Конспект урока музыки на тему «Мы «видим» музыку» (1 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
30.11.2018
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 5 урока 2 четверти «Как “увидеть” музыку? (продолжение)».
Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»
Задачи:
- учить определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности и изобразительности (темп, ритм, мелодия);
- способствовать умению грамотно и творчески воспринимать классическую музыку и выражать своё отно¬шение к музыкальному произведению;
- размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;
- учить самостоятельно работать с учебником, понимать знаково-символические и графические средства пред¬ставления информации;
- приучать применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.
Мокшанова_5 урок.doc
Усачева, Школяр. Музыка 1 класс
II четверть
Урок 5. Мы «видим» музыку
Тема: Как “увидеть” музыку? (продолжение)
Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»
Задачи:
учить определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности и
изобразительности (темп, ритм, мелодия);
способствовать умению грамотно и творчески воспринимать классическую музыку
и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей
человека;
учить самостоятельно работать с учебником, понимать знаковосимволические и
графические средства представления информации;
приучать применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой
деятельности.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 50—51, 106, 107.
2. Рабочая тетрадь, задание на с. 24.
3. Музыкальный материал:
С.С. Прокофьев. Вальс и «Полночь» из балета «Золушка» / ЭФУ, с. 48;
фонохрестоматия.
С.С. Прокофьев. «Джульеттадевочка» из балета «Ромео и Джульетта» / ЭФУ, с.
107; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 20.
Л.К. Книппер. Фрагменты «Поэмы о бойцекомсомольце» / фонохрестоматия.
З.А. Левина. «Ноги дождя» / нотная хрестоматия, с. 43.
З.А. Левина. «Весёлая песенка». ХОД УРОКА
I.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
1) Музыкальное приветствие
2) Ритмическая игра «Бом, тилибом»
3) Проверка домашнего задания
Учащиеся демонстрируют (проигрывают, пропевают, проговаривают) любые
сочиненные ритмические рисунки (метроритмические формулы): автомобильный сигнал,
кукушка, капли дождя и т.п.: один из учеников демонстрирует, все остальные повторяют
рисунок, прохлопывая его в ладоши.
4) Мотивация
Интересный рассказ вас сегодня ждет, ребята, об одном мальчике, начавшем
сочинять музыку также в детстве. Зовут его Сережа Прокофьев. На слайде вы видите его
портрет. Впоследствии этот мальчик написал великолепную музыку, которую знают и
исполняют во всем мире. Весь мир знает его как великого русского композитора.
Рассказ будет идти от имени Сережи (из его воспоминаний):
«– Я хочу написать свою оперу.
– Как можешь ты написать оперу? – возразила мать без всякого уважения ко мне…
– А вот увидишь», – вспоминает своё детство композитор Сергей Сергеевич
Прокофьев.
Когда он вырос, выучился, стал известным и любимым композитором, то написал в
своей книге «Автобиография», как и почему стал сочинять музыку. Запомнил, как
мальчиком в Москве впервые побывал на оперном и балетном спектаклях, как ему
понравилось в театре, как потом он начал придумывать свои детские спектакли и задумал
оперу.
Композитор Прокофьев всегда был человеком деловым и волевым. Свою детскую
оперу Серёжа всётаки сочинил и сам поставил. Правда, вместо сцены была просто
большая комната, а вместо занавеса открывались и закрывались двери: «Готово,
раскрывайте двери!» – заменяло поднятие занавеса. Но были актёры – его друзья по играм,
были зрители – родители и другие близкие люди, были арии, увертюра, марши, злодей,
герои и прекрасная дама. Всё как в настоящей опере! Ноты оперы «Великан» были
переписаны взрослыми начисто и переплетены в красное с золотом. Автору было 9 лет.
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Сергей Сергеевич Прокофьев – величайший детский композитор XX века
«Прокофьев – светлый гений, веселый гений русской музыки», так говорил о
таланте композитора музыкальный критик Б. Асафьев. Композитор Д. Кабалевский писал: «Мало кто уделял этой области творчества
столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла… Его детская
музыка не просто дар большого художника детям. …Это одна из важнейших граней
творческого облика Сергея Прокофьева, окрасившая своим светлым колоритом далеко не
только те сочинения, которые были написаны им специально для детей или о детях».
Начиная с ранних творческих опытов, Прокофьев постоянно обращался к
сказочным сюжетам: «Сказочка» для фортепиано, «Гадкий утенок», симфоническая сказка
«Петя и волк», сюита «Летний день». Одним из первых детских произведений Прокофьева
стала опера «Любовь к трем апельсинам». Произведение повествовало о принцах и
королях, добрых магах и злых ведьмах, о заколдованных проклятьях и о том, как важно не
впадать в уныние.
Пожалуй, более ярким, намного более известным произведением Прокофьева стала
«Золушка». Этот балет, динамичный, отмеченный элементами красивой музыки
романтизма, был словно глоток свежего воздуха, когда над миром сгущались тучи.
«Золушка» вышла в 1945 году, когда в мире затихал пожар великой войны, она будто
призывала возродиться, отринуть из сердца тьму и улыбнуться новой жизни. Ее
гармоническое и нежное звучание, воодушевляющий мотив светлой сказки Шарля Перро и
отличная постановка дали старой истории новое, жизнеутверждающее начало.
Балет «Каменный цветок» последняя детская работа Сергея Сергеевича – вышел
на сцену уже после его смерти.
Сам Прокофьев говорил, что его детская музыка содержит немало важного и
светлого для него самого. Запахи и звуки детских лет, блуждание месяца по равнинам и
крик петуха, чтото близкое и родное времен зари жизни – вот что вкладывал Прокофьев в
свою детскую музыку, потому она получалась понятной ему и людям зрелым, но, как и он,
сохранившим в сердце частичку детства. Потому она становилась близка детям, чей мир
Прокофьев всегда стремился понимать и чувствовать.
2. Балет С.С. Прокофьева «Золушка» (Вальс и «Полночь»)
Сегодня мы с вами поразмышляем о музыкальном чуде: появлении Золушки на
балу и её исчезновении c 12ым ударом часов.
Я думаю, вам всем знакома сказка про Золушку? Помните, как Золушка попала на
бал во дворец? А бал – это время праздника, волшебства и танцев.
Давайте и мы побываем вместе с Золушкой на ее первом балу, исполним и
продирижируем танец Вальс, пока Золушка будет радостно вальсировать. В своих
учебниках (с. 5051) вы видите вместе с сюжетным рисунком Золушки нотную графику –
это обобщенный «образ партитуры», где зафиксированы знаки для дирижирования:
обозначен показ фразировки руками в вальсовых взлётах к вершине и резкой смене
характера, отражённых нисходящими линиями пульса.
Дирижируя по «партитуре» одновременно со звучащей музыкой, попытайтесь не
только передать восторг и радость вальсирующей Золушки (выражение чувств), но и
вовремя почувствовать смену настроения и жанра, сменив характер жеста (изображение
боя часов и выражение новых чувств – тревоги, напряжения). Найдите теперь на развороте
учебника момент контрастного «звучания» рисунка и дальнейшем попытайтесь соотнести
его со звучащим музыкальным фрагментом. Слушание, пластическое интонирование (дирижирование) Вальса и
«Полночи». (Учащиеся воспроизводят рукой движение мелодии сообразно ее
графическому изображению.)
3. Балет «Ромео и Джульетта» («Джульеттадевочка»)
Конечно, Прокофьев сделал очень и очень много и для «взрослой» музыки своего
времени тоже. Он создавал музыку, простую и сложную, в чемто очень близкую ушедшему
«золотому веку» классики, а в чемто невообразимо далекую, он всегда искал новое,
развивался, делал свое звучание ни на что не похожим.
Балет «Ромео и Джульетта» необыкновенная, но правдивая и трагическая история
любви двух юных сердец.
Фрагмент из балета «Джульеттадевочка» описывает картину, где впервые
появляется героиня – Джульетта. Композитор через музыку смог передать образ молодой,
наивной, оживленной девочки.
Основная тема Джульеттыдевочки развивается через стремительный, легкий
сжатый музыкальный рисунок, пульсирующую последовательность аккордов, восходящее и
нисходящее движение звукоряда, усиленное сменой крещендо и диминуэндо.
Посмотрите на разворот учебника (с. 106, 107): здесь вы снова видите сочетание
рисованных образов и нотной графики. И это позволит нам увидеть еще одно музыкальное
чудо: обычное гаммообразное движение звуков на вашей «партитуре» превратится сейчас в
мелодию Джульетты.
Слушание, музыкальный анализ фрагмента «Джульеттадевочка»
Какой предстает перед нами Джульетта по характеру?
Веселой, озорной, игривой.
Верно, ребята, музыкальная тема Джульеттыдевочки по своему характеру
шутлива, легка, стремительна: так и видится то скользящий, то подпрыгивающий бег
совсем еще юного существа. Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной
«бегущей» мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность.
4. Пение
1) Разучивание народных новогодних поздравлений (рождественская колядка
«Авсень» и др.)
2) Продолжение работы над «Весёлой песенкой» З.А. Левиной.
III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
Что вы смогли «увидеть» сегодня в музыке?
Что запомнилось более всего? Что понравилось? Что показалось трудным?
Что музыка выражает? А изображает?
Сейчас вам предстоит самостоятельно найти соотношение выразительного и
изобразительного начал в мелодии лучшей советской массовой песни «Полюшкополе».
Эта песня фактически стала визитной карточкой России в мире. Многие считали или
продолжают считать, что эта песня народная. Но это не так. «Полюшкополе» — советская
песня, написанная композитором Львом Книппером и поэтом Виктором Гусевым и легшая
в основу 4й симфонии Книппера «Поэма о бойцекомсомольце», которую я предлагаю вам
послушать.
Прослушивание «Полюшкополе», музыкальный анализ:
Что в песне было выразительным?
Сама песня, мелодия. Кажется, что едет отряд на войну и хором поет
красивую песню.
Что музыка изображала? Что вы увидели, почувствовали, слушая песню?
Слышно, как лошади цокают копытами.
И постепенное, будто издалека, нарастание динамики – приближение конного
отряда, и также постепенное затихание, удаление.
Верно, ребята, в этой мелодии переплелись, как бы срослись сама песня (а она
действительно очень хороша по выразительности мелодии) с «изобразительной» деталью —
звуком цокающих копыт, — которая все время сопровождает звучание хора. Добавленная к
песне, эта деталь помогает создать полнейшую иллюзию, будто конный отряд с песней
приблизился к нам издалека, пронесся мимо нас и исчез, оставив в нашей памяти
романтический образ комсомольских героев и их прекрасной, задушевной песни…
Повторите, какие знакомые нам средства выразительности использовал
композитор?
Динамику и ритм.
2. Итог
XX век – тяжелое время, когда происходили страшные войны и великие завоевания
науки, когда мир погружался в апатию и вновь восставал из пепла. Век, когда люди теряли
и снова находили искусство, когда рождалась новая музыка, новая живопись, новая
картина вселенной.
Но таинство музыки уже много лет помогает раскрывать представление о морали,
об общечеловеческих ценностях. Если вы научитесь вслушиваться в звуки и мелодии, то
сможете и увидеть, и понять все то, о чем говорит музыка.
До свидания, ребята! До новых удивительных встреч с музыкой!
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1) Катонова С. Балеты Прокофьева. М.: 1982; 2) Савкина М. Сергей Сергеевич Прокофьев. М.: 1982;
3) https://propianino.ru/deti/kompozitorydetyam
4) https://www.bolshoi.ru/about/press/articles/beethovenhall/
5) https://урок.рф/
Конспект урока музыки на тему «Мы «видим» музыку» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Мы «видим» музыку» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Мы «видим» музыку» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Мы «видим» музыку» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Мы «видим» музыку» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Мы «видим» музыку» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.