Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
16.01.2019
Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 3 четверти. Цели и задачи: - расширять знания о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами; - различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера; - узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, инструментальные наигрыши и пр.); - разучивать и исполнять народные песни разных жанров, стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора; - развивать творческие способности учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народным искусством; - воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.
3 кл_Урок 3.2. Инструментальные плясовые наигрыши.doc
Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс 3 четверть Урок 2. Инструментальные плясовые наигрыши Цели и задачи: ­ расширять знания о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами; ­ различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера; ­   узнавать   по   характерным   чертам   жанры   многонационального   российского творчества (песни, инструментальные наигрыши и пр.); ­   разучивать   и   исполнять   народные   песни   разных   жанров,   стараться   выражать   в хоровом и сольном исполнении интонационно­мелодические особенности отечественного музыкального фольклора; ­   развивать   творческие   способности   учащихся   в   различных   видах   музыкальной деятельности при знакомстве с народным искусством; ­ воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.   Средства обучения  Музыкальный материал:  «Камаринская» (плясовой наигрыш на гуслях) / ЭФУ, с. 15; фонохрестоматия.  М.И. Глинка. «Камаринская» / ЭФУ, с. 15; фонохрестоматия.  «Калинка» (музыка и слова народные) / ЭФУ, с. 16; Фонохрестоматия. Инструментальные   плясовые   наигрыши   на   жалейке,   скрипке,   рожке,   гуслях; старинные   наигрыши   «Долгова»,   «Горбатова»   и   др.   «Протяжная»,   «свадебная», «Хороводная» из сборника Прокунина (под ред. П.И. Чайковского) ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие ­ Прозвенел звонок! ­ Начался урок! 2. Актуализация знаний Звучат фрагменты танцевального фольклора: «Пора гостям со двора», «Все мы, кумушки, домой». ­ Что за музыка прозвучала? ­ Русские народные песни. ­ К какому жанру танцевального русского фольклора мы отнесём эту музыку? ­ Пляски. Исполнялись во время свадебного обряда. ­ Какое настроение они создали? ­ Захотелось улыбнуться и спеть песню, одновременно    можно пуститься в пляс. Музыка была весёлой, танцевальной. ­ Давайте исполним, пританцовывая, песню «Все мы, кумушки, домой». Подумайте, какие движения будут сопровождать наше пение? Предполагаемые ответы детей: дробные шаги и притопывания, хлопки в парах, взмахи рук. Хоровое исполнение песни «Все мы, кумушки, домой». Солисты выполняют танцевальные движения. 2. Мотивация. Формулировка темы. Целеполагание ­ Где чаще исполняют русские народные песни? ­ На праздниках, посиделках, на гуляньях. ­   Какие   жанры   народной   песни   были   в   прошлом   такой   же   необходимой   частью ярмарочных и других народных гуляний? ­ Частушки, страдания. На столе у учителя представлены инструменты: деревянные ложки, дудочка, трещотка, бубен, колокольчики, свистульки. На слайде учебной мультимедийной презентации представлены иллюстрации народных инструментов (свирель, балалайка, баян). ­ Обратите внимание на лежащие у меня на столе инструменты. Назовите их. Ответы детей. ­ Назовите инструменты, представленные на экране. Все ли они вам знакомы? Где вы с ними встречались в жизни? Учащиеся перечисляют названия инструментов. Коротко рассказывают, где их видели. ­ Предположите, как будет называться новая тема урока? ­ Наверное, русские народные инструменты. Может быть, продолжим разучивать народные песни под аккомпанемент народных инструментов. ­ Тема сегодняшнего урока посвящена инструментальным наигрышам, исполняемых на русских народных инструментах. Мы с вами не только послушаем  и исполним плясовые наигрыши,   разыграем   народную   танцевальную   песню,   но   и   обратимся   также   к профессиональной   композиторской   музыке,   в   которой   использованы   народные инструментальные наигрыши. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.  Старинные инструментальные наигрыши ­ Такой же необходимой частью, как частушки и страдания, на ярмарочных и других народных гуляниях в прошлом были инструментальные наигрыши «Долгова», «Горбатова» и др. 1) Звучат «Инструментальные наигрыши» ­ видеофрагмент. ­ На каких инструментах играли музыканты? ­ Звучали голоса балалайки, баяна, трещоток. ­ В каком характере звучала музыка? ­ В радостном, весёлом. ­ Попробуем на слух определить звучание народных инструментов. 2)   Звучат   аудиозаписи:   «Плясовой   наигрыш   на   балалайке»,   «Плясовой наигрыш на рожке (жалейке)», «Камаринская» (гармонь). Учащиеся называют инструменты. ­ Основным назначением  инструментальных  наигрышей  было  оформление  каких­ либо танцевальных интермедий, хотя в принципе разработка танцевальных наигрышей ­ это самостоятельная   ветвь   инструментального   народного   творчества.   В   основе   их   лежит вариационный  принцип,  благодаря  чему  в них  проявляется  импровизационная  стихия русской народной инструментальной музыки.  В исполнении на гармони прозвучала русская народная песня «Камаринская». Давайте попробуем создать свои импровизации на ложках на эту музыкальную тему под   танцевальные   движения,   которые   будут   показывать   ваши   товарищи.   Постарайтесь вовремя откликнуться ритмической музыкой на характер движения – ведь это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд! Но   сначала   порепетируем:  прохлопаем   ритмический   рисунок,   изображённый нотками на доске. 3) Камаринская.  Учащиеся исполняют  инструментальные импровизации на ложках. 3. «Камаринская» М. Глинки ­   Многие   русские   композиторы   обращались   к   истокам   отечественной   культуры, важнейшее место в которой играют песни и танцы. Не исключением стала и Камаринская, её   подлинные   напевы.   В   симфонической   фантазии   Михаила   Ивановича   Глинки Камаринская является красочной картинкой быта народа. В данной композиции   Глинка применил народный принцип вариационности.  Вариации  –   это   музыкальная   форма.   Что   такое   вариант,   вы,   конечно,   знаете. Значит, сможете, когда будут звучать вариации, услышать, сколько вариантов (вариаций) темы «Камаринская» придумал композитор, меняется ли характер темы от этих изменений и что композитор хотел нам сказать таким развитием. Хочу обратить ваше внимание, что в обработке М. Глинки вариации затрагивают не саму   тему,   а   её   подголоски.   Подобный   приём   помогает   создать   более   затейливую   и разнообразную музыку. Музыкальная фантазия Глинки  действительно получилась  такой яркой, что даёт повод фантазии рисовать самые различные картины народной жизни. Давайте прослушаем и охарактеризуем «Камаринскую» М. Глинки. Слушание, музыкальный анализ: ­  Музыка   бойкая,  плясовая.   Исполняет  симфонический  оркестр.  В  вариациях скрипки   играют пиццикато,   а   деревянные   духовые   подражают   русским   народным инструментам. ­   По   характеру   «Камаринская»   Глинки   –   быстрая,   стремительная,   весёлая. Добавлены новые мелодии, похожие на плясовые. ­ Симфоническая фантазия Глинки «Камаринская» написана на темы 2­ух русских песен ­ свадебной и плясовой. Её замысел Глинка, проживая тогда в Варшаве, объяснял так:   «…Вспоминались   родные   края,   народные   песни,   столь   отличные   от   недавно слышанных испанских напевов. В то время случайно я нашёл сближение между свадебною песнею «Из­за гор, гор высоких», которую я слышал в деревне, и плясовою Камаринскою, всем известною. И вдруг фантазия разыгралась, и я (…) написал пьесу на оркестр… Могу уверить,   что   я   руководствовался   при   сочинении   этой   пьесы   единственно   внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный   народ   и   как   может   запоздалый   пьяный   стучать   в   дверь,   чтобы   ему отворили…» Вот так – через обработку народной музыки – развивалась национальная музыкальная культура.  Такое  соотношение народной и композиторской  музыки  подтверждают слова  М. Глинки: «Музыку создаёт народ, а мы – художники ­ её только аранжируем». 4. Лаборатория музыки 1) «Со вьюном я хожу» Знакомая вам песня «Со вьюном я хожу» ­ тоже старинная, в русских деревнях и сёлах про неё вспоминают по­разному: где­то её пели весной, где­то под Новый год, а где­ то просто для развлечения и знакомства. Но всегда с движением в хороводе или парами. Найдите в нотах мелодию песни. Проследите, сколько раз она повторяется с разным текстом. Определите то место, где мелодию подхватывает второй голос и подпевает ей по­ своему  и  где  начинает  петь  ту же  мелодию,   что  и  первый  голос,  только  с  некоторым опозданием. И в нотах, и во время слушания становится понятно: сначала второй голос пел как подголосок, как будто отросточек ответвлялся от основного стебля.   Потом первый и второй голос запели  в каноне.  Это когда одна и та же мелодия звучит в разных голосах, но не одновременно, а с небольшим интервалом во времени. Но разнобоя не получается, наоборот, очень красиво. В каноне не всякую мелодию можно спеть, а только специально для этого сочинённую. Мы с вами уже пробовали петь эту песню каноном. Давайте повторим. А) Исполнение песни каноном. ­ Вьюном называли платок, пояс. Он как бы перевивал танцующих. Может быть, как настоящий вьюнок? Теперь можно только догадываться, что это могло означать и почему вьюнок.  А сам цветок очень милый, красивый, действительно вьётся и обвивает всё, что рядом с ним находится. И стебли его как множество голосов и подголосков. Я   прочитаю   вам   короткие   стихотворные   строчки.   Поэт   любовался   вьюнком вечером: Вечерним вьюнком  Я в плен захвачен...  Недвижно  Стою в забытьи. Хочется станцевать эти строчки. И танец будет очень короткий – осторожно и легко потянуться рукой к растению, замереть, стать недвижно и забыть всё на свете, глядя на прелестные цветы. А подумайте, какая музыка будет звучать в вашем танце? Пусть это будет тоже всего несколько нот, как несколько нежных цветков на разных стебельках. И музыка тоже остановится, забудется, и только четыре вариации на тему из нескольких нот как будто повиснут в вечернем воздухе. Итак, выберем регистр звучания: низкий, средний, высокий.  Определим,   в   каком   темпе   будет   звучать   музыка:   медленном,   умеренном, подвижном, очень быстром.  Уточним характер звукоизвлечения: связно (легато), отрывисто (стаккато). Представим силу звучания, динамику: форте (громко), пиано (тихо), меццо форте (не очень громко), меццо пиано (не слишком тихо), три форте (очень громко), пианиссимо (очень тихо).  А теперь главное ­ суметь найти красивую интонацию вечернего вьюнка. Б) Творческая работа (сочинение мелодии). 2) «Калинка» ­   Закончим   тему   танцевальных   жанров   сегодня   мы   исполнением   всем   классом хоровода и песни «Калинка». Задача ­ подчеркнуть голосом и движениями контрастность частей этой песни. Разыгрывание песни «Калинка», рус. нар. мелодия. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ III. 1. Рефлексия ­ Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали? ­ С русскими народными инструментами, плясовыми наигрышами.  ­ Определяли на слух голоса русских народных инструментов, играли на ложках, создавали свою танцевальную мелодию. ­ Узнали, что композиторы использовали в своей музыке народные мелодии. ­ Какие русские народные песни прозвучали на уроке? ­ «Все мы, кумушки, домой», «Калинка», «Со вьюном я хожу», «Камаринская». ­ Какие чувства вы испытали на уроке? ­ Чувство радости, что смогли поиграть на инструментах, что сами творили музыку. ­ Наш урок мы завершаем игрой «Найди ошибку»: а) Русские народные инструменты – это: ложки, бубен, скрипка, домра, балалайка, флейта, труба, свирель? Это верно? ­ Скрипка, флейта и труба ­ инструменты симфонического оркестра. б)   Шумовые   инструменты   –   это:   ложки,   бубен,   трещотки,   домра,   балалайка, свирель? ­ Шумовые инструменты ­ это: ложки, бубен, трещотки. Домашнее задание: Найти изображения русских народных инструментов и наклеить их в тетрадь (или нарисовать их там же). 2. Итог ­ Предлагаю посмотреть видеофрагмент «Ты откуда, русская зародилась музыка». ­ Спасибо за урок. Очень активно работали, с хорошим настроением трудились. Вы были все молодцы! До свидания! ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1) https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki 2) http://soundtimes.ru/  3) https://studfiles.net/preview/1722467/ 4) https://www.belcanto.ru/genre_simphony.html

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)

Конспект урока музыки на тему «Инструментальные плясовые наигрыши» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2019