Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
29.11.2018
Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 2 четверти «Истоки своеобразия героики в былинном эпосе». Цели и задачи: • Углубить знания детей о былинном эпосе; • Различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера; • Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.). • Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров. • Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. • Воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с произведениями разных видов искусств (музыка, литература, кино).
Мокшанова_Урок 2.4_Героика былин.docx
Усачева, Школяр. Музыка, 3 класс 2 четверть Урок 4. Героика в былинном эпосе Тема урока:  Истоки своеобразия героики в былинном эпосе Цели и задачи:  Углубить знания детей о былинном эпосе;  Различать   и   выявлять   выражение   в   русской   музыке   специфических национальных черт характера;  Узнавать  по   характерным   чертам   жанры   многонационального   российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).   Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров.  Стараться   выражать   в   хоровом   и   сольном   исполнении   интонационно­ мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.   Воспитывать духовно­нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с произведениями разных видов искусств (музыка, литература, кино). ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Проверка домашнего задания Учащиеся выразительно исполняют  разученную колядку  «Щедрик­Петрик» (с аккомпанементом шумовых инструментов). 3. Мотивация ­   Чтобы   определиться   с   темой   сегодняшнего   урока,   прослушайте   фрагмент аудиозаписи и подумайте, жанр какой народной песни может исполняться на эту музыку? Звучит   мелодия   из   «Былины   о   Вольге   Святославовиче   и   Микуле Селяниновиче». ­ Это былина, напев о богатырях. ­ А как вы догадались, что эта музыка про богатырей? Она разве звучит «по­ богатырски»?   И   как   можно   объяснить   отсутствие   в   этой   музыке   «богатырских» интонаций? ­   В   самих   былинных   напевах,   несмотря   на   их   богатырскую   тематику, «богатырской музыки» нет.   Русские народные былины   либо просто рассказывались сказителями, либо напевались певцами (Боянами) под аккопанемент гуслей. Поэтому напевы былин звучат как бы отстранённо, просто, повествовательно. ­   Музыка   в   народных   былинах   распевная,   спокойная,   свободная,   непрерывно тягучая, протяжная, неторопливая, «льющаяся»; близкая также к разговорной речи.  ­ Совершенно верно, ребята! И в этом заключается парадокс народного былинного музыкального эпоса.  Былины в большинстве своём имеют гуманистическое содержание: в их сюжетах защищается   Родина,   показан   национальный   образ   жизни,   степенный   русский   характер, духовные   ценности.   Потому  и   звучат   былины   так  степенно,   неторопливо,   сдержанно   и величаво.  Именно   особенности   русского   национального   характера   повлияли   на   язык   и стиль эпических произведений — величаво­сдержанный, не суетный.  Но   зато   в   русской   композиторской   музыке   широко   представлены   настоящие богатырские   интонации.   Некоторые   музыкальные   произведения   вам   уже   известны   по предыдущим классам. Сегодня мы вспомним   и уже известные вам, и познакомимся с новыми   произведениями   «богатырской»   тематики   русских   композиторов­классиков.   И попытаемся ответить на вопрос: почему в народной музыке «богатырских» интонаций нет, а композиторская музыка практически вся состоит из них? Почему многие композиторы, жившие   и   творившие   в   разное   время,   аранжируя   народную   музыку,   не   стремились сохранить в своих эпических произведениях этот величаво­сдержанный, не суетный язык и стиль?  II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Знакомая «богатырская» музыка 1) «Сеча при Керженце» Н.А. Римского­Корсакова Вот, например, знакомое вам произведение «Сеча при Керженце» из оперы Н.А. Римского­Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»:  Тихий рокот литавр и долгий звук виолончелей и контрабасов сразу настораживают наше внимание перед появлением на пианиссимо темы татарского набега: «Ой, беда идёт, люди!».   Она   повторяется,   а   затем   превращается   в   непрерывный,   словно   неумолимо надвигающийся,   но   пока   еще   тихий   —   далёкий   поток.   Возникает   ритм   скачки   —   в пиццикато струнных инструментов и отрывистых аккордах духовых. Тема татар растет, приближается татарская конница... Но навстречу ей, в том же ритме скачки, поднимается тема китежской дружины — мужественная, решительная, широко распетая. Все больше нагнетается звучность, мощно и ярко звучит русская тема. Прослушивание «Сеча при Керженце» (фрагмент). ­ Что увидели, слушая?  ­ Композитор изобразил картину боя, смертельную схватку с врагом. ­ Будто видим жестокое испытание – неравную битву смелых, мужественных русских воинов с врагом (татарами). ­ Какими в музыке изображены русские воины? ­ Мужественные, смелые, серьёзные, решительные. 2) «Вставайте, люди русские» С.С. Прокофьева (видеофрагмент). ­   Ещё   одно   знакомое   вам   произведение   –   Хор   «Вставайте,   люди   русские!»   из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский». ­ Кто такой Александр Невский? ­   Русский   князь,   национальный   герой.   Его   войско   героически   сражалось   со шведами на Неве­реке. За эту победу над врагом народ прозвал великого князя Невским. Просмотр видеофрагмента. ­ Как звучала музыка хора? К чему она призывает? ­ Эта музыка – как призыв к бою за русскую землю. ­ Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звоны. В настойчиво повторяющихся энергичных интонациях мелодии хора слышатся боевые кличи, призывы. Маршевый ритм подчёркивает героический характер музыки. 2. «Знакомая» незнакомая музыка: 1) Богатырская симфония» (часть I) А.П. Бородина ­ А вот незнакомая вам «Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему   названию.  Эта   симфония   рождалась   вместе   с   оперой   «Князь   Игорь»:   оба   этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. В «Богатырской» симфонии А.П. Бородина ­ 4 части: 1 часть ­ Сбор Богатырей; 2 часть ­ Игры Богатырей; 3 часть ­ Песнь Баяна; 4 часть ­ Пир Богатырей. Первая тема симфонии могла бы стать девизом всей русской музыки: это тема­ утверждение,   тема­приказ.   То   слышится   суровая   мужская   пляска,   то   ­   тревожное ожидание­«засада»,  то резкие удары мечей  или  скачка витязей  в поле.  И, конечно же, грандиозность, размах, широта… Прослушивание фрагмента 1­й части Симфонии №2 А.П. Бородина. ­ Какая же по характеру и настроению музыка Бородина создаёт могучий образ русских богатырей? ­   Музыка   по   характеру   сильная,   могучая,   величавая,   будто   прославляющая подвиги воинов – защитников справедливости.   ­ Вслушиваясь в эту музыку, видишь перед собой людей могучих, решительных и вольных. ­   Главная   тема   звучит   мужественно,   сурово,   мощно,   в   низком   регистре; вызывает представления о неодолимой, «великанской» силе легендарных героев. 2) «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве» М.П. Мусоргского Это   произведение   является   финальной   частью   сюиты   «Картинки   с   выставки» Мусоргского.   Музыка   пьесы   основана   на   эскизе   В.А.   Гартмана   к   его   архитектурному проекту  киевских   городских   ворот,  является   как   бы   музыкальной   иллюстрацией   этого рисунка.   Сам рисунок Гартмана выполнен в древнерусском стиле —   тяжелые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником  со звонницей в виде богатырского шлема. Музыка   пьесы   Мусоргского   написана   в   былинно­богатырском   духе,   с торжественными   аккордами   и   перезвоном   колоколов.   Открыто   и   прямо   воспевается могучая сила народа.   Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов. Слушаем «Ворота русских богатырей» ­ памятник величия и славы русского народа! Прослушивание «Богатырские ворота в Киеве» (фрагмент). ­ Как звучит «богатырская» музыка Мусоргского? ­ Музыка звучит величественно и торжественно.    3. Традиции раскрытия богатырства в русской музыке («На поле Куликовом» Ю. Шапорина) Богатырская тема звучит в музыке многих русских композиторов не только 19­го, но   и   20­го   века.   Одним   из   таких   произведений   является   симфония­кантата   русского, советского   композитора,   народного   артиста   Советского   Союза   Юрия   Александровича Шапорина  «На  поле  Куликовом».  Музыку  этого  произведения  мы  рассмотрим  сегодня более подробно. Музыка этой симфонии­кантаты, как определял её жанр сам автор, написана на конкретный сюжет из истории русского народа ­ Куликовская битва. Это историческое событие   связано   с   именем   великого   нравственного   просветителя   России   —   Сергия Радонежского, подвигнувшего Дмитрия Донского на эту битву и благословившего русские войска. Православие на Руси в тот исторический период было носителем культуры и в целом играло ведущую роль в истории страны.  В   этой   симфонии­кантате   композитор   стремится   раскрыть   «идею   бессмертия народного героизма, безграничной, всепобеждающей патриотической любви народа к своей родине». В ее музыке Шапорин противопоставил характеристике темной, варварской силы завоевателей образы героических русских воинов (Дмитрий Донской, Витязь) и родины (лирические темы Матери и Невесты). Образы   симфонии­кантаты   —   эпические,   лирические   и   лирико­драматические. Татары в музыке Шапорина характеризуются темами преимущественно инструментального характера и речитативно­декламационной мелодикой, тогда как для русских использована широко распевная мелодика, часто народного склада. В   создании   симфонии­кантаты   принимал   также   активное   участие   выдающийся русский   поэт   Александр   Блок,   написавший   текст   некоторых   фрагментов:   Каватины невесты и Хора татар. 1)   Просмотр   музыкального   видеосюжета   «Симфония­кантата   «На   поле Куликовом» Ю. Шапорина». ­   В   музыке   симфонии­кантаты   Ю.   Шапориным   продолжены   замечательные традиции русской классики в освоении народного музыкального творчества. Например, обобщённый   образ   Матери,   оплакивающей   детей­сирот,   построен   на   исконно   народном жанре колыбельной песни, написанной в трагическом ключе: 2) Прослушивание «Ой, баю­баю, дитя малое» (Колыбельная матери). 3) Музыкальный анализ Образа Матери. 4) Прослушивание «Я живу в отдаленном скиту» (Каватина невесты), на ст. А. Блока.  ­   Следующий   образ   ­   лирический   образ   невесты   ­   прямо   продолжает   галерею оперных женских образов (Антонида – из оперы «Иван Сусанин» Глинки, Ярославна Б. Тищенко,   Феврония   –   «Сказание   о   невидимом   граде   Китеже»   Римского­Корсакова). Каватина невесты «Я живу в отдаленном скиту» — портретная лирическая зарисовка. Она отличается мягкостью, строгой красотой мелодической линии, прозрачно оркестрованным аккомпанементом, помогающим создать пленительный образ девушки.  5) Музыкальный анализ Образа невесты. ­ Шапориным использована характерная для русской народной песенности ладовая переменность,   создающая   тонкую   «игру»   света   и   тени   и   эмоциональных   оттенков.   В средней части каватины прорываются драматизм, страстность чувства, выраженные более широкой мелодией.  6) Баллада Витязя «Опять с вековою тоскою» и Хор татар «Идут века».  ­   Образы   Витязя   (обобщённый   образ   русского   воина,   под   которым   можно подразумевать реального русского богатыря Пересвета — героя Куликовской битвы) и Дмитрия Донского имеют своими предшественниками в русской музыке образы Руслана, князя Игоря.  Сейчас, ребята, мы с вами прослушаем два фрагмента из кантаты, идущих в записи без перерыва: Баллада Витязя «Опять с вековою тоскою пригнулись к земле ковыли» и Хор татар «Идут века», представляющих собой саму картину Куликовской битвы. На примере этих фрагментов можно увидеть, как в музыке выражалось отношение народа к подвигу: «…Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар… («На поле Куликовом», стихи А. Блока). «…За Волгой много земли, но отступать нам некуда, одна дорога нам — на Запад», —   говорит   один   из   героев   кантаты.   Завершается   она   хором,   воспевающим   подвиги советского народа.  Прослушивание Баллады Витязя и Хора татар. 7) Музыкальный анализ: ­ Какую мелодию вы услышали в музыке Баллады Витязя? ­ Мелодия звучит сосредоточенно, не суетно. ­   Некоторые   моменты   звучат   задумчиво,   напевно,   а   некоторые   –   сурово, мужественно, по­богатырски. ­ Какой жанр народной песни напоминает? ­ Былины. И похоже на знаменные распевы. ­ Совершенно верно. Истоки такой сосредоточенной (не суетной) мелодии лежат как раз в старинных русских былинах и знаменных распевах. Но форма ­ построение музыки – здесь   довольно   разнообразна:   как  закономерность   выглядит   форма   вариаций.   Вариации здесь довольно контрастны. Именно такой формы требуют раздумья о судьбах Родины.  Баллада Витязя «Опять с вековою тоскою пригнулись к земле ковыли» — одна из самых   динамичных   частей   кантаты.   Она   развивается   от   скорбных   раздумий   о   судьбе родины до героического пафоса, и построена в форме вариаций, в которых тема, поначалу сурово­сдержанная, постепенно обогащается, приобретает то лирические, то эпические, то ярко героические черты. А   интересно,   смогли   ли   вы     услышать   в   первой   вариации   «татарской   темы» перекличку с той же темой из «Китежа» Н.А. Римского­Корсакова? Ответы учащихся. Хор татар «Идут века... Бежит река... Земля тяжка, черна. Пусты поля» с тяжкими мощными   звучаниями   оркестра,   изломанной   мелодикой   является   драматургическим центром  всего   произведения.   Заключительный  хор  с   четырьмя   солистами  в   эпилоге  — торжественный апофеоз. Вторую   вариацию   «татарской   темы»   мы   сейчас   с   вами   разучим   и   споём   всем классом. В дальнейшем вы встретитесь ещё с интонационно похожей музыкой в опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 8) Разучивание «Темы татар». Вокально­хоровая работа.   Примечание   для   учителя.  Если   останется   время,   при   желании   можно послушать   ещё  Хор   вестников   победы:  эта   музыка   также   перекликается   с «богатырскими»   интонациями   Баллады   Витязя.   Это   не   случайно:   подобная музыкальная образность сложилась на основе величальных хоров из русских опер.  4. Лаборатория музыки Слушание песни «Почему медведь зимой спит». ­ Сегодня мы разучим с вами, ребята, песню «Почему медведь зимой спит»: Раз морозною зимой (весело, живо)  Вдоль опушки лесной  Шёл медведь к себе домой  В тёплой шубе меховой.  Шёл он, шёл к своей берлоге По просёлочной дороге И, шагая через мост (немного замедлить), Наступил лисе на хвост (очень быстро). – Дальше мелодия песни не меняется. Музыка повторяется в каждом куплете одна и та же. Но внимательно следите за тем, как меняется сюжет. Ведь на самом деле это – рассказ о происшествии в лесу: история очень смешная, конечно, сказочная, но и очень правдивая  – такое  могло  произойти  именно  с медведем  и  именно  с лисой.  Медведь  – косолапый, тяжёлый, неповоротливый, шагает привычной дорогой. Лиса – хвост длинный, роскошный распустила, идёт по следу. И вдруг…  Получается   как   в   театре,   только   актёр   один   –   исполнитель,   который поёт­«рассказывает» за всех участников истории и обо всех.  Когда   читаешь   для   себя   какую­нибудь   историю,   то   всё,   что   в   ней   происходит, переживаешь внутри себя, про себя. А вот исполнителю нужно выражать свои чувства и переживания публично! И рассказывать историю надо так, чтобы увлечь слушателей, чтобы интересно было! Про хорошего рассказчика говорят: «Он так рассказывает, будто сам там был и всё это видел!» Исполнять надо выразительно: в определённом темпе, динамике, делая, где нужно, нарастание и затихание звука, замедление и увеличение темпа, дыша по фразам и обязательно в характере своего героя. Эти средства нужны для выразительности, называем   их  средства музыкальной выразительности.  О  них   мы   с   вами   узнали   во втором классе.  Определите, в каких строчках нужно изменить темп, динамику (силу звучности), а значит, и характер исполнения: Подняла лисица крик,  Зашумел тёмный лес,  И медведь с испугу вмиг  На сосну большую влез.  На сосне весёлый дятел  Белке домик конопатил  И промолвил: «Ты, медведь,  Должен под ноги смотреть!» С той поры медведь решил,  Что зимой нужно спать,  По тропинкам не гулять,  На хвосты не наступать.  Он в берлоге безмятежно  Спит зимой под крышей снежной.  И доволен неспроста,  Что родился без хвоста.  – Раз сама  интонация и вся мелодия в песне не меняются, и развитие действия  исполнительским    . происходит благодаря исполнению, назовём такое развитие музыки    Разучивание песни «Почему медведь зимой спит». III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Итог ­ Наш урок завершается, ребята. Попытаемся ответить на вопросы, поставленные перед нами в начале урока:  Почему в народной музыке «богатырских» интонаций нет, а композиторская музыка практически вся состоит из них? И почему многие композиторы, жившие и творившие в разное время, аранжируя народную музыку, не стремились сохранить в своих эпических произведениях этот величаво­сдержанный, не суетный язык и стиль? Возможные аргументы рассуждений учащихся: ­ Композиторы пишут «о силе богатырской», значит, и музыка должна быть сильной и громкой. Верно   заметили,   ребята.   Скажу   больше   ­   вы   даже   нашли   прямое   соответствие содержания музыки её форме.  А когда содержание и форма музыки находятся в единстве, то можно говорить о специфике искусства как художественного отражения мира.  На что направлена богатырская сила? На достижение справедливости, торжество добра и правды. Поэтому богатырским интонациям в русской классической музыке так свойственны энергия созидания и гимнические мотивы. Также следует отметить и особенности исторического периода, ведь XIX век — это время   пробуждения   самосознания   великого   народа,   расцвета   русской   культуры   и искусства.   И   русские   композиторы,   будучи   патриотами,   восхищаясь   богатырским народным духом, каждый по­своему переосмысливал былинные образы героев в искусстве. Но   все   они   использовали   огромный   потенциал   эпического   народного   художественного творчества   и   воплощали   в   композиторской   музыке   различные   интерпретации   народных образов.   Поэтому   и   у   композиторов   XIX   столетия   во   времена   становления  русской профессиональной композиторской школы и у композиторов XX века слышны разные, но  сходные   по   духу  «богатырские»   интонации.   Кроме   того,   в   оркестровом   звучании интонации   народных   напевов   обретают   как   бы   «мускульную   силу»,   которую   мы, слушатели, ассоциативно связываем с величием русского народа. Таким   образом,   противоречие   (парадокс),   открытое   нами   в   народном   былинном музыкальном эпосе, на самом деле является уникальным примером единства содержания и формы! Такого единства, где искусство и жизнь естественно переходят друг в друга. Мы можем сделать вывод, что отсутствие в былинном музыкальном эпосе концентрированного отношения   к   героике   в   искусстве   и   есть   само  концентрированное   выражение отношения к героике в жизни. 2. Рефлексия (Лист самооценки) ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ ЛИТЕРАТУРА: Григорович Б. Слово о музыке. – М.: Просвещение, 1990; Третьякова Л.С. Героика в русской музыке. – М.: Знание, 1985. – 128 с. ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ: http://de­ussr.ru/category/literat/muzyka  http://lukoshko.net/storyList/byliny.htm http://my­school2070.ru/  http://www.belcanto.ru/kitezh.html  http://www.belcanto.ru/oratorio.html  http://www.karaoke.ru/  https://youtu.be/aHF6BXE6B9o  https://youtu.be/TPkEK9OHk0E

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Героика в былинном эпосе» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018