Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
23.11.2018
Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 3 урока 2 четверти «Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества». Цели и задачи: - расширить знания детей о былинном эпосе; - различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера: находить истоки особого интонационного склада русской музыки в знаменных распевах, узнавать по характерным чертам жанр былины; - разучивать и исполнять былинные напевы; стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности былинных напевов; - «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов; - воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой, литературой, киноискусством.
Мокшанова_3 кл_2 четв. 3 урок.doc
Усачева, Школяр. Музыка, 3 класс 2 четверть Урок 3. Былинное народное творчество Тема урока: Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества.  Цели и задачи: ­ расширить знания детей о былинном эпосе; ­ различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт   характера:   находить   истоки   особого   интонационного   склада   русской   музыки     в знаменных распевах, узнавать по характерным чертам жанр былины; ­   разучивать   и   исполнять   былинные   напевы;   стараться   выражать   в   хоровом   и сольном исполнении интонационно­мелодические особенности былинных напевов;  ­ «познакомиться» с семейством Рябининых ­ носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов; ­   воспитывать   духовно­нравственные   и   эстетические   ценности   человека   через знакомство с музыкой, литературой, кино. Музыкальный материал: А.С. Аренский. «Фантазия на темы Рябинина». Народный былинный эпос. «Алёша   Попович   и   Тугарин   (Сокольник)»,   «Ой,   по   морю   было,   по   морюшку» (музыка   и   слова   народные)   /   фонохрестоматия,   «Садко   и   морской   царь»   (Онежская старина). Знаменные распевы: «Тропарь к Рождеству», «Достойно есть», «Свет тихий». ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Проверка домашнего задания Учащиеся   выразительно   исполняют     разученные  песни:   «Виноград   в   саду цветет»   (с   движениями)   и   «Щедрик­Петрик»   (с   аккомпанементом   шумовых инструментов). 3. Мотивация. Целеполагание ­ Какому жанру народной песни принадлежат исполненные вами песни? ­ Обрядовая и календарная.  ­ «Виноград в саду цветёт» ­ свадебная величальная песня, в ней восхваляются жених с невестой. «Щедрик­Петрик» ­ это календарная шуточная песня, ­ колядка, исполняемая во время колядования (с Рождества по Крещение). ­ К какой музыкальной области мы отнесём эти обрядовые песни – к песенности, танцевальности, маршевости? ­ Песенность и танцевальность. ­ А как вы думаете, что послужило началом духовной музыки? ­ Молитвы народа. ­ Какой жанр более всего проявляется в духовной музыке? ­ Песенность. ­   Совершенно   верно.   Давайте   прослушаем   несколько   старинных   знаменных церковных распевов. Обратите внимание на поступенное движение мелодической линии, на интонационный строй духовной музыки. По своему интонационному складу знаменные распевы близки к народной протяжной песне. Прослушивание   (фрагменты):   «Тропарь   к   Рождеству»,   «Достойно   есть», «Свет тихий».  (Прослушивание распевов проходит на этом уроке поверхностно, без комментариев.) ­ Сегодня мы продолжим знакомство народным фольклором. А с каким жанром народной   песни   произойдёт   знакомство   –   попробуйте   назвать   сами,   отгадав предварительно загадки: Ладно скроен, Крепко сшит, За землю русскую стоит. (Богатырь) Знают взрослые и дети – Нет людей сильней на свете. Одного напомню я:  Это ­ Муромец Илья. О ком речь? (Богатырь) За Русь стоит он Гордо и твёрдо С оружием в руке И вере в себе. (Богатырь) ­ О ком были загадки? ­ О богатырях. ­ Кто такие богатыри? ­ Богатыри ­ это персонажи былин и сказаний, которые отличаются большой силой и совершающие великие подвиги патриотического характера. ­ Каких богатырей вы знаете? ­ Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. ­ Как думаете, в каких народных эпических песнях рассказывается о богатырях? ­ В былинах. ­ А что вы знаете о былинном эпосе? Что такое былины? ­ Былины ­ это повествования о богатырях, сказки­пения, рассказы–пения. ­   Крупный   французский   писатель­реалист   19­го   века   Гюстав   Флобер   говорил: «Приобщитесь мыслью к вашим братьям, жившим три тысячи лет тому назад [...], примите на себя все их страдания, все их мечты, и вы почувствуете, как расширяется ваш ум и сердце...».  Сегодня, ребята, мы с вами действительно вспомним былины (а в старину былины ещё называли стАринами), приобщимся к историческому прошлому нашей Родины. Вы встречали, наверное, в сказках и преданиях такое выражение: «Было и прошло, да быльём поросло». Почему так говорят? Что же имеется в виду?  Быль или небыль былина и зачем её помнить? Что значит «быльём поросло»?  Чем отличается былинка от былины?  Зачем   петь   о   заведомо   невозможном   —   Вольга   щукой   ходил   во   морях,   рыскал волком по полям и т.д.? Зачем знать нам вообще о подвигах Вольги и зачем об этом нужно именно петь, а не говорить, рассказывать?  Но главное ­  что,  несмотря на давность лет, так и не зарастает быльём, так и не забывается? И что нужно сделать, чтобы важное и значительное в жизни людей не поросло быльём, не забылось? А что может сделать каждый из нас, чтобы слава предков стала и нашей историей и славой?   На эти вопросы нам и предстоит сегодня найти ответ.   II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. «Было и прошло, да быльём поросло…» ­   Былины   –   один   из   самых   древних   жанров   русского   песенного   фольклора. Народные   певцы­сказители   исполняли   былины   под   аккомпанемент  гуслей  (на   слайде презентации). Они говорили нараспев, как неторопливое повествование. Былина, быль – от слова «было». В былинах рассказывалось о важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли. Подарком от прошлого дошла до нас былина  «О Микуле Селяниновиче и князе Вольге» (Приложение 1). 1) Знакомство с оригиналом былины (Чтение нараспев учителем оригинала былины. Слушание аудиозаписи (фрагмент)). ­   Давайте   проанализируем   особенности   этого   жанра   и   исполнительские особенности.   Какие   особенности   былины   создают   ощущение   непрерывности,   тягучести звучания? ­ Плавные переходы от слова к слову, вспомогательные слова «ай же…» «да…» и др. ­ Напев основан на короткой, повторяющей попевке, но фразы звучат слитно, как бы вытекают одна из другой.  ­ Давайте сравним интонационно­образные характеристики церковных и былинных напевов. Есть ли общее между ними и в чём отличие? ­ По интонационному строю былинный распев близок к знаменным распевам: и один, и другой – как старинная русская интонация. ­ Знаменный распев звучит более «строго», а былинный напев – величавый, но более спокойный. 2) Сказители Рябинины. (Презентация. Рассказ учителя) – Приложение 2. 3) Слушание «Фантазия на темы Рябинина» А.С. Аренского (фрагмент) ­ Этот былинный напев в XIX веке воплотился в главную идею и тему в прекрасной, замечательной   музыке   А.С.   Аренского.   Вот   уже   более   столетия   это   произведение, популярное   и   любимое   в   пианистической   среде,   является   хранителем   рябининских напевов. А многие слушатели, не вдумываясь в его название, где упоминается фамилия Рябинина,   давно   уже   с   наслаждением   воспринимают   как   авторскую   изюминку   и прекрасную   интонационную   находку   композитора   эти   народные   напевы,   пришедшие   из северной стороны России в столицу. Прослушайте и попробуйте «отыскать» семейный напев во фрагменте Фантазии для фортепиано   с   оркестром   А.С.   Аренского.   Понаблюдайте   за   превращением   былины   в музыку. (Вывод после прослушивания): Хранить   можно   по­разному!   В   музыке   Аренского   былина   получила   второе рождение: былинный напев погружается в музыкальный контекст, без слов раскрывающий его содержательную сущность, т.е. происходит то самое «расширение ума и сердца», о котором говорил Флобер. 2. «Алёша Попович и Тугарин»  Русский   героический   эпос   оказывал   влияние   не   только   на   литературу,   музыку, живопись, но и на кинематограф. В начале 21­го века в прокате появились российские мультипликационные  фильмы о русских богатырях, среди которых   «Алеша Попович  и Тугарин Змей».   Алеша Попович ­   легендарный   русский   герой   и   воин,   который   на   правах   самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя   является   больше   фольклорным   и   собирательным,   чем   реальным,   но   и   данный персонаж   по   версии   ученых­историков   имел   свой   реальный   прототип,   живший приблизительно  в 13 веке  на территории Киевской  Руси. В былинах отмечалась  даже, в первую очередь, не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. ...  Первый свой подвиг совершил по дороге в Киев:  …Под тем под городом под Киевом Сослучилося несчастьице великое: Обостала его сила великая По имени Василий Прекрасный… Хочет красен Киев в полон взять, А князя Владимира повесить… И попускал Алеша с дружиною хоробрую На ту силу­ рать великую, на Василия Прекрасного И прибили тую силу­рать великую… («Алеша Попович едет в Киев».) Первую   научную   попытку   понять   и   определить   этот   былинный   образ   сделал Белинский:   «Богатырь   более   хитрый,   чем   храбрый,   более   находчивый,   чем   сильный; совершенно национальный русский герой».  Главный подвиг этого богатыря – поединок с Тугарином, в котором он показал, что хорошо владеет не только мечом, но и словом не промахнется, не только силой победил врага, но и превосходством ума. И, хотя в мультфильме создан юмористический образ богатыря (как добрая шутка), главные его качества – беззаветная любовь к Отечеству и готовность пожертвовать жизнью во имя него – проходят в мультфильме красной нитью.   Просмотр   видеофрагмента   мультфильма   «Алеша   Попович   и   Тугарин Змей». 3. «Ой, по морю было, по морюшку» ­ Прежде чем мы познакомимся ещё с одним образцом музыкального былинного эпоса, скажите: если былины — это повествования о богатырях, то музыка обязательно будет «могучая»? Ответы детей.  – Прослушайте мелодию и подумайте, что могло на эту музыку петься?  (Учитель наигрывает на фортепиано мелодию былинного напева.) Ответы детей. ­ Вот вам и «парадокс» ­ звучала сейчас мелодия былинного эпоса. Подумайте, как можно объяснить отсутствие в этой музыке «богатырских» интонаций?  Ответы детей. ­   На   самом   деле   мы   столкнулись   с   парадоксальностью   народного   былинного музыкального   эпоса.   Дело   в   том,   что   в   самих   былинных   напевах,   несмотря   на   их богатырскую   тематику,   в   принципе   нет   «богатырства»,   воплощаемого   интонационно   в музыке! Вообще русский народный былинный эпос связан с произнесением текста, и чаще всего не более того. Потому напевы и звучат несколько отстранённо, повествовательно, просто, как поёт Баян: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»  Былины   нередко   начинаются   так   называемым   запевом   —   своеобразным вступлением,   не   имеющим   прямой   связи   с   основным   содержанием   (например,   начало былины   «О   Соловье   Будимировиче»,   использованное   в   опере   «Садко»   Н.А.   Римским­ Корсаковым).  Сегодня мы с вами разучим один из былинных распевов. А) Слушание «Ой, по морю было, по морюшку» Б) Разучивание. Вокально­хоровая работа III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия (Лист самооценки) – Приложение 3. 2. Подведение итога Тематика   былин   как   жанр   народного   эпоса,   поскольку   в   них   есть   и   подвиги,   и нравственная мудрость, связана, прежде всего, с восстановлением справедливости.  Эти   всеобщие   морально­этические   идеалы  лежат   в основе  русского  народного эпоса. Поэтому можно говорить о философской мудрости былин и сделать вывод: добро и мудрость о себе не кричат. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: Литература: 1) Виноградов П.Т. Сказитель И. Т. Рябинин и моя с ним поездка. – Томск: 1906;  2) Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины. ­ М.: 1895;  3) Чистов К.В. Рябинины / Чистов К.В. Русские сказители Карелии: Очерки и воспоминания. – Петрозаводск: 1980. С. 33­109. Интернет­ресурсы: 1) http://8.orange3.ru/  2) http://kidsclever.ru/  3) https://kupidonia.ru/quizes  4) http://litena.ru/  5) http://lukoshko.net/  6) http://sitekid.ru/istoriya/bogatyri/  7) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru 8) https://znanija.com/ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Микула Селянинович Былина Ранним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани­подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца. Села   дружина   на добрых   коней,   на   каурых   жеребчиков   и   в   путь   отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь   в   поле,   посвистывает,   лемехи   по   камешкам   почиркивают.   Будто   пахарь   где­то рядышком соху ведет. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать.   Слышно,   как   пахарь   посвистывает,   слышно,   как   сошка   поскрипывает,   как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать. Едут молодцы другой день до вечера, так же все пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет. Третий день идет к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладет как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает,   камни­валуны   в   сторону   отбрасывает.   Только   кудри   у   пахаря   качаются, шелком по плечам рассыпаются. А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился пахарю: ­ Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек! ­ Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь? ­ Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани­подати. ­ Эх, Вольга Всеславьевич,  в тех городах живут все разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе   направился.   Окружили   меня   люди    торговые,    стали   брать   с   меня   подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плеткою. Ну, который стоял, тот сидит, который сидел, тот лежит. Удивился Вольга, поклонился пахарю: ­ Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища. ­  Что  ж,  поеду,   Вольга   Всеславьевич,   надо  им  наказ   дать  ­  других   мужиков   не обижать. Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на нее верхом и в путь отправился. Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу: ­ Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов­ дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с нее вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трех дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять. Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать. Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули. Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли ее выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла. Дело сделали и поехали богатыри дальше путем­дорогою. Вот подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли бревна дубовые на мосту через речку Ореховец. Чуть взошла дружина   на   мост,   подломились   бревна   дубовые,   стали   молодцы   в   реке   тонуть,   стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти. Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку пере прыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать. Пахарь плетью бьет, приговаривает: ­ Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города хлебом кормят, медом поят, а вы соли им жалеете! Вольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней. Стали люди гурчевецкие каяться: ­   Вы   простите    нас  за    злодейство,    за   хитрости.   Берите   с   нас  дани­подати,   и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует. Взял Вольга с них дани­подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой. Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич: ­ Ты скажи мне, русский   богатырь,   как   зовут тебя, величают по отчеству? ­ Поезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как  меня  люди чествуют. Подъехали   богатыри   к   полю.   Вытащил   пахарь   сошеньку,   распахал   широкое полюшко, засеял золотым зерном... Еще заря горит, а у пахаря поле колосом шумит. Темная ночь идет ­ пахарь хлеб жнет. Утром вымолотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завел. К вечеру созвал народ на почестен пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать : ­ Ай, спасибо тебе, Микула Селянинович! Сказители Рябинины ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Помогают нам сохранить память о прошлом в таких былинах­сказаниях особенные люди   –   хранители   напевов.   Одними   из   таких   «хранителей»   стала   династия   семьи Рябининых.  В русской фольклористике,  пожалуй, нет другого имени, которое было бы окружено таким почетом и уважением, как Рябинины. Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры. Трофим   Григорьевич   Рябинин   ­   олонецкий   крестьянин,   выдающийся   сказитель русских былин ­ родоначальник династии былинных сказителей Рябининых. В знаменитых на   весь   мир   Кижах   около   Преображенской   церкви   висит   скромная   деревянная мемориальная доска, надпись на которой гласит, что на Кижском погосте был похоронен русский   былинщик   Т.Г.   Рябинин   (1791­1885).   Увы,   время   оказалось   безжалостно:   оно сравняло могильный холмик с землей. И сейчас уже нельзя положить цветы на последнее место успокоения того, кто сам являлся редкостным цветком среди хранителей устно­ поэтического слова нашего народа. В  мае   1860  года,  путешествуя  по  Олонецкому  краю  по  службе,  петрозаводский чиновник, ссыльный студент П.Н. Рыбников впервые от одного местного старика услышал былину.   На   вопрос   о   том,   кто   в   округе   считается   лучшим   певцом,   старик   указал   на Трофима   Григорьевича   Рябинина.   Произошло   знакомство   собирателя   со   сказителем: «Старик   среднего   роста,   крепкого   сложения,   с   небольшой   седою   бородой   и   желтыми волосами.  В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей  его наружности с первого   взгляда   были   заметны   спокойная   сила   и   сдержанность»,   ­   так   описывал   П.Н. Рыбников свое впечатление от сказителя Т.Г. Рябинина. Слушал   и   перенимал   былины   Рябинин   от   других   местных   знатоков   былин   и любителей   стАрин,   от   других   любителей   народного   эпоса.     Сам   он   занимался хлебопашеством.  П.Н. Рыбников отметил его спокойствие, неторопливость, достоинство, «…уважение   к   самому   себе   и   другим».   В   1860   году   П.Н.   Рыбников   записал   от   Т.Г. Рябинина   свыше   двух   десятков   стАрин   ­   произведений,   ставших   классикой   русского фольклора: «Илья Муромец и Соловей­разбойник», «Ссора с князем Владимиром», «Илья и Калин­царь», «Вольга и Микула» и другие. Летом 1871 года   Трофима Григорьевича пригласили в Петербург для выступления в Русском географическом обществе (РГО), бывшим одним из этнографических центров страны. И   3   декабря   состоялось   публичное   выступление   былинщика.   Заседание   было обставлено торжественно. Т.Г. Рябинина слушали президент Академии наук мореплаватель Ф.П. Литке, известный критик В.В. Стасов, видный фольклорист и литературовед О.Ф. Миллер, президент РГО великий князь Константин Николаевич. Тогда же, вероятно, М.П. Мусоргский записал мелодии двух былин Т.Г. Рябинина («Вольга и Микула» и «Добрыня и Василий Казимирович»). «Нет сомнения, ­ писала петербургская газета «Русский мир», ­ что   слушание   былин   из   уст   самого   сказителя   ­   случай   редкий   и   весьма   интересный, который, вероятно, и привлек в заседание громадную публику, большая часть которой за неимением мест стояла».   Отцовский талант и любовь к былинам перенял сын Трофима Григорьевича ­ Иван Трофимович (1844­1908). Тексты И.Т. Рябинина вошли в сборник «Песни русского народа» (Спб., 1894). Об Иване Трофимовиче, как когда­то о его отце, заговорили петербургские газеты. В   1893   году   состоялись   выступления   сказителя   в   Петербурге   перед   различными аудиториями:   в   РГО,   на   заседании   Русского   литературного   общества,   на   квартире   у академика Я.К. Грота, у председателя песенной комиссии РГО Т.И. Филиппова, в учебных заведениях и т.д. В  1894 году столь же успешно прошли «гастроли» сказителя в Москве. Е. Ляцкий так описывает И.Т. Рябинина: «Небольшого роста, одетый в поддевку старинного   покроя,   с   тихой   вдумчивой   речью   и   неторопливыми   движениями,   он производит впечатление спокойного и рассудительного человека.   (…) Если прибавить к этому,   что   дома   наш   певец   счастливый   семьянин,   а   в   поле   и   на   рыбном   промысле   ­ неутомимый   работник,   то   станет   понятной   та   умилительная   простота   и   душевная уравновешенность, которые сказываются сразу, при первом знакомстве с ним, и невольно вызывают симпатию и внимание к его невзрачной, худощавой фигуре». В   Москве   фрагменты   былин   И.Т.   Рябинина   были   записаны   на   фонограф   ­ звукозаписывающий   аппарат,   прообраз   современного   магнитофона.   Это   была   первая фонозапись   русского   фольклора.   На   основе   нотных   расшифровок   былинных   напевов композитор А.С. Аренский впоследствии создал свой знаменитый фортепианный концерт «Фантазия на темы былин Рябинина». В 1902 году состоялась длительная трехмесячная поездка сказителя по российским и   зарубежным   городам.   Концерты   И.Т.   Рябинина   начались   в   столице:   Русское географическое общество, Соляной городок, Мраморный дворец, где былинщик пел перед президентом Академии наук великим князем Константином Константиновичем, квартира генерал­адъютанта графа И.И. Воронцова­Дашкова ­ вот места, где довелось исполнять свои старины И.Т. Рябинину. И, наконец, сказитель спел в знаменитом Малахитовом зале Зимнего дворца для Николая II и его семьи. Самодержец   российский   пожаловал   сказителю   золотую   медаль   и   часы   с изображением государственного герба. Из   Петербурга   И.Т.   Рябинин   выехал   в   Киев.   Это   были   первые   «гастроли» северорусского   былинщика   в   городе,   который   является   эпическим   центром   русского народа.   На одном из киевских вечеров присутствовал гастролировавший там Ф.И. Шаляпин, «с большим вниманием, ­ как сообщала местная газета «Киевлянин», ­ слушавший русского рапсода». Ф.И. Шаляпина на концерт И.Т. Рябинина привело не простое любопытство, а профессиональные   интересы.   Одной   из   любимых   его   опер   была   народная   музыкальная драма М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В этой опере в последней сцене (под Кромами) композитор использовал мелодию былины «Вольга и Микула». Это тот самый напев, о котором В.В. Стасов с восхищением писал Л.Н. Толстому: «Мусоргский употребил один великолепный ­ вот уж подлинно ­ архивеликолепный ­ мотив его (Т.Г. Рябинина. ­ Т.И.) в своего   «Бориса   Годунова».   Это   у   него   поют   иноки   Варлаам   и   Мисаил   (Примеч.  ­   по Пушкину и Карамзину), когда идут поднимать народ против Бориса. Я Вам скажу, это такой мотив, что просто ума помраченье! И как выходит на сцене, ­ немножко с оркестром, который чуть­чуть то там, то сям притронет! Кабы Вы все это знали, кабы Вы все это слышали!» Весьма знаменательно, что накануне выступления И.Т. Рябинина Ф.И. Шаляпин участвовал как раз в спектакле «Борис Годунов», где исполнял заглавную роль; а через два дня   ему   предстояло   петь   Варлаама.   Великому   певцу,   без   сомнения,   было   интересно услышать, как звучит рябининский напев в подлинном фольклорном исполнении. Так на концерте в Киеве встретились два начала, цементирующие русскую культуру, ­ народное и профессиональное. Затем состоялись успешные выступления сказителя в Одессе, в Константинополе, где он пел у русского посла. Потом были Болгария, Сербия, Вена, Прага, Варшава. За границей Иван Трофимович был поражен тем, что здесь его «разумеют» и «стАринки его хвалят». Искусством русского былинщика восхищались болгарский писатель Иван Вазов и поэт   Дмитрий   Каравелов,   крупнейший   славист   академик   Ватрослав   Ягич,   будущий президент Сербской Академии наук А. Белич. Со смертью Ивана Трофимовича рябининская эпическая традиция не прервалась. Преемником   сказителя   стал   его   пасынок   Иван   Герасимович   Андреев   (1873­1926).   В историю фольклористики он вошел как Рябинин­Андреев. В течение нескольких лет (1896­ 1899   и   1906­1914)   он   жил   под   Петербургом,   в   Колпине,   и   был   рабочим   знаменитого Ижорского завода. Рабочий ­ сказитель былин. Это уникальный случай в отечественной фольклористике. Последним из былинщиков в семье Рябининых­Андреевых стал средний сын Ивана Герасимовича   Петр   (1905   ­1953).   Его   былины   публиковались   в   фундаментальном классическом сборнике А.М. Астаховой «Былины Севера» (Л., 1951). В 1940 году вышла отдельная   книга   «Былины   П.И.   Рябинина­Андреева».   Сказитель   много   раз   выступал   в Петрозаводске,   Ленинграде   и   других   городах   страны;   был   награжден   орденом   «Знак Почета»; принят в члены Союза писателей СССР. В историю русской фольклористики Рябинины вошли как былинщики.    Лист самооценки ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Фамилия, имя ученика ___________________________________________________ Расставьте стрелочки: Узнал что-то новое   Расстроился ЯЯ Удивился Научился Получил радость Ничего не понял

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018