Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Байкаловского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Городищенская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока
(в соответствии с ФГОС)
Составитель:
Матюшина И.Ю., учитель
начальных классов
1 категории.
Городище
2018
Пояснительная записка
Данный урок был проведен в 3 классе в технологии
проблемного обучения. На нем использовались разные формы организации:
индивидуальная и фронтальная, работа в группах, самостоятельная работа,
самооценка и взаимооценка, рефлексия.
Взаимосвязь поставленных задач осуществлялась через организацию
мотивации, создание сюжета, плавный переход от одного этапа к другому, соблюдая
принцип от простого к сложному, письменная работу сочеталась с устной.
Новая тема урока вводится через олимпийские игры. Так как олимпиада
является очень актуальной и помогает обобщить и дополнить знания ребят, поможет
вызвать интерес и положительное отношение к новой теме и спорту, развить
чувство патриотизма.
На организационном этапе учащиеся самостоятельно выдвинули гипотезу о теме урока, сформулировали цели урока. Затем они были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использован метод «проблемной ситуации», который используется на разных этапах урока.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха,
что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного
интереса к учению. Интенсивность урока была оптимальной с учётом
физических и психологических особенностей учеников 3 класса.
Адекватно целям урока была организована частая смена видов деятельности, что
позволило активизировать познавательную деятельность.
Психологическая атмосфера урока доброжелательная,
этому способствовала создание эмоционального настроя в начале урока,
привлечение внимания к теме и целям урока.
Результатом этапа рефлексии явилось умение анализировать и оценивать
успешность своей деятельности и работы других ребят в группе. В конце
урока подводятся итоги, с помощью игрового момента вызывают у детей чувство
радости и удовлетворённости от урока.
Тема «Деление суммы»
Цель: создать условия для ознакомления с правилом деления суммы на число.
Педагогические задачи:
1. Способствовать формированию умения выполнять вычисления разными способами;
2. Подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила деления суммы на число,
3. Совершенствовать умения решать текстовые задачи, находить периметр прямоугольника разными способами.
Задачи для детей:
1. Закрепление умений применять изученные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел при вычислении значения выражений.
2. Развивать познавательный интерес к истории страны, логическое мышление, внимание, память, расширять кругозор. 3. Воспитывать интерес к математике, чувство гордости за свою страну.
Урок направлен на формирование следующих УУД:
Личностные УУД: Положительное отношение и интерес к изучению математики, умение оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников при работе в группе, умение считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности в споре.
Предметные УУД: Умение определять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, применять арифметические действия при решении задач, навыки устных и письменных вычислений в пределах 100.
Метапредметные УУД: Умение устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, принимать и сохранять цель деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
1.Мотивационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Работать будем старательно, слушать - внимательно
Улыбнитесь тем, кто справа, улыбнитесь тем, кто слева.
Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
А теперь я ловлю ваши улыбочки.
И с хорошим настроением мы начнем работу.
- Что это? (показ олимпийских колец) Олимпийская эмблема. Сегодня мы проведём Олимпийские математические игры. И посмотрим, какие вы умные, внимательные и дружные.
- Почему игры называются Олимпийскими? У древних греков был бог огня – Зевс. В его честь проводились спортивные игры у подножия горы Олимп.
Сколько колец на эмблеме? 5 колец, переплетённых на белом поле. Правильно!
- А что обозначают эти кольца? Это символ 5 частей света, объединённых в Олимпийском движении. Назовите их цвета? Голубой, чёрный, красный, жёлтый, зелёный. Молодцы!
- Давайте проверим, как вы сидите:
Руки! На месте,
Ноги! На месте,
Локти! У края.
Спинка! Прямая!
- Откройте тетради и запишите дату – 29 ноября. Классная работа. Пропишите красиво и правильно строчку цифры 5.
- А там, где будет тема урока, пока поставьте точку. Мы вернемся к этой строчке позже. А почему? Мы должны сами определить тему.
- Чтобы стать чемпионами, спортсмены долго тренируются. Вот и мы сейчас с вами проведём математическую разминку. Готовы?
2. Устный счет. 1 ГОЛУБОЕ кольцо - Разминка
А что значит число 22 для олимпиады в Сочи в 2014 году? Это 22 олимпиада.
- А если решим следующее задание, узнаем, сколько стран участвовало в 22 олимпийских играх.
Да, спортсмены из 85 стран приняли участие в 22 олимпиаде.
А теперь будьте внимательны, отвечайте чётко и быстро.
1)Увеличьте число олимпийских колец в 10 раз (50)
2) Уменьшите число стран участниц на 5 (80)
3) Уменьшите год, в который проводились олимпийские игры в Сочи на 14 (2000)
- Оцените свою работу в листах самооценки за разминку. Критерии даны справа.
3. Актуализация знаний, выявление причин затруднения, постановка цели деятельности и работа в группе. Построение проекта выхода из затруднения. 2 ЧЕРНОЕ кольцо. Первый вид олимпийских игр - это бобслей.
- Какой вид спорта здесь изображен? Бобслей – это зимний вид спорта, представляющий командный спуск с гор по ледовым трассам на управляемых санях - бобах. Люди занимающиеся бобслеем смелые и очень внимательные. Вот и мы сейчас будем работать в командах. Правила работы в группе помните? Назовите главное правило. Итак, вы должны найти пару выражений, не вычисляя. На работу вам 3 минуты.
(3+2) ∙4 (8+2) ∙7 |
6∙8+3∙8 8∙7+2∙7 5∙6+4∙6 3∙4+2∙4 |
Проверим. А сейчас самостоятельно найдите и соедините пару выражений.
(7+2) ∙3 7∙2+2∙3
7∙3+2∙7
7∙3+2∙3
Проверим. Скажите, почему не производя вычислений, вы правильно соединили выражения? Какой математический закон применили? Распределительный. Как он звучит? При умножении суммы на число надо каждое слагаемое умножить на это число, а затем сложить полученные произведения.
Справились ли мы с этим заданием? Почему? Да, потому что знаем правило и алгоритм умножения суммы на число.
На доске
(а+в) х с = а х с + в х с =
1. Заменим…
2. Умножим…
3. Результаты сложим…
- Оцените свою работу в листах самооценки за 2 задание.
4. Самоопределение учебной деятельности. 3 КРАСНОЕ кольцо. Чтобы узнать о каком виде спорта мы будем говорить далее, отгадайте загадку:
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня. Лыжи
- А какие виды спорта с лыжами вы знаете? Лыжные гонки, прыжки с трамплина, фристайл, биатлон, горнолыжный спорт. А для чего лыжникам нужны палки? Для удобства, для ускоренья бега.
- А мы сейчас с вами познакомимся с удобными способами решения.
Послушайте задачу (краткая запись на доске). Вася пробежал лыжную трассу за 396 секунд (показать карточку- 396), а Витя в 3 раза быстрее. За какое время пробежал трассу Витя? Как будем считать? Какое выражение запишем? 396 : 3 =
- Мы умеем делить многозначное число? Ваши предложения? Заменить число 396 на разрядные слагаемые
396 : 3 = (300+90+6):3=
А сумму на число мы умеем делить? Значит, какая тема урока?
Тема урока: Деление суммы на число (запишите в тетрадь).
- А теперь сформулируем цели урока (на доске опорные слова)
- Учиться……. Проверить …. Оценить …. Научиться делить сумму на число, проверить свои знания и оценить работу.
- Я уверена, что вы сообща в группе сможете решить эту задачу. Приступайте. На работу вам 5 минут. (Карточки)
Шаг 1. Заменить многозначное число на разрядные слагаемые.
Шаг 2. Разделить каждое разрядное слагаемое на число за скобкой.
Шаг 4. Результаты сложить и записать ответ.
Проверка
- Кто будет отвечать в вашей группе? Объясните ход решения, 1 ученик объясняет, другой записывает решение на доске. С какой проблемой вы столкнулись при ее решении? Не умеем делить 396:3. Как вы рассуждали? Заменили 396 на сумму 300+90+6. А умели ли вы делить сумму на число? Какие знания вы применили? (алгоритм умножения суммы на число).
396 : 3 = (300+90+6):3= 300:3+90:3+6:3= 132(с.) - Витя.
Ответ: 132 секунды.
Остальные ребята слушают и сигнальной карточкой показывают свое согласие или несогласие (зеленый - да, красный – нет. Если есть несогласные, обсуждаем решение фронтально.) К какому выводу вы пришли? Вы смогли справиться с заданием. Молодцы.
Давайте сделаем вывод, как разделить сумму на число.
Чтобы разделить сумму на число надо каждое слагаемое разделить на это число и полученные результаты сложить. (повторить хором).
Правило вывесить на доске. (а+в+с) : d = а : d + в : d + с : d =
Как изменить алгоритм умножения суммы на число к нашей теме?
1. Заменим…
2. Разделим…
3. Результаты сложим…
Посмотрите внимательно, что у нас получилось?
Алгоритм деления суммы на число.
- Оцените свою работу в листах самооценки за 3 задание.
Физминутка
(Музыка «Давай, Россия!») Выполняют движения, имитирующие занятия разными видами спорта.
4 ЖЕЛТОЕ кольцо. А сейчас отгадайте следующий вид олимпийских игр-
Клюшкой шайбу точно бей
Любят все игру… Хоккей
Вот и мы сейчас потренируемся в этом виде спорта.
А именно, вспомнить, как находится периметр и найти его.
Разноуровневые задания.
Зелёные карточки – «Я в себе уверен» (в разных ед измерения длины)
Жёлтые карточки – «Я не уверен, но постараюсь» (с формулой)
Красные карточки – «Мне нужна помощь» (с окошечками)
1.Для ограждения хоккейного поля надо сделать борта. Длина поля 6 м, а ширина 30 дм. Какой длины нужно ограждение?
30 дм = 3м
P = 6 м ∙ 2 + 3 м ∙2 = 18 м.
2. Для ограждения хоккейного поля надо сделать борта. Длина поля 6 м, а ширина 3 м. Какой длины нужно ограждение?
Р = (а + в ) ∙ 2 =
3. Для ограждения хоккейного поля надо сделать борта. Длина поля 6 м, а ширина 3 м. Какой длины нужно ограждение?
P = м ∙ 2 + м ∙2 =
Оцените свою работу в листах самооценки за 4 задание.
5 ЗЕЛЕНОЕ Кольцо. Сейчас вы решите примеры, запишите ответы в порядке возрастания и узнаете вид спорта, в котором Ольга Зайцева в 2006 и 2010 годах завоевала золотые медали.
25*6(Л) 12*8(А)
10*5(И) 49*2(Т)
8*6(Б) 62*4(О)
94*3(Н)
Биатлон
Оценка
- Оцените свою работу в листах самооценки за 5 задание.
Те, кого ребята похвалили за работу в группе, могут себе поставить дополнительный балл.
Рефлексия
Что является символом олимпийских игр? Олимпийский огонь.
-Сегодня мы зажжем свой символический огонь- символ жизни, света. Пусть он освещает для нас не только дорогу спортивных достижений, но и дорогу знаний. Пусть этот факел поможет победить все трудности на пути к знаниям.
(Дети наклеивают бумажные лоскутки на плакат, изображая горящий факел.)
Итог урока.
- Вернемся к началу нашего урока. Какие цели вы ставили? Достигли?
- Какие задания были лёгкими? Какие интересными? А какие задания вам показались трудными? Как вы думаете, почему?
- Чья работа в группе вам понравилась и чем? А кому бы дали совет, какой? Внесите отметку в лист самооценки.
Кто набрал меньше 4 баллов за урок? ты мог бы выполнить работу лучше.
Кто получил отметку 3? результат средний, но вы бы могли выполнить работу лучше.
Поднимите руку те, кто получил отметку 4? Ваш результат выше среднего.
И кто получил отметку 5? отличный результат!
- Сядьте удобно, закройте глаза и под музыку повторяйте за мной слова.
Прозвенит сейчас звонок, мы закончили урок.
Будет скоро новый, ждать мы все готовы.
Глазки открываем, учебники закрываем.
Порядок на парте наведем и отдыхать скорей пойдем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.