Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
29.01.2019
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 3 четверти «Погружение в проблематику музыкального театра». Цели и задачи: - формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; - формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа, знакомить детей с народной музыкальной культурой на примерах русских народных песен; - знакомить со спецификой музыкального театра, с театральной терминологией; научить распознавать особенности театрального искусства, способствовать формированию положительного отношения к музыкальному театру; - способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, воспитывать у детей художественный вкус и музыкальную культуру; - дать понятие о крупном музыкальном жанре - симфонии, сформировать представление о симфоническом оркестре и роли дирижёра в нем, знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр; - уметь воспринимать музыку, учить вслушиваться в неё и выражать своё отношение к музыкальному произведению; - осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; - овладевать логическими действиями сравнения, анализа; - создать условия для формирования вокально-хоровых навыков обучающихся, учить вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, соло и в ансамбле, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.
1 кл_Урок 3.4.doc
Усачева. Музыка, 1 класс III четверть  Урок 4. Погружение в проблематику музыкального театра Цели и задачи: ­ формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   национальной принадлежности; ­  формировать   устойчивый   интерес   к   музыкальной   культуре   своего   народа, знакомить детей с народной музыкальной культурой на примерах русских народных песен; ­   знакомить   со   спецификой   музыкального   театра,   с   театральной   терминологией; научить распознавать особенности театрального искусства, способствовать формированию положительного отношения к музыкальному театру; ­   способствовать   приобретению   опыта   эстетических   впечатлений,   воспитывать   у детей художественный вкус и музыкальную культуру; ­   дать   понятие   о   крупном   музыкальном   жанре   ­   симфонии,   сформировать представление о симфоническом оркестре и роли дирижёра в нем, знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр; ­ уметь воспринимать музыку, учить вслушиваться в неё и выражать своё отношение к музыкальному произведению; ­ осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; ­ овладевать логическими действиями сравнения, анализа; ­   создать   условия   для   формирования   вокально­хоровых   навыков   обучающихся, учить вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, соло и в ансамбле, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.   Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 68—73, 86—89.  2. Рабочая тетрадь, с. 37. 3.  Музыкальный материал:  П.И.   Чайковский.   Симфония   №   4   (фрагмент)   /   ЭФУ,   с.   73;   фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 75.  Русская народная песня «Во поле берёза стояла». ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент Музыкальное приветствие. 2. Повторение пройденного материала ­ Отгадайте, что за мелодия сейчас прозвучит?  Звучит начало хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В.А.  Моцарта «Волшебная флейта».  ­ Хор «Откуда приятный и нежный тот звон». ­ А сейчас? Звучит «Ария Царицы ночи» из этой же оперы Моцарта. ­ Ария Царицы ночи. ­ Что такое ария? ­ Сольная песня в опере; поёт один человек. Сложная песня для исполнения. ­ Из какого большого музыкального произведения эти отрывки?  ­ Из оперы. ­ Что такое опера?  ­ Музыкальный спектакль, где все поют. ­ Кто участвует в оперном спектакле?  ­ Хор, солисты, ансамбли, танцоры, оркестр, дирижер. ­ Где можно увидеть и услышать оперы? ­ В музыкальном театре. ­   Какую   форму   существования   музыки   имеет   опера   –   сложную,   крупную     или простую, малую? Почему? ­ Это сложная форма существования музыки: в опере можно услышать и хоры, и ансамбли, и сольные песни – арии.  Сложная – сложена из многого. ­ Действительно, в оперном спектакле звучит много музыки – инструментальной и вокальной в исполнении хора, дуэтов, ансамблей. Много сольных песен – арий, монологов. 3. Мотивация. Целеполагание Сегодня мы с вами снова отправимся в театр. Но не обычный, а народный театр. Познакомимся   с   его   ролью   в   духовной   жизни   русского   народа,   с   его   традициями   и ритуалами. Но прежде, чтобы попасть в народный театр, разучим русскую народную песню. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла» ­  В песне,  которую мы  с  вами   сегодня разучим,  поётся о  деревце,  являющемся символом России. Сейчас я вам, ребята, загадаю загадки. Разгадав их, вы сразу назовёте это деревце: На полях ­ девчонки В белых рубашонках,  В зелёных полушалках. *** Стоят столбы белы, На них шапки зелены. ­ О каких деревьях идёт речь? ­ О берёзках. ­   Совершенно   верно.   Берёза   –   любимое   дерево   всех   русских   людей.   Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Берёза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Наряд её мягкий чудесен,  Нет деревца сердцу милей,  И сколько задумчивых песен  Поётся в народе о ней.  На Руси берёзу даже называли деревом жизни: люди лечились её соком, листьями, использовали почки, кору. А за это в праздник Троицы «поили» и «кормили» берёзку. Под берёзой ставили столы, накрывали их различными угощениями. Потом девушки завивали берёзку.   «Завивали»   ­   значит,   украшали   цветными   лентами,   тесёмками,   желания загадывали. Прослушайте русскую народную песню «Во поле берёза стояла». 1) Слушание песни. ­ О какой берёзе в песне поётся?  ­ Кудрявой, белой, нежной, простой. ­ Какой в песне ритм, темп?  ­ Ритм ­ размеренный, темп ­ оживлённый.  ­ Что вы заметили в мелодии песни?  ­ Повторение. Встречаются распевы. ­  Распевы  характерны   для   русских   народных   песен.   Песням   распевы   придают плавность и неразрывность. В каком исполнении звучала песня – сольно, коллективно? ­ Поёт не один человек, а все вместе.  ­ Как называется коллектив исполнителей, поющих слаженно и слушающих друг друга? ­ Такой коллектив называют хором.  ­ Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни?  ­ Повторение слов. 2) Разучивание песни «Во поле берёза стояла» Разучивание проводится по фразам (4 фразы).  3) Исполнение песни А) Хоровое исполнение Б) Исполнение с солистом ­ Можно, ребята, и по­другому исполнить эту песню. В русской народной песне есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него. Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поёт весь класс вместе.  В) Разыгрывание песни: Используем прием «разыгрывания» песни ­ передача исполнителями характера и настроения музыки при помощи её инсценирования и драматизации: прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе. «Разыгрывание   песни»,   движение   в   хороводе   распределяем   между   группами детей, т.к. соединение пения даже с простейшими движениями обычно сказывается на   качестве   звучания   песни.   Объяснить   правила   вождения   хоровода:   плавные, равномерные   маленькие   шаги   под   музыку.   Учитель   берет   на   себя   право   водящего, затем его можно передать одному из детей. Дети танцуют русский хоровод «Во поле береза стояла».   4) В русле народной синкретики Учитель как бы случайно наигрывает только сам напев. Затем проговаривает несколько текстовых строчек. ­ Скажите, ребята, то, что я сейчас сделала, можно назвать музыкальной формой песни? ­ Нет, это не песня, звучала одна мелодия. И слова произносились отдельно – как простой текст. ­   Оказывается,   что   если   звучит   только   мелодия,   без   текста,   то   песня   вызывает совсем   иные   ощущения;   если   только   один   текст   ­   он   вообще   напоминает   какую­то лирическую стихотворную импровизацию.  Потому в народе и музыка, и слова ­ и не только, а ещё и действия, движения ­ складывались   одновременно   и   существовали   как   цельный   организм   (в   русле   народной синкретики ­ из песни слова не выкинешь).  И только когда песня исполняется цельно, «как в народе» ­ с упоминанием повода к её   исполнению,   с   сопутствующими   обряду   действиями   (с   обыгрыванием   ситуации,   в художественном движении) ­ так, как мы с вами сегодня, то это уже ­  музыкальный театр!  Народный обряд с современных позиций – тоже своеобразный театр. Вот, например, особо почитающийся в народе православный праздник Троица. Этот день был одним из самых важных праздников в году ещё у наших предков, которые называли его «Зелёными святками». Традиции праздника Троицы корнями уходят глубоко в историю. Но некоторые традиции и ритуалы этого праздника соблюдаются до сих пор. О них хочется рассказать более подробно. 2. Празднование Троицы в деревне Что же это за праздник – Троица, отмечаемый в начале лета? Значение праздника для каждого христианина трудно переоценить. Ведь именно в этот день на землю сошёл Святой Дух, и христиане получили доказательство триединства Бога. С этого мгновения они   несли   весть   о   Христе   по   планете,   рассказывая   всем   и   каждому   о   Спасителе человечества.   Богослужение   на   Троицу   считается   одним   из   самых   торжественных.   Праздник начинается в воскресенье и длится три дня. Самая красивая служба совершается именно в первый день, когда всячески прославляют схождение Святого Духа. Примечательно, что все служители церкви облачаются в зелёные одежды и читают молитвы, стоя на коленях. Подчиняясь   древней   традиции   праздника   Троицы,   храмы   по   всей   стране   украшаются ветками берёзы, а полы устилаются свежей травой. Все это символизирует силу Святого Духа, которая обновляет и дарит жизнь каждому христианину.   Сам праздник имел глубокое сакральное значение, славяне связывали его с культом природы и её обновления. Ведь растительность символизирует жизнь, дарованную людям через их Творца. Для украшения своего жилища  и храмов традиционно использовалась берёза. Часто её сравнивали с рождественской ёлкой, без которой не мыслится праздник. Также   были   приняты   всевозможные   девичьи   ритуалы   на   Троицу.   Праздник   был особенно любим у девушек, которые отмечали его не три дня, а пять. Первые торжества начинались за два дня до воскресенья и сопровождались массовыми гуляниями. Во всех деревнях и сёлах Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до двенадцати лет отправлялись шумной компанией в берёзовую рощу. Там они ломали ветви с молодыми листьями и украшали ими избы. Четверг перед Троицей принадлежал детям и молодёжи. Их с самого раннего утра кормили традиционным блюдом, символизирующим солнечный   свет   и   приход   тёплых   дней,   ­   яичницей.   После   сытного   завтрака   ватага ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую берёзу и начинали её украшать.   Дерево   обвивалось   разноцветными   лентами,   из   них   плелись   косы,   а   поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался день совместной трапезой. Принятие пищи под ритуальным деревом было очень важной частью праздника.  В воскресенье всей семьёй необходимо было идти в храм, заранее украшенный к празднику   зелёными   ветвями.   После   окончания   богослужения   молодые   люди   вновь отправлялись в лес снимать с берёзы все украшения. Это действо также сопровождалось пением и танцами, после чего дети и подростки вновь приступали к приёму пищи. В конце дня ритуальное дерево срубали и показывали всей деревне, иногда его сплавляли по реке. Считалось, что это будет способствовать быстрому росту посевов на полях.  Троица всегда считалась большим праздником, поэтому относились к нему хозяйки весьма серьёзно и ответственно. Они наводили идеальный порядок в доме, украшали его и заводили тесто для различных вкусностей. Особо удачным считалось, если в вашем доме собралось множество гостей. Молодёжные народные гуляния на Троицу тоже имели своё назначение. Девушки специально шили новые наряды к этому дню и украшали себя венками из цветов и веток. Во время прогулок с подружками на них любовались парни, которые засылали сватов к приглянувшейся красавице. Считалось, что те, кто будут сосватаны в этот день, обязательно проживут долгую и счастливую жизнь. Хозяйки пекли на Троицу для своих незамужних дочерей козули. Эти изделия из теста и яиц имели форму венка, и их обязательно   необходимо   было   взять   с   собой   в   лес.   Без   них   трудно   было   представить трапезу под берёзой.  Как отмечают праздник Троицы сегодня? Естественно, что в городах уже давно не соблюдают традиции и ритуалы, но вот в деревнях можно увидеть праздник во всей его красе. Жители отдаленных уголков России бережно хранят все обряды, характерные для Троицы,   и   передают   их   своим   детям.   Естественно,   что   утро   каждого   христианина начинается с похода в церковь. В этот день сюда приходят все православные, ведь сама служба проходит в удивительно праздничной атмосфере.  А вот после похода в храм начинаются настоящие народные гуляния. Некоторые хозяйки   предпочитают   наготовить   восхитительный   стол   и   созвать   в   свой   дом   гостей. Обязательными блюдами считаются пироги с мясом, блины и яйца, выкрашенные в зелёный цвет.  И во многих городах в настоящее время в честь Троицы устраиваются народные гуляния с ярмарками и всевозможными увеселительными мероприятиями. Люди участвуют в   конкурсах,   покупают   поделки   и   пекут   вкуснейшие   пироги.   Праздник   со   временем немного   видоизменился,   но   по­прежнему   будит   в   сердцах   людей   всё   самое   хорошее   и светлое.   Так   что   в   целом   празднование   Троицы   можно   назвать   театром,   ­  народным театром. Его идея: главный молчащий персонаж ­ берёзка ­ обыгрывается так, чтобы во всех действиях прочитывалась символизация вечной жизни (жертва во имя грядущей жизни ­ одно умирает ради жизни другого). 3. Народный театр и народное творчество Народный (фольклорный) театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликаясь на все важнейшие события, связанные с его историей,   был   неотъемлемой   частью   праздничных   народных   гуляний   и   любимейшим народным   зрелищем.   Древние   обрядовые   ритуалы   и   действа   всегда   связывались   с ряженьем.  Эти  ритуалы  стали   непременной составной   частью календарных   и  семейных праздников,   в   основе   которых   было   заложено   драматическое   игровое   начало.   Ряженые были участниками многих сцен в календарных и семейных обрядах: рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина ­ в мужскую, рядились в жи­ вотных,   особенно  часто  в   медведя   и  козу.  Ряженья  в  различную  одежду,   изготовление горбов, масок, мазанье сажей, а также использование в качестве условного театрального реквизита санок и верёвок, лавки, веретена и прялки, корыта и сковороды, вывороченной шубы и соломенного чучела, восковой свечи значительно оживляли народные забавы, делая их ярким, увлекательным и незабываемым зрелищем. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из   поколения   в   поколение.   Некоторые   юмористические   и   сатирические   сценки   позже влились в народные драмы. Помимо   обрядов,   театральные   элементы   сопровождали   исполнение   многих фольклорных жанров: сказок, хороводных и шуточных песен. Важную роль здесь играли мимика, жест, движение ­ близкие театральным жесту и движению. Например, сказочник не просто   рассказывал   сказку,   а   в   той   или   иной   мере   разыгрывал   её:   изменял   голос, жестикулировал, менял выражение лица, показывал, как герой сказки шёл, нёс ведро или мешок и т.д. Фактически это была игра одного актёра. Специфические   признаки   народного   театра ­   отсутствие   сцены,   разделение исполнителей   и   аудитории,   действие   как   форма   отображения   действительности, перевоплощение исполнителя в иной образ, эстетическая направленность представления. Во время ярмарок строились балаганы:  «Эх­ма,  Для ваших карманов  Столько понастроено балаганов.  Каруселей и качелей  Для праздничных веселий!» ­ кричали зазывалы. Балаганы ­   временные   сооружения   для   театральных,   эстрадных   или   цирковых представлений. Народный   театр   ­   традиционное   драматическое   творчество   народа,   зрелищно­ игровая   культура   которого   очень   разнообразна:   обряды,   хороводы,   ряженье,   клоунада, народные инструменты и, конечно же, песни.  Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам неизвестны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (слайд «Гусляры»). Народная   песня  играет   большую  роль   в   творчестве   композиторов   ­   она   легла   в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаём о прошлом своего народа. Такими композиторами   были:   М.А.   Балакирев,   М.П.   Мусоргский,   Н.А.   Римский­Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский. Поэтому   мы,   ребята,   поём   и   слушаем   не   только   народные   песни,   но   и композиторские. Подумайте и скажите, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? Предполагаемый   ответ:   народные   сочиняли   самоучки,   любители   и   мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские ­ потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой. ­ О чём мы узнаём в песнях?  ­ Из песен мы узнаём о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях;   по   песням   мы   узнаём   об   отдельных   исторических   событиях   далёкого прошлого. ­ Действительно, песни являются спутником всей человеческой жизни, и сегодня на уроке мы познакомились с одной из обрядовых (хороводных) народных песен.  4. «Музыкальный театр без текста» 1) Музыкальное наблюдение ­ Прослушайте внимательно музыкальный фрагмент. Слышали ли вы когда­нибудь ранее эту музыку? Звучит фрагмент финала 4­ой симфонии П.И. Чайковского. ­ Эту мелодию мы сегодня разучивали, как песню. Это песня «Во поле берёза стояла», только она звучит по­другому, изменённая, усложнённая. ­ Верно, ребята, эта мелодия ­ уже известный вам «персонаж» народной песни. Что же это за персонаж? ­ Берёзка. ­ Совершенно верно, персонаж этот в народном театре ­ такой простой и понятный, как и малая музыкальная форма, в которой он звучал. Но сейчас он зазвучал в другой музыкальной   форме   –   сложной,   масштабной.   Это   был   фрагмент   финала   крупного произведения – Симфонии №4 П.И. Чайковского. Давайте проследим за мелодией уже знакомой вам песни  как за персонажем. И самое главное: симфония тоже в этом смысле для нас окажется театром ­ музыкальным театром особого рода ­ без текста, в котором за изменением темы можно следить как за развитием сюжета.  2) Симфонический оркестр А) Что такое оркестр Открываем развороты учебника, посвящённые симфонии (с. 68—73), и попадаем в самый эпицентр симфонического представления ­ в оркестр! А дирижирует им (из своего времени) П.И. Чайковский.  Немного пофантазируем  на тему «Оркестр». Что такое оркестр?  ­ Правильно. Когда играет сразу много инструментов ­ это играет оркестр. Оркестр ­ большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки.  Оркестр состоит из более ста музыкантов, это огромная музыкальная семья.  Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?  ­ Верно, музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно. А еще в   18   веке   появился   жанр   классической   симфонии,   который   требовал   нового   звучания, оркестрового   колорита.   Симфонический   оркестр   даёт   больше   возможностей   для творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание.  Оркестр симфонический Вас может угостить: Поэмой драматической, Симфонией эпической, Фантазией лирической, Рапсодией трагической. Всех инструментов голоса Сольются. И тогда Услышим, как шумят леса, И как журчит вода, И как пурга ярится, И как мечтает о весне Продрогшая синица. (Л. Яковлев) Для симфонического оркестра нужны большие концертные площадки. Посмотрите, как выглядит оркестр (слайд). Б) Знакомство с терминами:  Оркестр ­ большой коллектив музыкантов­инструменталистов. В переводе с   греческого   означает   «круглый».   Оркестр   делится   на   четыре   группы.   Инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники. Струнная группа инструментов ­ скрипка, альт, виолончель и контрабас. В чём сходство, а в чём различие этих инструментов? ­ Они все одинаковые по форме, но различны по размеру и тембровой окраске.  ­ Совершенно верно, чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук. Вторая   группа   ­  деревянные   духовые   музыкальные   инструменты, представляющие собой деревянные трубки различного устройства и формы, они звучат при вдувании в них воздуха, ­ это флейта, кларнет, фагот, гобой. В   третью   группу   входят  медные   духовые   музыкальные   инструменты, представляющие   собой   медные   трубки   различной   формы.   Звук   извлекается,   как   и   у деревянных духовых. В четвёртую группу входят ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры,   тарелки,   треугольники,   маракасы,   бубны,   тамбурин,   тамтам,   колокольчики, колокола, ксилофон. Оркестранты играют каждый свою партию по партитуре. Партитура в музыке ­ нотная   запись   музыкального   произведения,  предназначенного   для   исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) даны в определённом порядке. В) Игра «Представьте себе»  ­ Давайте поиграем. Представьте себе, что Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас в любой инструмент симфонического оркестра (по вашему выбору). Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент. Несколько   учеников   выходят,   и   поочерёдно   показывают   свой   инструмент жестами, остальные отгадывают. Г) Дирижёр А   теперь   представим   себе:   открывается   занавес,   на   сцене   расположены   только инструменты. А где же музыканты? Ожидание волнительно… Но вот на сцену выходят исполнители. Они направляются к своим местам. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и всё в нём, начиная от постоянных мест оркестрантов   до   их   костюмов,   подчиняется   определённым   правилам   музыкального спектакля. Чем не музыкальный театр? Вот   музыканты   подошли   к   своим   инструментам,   сели,   и   тут   появляется   самый главный   человек   в   оркестре   ­  дирижёр.  Во   всём   мире   музыканты   рассаживаются   в оркестре всегда одинаково, и ему не нужно искать взглядом, где сидят флейтисты, а где ­ кларнетисты. Чтение стихотворения Е.Маслова «Дирижер»: Дирижёрской палочкою осень Нехотя взмахнула, повела, Стайку скворушек, нырнувших в озимь На румяной зорьке подняла. Симфонический оркестр могучий, Фраки надушив пыльцой цветов, Тишину безвольную нарушив, Зазвучал, запел на сто ладов. ­ В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме: Схема расположения музыкантов в оркестре (слайд). Д) Создание проблемной ситуации ­ Как вы думаете, без дирижёра оркестр сможет играть?  Ответы детей. ­ Оркестр ­ это инструмент, а дирижёр на нём играет. Дирижёр ­ волшебник и от его мастерства, профессионализма, таланта зависит, как будет звучать оркестр. Он показывает жестом и взглядом, как надо играть и где нужно вступать. Даже если дирижёр говорит на другом   языке,   он   может   разговаривать   с   оркестром   без   переводчика.   Язык   жестов дирижёра понятен всем музыкантам мира. 3) Мы ­ исполнители ­   В   своих   учебниках   вы   видите  партитуру,  которая   с   помощью   знаков подсказывает,   как   будет   звучать   музыкальная   тема   симфонии   –   известный   уже   нам «персонаж».   Перед прослушиванием и исполнением симфонии хочу ещё обратить ваше внимание на то, что П.И. Чайковский называл художника (композитора) садовником. Вот, давайте, и мы представим нашу тему, как «зерно», из которого вырастет весь сюжет музыкального фрагмента симфонии.  Слушая   и   исполняя   музыку   симфонии,   сравнивая   тему   песни   «Во   поле   берёза стояла» с темой симфонии Чайковского,  следите за её преобразованиями в вариациях: каким будет тембр, какие зазвучат инструменты, когда меняется динамика. А)   Слушание   4­й   части   симфонии.   Пластическое   интонирование.   Дети пытаются   в   свободном   дирижировании   воплотить   слышимое,   а   также «расшифровать» сам сюжет. Б) Музыкальный анализ ­   Что   же   происходило   с   нашим   «персонажем»   ­   музыкальной   темой   «берёзки»? Осталась она прежней – простой, напевной, лёгкой, танцевальной? ­ Тема берёзки в симфонии очень изменилась. Характер мелодии становился то грустным, то весёлым. Динамика была и тихой, и громкой, менялся и темп музыки. ­ Совершенно верно, в финале симфонии Чайковского простая народная мелодия «Во поле береза стояла» претерпевает значительные изменения.  На протяжении симфонии тема   эта   изменяется,   становится   грустной   и   даже   мрачной.   Здесь   Чайковским противопоставлены 2 образных сферы ­ внешний мир и внутренний мир героя симфонии: мы видим и картину народного веселья, праздника, и страдающего героя. Тревогой,   предчувствием   катастрофы   наполняется   музыка.   И   катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока, фатума. Всё застывает. Но кода симфонии, всё  же,  снимает  это  драматическое   противоречие.   После  скорбного  инструментального речитатива и долгой паузы как бы издалека звучит весёлый плясовой мотив, он ширится и растёт,   могучая   волна   народной   жизни   сметает   впечатление   грозной   катастрофы   и утверждает   победу   светлого   начала.   Возвращается   праздник.   Народное   ликование заполняет звучащее пространство. Финал симфонии – это картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Как   вы   считаете,   музыкальная   форма   симфонии   малая,   простая   или   крупная, сложная? Ответы детей. ­   Ну,   конечно,   сложная,   масштабная.   Вообще   инструментальная   музыка   не поддаётся   подробному   анализу.   «Где   кончаются   слова,   там   начинается   музыка»,   ­   так говорил Генрих Гейне, немецкий поэт. В одном из своих писем Чайковский дал приблизительную программу симфонии. Основной конфликт (человек и рок) раскрывается в 1­й и 4­й частях: 1­я часть ­ завязка конфликта,   но   нет   выхода.   4­я   часть ­   последнее   столкновение   с   роком   и   выход   из кризиса: «Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться». П. Чайковский: «Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для   радостей,   смотри   на   других   людей.   Ступай   в   народ.   Смотри,   как   он   умеет веселиться,   отдаваясь   безраздельно   радостным   чувствам.   Картина   праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что всё на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить всё­таки можно.»  Интересные ассоциации с музыкой финала 4­ой симфонии Чайковского подобраны в стихах современного деятеля литературы Ларисы Ищенко: 4 часть ­ надо жить. Не говори, что всё на свете грустно, Ведь есть простые радости, земные. Найти не можешь повод для веселья – Смотри, как веселы всегда другие. Хотя едва сумел забыться и увлечься, Как фатум вновь напомнил о себе. Но до тебя другим какое дело? Что им в безрадостной твоей судьбе? Нет­нет, не говори, что всё на свете плохо! Чужим весельем сможешь зарядиться, Тогда намного легче станет жить на свете И жизнью в полной мере насладиться. (Л. Ищенко. 4­я симфония П. Чайковского) III.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия. Закончите предложения: 1) Сегодня на уроке я …  2) Больше всего мне понравилось …  3) Самым интересным сегодня на уроке было … 4) Самым сложным для меня сегодня было … 5) Сегодня на уроке я почувствовал … 6) Сегодня я научился … Домашнее   задание.  Нарисовать   инструменты   симфонического   оркестра   (по выбору). 2. Подведение итогов Мы с вами сегодня говорили об удивительном мире театра: об обрядах и обычаях народного   театра,   о   законах   и   правилах   музыкального.   Мы   узнали   народные   обычаи празднования Троицы. Мы познакомились с инструментами симфонического оркестра и его составом.   Во главе оркестра ­ маэстро­ дирижёр, великий мастер владения звуком.  Слушая   симфонический   оркестр   в   концертном   зале   (музыкальном   театре),   мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) https://botana.biz/prepod/muzyka/  2) https://globuss24.ru/doc  3) https://helpiks.org/  4) https://multiurok.ru/  5) https://nsportal.ru/ 6) http://prazdniki.me/  7) https://ru.wikipedia.org/wiki  8) https://studopedia.ru/  9) https://www.stihi.ru/avtor/seagull7  10) https://www.syl.ru/article/330611/istoriya­i­traditsii­prazdnika­troitsyi­narodnyie­ gulyaniya­na­troitsu

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019