Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
12.02.2019
Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 6 урока 3 четверти «Музыкальный театр (продолжение)». Цели и задачи: - помочь учащимся осознать, что музыка существует в человеке только благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать; - учить различать на слух малые и развитые музыкальные формы; - различать на слух музыкальные инструменты (струнный, духовой, ударный); - различать в нотных примерах ритмический рисунок; - продолжать приобщать к истокам народной культуры; организовать знакомство детей с весенними закличками; - научиться исполнять песни-заклички с учетом их распевов и огласовок.
1 кл_Урок 3.6.doc
Усачева. Музыка, 1 класс III четверть  Урок 6. Музыкальный театр (продолжение) Тема: Музыкальный театр. Урок­размышление Цели и задачи: ­ помочь учащимся осознать, что музыка существует в человеке только благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать; ­ учить различать на слух малые и развитые музыкальные формы; ­ различать на слух музыкальные инструменты (струнный, духовой, ударный);  ­ различать в нотных примерах ритмический рисунок;  ­ продолжать приобщать к истокам народной культуры; организовать знакомство детей с весенними закличками; ­ научиться исполнять песни­заклички с учетом их распевов и огласовок. Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 95.  2. Музыкальный материал:  С.С. Прокофьев. Симфония № 7 (экспозиция части I) / фонохрестоматия.  Закличка «Жаворонок».  ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент Музыкальное приветствие. 2. Повторение пройденного материала С какой музыкальной формой мы познакомились на прошлом уроке? ­ Балет. ­ Что такое балет? ­  Музыкально­театральный   жанр,   в   котором   актёры   передают   сюжет спектакля танцами, жестами, движениями, мимикой. Сложная музыкальная форма. ­ Как называют артистов балета? ­ Танцовщики, балерины. ­ Как называется специальная одежда, обувь балерин? ­ Пачка, пуанты. ­ Что такое адажио в балете? ­ Медленный танец. ­ Где в театре располагается оркестр? Кто руководит оркестром? ­ Какие инструменты входят в оркестр? ­ Какие ещё сложные музыкальные формы вы знаете? ­ Опера, концерт, симфония. ­ Где можно услышать музыкальные произведения крупной, сложной формы? ­ В музыкальном театре (концертном зале). 3. Мотивация. Целеполагание  ­ Разгадав ребус, вы сможете назвать тему нашего сегодняшнего урока: ­  Совершенно  верно.  Мы   с  вами   вновь  отправляемся   в  театр,  так  как  только  в музыкальном театре можно услышать крупные, развитые формы музыки, поразмышлять, о чём может рассказать музыка, познакомиться с новыми музыкальными произведениями и сориентироваться в проблемах, к которым уже прикоснулись ранее при прослушивании музыки. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Музыкальные «образы­эмоции» «Прокофьев – светлый гений, весёлый гений русской музыки». Б. Асафьев ­ С музыкой Сергея Прокофьева вы уже ранее встречались в балетах «Золушка», «Ромео и Джульетта». Слушали его фортепианные миниатюры «Мимолётности». Сейчас вы также услышите музыку Прокофьева, но ещё пока неизвестную для вас. (Название детям пока не объявляется.) Подумайте, к какой музыкальной форме можно отнести это музыкальное произведение?  Слушание фрагмента экспозиции 1­й части 7­й симфонии С.С. Прокофьева.  ­ Думаю, все согласятся с тем, что это фрагмент крупной музыкальной формы. Как вы думаете: это музыка из балета, симфонии, оперы?.. И почему? Ответы детей. ­ Давайте поразмышляем. А легко ли и, вообще, нужно ли представлять каких­то конкретных   персонажей,   их   конкретные   действия?   Насколько   это   может   помочь проникнуть в смысл музыки?  ­   Можно   ли   понять,   о   чём   говорит   музыка,   если   за   каждой   темой   не   видится конкретный герой?   ­ Достаточно ли, услышав жанровые черты музыки, понять её только как песню, танец, марш или их переплетение? Или соотнести музыку с изобразительными свойствами?  Ответы детей.  ­   Этот   крупный   музыкальный   жанр   называется   симфонией.   И   вот   почему. Размышляя и исследуя эту музыку, мы с вами увидели, что в ней выражено  движение души,   услышали,   как   человеческое   переживание   становится   музыкальным состоянием.    Как   и   в   известной   вам   симфонии   П.   Чайковского.   Т.е.   увидели   не изображение какого­то персонажа, услышали не какой­то конкретный малый жанр (песня, марш, танец), а услышали человеческие чувства. Ведь в симфонии мы как раз и наблюдаем, как эти человеческие состояния «ведут себя» в жизни ­ вступают в противоречия или согласуются между собой, как из одного состояния рождается другое, что главное, а что менее важное и т.д. И именно в этом смысле мы можем говорить о том, что у каждой музыкальной темы есть своя роль! Седьмая   симфония,   первоначально   задуманная   как   симфония   для   детей,   своей лирикой   и   светом   утверждает   красоту,   чистоту,   естественность   музыки   как   высшую ценность, несущую в себе идею бессмертия. Симфония отличается выдержанностью стиля, стройностью формы. Она напоена поэзией,  ее лирика  отличается  широчайшим охватом нюансов от напряженно­страстной до хрупко­нежной, от мужественной до романтически­ порывистой. Музыка жизнелюбива, светла, отличается юношеской свежестью. В ней нет ни острых драматических коллизий, ни резких столкновений. Это — песнь о любви к жизни, к прекрасному. Седьмая   симфония   –   самая   лирическая   у   Прокофьева.   Лирическим   тематизмом наполнены основные темы 1 части симфонии. «Задает» тон великолепная тема главной партии. Тема окрашена мягкой лирикой, полной чистой и легкой печали. Прослушивание темы главной партии по клавиру Седьмой симфонии. Первая часть начинается прекрасной мелодией скрипок. Главная партия – яркая, широкая и плавная лирико­эпическая тема, приближенная к повествовательным мелодиям в   характере   дум,   сказаний.   Мелодия   развёртывается   широко   и   плавно   в   духе неторопливого повествования. Если слушать эту музыку накануне Нового года, то можно представить,   что   идёт   повествование   о   большой   заснеженной   стране.   Музыка   будет восприниматься как зимняя сказка. Выразительность и сила воздействия этой сдержанной, немного скорбной, предельно простой   темы   является   одной   их   художественных   загадок.   Частично   она   может   быть объяснима богатством жанровых истоков, которые тема в себе содержит. ­ Подумайте, какие жанровые истоки, какие малые музыкальные формы ощущаются в теме главной партии? ­ Она похожа на русские лирические песни, распевные мелодии. ­   Действительно,   в   ее   отдельных   интонациях   можно   уловить   связи   с   русской лирической песенностью. Но помимо песенных корней в главной парии проступают связи с классическими романсами и романтизмом.   Изложение темы сменяется контрастом – вступает несколько извилистая, как бы «вползающая»   мелодия   кларнета,   не   лишенная   черт   затаенной   тревоги.   Начинается колючая   встревоженная   «беготня»   пассажей.   Характер   этой   музыки   ­   неустойчивый, полный скрытого напряжения. Повествование становится драматическим. Но ненадолго. Небольшое   усиление   напряженности   музыки,   приобретающей   черты   внутреннего беспокойства, подобно слегка набежавшему облачку, временному омрачению. Оно лишь оттеняет утверждение света и радости, выраженных далее в побочной партии: Прослушивание   темы   побочной   партии   1   части   по   клавиру   Седьмой симфонии. ­ Подумайте, в каком соотношении находятся главная и побочная партии­темы? Они противопоставлены друг другу, конфликтуют между собой, спорят или дополняют друг друга? ­ Эти мелодии не спорят, они как бы дополняют друг друга. 2­я мелодия звучит, шире, распевнее. Она будто растёт.   ­ Вы правы, сравнивая обе протяженные мелодии, ясно ощущаешь, что они как будто дополняют друг друга – между ними не возникает острого конфликта. И, тем не менее, их взаимный контраст велик. Характер мелодии Главной партии не претерпевает существенных   изменений   на   всем   протяжении.   Иное   в   музыке   побочной   темы   –   ей свойственно   непрерывное   «расцветание»,   широта   лирического   высказывания.   При повторении   2­я   тема   ­   побочная   ­   постепенно   приобретает   характер   светлого   и восторженного   гимна.   Тема   побочной   партии   –   торжественная,   лирическая.   Это вдохновенная тема радости и красоты жизни. По существу она является главной, самой важной темой всей симфонии. На   вершине   развития   побочной   темы   резко   вторгается   новая,   несколько неожиданная   контрастная   тема­мелодия   ­   заключительная.   В   ней   слышится   сказочный колорит: вдруг раздается хрустальный звон колокольчиков, к ним присоединяются потом фортепиано и арфа. Звучит причудливый, как шаги гнома, мотив. Словно приоткрылся сказочный   мир,   полный   чудес.   Таким   воспринимают   мир   дети.   Но   таким   кажется   он человеку, не потерявшему в зрелом возрасте юношеского ощущения чуда жизни: Слушание заключительной темы 1 части по клавиру Седьмой симфонии. ­   Какие   выразительные   средства   придают   несколько   причудливый,   сказочный колорит этой музыке?  ­  Разные   регистры,   тембры   различных   духовых   инструментов   (низкий   и высокий), добавлено звучание колокольчиков. ­   Совершенно   верно,   здесь   использовано   резкое   сопоставление   регистров, своеобразный диалог,  возникающий  между  партией  гобоя, а затем флейты  и краткими, глухо звучащими мотивами фаготов, удвоенных виолончелями. Сказочный колорит усилен оркестровым звучанием – звенящие тембры колокольчиков, треугольника. Заключительная тема отличается от предыдущих большей изысканностью. Какова же музыкальная форма симфонии? ­ Музыкальная форма симфонии – крупная, сложная – сложена из многого: звучало несколько музыкальных тем, много разных инструментов. ­ Как вы думаете, изображает ли музыка симфонии кого­то или что­то? А может, выражает человеческие чувства? ­ А теперь подумайте: если мы за каждой темой­образом не можем представить конкретного персонажа, а только эмоциональное состояние (образ­мысль, образ­оценка, образ­эмоция), то можем ли мы говорить о том, что симфонический образ ­ это что­то общее для всех людей?..  ­ Музыку пишет человек, он передаёт свои чувства, мысли, переживания, своё отношение к жизни в мелодиях, музыкальных темах­образах. Другие люди, слушая эту музыку, могут почувствовать заключённые в ней мысли и представить себе какие­либо образы, пусть и по­своему.  ­ 7­я симфония С.С. Прокофьева – это мудрая и светлая сказка о жизни, сочинение «и для детей и для взрослых». Музыка симфонии – «очень русская». Давайте еще раз прослушаем   переданные   композитором   в   музыке   симфонии   чувства   и   эмоции: мечтательную,   романтическую   лирику   юношества,   чудесный   детский   мир   сказки   и возвышенную мудрость, целеустремлённость, восторженную любовь к жизни: Повторное прослушивание Экспозиции. 2. Ждём весну, встречаем птиц ­   Ребята,   перед   вами   картины   К.   Юона   «Мартовское   солнце»   и   Н.   Ромадина «Розовый   вечер».   Внимательно   рассмотрите   их.   Похожи   они   или   отличаются?   Какое настроение в каждой картине? ­ Какая музыка смогла бы передать настроение каждой из картин? ­ Мечтательная, спокойная, радостная, звонкая. ­   Ребята,   а   вы   знаете   птичку,   которая   своей   светлой   песней   высоко   в   небе приветствует весну? ­ Жаворонок. ­   Вот   как   высказался   о   приходе   весны   композитор   П.И.   Чайковский:   «Какое волшебство создаёт наша весна своей внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда   по   улицам   потекут   потоки   тающего   снега   и   в   воздухе   почувствуется   что­то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!» Весна. Весеннее обновление, весеннее дыхание, весенние запахи и особый, «свежий» весенний воздух!..  Тепло   струится   на   землю   и,   оживляя   и   пробуждая   мир,   озвучивает   его   и раскрашивает. Как увидеть и услышать весну?..  Ждём   весну,   встречаем   птиц,   рисуем   весну   в   марте   —   достаём   с   полки   самые обычные   акварельные   краски,   кисти,   бумагу.   Берём   всё   это   и...   превращаем   в   весну! Празднуем весну в марте красками, линией, формой, фактурой!  Нам очень нужна вода. Какая весна без воды?.. И акварель, оказывается, без воды совсем не живёт... А бумага не оживёт и не расцветёт без волшебной палочки­кисточки...  Но   самый   главный   волшебник   –   это...   Тот,   в   чьих   руках   волшебная   палочка­ кисточка! Тот, кто в разноцветных акварельных каплях на бумаге может увидеть целый мир: и цветы, и деревья, и невиданных зверюшек, и птиц, и много ещё чего!  Этих птиц уже кто­то придумал, потом нарисовал, вырезал из бумаги, подарил им имена и песни и отпустил полетать. Птицы полетали­полетали и прилетели на эти слайды. Хороши? На   этом   уроке   можно   брызгать   красками   на   чистый   лист,   как   будто   прошёл цветочный дождь, или радуга наплакала, или тучу выжали через цветное сито. Или… Мало ли что может случиться на уроках искусства в преддверии равноденствия в марте, когда ждём весну! Ждём птиц! Рисование акварельными красками. ­ В народе тоже любили встречать весну, которую ждали с нетерпением. Песни слагали – Весну зазывали. Место   записи   –   Белгородская   область,   Алексеевский   район,   село   Подсередно. Запись и нотация А. Иванова: Мария Ильинична Башкатова рассказывает: была она совсем малышкой и как­то раз спросила: ­ Ба! Тётя! Синички прилетели и кажуть (говорят): «Чи­ки, чи­ки, чи­ки». ­ А ще ж они это кажуть, тётя? Та   растолковала,   о   чём   синички   говорят,   научила   закличке.   Тогда   детишки собрались кучкой и давай выкрикивать её слова. И так­то рады, что теперь уж весна, что вот­вот люди пахать поедут! (…)   Дюжа   нам   была   радость,   как   весна   наступает   и   летят   гуси   дикие   на   нашу сторону.   Мы   называем   их   казарики.   Возьмём   соломки,   залезем   повыше,   тянем   кверху, казарикам показываем и кличем: «Казарики, казарики, нате вам на гнёздушко!..» Таков же характер заклички «Ай, жавороночки»:  Ай, жавороночки,  Мои деточки,  Прилетите к нам,  Принесите вы нам  Весну тёплую.  Унесите от нас  Зиму холодную.  Нам зима надоела,  Всё сено поела!  Как известно, одними из первых весенних птиц являются жаворонки, именно они сообщают всему миру о том, что зима уже растеряла свои силы и весна на подходе. Заклички   к   жаворонку   –   исстари   сложившиеся   закликательные   песни   народного происхождения. Весной, во время обрядов закликивания, женщины пекли также из теста маленьких жаворонков, и потом, с песнями и плясками (мы с вами помним, что в основе своей народное творчество синкретично), раскладывали их на крышах домов, в поле, на лугу   для   привлечения   птиц   и   скорейшего   наступления   тёплых   дней.   И   чтобы   быстрее приблизить   тепло   и   весну,   люди   даже   придумали   обряд   (праздник)   «Закликание жаворонков». 22 марта, в день весеннего равноденствия (народное название — сороки), готовили обрядовое печенье. В селе Меловое ему придавали сходство с чайкой. Скатанную полосочку теста надрезали, выворачивали, лепили головку, на ней делали глаза — втыкали горошинки либо зёрнышки. Девчата сажали чайку на что­то высокое: на поветь, на кусты, на украшенное лентами дерево. Затем вокруг дерева встанут, за руки возьмутся, поведут хоровод «против солнца», крича закличку. Существует поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из тёплых стран. Мы с вами тоже разучим сегодня песенку­закличку. Но прежде немного поиграем. Проводится пальчиковая гимнастика: ­   Переплетите   большие   пальцы,   зацепите   их   друг   за   друга.   Это   будет   «голова жаворонка». Остальные пальцы сомкните. Это будут «крылья».  (Учитель сопровождает слова показом). Готовы ваши «жаворонки»? Тогда взлетаем и поём: «чри­чрии­и». Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И   поёт,   поёт,   поёт.  (Дети   выполняют   движения   руками   в   соответствии   с текстом.) ­ Послушайте  теперь весеннюю закличку «Ой, жаворонки, жаворонушки». Какие особенности исполнения вы услышали? Прослушивание заклички в исполнении фольклорного ансамбля. ­  Песня   была   зазывная   по   характеру,   исполнялась   с   приговорками, прикрикиваниями. В конце фраз звучали огласовки. Частые повторения распевов. Разучивание заклички: ­   Прослушайте,   пожалуйста,   закличку   еще   раз.   Особенно   обратите   внимание   на сложные распевы. (Учитель исполняет a’cappella) Жаворонки­жавороночки! Перепелки­перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком. ­ Прохлопайте ритм, обращая внимание на длинные ноты и синкопированный ритм. ­ Сейчас проговорите слова 1­й фразы на примарном звуке, с точным повторением распевов и ритмического рисунка. Обращаем   внимание   детей   на   правильное   певческое   дыхание   (быстрый, бесшумный вдох и очень экономный выдох, чтобы хватило еще и на огласовки «гу­у») и четкую дикцию. Затем продолжаем работать над 2­ой фразой. Проработав таким образом над закличкой полностью, приступаем к вокальному исполнению.  Исполнение весенней заклички: ­   У   наших   прабабушек   и   прадедушек   был   такой   обычай:   дети   становились   в хоровод, а в руках у них были жаворонки из теста или из цветных лоскутков и все вместе звали   жаворонков.   И   я   вас   приглашаю   в   хоровод.   Посмотрите:   на   нашем   окне   сидят жаворонки из  лоскутков. Возьмите себе  по­одному и вставайте  в хоровод. И помните: исполнять   музыкальный   текст,   интонировать   нужно   особым   образом   ­  закликая, приговаривая, прикрикивая, делая необходимые движения. III.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­ Скажите, ребята, что узнали нового? ­ Что для вас составляло трудность? ­ К какой музыкальной форме можно отнести песенки­заклички? ­ Чем отличается исполнение закличек от песен? ­ С каким настроением вы уйдёте с урока? Домашнее   задание.  Придумайте   своих   собственных   птиц,   нарисуйте   их, раскрасьте, сочините для них песни и запишите. 2. Итог Музыка развёртывается  во времени ­ деталь за деталью. По этой причине целое возникает   в   нашем   сознании   из   частностей,   следующих   одна   за   другой   и   связываемых воедино. Форма каждого произведения всегда индивидуальна, неповторима, присуща только ему.   Но,   в   то   же   время,   число   законов   и   правил   образования   формы   относительно ограничено, и благодаря этому множество сочинений имеют общие признаки строения. Среди   выразительных   средств   музыки   основные   значения   для   образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм. Спасибо за работу, ребята! Мне сегодня очень понравилось, как вы работали на уроке! ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) https://botana.biz/prepod/muzyka/  2) http://detskiychas.ru/  3) https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki  4) https://musicseasons.org/  5) http://school­sector.relarn.ru/dckt/projects/milehina/7simf.html 6) https://ucthat­v­skole.ru/biblioteka/zaklichki  7) http://www.belcanto.ru/genre_simphony.html  8) https://www.bolshoi.ru/about/press/articles/beethovenhall/  9) https://www.liveinternet.ru/  10) http://открытыйурок.рф/

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2019