Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
04.05.2019
Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 4 класса (УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», 4 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 6 урока 4 четверти. Цели и задачи урока: - закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», продолжить знакомство с композитором Римским-Корсаковым как «музыкальным сказочником»; - выявить возможности эмоционального воздействия музыки на человека; - познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка»; - развивать познавательные и мыслительные навыки, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие; - продолжать развивать духовно-нравственные и этические чувства школьников, их эмоциональную отзывчивость.
Критская.docx
Критская. Музыка, 4 класс 4 четверть Урок 6. «Музыкальный сказочник» Цели и задачи урока:   ­ закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», продолжить   знакомство   с   композитором   Римским­Корсаковым   как   «музыкальным сказочником»; ­ выявить возможности эмоционального воздействия музыки на человека; ­   познакомить   с   сюитой   как   музыкальным   жанром, научить   в   процессе   реальной ситуации   использовать   определения   следующих   понятий:   «композитор­сказочник», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка»; ­ развивать познавательные и мыслительные навыки,  уметь слушать и вступать в диалог,   участвовать   в   обсуждении   проблем,   интегрироваться   в   пару   со   сверстником   и строить продуктивное взаимодействие; ­ продолжать развивать духовно­нравственные и этические чувства школьников, их эмоциональную отзывчивость. Оборудование:  видеопроектор, экран,  мультимедийная презентация, фортепиано, компьютер.   ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ (ОРГАНИЗАЦИОННАЯ) ЧАСТЬ 1. Организационный момент 1) Музыкальное приветствие ­ Здравствуйте! (до­ми­соль) ­ Здравствуйте! (дети повторяют, показывая движение мелодии рукой). ­ Здравствуйте! (соль­ми­до) ­ Здравствуйте! ­ Здравствуйте, ребята! (до­ре­ми­фа­соль­соль) ­   Здравствуйте,   учитель!   (дети   повторяют,   показывая   движение   мелодии рукой). ­ Здравствуйте, ребята! (соль­фа­ми­ре­до­до) ­ Здравствуйте, учитель!  ­ Прозвенел звонок. ­ Начался урок! 2) Мотивация ­ Урок сегодня необычный – мир сказки ждёт нас символичный. Ведь мы с хорошей сказкой неразлучны, Чудес и песен в сказке – до небес! Вы представляете, как стало бы скучно, Если б не было ни игр, ни сказок, ни песен, ни чудес. Музыкально­ритмическая игра «Чудесная шкатулка»: 1. Шкатулка ­ это стукалка Для всяких разных штук. И если потрясти ее, Услышишь: тук­тук­тук... Припев: Тук­тук­тук… Так­так­так… Стук­стук­стук… Бряк­бряк­бряк… 2. А может быть, там гномики Живут давным­давно, И рубят гномы­плотники В шкатулочке окно? Припев. 3. А вдруг волшебный замок там, И танцы при свечах, И кавалеры с дамами Подметками стучат. Припев. 4. А может быть, и сами мы В шкатулочке сидим И на большой волшебный мир Сквозь щелочку глядим. Припев. 2. Актуализация опорных знаний ­ Где играют дружно и поют умело, Там и сказке можно появиться смело. Угадайте, ребята, из каких уже знакомых вам музыкальных сказок прозвучат сейчас фрагменты.   Назовите   автора   музыки   и   скажите,   что   ещё   объединяет   эти   музыкальные фрагменты, что между ними общего? Игра «Угадай мелодию»: 1) «Тридцать три богатыря» (Образ моря) из симфонической картины «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского­Корсакова 2) Образ моря из вступления ко II действию этой же оперы 3) Вступление к опере «Садко» («Океан — море синее») Ответы учащихся: Во всех музыкальных фрагментах представлен образ моря. Эти образы запечатлел в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский­ Корсаков. ­   Назовите,   по   каким   характерным   интонациям   главных   тем   этих   музыкальных фрагментов   вы   смогли   определить   образ   моря,   ведь   композитор   создал   разные   по характеру и настроению образы. Ответы учащихся. ­ А как вы думаете, какие  функции выполняют эти интонации  ­   выразительную или изобразительную? ­ И одну, и другую. 3. Целеполагание ­   Римский­Корсаков   говорил:   «В   сущности   мой   род   –   это   сказка,   былина   и непременно русские». И поэтому его назвали «музыкальным сказочником». Но не только русские   сказки   встречаются   в   творчестве   композитора.   Восточная   тематика   также занимает большое место в музыке Римского­Корсакова.  Сегодня,   ребята,   мы   с   вами   познакомимся   с   новым   произведением   Римского­ Корсакова   ­   симфонической   сюитой   «Шехеразада»,   написанной   по   мотивам   арабских сказок   «1000   и   1   ночь».   Сюита   «Шехеразада»   принадлежит   к   числу   лучших   образцов русской   классической   музыки,   посвященных   теме   Востока.  Мы   познакомимся   с   её героями: сказочницей Шехеразадой и грозным султаном Шахриаром, сравним образы этих героев   и   выявим   черты,   которые   их   отличают.   Узнаем   также   значение   выражений (словосочетаний) «симфоническая сюита» и «программная музыка». II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Развитие темы урока Сюита  (с   франц.   Suite  –   ряд,   последовательность)   –   циклическая   музыкальная   состоящая   из   нескольких   самостоятельных   контрастирующих   частей, форма, объединённых общим замыслом. Понятие  программная   музыка  означает   ту  музыку,   в   основе   которой   лежит определенный сюжет, программа. Композитор приложил к партитуре следующую программу:  «Султан Шахриар, убежденный  в коварстве  и неверности женщин, дал зарок — казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».  В первом издании сюиты каждая часть имела программный подзаголовок:  I. Море и Синдбадов корабль;  II. Фантастический рассказ Календера­царевича;  III. Царевич и царевна;  IV. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником. В последствии названия были уничтожены автором из­за «нежелательного... искания слишком определенной программы...».  И   это   неудивительно:   композитор   вполне   мог   рассчитывать   на   выразительность музыки, на ее удивительную пластичность и образность, которая дает богатую пищу для фантазии слушателя. 2. «Русский Восток» ­   А   сейчас   я   предлагаю   послушать   отрывок   из   сюиты.   Откройте   учебник   на развороте «Музыкальный сказочник» (с. 124—125). На развороте вы видите нотную запись двух   главных   тем  вступления  симфонической   сюиты   «Шехеразада»:   тему   главной героини и тему султана Шахриара. Слушаем музыку и следим за её развитием по нотной записи в учебниках. 1) Слушание Вступления к симфонической сюите «Шехеразада» Н. Римского­ Корсакова. Музыкальный анализ. ­ Что вы услышали в сюите? Какой характер произведения? Какие образы передаёт музыка? ­   Голос   молодой   рассказчицы,   нежность,   картина   природы,   волшебство арабской ночи, таинственность. ­   Сначала   музыка   зазвучала   сурово,   требовательно,   величественно.   Мелодия звучала в низком регистре и передавала образ грозного султана. Затем зазвучала другая тема – нежная, завораживающая, пленительная, «сладкая», восточная, экзотичная.  ­ На протяжении всей части обе темы иногда будто переплетаются. Но всё же преобладает, главенствует 2­я тема – тема восточной сказочницы, рассказывающей султану захватывающую сказочную историю. ­   Правильно,   ребята.    Тема   Шахриара   звучит   грозно   и   величественно.   Словно тяжелая поступь, мощно играют струнные и духовые инструменты в низком  регистре. Энергичные  ритмы  придают   теме   черты   суровости.   Музыкальное   высказывание напоминает повелительную речь. Образ же Шехеразады отличается мягкостью, женственностью. Римский­Корсаков достигает   этого   благодаря  высокому   регистру,   тембру  солирующей   скрипки,  ритмической   ровности  узорчатой   мелодики. преобладанию   плавных   интонаций, Усиливает   сказочный   характер   и   сочетание   тембров   таких   инструментов,   как  арфа (аккомпанемент) и скрипка (основная мелодия). Две эти темы составляют вступительный раздел сюиты. Основной раздел первой части сюиты — одной из сказок Шехеразады — построен на видоизмененных мелодиях вступления. Основным принципом изложения музыкальной мысли в этой части является принцип вариационного развития.  Вспомните, скажите, какая музыкальная форма называется вариациями? Ответы учащихся. Верно, тема   с   вариациями — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких изменённых воспроизведений (вариаций). вариационная     форма       (вариации),    ребята,    2) Повторное прослушивание Вступления. ­   Музыка   Вступления   очень   живописна.   Прослушайте   этот   фрагмент   ещё   раз   и попытайтесь услышать, как с помощью музыкальных тем композитор изображает разные состояния моря, по которому плывет корабль Синдбада: то спокойного, безмятежного, то бурного и взволнованного.  Отмечайте   во   время   звучания   музыки   поднятием   руки   появление   знакомых музыкальных тем­образов. 3) Ассоциации ­ Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина  к «Сказке о царе Салтане» и подумайте над   вопросом:   какой,   по   вашему   мнению,   эпизод   первой   части   сюиты   «Шехеразада» созвучен этой иллюстрации? На этот вопрос четвероклассники могут  дать разные, неоднозначные ответы. ­   Ваши ответы разные. Но это хорошо и правильно, так как в нашем сознании слушателей   могут,   конечно,   возникать   различные   зрительные   образы   и   разные художественные ассоциации. 4) Вторая жизнь симфонической сюиты «Шехеразады» ­   Известный   русский   балетмейстер   Сергей   Фокин   в   начале   прошлого,  XX  в., осуществил   хореографическую   постановку   этой   сюиты.   Зрелищность   и   живописность музыки «Шехеразады», соединившись с выразительной пластикой танцевальных движений, рельефным рисунком танца, оригинальными костюмами словно дали вторую жизнь этому сочинению. Недавно в Санкт­Петербургском Мариинском государственном театре оперы и балета эта постановка возобновлена и пользуется заслуженной любовью зрителей. Просмотр   видеофрагмента   «Адажио»   из   балета   «Шехеразада» (Хореография С. Фокина). Адажио ­ в музыке означает: медленный темп; музыкальная пьеса (либо её часть), исполненная   в   медленном   темпе;   в   балете   ­   дуэт   главных   героев   лирического содержания. Балетные     адажио – это широкие, распевные и романтические мелодии.   3. Сказочная тематика песен ­ Кроме Римского­Корсакова, многие композиторы обращались к сказке. И сегодня, чтобы продлить наше эмоциональное состояние от встречи со сказкой, мы вспомним на этом уроке песни на сказочную тематику.  Вокально­хоровая работа над песнями: 1) «Сказка по лесу идет» С. Никитина, слова Ю. Мориц 2) «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина, слова М. Пляцковского II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия Закрепим   ваши   музыкально­слуховые   представления   о   музыке   Н.   Римского­ Корсакова. Откройте разворот Рабочей тетради «Мир Римского­Корсакова» (с. 28—29), где предложена серия творческих заданий. Выполните задания. 2. Оценка знаний учащихся 3. Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаются два задания на с. 32 Рабочей тетради.  Первое   —   «Мое   любимое   музыкальное   произведение»:  составь   небольшой рассказ   для   радио­   или   телепередачи   о   своем   любимом   произведении.   Послушай   это произведение   дома   со   своими   родными,   в   классе   с   друзьями.   Расскажи   о   своих музыкальных впечатлениях.  Второе    (рекомендуется выполнять по желанию)  — «Я и музыка»:  попробуй нарисовать музыку так, как ты ее чувствуешь, понимаешь. Не забудь нарисовать и себя.    4. Итог урока  ­ Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?  ­ Композитор Римский­Корсаков – «музыкальный сказочник». Познакомились с симфонической сюитой «Шехеразада». ­ Узнали значение понятий «сюита», «программная музыка». ­ Пусть сказка – вымысел и ложь, Но в ней прочтёшь ты между строк, Что в жизнь уверенно войдёшь Лишь через школьный ты порог. Прозрачным солнечным лучом Проложится твой путь на свете, И жизнь основана на чём, Поймёшь, проснувшись на рассвете!   ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/ 2) https://childtoys.ru/biblioteka/ 3) https://nsportal.ru/ 4) https://ru.wikipedia.org/wiki/ 5) http://teksty­pesenok.ru/rus­andrej­usachyov/ 6) http://x­minus.me/artist/

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный сказочник» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2019