Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл
29.01.2019
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 3 четверти «Погружение в проблематику музыкального театра».
Цели и задачи:
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа, знакомить детей с народной музыкальной культурой на примерах русских народных песен;
- знакомить со спецификой музыкального театра, с театральной терминологией; научить распознавать особенности театрального искусства, способствовать формированию положительного отношения к музыкальному театру;
- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, воспитывать у детей художественный вкус и музыкальную культуру;
- дать понятие о крупном музыкальном жанре - симфонии, сформировать представление о симфоническом оркестре и роли дирижёра в нем, знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр;
- уметь воспринимать музыку, учить вслушиваться в неё и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа;
- создать условия для формирования вокально-хоровых навыков обучающихся, учить вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, соло и в ансамбле, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.
1 кл_Урок 3.4.doc
Усачева. Музыка, 1 класс
III четверть
Урок 4. Погружение в проблематику музыкального театра
Цели и задачи:
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной
принадлежности;
формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа,
знакомить детей с народной музыкальной культурой на примерах русских народных песен;
знакомить со спецификой музыкального театра, с театральной терминологией;
научить распознавать особенности театрального искусства, способствовать формированию
положительного отношения к музыкальному театру;
способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, воспитывать у
детей художественный вкус и музыкальную культуру;
дать понятие о крупном музыкальном жанре симфонии, сформировать
представление о симфоническом оркестре и роли дирижёра в нем, знать из каких групп
инструментов состоит симфонический оркестр;
уметь воспринимать музыку, учить вслушиваться в неё и выражать своё отношение
к музыкальному произведению;
осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа;
создать условия для формирования вокальнохоровых навыков обучающихся,
учить вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, соло и в ансамбле, слушать
паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при
исполнении, понимать дирижёрский жест.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 68—73, 86—89.
2. Рабочая тетрадь, с. 37. 3.
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский. Симфония № 4 (фрагмент) / ЭФУ, с. 73; фонохрестоматия;
нотная хрестоматия, с. 75.
Русская народная песня «Во поле берёза стояла». ХОД УРОКА
I.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие.
2. Повторение пройденного материала
Отгадайте, что за мелодия сейчас прозвучит?
Звучит начало хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В.А.
Моцарта «Волшебная флейта».
Хор «Откуда приятный и нежный тот звон».
А сейчас?
Звучит «Ария Царицы ночи» из этой же оперы Моцарта.
Ария Царицы ночи.
Что такое ария?
Сольная песня в опере; поёт один человек. Сложная песня для исполнения.
Из какого большого музыкального произведения эти отрывки?
Из оперы.
Что такое опера?
Музыкальный спектакль, где все поют.
Кто участвует в оперном спектакле?
Хор, солисты, ансамбли, танцоры, оркестр, дирижер.
Где можно увидеть и услышать оперы?
В музыкальном театре.
Какую форму существования музыки имеет опера – сложную, крупную или
простую, малую? Почему?
Это сложная форма существования музыки: в опере можно услышать и хоры,
и ансамбли, и сольные песни – арии. Сложная – сложена из многого.
Действительно, в оперном спектакле звучит много музыки – инструментальной и
вокальной в исполнении хора, дуэтов, ансамблей. Много сольных песен – арий, монологов. 3. Мотивация. Целеполагание
Сегодня мы с вами снова отправимся в театр. Но не обычный, а народный театр.
Познакомимся с его ролью в духовной жизни русского народа, с его традициями и
ритуалами. Но прежде, чтобы попасть в народный театр, разучим русскую народную песню.
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
В песне, которую мы с вами сегодня разучим, поётся о деревце, являющемся
символом России.
Сейчас я вам, ребята, загадаю загадки. Разгадав их, вы сразу назовёте это деревце:
На полях девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
***
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
О каких деревьях идёт речь?
О берёзках.
Совершенно верно. Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную,
кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой,
невестой. Берёза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
Наряд её мягкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
На Руси берёзу даже называли деревом жизни: люди лечились её соком, листьями,
использовали почки, кору. А за это в праздник Троицы «поили» и «кормили» берёзку. Под
берёзой ставили столы, накрывали их различными угощениями. Потом девушки завивали
берёзку. «Завивали» значит, украшали цветными лентами, тесёмками, желания
загадывали.
Прослушайте русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
1) Слушание песни.
О какой берёзе в песне поётся?
Кудрявой, белой, нежной, простой. Какой в песне ритм, темп?
Ритм размеренный, темп оживлённый.
Что вы заметили в мелодии песни?
Повторение. Встречаются распевы.
Распевы характерны для русских народных песен. Песням распевы придают
плавность и неразрывность.
В каком исполнении звучала песня – сольно, коллективно?
Поёт не один человек, а все вместе.
Как называется коллектив исполнителей, поющих слаженно и слушающих друг
друга?
Такой коллектив называют хором.
Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни?
Повторение слов.
2) Разучивание песни «Во поле берёза стояла»
Разучивание проводится по фразам (4 фразы).
3) Исполнение песни
А) Хоровое исполнение
Б) Исполнение с солистом
Можно, ребята, и подругому исполнить эту песню. В русской народной песне есть
запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с
сопровождением инструмента или без него.
Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поёт весь
класс вместе.
В) Разыгрывание песни:
Используем прием «разыгрывания» песни передача исполнителями характера и
настроения музыки при помощи её инсценирования и драматизации: прохлопать ритм,
исполнить со словами в хороводе.
«Разыгрывание песни», движение в хороводе распределяем между группами
детей, т.к. соединение пения даже с простейшими движениями обычно сказывается
на качестве звучания песни. Объяснить правила вождения хоровода: плавные,
равномерные маленькие шаги под музыку. Учитель берет на себя право водящего,
затем его можно передать одному из детей.
Дети танцуют русский хоровод «Во поле береза стояла».
4) В русле народной синкретики Учитель как бы случайно наигрывает только сам напев. Затем проговаривает
несколько текстовых строчек.
Скажите, ребята, то, что я сейчас сделала, можно назвать музыкальной формой
песни?
Нет, это не песня, звучала одна мелодия. И слова произносились отдельно –
как простой текст.
Оказывается, что если звучит только мелодия, без текста, то песня вызывает
совсем иные ощущения; если только один текст он вообще напоминает какуюто
лирическую стихотворную импровизацию.
Потому в народе и музыка, и слова и не только, а ещё и действия, движения
складывались одновременно и существовали как цельный организм (в русле народной
синкретики из песни слова не выкинешь).
И только когда песня исполняется цельно, «как в народе» с упоминанием повода к
её исполнению, с сопутствующими обряду действиями (с обыгрыванием ситуации, в
художественном движении) так, как мы с вами сегодня, то это уже музыкальный
театр!
Народный обряд с современных позиций – тоже своеобразный театр. Вот, например,
особо почитающийся в народе православный праздник Троица. Этот день был одним из
самых важных праздников в году ещё у наших предков, которые называли его «Зелёными
святками». Традиции праздника Троицы корнями уходят глубоко в историю. Но некоторые
традиции и ритуалы этого праздника соблюдаются до сих пор. О них хочется рассказать
более подробно.
2. Празднование Троицы в деревне
Что же это за праздник – Троица, отмечаемый в начале лета? Значение праздника
для каждого христианина трудно переоценить. Ведь именно в этот день на землю сошёл
Святой Дух, и христиане получили доказательство триединства Бога. С этого мгновения
они несли весть о Христе по планете, рассказывая всем и каждому о Спасителе
человечества.
Богослужение на Троицу считается одним из самых торжественных. Праздник
начинается в воскресенье и длится три дня. Самая красивая служба совершается именно в
первый день, когда всячески прославляют схождение Святого Духа. Примечательно, что
все служители церкви облачаются в зелёные одежды и читают молитвы, стоя на коленях.
Подчиняясь древней традиции праздника Троицы, храмы по всей стране украшаются
ветками берёзы, а полы устилаются свежей травой. Все это символизирует силу Святого
Духа, которая обновляет и дарит жизнь каждому христианину.
Сам праздник имел глубокое сакральное значение, славяне связывали его с культом
природы и её обновления. Ведь растительность символизирует жизнь, дарованную людям
через их Творца. Для украшения своего жилища и храмов традиционно использовалась
берёза. Часто её сравнивали с рождественской ёлкой, без которой не мыслится праздник.
Также были приняты всевозможные девичьи ритуалы на Троицу. Праздник был
особенно любим у девушек, которые отмечали его не три дня, а пять. Первые торжества
начинались за два дня до воскресенья и сопровождались массовыми гуляниями. Во всех деревнях и сёлах Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до
двенадцати лет отправлялись шумной компанией в берёзовую рощу. Там они ломали ветви
с молодыми листьями и украшали ими избы. Четверг перед Троицей принадлежал детям и
молодёжи. Их с самого раннего утра кормили традиционным блюдом, символизирующим
солнечный свет и приход тёплых дней, яичницей. После сытного завтрака ватага
ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую берёзу и начинали её
украшать. Дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх
закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался
день совместной трапезой. Принятие пищи под ритуальным деревом было очень важной
частью праздника.
В воскресенье всей семьёй необходимо было идти в храм, заранее украшенный к
празднику зелёными ветвями. После окончания богослужения молодые люди вновь
отправлялись в лес снимать с берёзы все украшения. Это действо также сопровождалось
пением и танцами, после чего дети и подростки вновь приступали к приёму пищи. В конце
дня ритуальное дерево срубали и показывали всей деревне, иногда его сплавляли по реке.
Считалось, что это будет способствовать быстрому росту посевов на полях.
Троица всегда считалась большим праздником, поэтому относились к нему хозяйки
весьма серьёзно и ответственно. Они наводили идеальный порядок в доме, украшали его и
заводили тесто для различных вкусностей. Особо удачным считалось, если в вашем доме
собралось множество гостей. Молодёжные народные гуляния на Троицу тоже имели своё
назначение. Девушки специально шили новые наряды к этому дню и украшали себя венками
из цветов и веток. Во время прогулок с подружками на них любовались парни, которые
засылали сватов к приглянувшейся красавице. Считалось, что те, кто будут сосватаны в
этот день, обязательно проживут долгую и счастливую жизнь. Хозяйки пекли на Троицу
для своих незамужних дочерей козули. Эти изделия из теста и яиц имели форму венка, и их
обязательно необходимо было взять с собой в лес. Без них трудно было представить
трапезу под берёзой.
Как отмечают праздник Троицы сегодня? Естественно, что в городах уже давно не
соблюдают традиции и ритуалы, но вот в деревнях можно увидеть праздник во всей его
красе. Жители отдаленных уголков России бережно хранят все обряды, характерные для
Троицы, и передают их своим детям. Естественно, что утро каждого христианина
начинается с похода в церковь. В этот день сюда приходят все православные, ведь сама
служба проходит в удивительно праздничной атмосфере.
А вот после похода в храм начинаются настоящие народные гуляния. Некоторые
хозяйки предпочитают наготовить восхитительный стол и созвать в свой дом гостей.
Обязательными блюдами считаются пироги с мясом, блины и яйца, выкрашенные в зелёный
цвет.
И во многих городах в настоящее время в честь Троицы устраиваются народные
гуляния с ярмарками и всевозможными увеселительными мероприятиями. Люди участвуют
в конкурсах, покупают поделки и пекут вкуснейшие пироги. Праздник со временем
немного видоизменился, но попрежнему будит в сердцах людей всё самое хорошее и
светлое.
Так что в целом празднование Троицы можно назвать театром, народным
театром. Его идея: главный молчащий персонаж берёзка обыгрывается так, чтобы во
всех действиях прочитывалась символизация вечной жизни (жертва во имя грядущей жизни
одно умирает ради жизни другого). 3. Народный театр и народное творчество
Народный (фольклорный) театр на протяжении многих веков играл важную роль в
духовной жизни русского народа, откликаясь на все важнейшие события, связанные с его
историей, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и любимейшим
народным зрелищем. Древние обрядовые ритуалы и действа всегда связывались с
ряженьем. Эти ритуалы стали непременной составной частью календарных и семейных
праздников, в основе которых было заложено драматическое игровое начало. Ряженые
были участниками многих сцен в календарных и семейных обрядах: рядились в старика,
старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина в мужскую, рядились в жи
вотных, особенно часто в медведя и козу. Ряженья в различную одежду, изготовление
горбов, масок, мазанье сажей, а также использование в качестве условного театрального
реквизита санок и верёвок, лавки, веретена и прялки, корыта и сковороды, вывороченной
шубы и соломенного чучела, восковой свечи значительно оживляли народные забавы, делая
их ярким, увлекательным и незабываемым зрелищем.
Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались
из поколения в поколение. Некоторые юмористические и сатирические сценки позже
влились в народные драмы.
Помимо обрядов, театральные элементы сопровождали исполнение многих
фольклорных жанров: сказок, хороводных и шуточных песен. Важную роль здесь играли
мимика, жест, движение близкие театральным жесту и движению. Например, сказочник не
просто рассказывал сказку, а в той или иной мере разыгрывал её: изменял голос,
жестикулировал, менял выражение лица, показывал, как герой сказки шёл, нёс ведро или
мешок и т.д. Фактически это была игра одного актёра.
Специфические признаки народного театра отсутствие сцены, разделение
исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности,
перевоплощение исполнителя в иной образ, эстетическая направленность представления.
Во время ярмарок строились балаганы:
«Эхма,
Для ваших карманов
Столько понастроено балаганов.
Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!» кричали зазывалы.
Балаганы временные сооружения для театральных, эстрадных или цирковых
представлений.
Народный театр традиционное драматическое творчество народа, зрелищно
игровая культура которого очень разнообразна: обряды, хороводы, ряженье, клоунада,
народные инструменты и, конечно же, песни.
Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам
неизвестны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам,
переходили из одного селения в другое (слайд «Гусляры»). Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов она легла в
основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаём о прошлом своего народа. Такими
композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. РимскийКорсаков,
А.К. Лядов, П.И. Чайковский.
Поэтому мы, ребята, поём и слушаем не только народные песни, но и
композиторские. Подумайте и скажите, почему одни песни называют народными, а другие
композиторскими?
Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера
петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские
потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под
своими словами и музыкой.
О чём мы узнаём в песнях?
Из песен мы узнаём о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и
мыслях; по песням мы узнаём об отдельных исторических событиях далёкого
прошлого.
Действительно, песни являются спутником всей человеческой жизни, и сегодня на
уроке мы познакомились с одной из обрядовых (хороводных) народных песен.
4. «Музыкальный театр без текста»
1) Музыкальное наблюдение
Прослушайте внимательно музыкальный фрагмент. Слышали ли вы когданибудь
ранее эту музыку?
Звучит фрагмент финала 4ой симфонии П.И. Чайковского.
Эту мелодию мы сегодня разучивали, как песню. Это песня «Во поле берёза
стояла», только она звучит подругому, изменённая, усложнённая.
Верно, ребята, эта мелодия уже известный вам «персонаж» народной песни. Что
же это за персонаж?
Берёзка.
Совершенно верно, персонаж этот в народном театре такой простой и понятный,
как и малая музыкальная форма, в которой он звучал. Но сейчас он зазвучал в другой
музыкальной форме – сложной, масштабной. Это был фрагмент финала крупного
произведения – Симфонии №4 П.И. Чайковского.
Давайте проследим за мелодией уже знакомой вам песни как за персонажем. И
самое главное: симфония тоже в этом смысле для нас окажется театром музыкальным
театром особого рода без текста, в котором за изменением темы можно следить как за
развитием сюжета.
2) Симфонический оркестр
А) Что такое оркестр Открываем развороты учебника, посвящённые симфонии (с. 68—73), и попадаем в
самый эпицентр симфонического представления в оркестр! А дирижирует им (из своего
времени) П.И. Чайковский.
Немного пофантазируем на тему «Оркестр». Что такое оркестр?
Правильно. Когда играет сразу много инструментов это играет оркестр. Оркестр
большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр
состоит из более ста музыкантов, это огромная музыкальная семья.
Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?
Верно, музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно. А еще
в 18 веке появился жанр классической симфонии, который требовал нового звучания,
оркестрового колорита. Симфонический оркестр даёт больше возможностей для
творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание.
Оркестр симфонический
Вас может угостить:
Поэмой драматической,
Симфонией эпической,
Фантазией лирической,
Рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса
Сольются.
И тогда
Услышим, как шумят леса,
И как журчит вода,
И как пурга ярится,
И как мечтает о весне
Продрогшая синица. (Л. Яковлев)
Для симфонического оркестра нужны большие концертные площадки. Посмотрите,
как выглядит оркестр (слайд).
Б) Знакомство с терминами:
Оркестр большой коллектив музыкантовинструменталистов. В переводе
с греческого означает «круглый». Оркестр делится на четыре группы. Инструменты
каждой группы похожи друг на друга, как родственники.
Струнная группа инструментов скрипка, альт, виолончель и контрабас. В чём
сходство, а в чём различие этих инструментов? Они все одинаковые по форме, но различны по размеру и тембровой окраске.
Совершенно верно, чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.
Вторая группа
деревянные духовые музыкальные инструменты,
представляющие собой деревянные трубки различного устройства и формы, они звучат при
вдувании в них воздуха, это флейта, кларнет, фагот, гобой.
В третью группу входят медные духовые музыкальные инструменты,
представляющие собой медные трубки различной формы. Звук извлекается, как и у
деревянных духовых.
В четвёртую группу входят ударные инструменты: малый и большой барабаны,
литавры, тарелки, треугольники, маракасы, бубны, тамбурин, тамтам, колокольчики,
колокола, ксилофон.
Оркестранты играют каждый свою партию по партитуре. Партитура в музыке
нотная запись музыкального произведения, предназначенного для исполнения
ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) даны в определённом
порядке.
В) Игра «Представьте себе»
Давайте поиграем. Представьте себе, что Добрая фея взяла волшебную палочку и
заколдовала вас в любой инструмент симфонического оркестра (по вашему выбору). Какой
инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.
Несколько учеников выходят, и поочерёдно показывают свой инструмент
жестами, остальные отгадывают.
Г) Дирижёр
А теперь представим себе: открывается занавес, на сцене расположены только
инструменты. А где же музыканты? Ожидание волнительно… Но вот на сцену выходят
исполнители. Они направляются к своим местам. Музыка пока не звучит, но волшебное
действо уже началось. Оно началось уже давно, и всё в нём, начиная от постоянных мест
оркестрантов до их костюмов, подчиняется определённым правилам музыкального
спектакля. Чем не музыкальный театр?
Вот музыканты подошли к своим инструментам, сели, и тут появляется самый
главный человек в оркестре дирижёр. Во всём мире музыканты рассаживаются в
оркестре всегда одинаково, и ему не нужно искать взглядом, где сидят флейтисты, а где
кларнетисты.
Чтение стихотворения Е.Маслова «Дирижер»:
Дирижёрской палочкою осень
Нехотя взмахнула, повела,
Стайку скворушек, нырнувших в озимь
На румяной зорьке подняла. Симфонический оркестр могучий,
Фраки надушив пыльцой цветов,
Тишину безвольную нарушив,
Зазвучал, запел на сто ладов.
В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме:
Схема расположения музыкантов в оркестре (слайд).
Д) Создание проблемной ситуации
Как вы думаете, без дирижёра оркестр сможет играть?
Ответы детей.
Оркестр это инструмент, а дирижёр на нём играет. Дирижёр волшебник и от его
мастерства, профессионализма, таланта зависит, как будет звучать оркестр. Он показывает
жестом и взглядом, как надо играть и где нужно вступать. Даже если дирижёр говорит на
другом языке, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов
дирижёра понятен всем музыкантам мира.
3) Мы исполнители
В своих учебниках вы видите партитуру, которая с помощью знаков
подсказывает, как будет звучать музыкальная тема симфонии – известный уже нам
«персонаж».
Перед прослушиванием и исполнением симфонии хочу ещё обратить ваше внимание
на то, что П.И. Чайковский называл художника (композитора) садовником. Вот, давайте, и
мы представим нашу тему, как «зерно», из которого вырастет весь сюжет музыкального
фрагмента симфонии.
Слушая и исполняя музыку симфонии, сравнивая тему песни «Во поле берёза
стояла» с темой симфонии Чайковского, следите за её преобразованиями в вариациях:
каким будет тембр, какие зазвучат инструменты, когда меняется динамика.
А) Слушание 4й части симфонии. Пластическое интонирование. Дети
пытаются в свободном дирижировании воплотить слышимое, а также
«расшифровать» сам сюжет.
Б) Музыкальный анализ
Что же происходило с нашим «персонажем» музыкальной темой «берёзки»?
Осталась она прежней – простой, напевной, лёгкой, танцевальной?
Тема берёзки в симфонии очень изменилась. Характер мелодии становился то
грустным, то весёлым. Динамика была и тихой, и громкой, менялся и темп музыки.
Совершенно верно, в финале симфонии Чайковского простая народная мелодия
«Во поле береза стояла» претерпевает значительные изменения. На протяжении симфонии
тема эта изменяется, становится грустной и даже мрачной. Здесь Чайковским противопоставлены 2 образных сферы внешний мир и внутренний мир героя симфонии:
мы видим и картину народного веселья, праздника, и страдающего героя.
Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа
наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока, фатума. Всё застывает. Но кода симфонии,
всё же, снимает это драматическое противоречие. После скорбного инструментального
речитатива и долгой паузы как бы издалека звучит весёлый плясовой мотив, он ширится и
растёт, могучая волна народной жизни сметает впечатление грозной катастрофы и
утверждает победу светлого начала. Возвращается праздник. Народное ликование
заполняет звучащее пространство. Финал симфонии – это картина праздничного веселья,
увлекательная, полная ярких красок.
Как вы считаете, музыкальная форма симфонии малая, простая или крупная,
сложная?
Ответы детей.
Ну, конечно, сложная, масштабная. Вообще инструментальная музыка не
поддаётся подробному анализу. «Где кончаются слова, там начинается музыка», так
говорил Генрих Гейне, немецкий поэт.
В одном из своих писем Чайковский дал приблизительную программу симфонии.
Основной конфликт (человек и рок) раскрывается в 1й и 4й частях: 1я часть завязка
конфликта, но нет выхода. 4я часть последнее столкновение с роком и выход из
кризиса: «Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться».
П. Чайковский: «Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов
для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет
веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного
народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей,
как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет
дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как
им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй
на себя и не говори, что всё на свете грустно. Есть простые, но сильные радости.
Веселись чужим весельем. Жить всётаки можно.»
Интересные ассоциации с музыкой финала 4ой симфонии Чайковского подобраны в
стихах современного деятеля литературы Ларисы Ищенко:
4 часть надо жить.
Не говори, что всё на свете грустно,
Ведь есть простые радости, земные.
Найти не можешь повод для веселья –
Смотри, как веселы всегда другие.
Хотя едва сумел забыться и увлечься,
Как фатум вновь напомнил о себе. Но до тебя другим какое дело?
Что им в безрадостной твоей судьбе?
Нетнет, не говори, что всё на свете плохо!
Чужим весельем сможешь зарядиться,
Тогда намного легче станет жить на свете
И жизнью в полной мере насладиться. (Л. Ищенко. 4я симфония П. Чайковского)
III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия. Закончите предложения:
1) Сегодня на уроке я …
2) Больше всего мне понравилось …
3) Самым интересным сегодня на уроке было …
4) Самым сложным для меня сегодня было …
5) Сегодня на уроке я почувствовал …
6) Сегодня я научился …
Домашнее задание. Нарисовать инструменты симфонического оркестра (по
выбору).
2. Подведение итогов
Мы с вами сегодня говорили об удивительном мире театра: об обрядах и обычаях
народного театра, о законах и правилах музыкального. Мы узнали народные обычаи
празднования Троицы. Мы познакомились с инструментами симфонического оркестра и
его составом. Во главе оркестра маэстро дирижёр, великий мастер владения звуком.
Слушая симфонический оркестр в концертном зале (музыкальном театре), мы
испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
1) https://botana.biz/prepod/muzyka/
2) https://globuss24.ru/doc
3) https://helpiks.org/
4) https://multiurok.ru/
5) https://nsportal.ru/ 6) http://prazdniki.me/
7) https://ru.wikipedia.org/wiki
8) https://studopedia.ru/
9) https://www.stihi.ru/avtor/seagull7
10) https://www.syl.ru/article/330611/istoriyaitraditsiiprazdnikatroitsyinarodnyie
gulyaniyanatroitsu
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.