Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
20.01.2019
Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 3 четверти «Исследование проблемы «Формы бытования музыки»». Цели и задачи: - учить различать на слух малые и развитые музыкальные формы; - дать детям увидеть, как продолжительность звучания песни, т.е. масштаб формы (крупная или малая), зависит от очень простых и понятных обстоятельств; - на примере народного творчества рассмотреть, как рождается музыкальная форма, как жизнь определяет этот процесс; - помочь детям почувствовать, что сложные музыкальные формы полнее и разнообразнее передают человеческие чувства, правдоподобнее «рисуют» музыкальные картины; - дать понять, что сложные музыкальные формы в композиторской музыке лучше показывают сложность самой жизни; - различать на слух в нотных примерах ритмический рисунок; - познакомить с оперной арией.
1 кл_ Урок 3.2.doc
Усачева. Музыка, 1 класс III четверть  Урок 2. Исследование проблемы «Формы бытования музыки» Тема урока: Как рождается музыкальная форма Цели и задачи: ­ учить различать на слух малые и развитые музыкальные формы;  ­ дать детям увидеть, как продолжительность звучания песни, т.е. масштаб формы (крупная или малая), зависит от очень простых и понятных обстоятельств; ­ на примере народного творчества рассмотреть, как рождается музыкальная форма, как жизнь определяет этот процесс; ­   помочь   детям   почувствовать,   что   сложные   музыкальные   формы   полнее   и разнообразнее   передают   человеческие   чувства,   правдоподобнее   «рисуют»   музыкальные картины; ­ дать понять, что сложные музыкальные формы в композиторской музыке лучше показывают сложность самой жизни; ­ различать на слух в нотных примерах ритмический рисунок; ­ познакомить с оперной арией. Средства обучения и оборудование 1. Учебник, с. 96—99.  2. Музыкальный материал:  «Авсень» / нотная хрестоматия, с. 53.  Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (ч. I) / фонохрестоматия.  В. Беллини. Ария «Casta Diva» из оперы «Норма» / фонохрестоматия. А. Вивальди. «Зима».   ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент Музыкальное приветствие. 2. Мотивация. Целеполагание ­ Ребята, чтобы назвать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки: Все герои спектакля на сцене танцуют – Не поют, не играют и не рисуют... Прекраснее спектакля в театрах нет, А называется он просто ­ ... (балет) В театре очень интересно, Когда в спектакле все поют, Играет музыку оркестр. Как же спектакль назовут? (Опера) Если текст соединить с мелодией И потом исполнить это вместе, То, что вы услышите, конечно же, Называется легко и просто ­ ... (песня) Эту песню нам пела мама, Когда колыбель качала. Что за песня? (Колыбельная) Слышится песня. Красиво звучит, О русских святых она говорит. В их честь песнопения звуки пролиты, И все узнают: эта песня ­ ... (молитва) Вместе, в ногу ­ раз, два, три! Как шагают, посмотри! Не поют и не танцуют, Строем дружно... (маршируют) Под музыку танцы, под музыку встряска Зовется понятно всем, просто. То... (пляска) ­ Все загадки были о музыкальных формах (жанрах). Чему же будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока? ­ Музыкальным формам. ­ Совершенно верно. Мы продолжим исследовать проблему музыкальных форм, на примере   народного   творчества   рассмотрим,   как   рождается   музыкальная   форма,   как окружающая жизнь определяет этот процесс. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Введение в тему 1) Авсени, таусени, колядки, щедровки На уроках 2­й четверти я вам уже рассказывала об авсенях, таусенях, колядках, щедровках. ­ Что это такое – авсень (овсень)? ­   Авсень   –   поздравительная   песня.   Её   пели   во   время   святочного   обряда колядования. ­ Верно, ребята, авсень (овсень, таусень, усень) ­ один из трех типов величально­ поздравительных   песен   (два   других   —   колядка,   виноградье)   магического   характера, исполняемых   во   время   святочного   обходного   обряда   колядования. Свое   название   этот   тип   песен   получил   по   рефренному   восклицанию   «Авсень!», повторяющемуся после каждой строки. Приурочивались авсени к кануну Нового года. 31   декабря   «авсенщики»   ходили   по   деревне,   разбрасывая   вокруг   изб   зерно, оставленное для посева, распевая: Авсень, Авсень, Шелкова борода, Золотая голова, Подай пирога Или курочку с хохолком, Петушка с гребешком; Подай денежку с орлом И копеечку с копьем! Всю   ночь,   до   рассвета,   варили   кашу   Авсеню.   Принеся   крупу   из   амбара,   ее   не касались до тех пор, пока не истопится печь. Когда хозяйка «затирала» кашу, следовало произносить заклинания, чтобы зерно хорошо росло в будущем году. Горшок ставили в печь с поклонами. Ну, а когда каша варилась, за ней пристально наблюдали, ибо в это время можно было кое­что узнать о будущем: если каша из горшка вылезет, или он треснет при варке, дому грозит какая­то беда. Густая каша, румяная ­ будет хороший урожай, жидкая, бледная ­ недорода жди. В общем­то, с приметами этими старались бороться: если каша не удалась, ее просто выбрасывали. Ну, а если она сулила приятные события, то ее съедали. 2) «Авсень. Новое солнышко» Послушайте рассказ «Авсень – новое солнышко»: Тяжела зима, ночная тьма чудится бесконечной, страшно воют волки рядом с деревней. ­ Дедушко, а ежели солнце навсегда уплывет в другие царства­государства, как жить будем? ­ вопрошает седобородого старца пятилетний внук. ­ Не боись, ­ отвечает дед. ­ Вот приедет к нам скоро Авсень ­ он нам новое солнышко и зажжет. В полдень вся деревня высыпала на берег застывшего ручья. Мужики сгружают с воза несколько бревен, берутся за топоры, а бабы дружно голосят: Мосточек мостили, Сукном устилали, Гвоздьми забивали. Ай, Авсень, ай, Авсень! Кому ж, кому ехать По тому мосточку? Там ехать Авсеню. Ай, Авсень, ай, Авсень! И вот уже подъезжают от опушки леса к новому мосту два распрекрасных молодца в вывороченных тулупах. Один ­ на золотисто­рыжем, как солнце, коне, а другой ­ на златощетинном борове. Конник держит на шесте просмоленное тележное колесо, его спутник ­ копье, на конце коего ­ пучок соломы. Когда оба гостя останавливаются на середине моста, селяне дружно кричат: ­ Добро пожаловать, Весна, новогодье! Милости просим, Авсень! Возжигай свет­солнышко, возжигай! Авсень чиркает огнивом, запаливает паклю, подносит конец копья к колесу ­ оно тоже вспыхивает. Песни, веселье, смех! Парни раскладывают большой костер, на нем жарят на вертелах мясо. Девушки разливают по кружкам медовуху. Внук глядит на небо, на играющее лучами солнце: ­ Дедушко, а и впрямь новое солнышко ярче старого! Ай, да Авсень! «Авсенщики» в своих песнях часто вспоминали бога, который сам ходит по домам добрых и трудолюбивых хозяев, благословляя их жизнь и труд:   Таусень! Благослови­ка, Бог, Утра Новый год! И святые вечера!.. 3) Рождение формы ­ Я вам напою несколько старинных авсеней. Обратите внимание, какая особенность в них проявляется. Учитель пропевает: Как во поле, поле Сосенка стояла, зелена, кудрява… Ехали бояре ­ сосенку срубали,­ Ой, Авсень, ой, Авсень – Сосенку срубали… А на кой срубали? – Мостик помостили… Ой, Авсень, ой, Авсень – Мостик помостили… А на кой эт мостик? – Дрова возить… А на кой эти дрова? – Пиво варить… Ой, Авсень, ой, Авсень – Пиво варить… А на кой это пиво? – Ивана жанить… Ой, Авсень, ой, Авсень – Ивана жанить… Ой, Авсень, ой, Авсень – Какой ты тяжелый: Тебе везть – не довезть, Тебе несть – не донесть… Таусень! Таусень! – Мы ходили гулять. Таусень! Таусень! – По святым вечерам. Таусень! Таусень! – К отцу­дьякону зашли. Таусень! Таусень! – Иво дома нет. Таусень! Таусень! – Он уехал у поля. Таусень! Таусень! – Пашаничку сеять. Таусень! Таусень! – Зароди ему Бог Таусень! Таусень! – Из полу зерна – пирог, Таусень! Таусень! – А из цельнава – хлеб… ­   На   какую   особенность   звучания   и   исполнения   авсеней­таусеней   вы     обратили внимание? ­   Мелодия   в   них,   интонации   постоянно   повторяются.   Мысли   короткие, законченные. ­ Совершенно верно. Т.е., мы можем сказать, что форма этих песен – куплетная. В настоящее время большинство древних текстов авсеней уже забыто ­ остались только фрагменты, где авсенщики выпрашивают подаяние: Не дадите пирога – мы корову за рога, Не дадите хлеба – стащим с печки деда… В   старину   же   песни­авсени   были   длинными,   «долгими»   и   содержали   много интересных сюжетов, позволяющих взглянуть на духовный мир наших предков. Также в русской традиции во все Святки принято было гадать. О гаданиях можно говорить много и долго: гадали малые и старые, гадали на урожай, и на замужество… Например, на ночь ставили в снег полешки, соответственно количеству живущих в семье. Утром смотрели: чьё полешко упадёт, тот в этот год умереть должен. В ряде мест гадали на   священной   книге   –   Библии.   Но   более   всего   было   девичьих   гаданий   на   любовь   да замужество. Интересным   было   подблюдное   гадание.   Собравшись   вечером   в   чьей­либо   избе, девушки   складывали   на   блюдо   колечки,   серьги   –   т.е.,   любой   мелкий   предмет.   Блюдо закрывалось платком и ведущая по одному доставала с закрытого блюда вещи. При этом девушки пели специальную подблюдную песню, каждый куплет которой сулил какое­либо определенное событие: Хлебу да соли долог век – Слава! Барышне нашей боле того – Слава! Кому мы спели – тому добро, Кому вынется – тому сбудется, Кому сбудется – не минуется, Слава! ­ Куплет сулит благополучие. Скачет груздочек по ельничку, Ищет груздочек беляночку: Не груздочек скачет – боярский сын, Не белянку ищет – боярышню.  ­ Гадающую ожидает свадьба. Заинька­повитаинька, Повитай, повитай – На чужу сторонушку, К горькому осинничку. ­ Куплет сулит разлуку. ­ На примере таких вот древних авсеней и других народных песен ­ например, во время гадания ­ мы с вами можем видеть и понимать, как рождается музыкальная форма: чем   продолжительнее   будет   звучание   песни,   тем   больше   и   крупнее   будет   становиться форма. Т.е. масштаб формы (крупная или малая) зависит от очень простых и понятных обстоятельств ­ от количества участников гадания и количества предметов от каждого из них.  Оказывается, что простое в жизни (а, значит, и в музыке) может быть достаточно длинным,   пространным.   И   это   происходит   само   по   себе,   складывается  из   простого повтора.  4) Работа с учебником Характерные черты Авсеня, как праздника – группы ряженых, совершающих обход деревни или села от дома к дому.   Главной задачей ряжений было «чтобы не узнали»: авсенщики меняли голоса, изменяли походку. Кликать авсень могли все, независимо от пола и возраста, но сохранились ещё воспоминания, что в старину ходили кликать в разное время разновозрастные группы: с утра ­ дети, а к вечеру уже взрослые. До сих пор в западных областях России сохранился такой обряд: накануне Нового года в деревнях ряженые водят по домам двух юношей. Один ­ в венке из сжатых колосьев и в богатом одеянии, другой ­ в ветхом рубище и соломенном венке. При входе в избу юношей   завешивают   длинными   покрывалами   и   предлагают   хозяину   сделать   выбор. Выбравшему богатого гостя, а значит, счастливую  участь, ряженые поют хором песню, предвещающую щедрый урожай, а неудачника осмеивают. Впрочем, он может откупиться блинами­пирогами, свиными ножками, сладостями и испытать судьбу еще разок­другой, чтобы на сей раз выбрать пророка удачи Авсеня. Откройте учебник. Работаем с разворотами учебника (с. 96—99), посвящёнными зимним праздникам: авсени кричат, гадают на Святую неделю.  В учебниках вы видите тексты песен и рисованные образы, относящиеся к народным обычаям и приметам. Принимаем облик персонажей (ряженых) и пытаемся, читая песни, воспроизвести сам обряд ­ рядимся, пританцовываем, приговариваем.  А) Импровизированное исполнение авсеней. Мы   с   вами   разучивали   колядку   «Щедрик­Петрик».   Давайте   её   исполним   с аккомпанементом народных шумовых инструментов. Б) Исполнение колядки. Пение соло и в ансамбле. 5) Вывод ­   Мы   с   вами,   ребята,   смогли   увидеть,   как   рождается   музыкальная   форма   –   от коротких «кричалок» к более масштабной. Подумайте, а почему так просто образуется масштабная музыкальная форма?  ­ Куплеты повторялись, и чем больше народа собиралось – больше становилось куплетов. ­ Вы правы, ребята, ведь  сами обстоятельства не требовали другого,  любое другое было бы неуместным ­ и в этом суть и красота народного обряда: повтор создаёт магию действа, ощущение постоянства и неизменности круговорота жизни.  2. Формы композиторской музыки 1)   Прослушивание   и   музыкальный   анализ   1­й   части   Фортепианного концерта Э. Грига ­   Перейдём   теперь   для   контраста   к   композиторской   музыке   и   вспомним, прослушаем ещё раз концерт Э. Грига. В нём содержится много разнохарактерных образов. Почему, как вы думаете? Прослушивание. Приходим   с   учащимися   к   выводу,   что   у   композиторов   был   другой   замысел:  сложность  жизни.   А   эта   сложность   закономерно   потребовала показать противостояния разных музыкально­образных смыслов. ­   Соответственно,   и   показать   противостояние   разных   образов   можно   только   в крупных, сложных музыкальных формах. 2) Зима в искусстве ­   Итальянский   композитор   Антонио   Вивальди   написал   несколько   музыкальных концертов­картин,   которые   назвал   «Времена   года».   Послушайте   одну   из   картин   и определите время года. Слушание. А. Вивальди «Зима» (фрагмент). ­ Как композитор в музыке передаёт настроение зимы?  ­ А какую форму избрал композитор, чтобы передать образ зимы – простую или сложную? Почему, как вы думаете? Ответы детей. ­ Посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина «Зима». Что вы видите? А что слышите? ­ Треск сучьев, скрип снега. ­ Как вы думаете ­ зима здесь очень холодная? ­ Похожа она на зиму, изображённую в музыке А. Вивальди? ­   Если   бы   вы   были   композиторами,   то   какими   звуками   нарисовали   бы   холод? (Учитель наигрывает звуки в разных регистрах, напоминая детям их название: низкие, средние, высокие.) ­ А какую бы музыкальную форму избрали бы для вашей музыкальной картины – простую? Сложную? Почему? Ответы детей. 3) Физкульминутка ­ А теперь представим себе – вокруг нас белый снег. Белый пух, Снежный пух – Всё­всё­всё в пуху вокруг. Пух на шапках, Пух на шубках, Пух на бровках, Пух на губках. Как щекотно, ух! Кто щекочет? ­ Пух! (Н. Перунов) ­ Мы замёрзли. Греем ручки, греем ножки! 4) Ария ­ Послушайте ещё одно произведение. Как думаете, это песня? Прослушивание арии «Casta Diva» из оперы В. Беллини «Норма». ­   Можно   ли   сказать,   что   прослушанное   произведение   имеет   форму   песни   – куплетную форму? ­ Нет, звучала не песня.  ­ А почему? Ведь это произведение пелось? ­ Здесь мелодия будто не прерывалась, не было чёткого деления на куплеты. Очень   сложная   для   исполнения,   петь   её   простому,   неподготовленному   человеку трудно. ­ Верно, ребята, разучивая песни и говоря о куплетной форме, мы отмечали, что развёртывание песен строится на повторе куплетов и припевов, а мелодии песен обычно очень   лаконичные,   очень   законченные   ­   такие,   которые   легко   запоминаются   и воспринимаются   слушателями.   Здесь   же   мелодия   развёртывается   (развивается)   как   бы бесконечно и не имеет ясно выраженного деления на куплеты. Мелодия этой «песни» ­ это как бы непрерывающийся рассказ о чём­то одном и важном (о мысли, чувстве, явлении). Кроме того, как мы уже говорили на прошлом уроке, песня создаётся для всех (массовый жанр).  А   эта   только   что   прозвучавшая   музыка   характеризует,   прежде   всего,   самого поющего. И, как вы правильно заметили, эту музыку может петь не каждый человек, а только   тот,   кто   умеет   петь  красиво  (belcanto).  Бельканто в  переводе   с   итальянского   ­ «красивое   пение».   Такому   пению   надо   специально   обучаться,   это   техника   виртуозного пения,   характеризующаяся   плавностью   перехода   от   звука   к   звуку,   непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука. А   музыкальная   форма,   в   которой   прозвучала   эта   «песня»,   называется  арией. Арией называют сольную партию героя в опере или оперетте. С помощью арии герой может рассказать о своих мыслях и переживаниях, поделиться со зрителем самым сокровенным, признаться в любви, рассказать о себе и т.д. Ария исполняется только одним вокалистом, а его пение сопровождается игрой оркестра. Любая опера построена в основном на ариях и диалогах героев, лишь небольшая часть произведения исполняется хором и оркестром. В переводе с итальянского «aria» означает «дыхание». Это связано с тем, что арии в операх и опереттах требуют от исполнителя хорошо поставленного дыхания. Чтобы передать весь драматизм   сюжета,   композиторы   пишут   очень   длинные   музыкальные   фразы,   которые необходимо исполнять на одном дыхании (т.е., певец набирает полные легкие воздуха и не вдыхает снова, пока не пропоет всю фразу до конца). Во всей арии таких фраз может быть очень много. Из­за этого итальянцы и дали такое название сольным оперным партиям. И вот благодаря  одной из  таких  арий  мы попали с  вами  в оперу, где пение  из способа простого бытового музицирования превращается уже в высокое искусство. Ария «Casta Diva» из оперы «Норма» ­ едва ли не самая известная и самая сложная оперная ария всех   времён.   Она   является   бессмертным   символом   не   только   жертвенной   любви,   но  и высокого певческого искусства. Ария необычайно трудна, а мелодия развивается почти без пауз.  Либретто «Нормы» переносит нас примерно в 50­й год до нашей эры в Галлию, захваченную римскими легионами Цезаря.  Страсти бушуют нешуточные, а заканчивается спектакль сожжением на костре главных героев.  Знаменитую арию «Casta  Diva» жрица Норма начинает с обращения к луне и призыва к миру. Затем, когда хор исполняет свои воинственные возгласы против римлян, а она поет ­ поет, как бы одна, ­ о любви, которую она хранит в своем сердце.   И в наши дни «Норма» В. Беллини (в 1831 году произошла её премьера!) – опера, которая   подтверждает   высокий   статус   труппы   оперного   театра.   Совершенство итальянского   бельканто,   легендарная   ария­молитва   «Casta   diva»   под   силу   лишь исполнителям высшего ранга! Поэтический перевод текста мирового оперного хита: Целомудренная Дева! Серебришь ты дивным взором Вековой сей бор священный. Обрати к нам лик нетленный, Ясным светом озари. Целомудренная Дева, Укроти страстей горенье И умерь пыл дерзновенный. На земле покой блаженный, Как на небе, водвори. Прослушайте ещё раз арию «Каста Дива» из оперы Беллини «Норма», попытайтесь почувствовать и представить сияние луны в этой неземной музыке арии, ощущение покоя, безмятежности. Повторное прослушивание Арии. ­ К какой форме мы отнесем арию – к простой или сложной? Ответы учащихся. ­   Конечно,   к   сложной.   Ведь   композиторы   выбирают   ту   или   иную   музыкальную форму не просто так, а с определенной целью – раскрыть слушателям музыкальный образ. А в образе музыкального произведения скрываются мысли, чувства, переживания героев и, конечно, самого автора музыки. Опера – это жанр высокого искусства. И её музыкальные формы, чтобы лучше и полнее раскрыть представленные образы, конечно же, будут сложными. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Вывод Музыка   умеет   выражать   человеческие   чувства,   изображать   картины   природы. Композиторы для построения музыки используют различные музыкальные формы. 2. Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…» ­   Ребята,   сегодня   на   уроке   мы   внимательно   слушали   музыку.   Что   же   она   нам нарисовала? ­ Что вы узнали нового о музыкальных формах? ­   Давайте   дадим   характеристику   своей   работе   на   сегодняшнем   уроке   по   трём направлениям, ответим на вопросы. Для этого нужно поднимать руку вверх тем ребятам, которые считают, что вопрос и ответ на него касается именно их: 1) На уроке мне было:  Интересно  Скучно  Безразлично 2) Я на уроке:  Работал  Отдыхал  Помогал другим 3) Итог. Я …  Понял материал  Узнал больше, чем знал  Не понял Домашнее задание. Нарисуйте дома зиму. Какие цвета вы используете? ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) http://ped­kopilka.ru/vneklasnaja­rabota/zagadki­schitalki­i­skorogovorki 2) http://ruhistor.ru/category/kultura­i­byt/folklor  3) http://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/  4) https://vk.com/pokonroda  5) https://www.liveinternet.ru/journal_post 6) https://www.pagans.su/stati/etnografiya

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Как рождается музыкальная форма» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2019