Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.
Оценка 4.7

Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
8 кл
25.03.2019
Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.
с 8 классом Тема: № 14. «Легкое» и «серьезное» в песне. Цель: познакомить с классическими образцами французской песенной эстрады. Задачи: - обучающая – определить характерные черты классической французской песенной эстрады; - развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века; - воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. Рассказ учителя о французской песне. Огромный мир мыслей, образов заключен в самом простом и доступном музыкальном жанре – песня. Песня нас встречает на пороге жизни, едва мы появились на свет. Первая песня, которую мы слышим,- колыбельная. С “колыбельными” песнями вошли в нашу жизнь многие классики – от Моцарта до Дунаевского. Жизнь человека можно проследить не только по его делам, но и по его песням. В песне запечатлевается не только биография человека, но и летопись страны. Существует множество разновидностей песен, постоянно взаимодействующих друг с другом. Мы давно провели грань между песней композиторской и народной, но между ними существует постоянная взаимосвязь. В операх и симфониях композиторы часто обращаются к народной песне, тогда как некоторые песни, созданные композиторами, уходят в народ (например, “Катюша” М.Блантера). 3. Работа по теме урока: На этом уроке мы познакомимся с некоторыми представителями французской песни. Отметим характерные особенности французской эстрады.
на сайтъ.docx
проведения                      урока                               по ПЛАН Музыке (наименование учебной дисциплины) с 8 классом Тема: №6. Тема страдания в музыке В.­Лобоса. Цели:  Подчеркнуть   жизненность   искусства   прошлого   на   примере произведений В.­Лобоса «Бразильские бахианы» Задачи:  ­   обучающая   –   закрепить   жанровые   особенности   арии   (интонация, развитие, построение музыки). ­ развивающая – рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки). ­ воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке. Ход урока:  1. 2. 3. Организационный момент. Сообщение темы урока. Работа по теме урока: Взаимодействие   стилей,   порой   даже   разведенных   столетиями,   стало характерной приметой новейшей музыки, возможно именно потому, что теперь на пороге XXI века, настало время подводить итоги многовековому развитию музыкального самопознания человечества, его совокупного худо­ жественного опыта. Музыковед М. Тараканов I. Рассказ учителя о бразильском композиторе Вила­Лобосе. ­ На   предыдущем   уроке,   слушая   музыку   И.­С.   Баха,   мы   говорили   о   ее современности,   которая   заключена   в   том,   что   она   приобщает   нас   к общезначимому, безвременному ­ тому, что заложено в тайниках души и что вызывает ответный отклик. И.­С. Бах жил на рубеже ХУН­ХУШ вв. Сегодня мы проводим мостик через века и эпохи от баховской музыки к творчеству Эйтора Вила­Лобоса (1887­1959 гг.), бразильского композитора. Звучит «Ария» из «Бразильской бахианы № 5». ­ ­ Эйтор   Вила­Лобос   родился   в   Рио­де­Жанейро.   Первым   музыкальным впечатлениям он обязан живописным улицам и набережным своего родного города,   где   не   переставали   звучать   серенады   бродячих   музыкантов   и Определите жанр произведения. К какой эпохе вы его отнесете? Это западноевропейская музыка или есть черты восточной музыки? негритянских танцоров. Тяга к музыке была в нем сильнее желания пойти навстречу матери, которая мечтала о карьере врача для сына. Непреодолимое влечение к искусству заставило его в 16­летнем возрасте бежать из родного дома   и   превратиться   в  бродячего   музыканта.  С   гитарой   за   плечами   Вила­ Лобос   исходил   всю   страну,   распевая   свои   песни,   записывая   мелодии услышанных   им   напевов,   инструментальных   пьес,   собирая   и   записывая фольклор. «Моим первым учебником гармонии была карта Бразилии.  Я  знакомился со страной,   с   народом,   его   характером,   речью,   обычаями»,   ­   говорил   он впоследствии. Он направился на Север, где были живы фольклорные традиции бразильских аборигенов и африканских негров. Их самобытное искусство ­ меланхоличные напевы индейцев, темпераментные пляски негров, своеобразные музыкальные инструменты ­ все это поразило воображение молодого музыканта, на всю жизнь сохранившего любовь и жизненный интерес к фольклору. Через   всю   творческую   жизнь   пронес   В.­Лобос   любовь   к   Баху,   музыку которого не переставал изучать. В честь любимого композитора он создал серию пьес для голоса, разных инструментов и оркестров, объединив их в 9 сюит   под   названием   «Бразильские   бахианы».   Они   не   являются   внешней стилизацией   музыки   Баха   (работа   по   «модели»   или   «стилизация»   ­ характерный   для   второй   половины   XX   века   красочный   прием   сочинения музыки.  Он   отличается   глубоким  проникновением   композитора   в  свойства музыки   прошлых   веков   и   воспроизведением   с   помощью   современности   ее основных   черт.  Так   художественной  «моделью»  в «Бразильских   бахианах» Вила­Лобоса   была   музыка   И.­С.   Баха).   Баховское   начало   проявляется   в богатстве   полифонической   ткани,  в   принципе   развертывания   музыкального материала,   в  использовании   музыкальных   инструментов   и   форм,  типичных для   Баха,   таких   как   фуга,   прелюдия,   ария,   хорал,   токката   и   т.   д.   Но характерно при этом, что все эти старые общеевропейские формы В.­Лобос трактует   «по­бразильски».   Поэтому   главной   отличительной   чертой «Бразильских бахиан» является ярко выраженный национальный характер. «Художник должен поступать именно так, ­ говорил Вила­Лобос, ­ он должен уметь   перерабатывать,   отбирать   материал,   который   ему   дает   народ, использовав ожившие темпы в своей собственной манере и в соответствии со своими собственными убеждениями... Настоящий композитор способен силой своего воображения творить музыку, которая будет более национальной, чем фольклор». И. Прослушивание «Арии № 5» В.­Лобоса, обсуждение и сравнение с  музыкой Баха. Слушание « Арии». (На фоне вокализа прочитать строки.)  В мягком розовом сиянье, тая в чистой лазури, Облако проплывает ночи навстречу.  Первых звезд лучи приветливо блеснули,  Голубым мерцаньем, колыхая вечер,  И луна проснулась в тишине небесной.  О, запойте, птицы, радостную песню,  Пусть прозвучит она гимном красоте природы!  В блеске звезд полночных блещут волны игриво,  Вдаль бегут золотистою лунной дорогой.  Страшной черной тенью зловещего грифа  Душу мне затмил мрак тоски жестокой.  В мягком розовом сиянье, тая в чистой лазури,  Облако проплывает ночи навстречу. Какие чувства вызывает у вас «Ария»? В какой форме она изложена? Средняя часть и заключительная звучат без текста. ­ Каким строкам поэтического текста ближе всего ее настроение? ­ Охарактеризуйте   музыкальные   краски,   которые   использовал   В.­Лобос для создания музыкального образа. Его музыкальная речь полифонична или гомофонна? ­ Сопоставьте поэтический образ, который звучит в молитве средней части, с музыкальным образом «Арии». Есть ли контрасты, столкновения чувств? Сколько образов вы различили в музыке и стихах «Арии»? ­ Попробуйте   объяснить,   почему   композитор   крайние   части   «Арии» написал   в   виде   вокализа,   а   слова   появляются   в   средней   части   вместе   с интонациями страстной молитвы. Где кульминация художественного образа? ­ Почему  В.­Лобос  назвал  свои   произведения   бахиапами?  Что  общего  в музыке «Арии» Вила­Лобоса и «Арии» И.­С. Баха? (Жанр арии, полифония, дуэт голоса и инструмента, четкий ритм сопровождения.) Различия: Бах ­ Ария ­ большая драматичность Вила­Лобос ­ экспрессия, выраженность, страстность интонаций бразильской  песни в танце. Бах   ­   Ария   альта   ­   сосредоточенная   скорбь.   Вила­Лобос   ­   Ария   ­ напряженность, гнетущая тоска. ­ Которой из двух арий созвучны стихи Анны Ахматовой? Женский голос, как ветер, несется,  Черным кажется, влажным, ночным,  И чего на лету не коснется,  Все становится сразу иным.  Заливает алмазным сияньем,  Где­то, что­то на миг серебрит  И загадочным одеяньем  Небывалых шелков шелестит. И такая могучая сила  Зачарованный голос влечет,  Будто там впереди не могила,  А таинственной лестницы взлет. ­ Можно ли представить арию Баха в «Бразильских бахианах» и наоборот? Почему? (Строй чувств, эпоха, национальность — все разное.) Вывод: Любовь бразильского композитора XX века к музыке Баха, верное следование его творческому кредо «возрождать, преобразовывать духовное начало   в   человеке»   подтвердили   жизненность   и   современность   искусства великого предшественника и одновременно обогатили музыку Бразилии. ­ разучивание песни «Снегири» Ю.Антонова. 4. Итог урока.  Любовь бразильского композитора ХХ века к музыке Баха, верное  следование его творческому кредо «возрождать, преобразовывать духовное  начало в человеке» подтвердили жизненность и современность искусства  великого предшественника и одновременно богатили музыку Бразилии. Учебно­материальное обеспечение: 1. Литература: Учебник, программа.   2. Наглядные пособия:   слуховая наглядность: «Ария№5» В.­Лобоса, «Снегири» Ю.Антонов.

Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.

Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.

Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.

Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.

Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.

Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.

Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.

Конспект урока музыки для 8 класса «Легкое» и «серьезное» в песне.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019