты прикреплена на доску - Как будет называться наша ракета? Учащиеся выполняют вычисления в парах по намеченному плану, записывая результаты. Слайд 7 Проверка на экране. План : - сумма - неравенство - разность - уравнение - частное - произведение 12:а=1 Т 340+80=420 В 55:5=11 О 482-12=480 С 9*7=63 К 737-…..меньше 139 О Название ракеты: Восток |
Выполняют задания.
Работают в группах.
Работают в парах. Осуществляют проверку. |
Фронтальная, коллективная, работа в парах, работа в группах. |
П – осуществляют логические операции, поиск необходимой информации, моделирование и преобразование моделей разных видов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р- осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – принимают участие в обсуждении математических фактов, высказывают свою позицию, понимают различные подходы к решению учебной задачи, задают уточняющие вопросы, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения. |
Устные ответы, выполненные задания, записи на карточках. |
|||||||||
6.Итоги урока. Рефлексия деятельности. |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление отметок. |
- Как вы считаете, справились ли мы с профессией и заданием конструктора? - Какое задание наиболее понравилось? - Какой вид работы понравился? - Что особенно запомнилось? - Какое настроение после урока? - Где можно получить полученные знания? - Какое значение они имеют для вас? - Кому понравилась профессия конструктора? - Что осталось непонятным? Слайд 8 - Оцените свою работу на уроке и сдайте маршрутные листы. |
Отвечают на вопросы. Делают обобщающие выводы. |
Фронтальная, индивидуальная. |
П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету. |
Устные ответы. |
|||||||||
7.Домашнее задание. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания. |
- Будем готовиться к следующему полету: Учебник, стр. 49, № 6-7. |
Задают уточняющие вопросы. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Р – принимают и сохраняют учебные задачи. |
Устные высказывания. |
Маршрутный лист ученика 3 «Б» класса.
Меня зовут:______________________________________________________________________________________
Математический диктант:
_________________________________________________________________________________________________
Решаем№1:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решаем№3:_______________________________________________________________________________________
Задача № 5:
Цена |
Количество |
Стоимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________
Числовая цепочка:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцените свою работу на уроке:_____________________________________________________________________
Самоанализ урока:
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования 3-классников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей 3-классников.Огромной помощью были различные виды работ на уроке и использование ИКТ. Контроль за усвоением проведён в форме выполнения заданий на интерактивной доске.
На уроке осуществлялся принцип воспитывающего обучения (любовь к предмету, взаимовыручка и взаимопомощь, стремление и способность самостоятельно приобретать знания).
В конце урока был подведён итог через рефлексию. Детям урок понравился. Перегрузки не было за счет смены деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.