Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
2 кл
13.01.2019
Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)
Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 3 четверти «Где родился, там и сгодился». Цели и задачи: - знакомить с понятием и видами музыкального развития; понимать характер и содержание мелодии; - разучить песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит», формировать элементарные певческие навыки; - воспитывать культуру исполнения и слушания музыкальных произведений.
2 кл_Урок 3.1.doc
Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс 3 четверть УРОК 1. Где родился, там и сгодился Тема: Развитие музыки  Цели и задачи:  ­ знакомить с понятием и видами музыкального развития;   понимать характер и содержание мелодии; ­   разучить   песню   Л.   Книппера   «Почему   медведь   зимой   спит»,   формировать элементарные певческие навыки; ­ воспитывать культуру исполнения и слушания музыкальных произведений.  Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 50—53, 58—59.  2. Рабочая тетрадь, с. 44—47.   ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент 1) Музыкальное приветствие 2) Мотивация. Целеполагание ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II. 1. Изучение новой темы ­   Музыка   –   искусство,   которое   раскрывается   перед   слушателем   в   движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность. Существует несколько видов музыкального развития:  Исполнительское;  Гармоническое;  Тембровое;  Фактурное;  Динамическое;  Темповое;  Собственно­ритмическое;  Путём изменения формы произведения;  Путём повторения;  Ладовое развитие. ­ Посмотрите на фотографию: ребёнок в 3 года, в 10 лет, в 20 лет и т.д. Ребёнок изменяется, но его характера, его развития мы не видим, а в музыке это можно прослушать. 2. Разучивание песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит» ­ Сегодня мы рассмотрим пример исполнительского развития музыки. Для этого давайте   разучим   песню   Л.   Книппера   «Почему   медведь   зимой   спит».   Прослушайте   эту песню. 1) Слушание песни с записью детского хора «Почему медведь зимой спит?» ­ Понравилась вам песня? О чём она? Одинаково звучали куплеты? ­ Мелодия у куплетов одна и та же, но поются они по­разному в зависимости от текстов куплетов. ­ В первом куплете нарисована картина спокойного леса. Медведь тихо идёт домой, в свою берлогу, таким же спокойным должно быть и звучание музыки. 2) Разучивание 1­го куплета по фразам. Исполнение. ­ В самом конце второго куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. 3)   Разучивание   и   исполнение   2­го   куплета.   Пластическое   интонирование. Разучивание по строчкам, отдельно девочками и мальчиками, показывают движение мелодии ладонью.  ­ А в третьем куплете медведь залез в берлогу, заснул и в лесу стало спокойнее, чем в первом куплете. Послушайте, как я исполню 3­ий куплет. А теперь разучим его. 4) Разучивание 3­го куплета. 5) Исполнение детьми всей песни с передачей характера каждого куплета. 6) Работа в тетради ­ Как развивалась музыка от куплета к куплету – запишем в тетради: I   к у п л е т.   ] ] ] ] ] ] ]  (шёл он, шёл). (Пропеть, подчёркивая кулачками каждую долю.) II   к у п л е т.   i i i i i i   ­ пропеть, показывая пальчиками. III   к у п л е т.   |||   |||   |||  ­ показать рукой. 7) Вывод ­   Эта   песня   является   ярким   примером  исполнительского   развития  музыки. Композитор сочинил для трёх куплетов одинаковую музыку, но ваше исполнение внесло в неё развитие – движение, изменение характера. 3. Развитие чувств в музыке. Выразительное и изобразительное развитие ­ С норвежским композитором Эдвардом Григом вы уже знакомы  (на слайде).  И знакомы с его музыкальной сюитой «Пер Гюнт». Что такое сюита? ­   Сюита  –   музыкальное   произведение   из   нескольких   разных   картин,   связанных одним сюжетом.  Давайте вспомним историю норвежского народного героя Пера Гюнта. Он покинул свой родной дом в надежде разбогатеть и найти своё счастье. Но счастье и любовь он нашёл только на родине. В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей. Среди них ­ восточная танцовщица Анитра. 1) Танец Анитры   Её Пер встретил, путешествуя по жаркой Аравийской пустыне и попав к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра пытается очаровать Пера своей красотой. Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного. Изящество этой оркестровой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов струнной группы оркестра. Мелодия исполняется скрипками приёмом  arco,  то есть смычком, а аккомпанемент ­ виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, то есть щипком. При этом оба приёма игры сочетаются с «игривым» штрихом staccato. Тончайшее звучание  струнных украшено тембром  треугольника.  В ажурном  кружеве  струнных его нежный звон подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы. Музыка   «Танца   Анитры»   полна   контрастов.   Наиболее   ярко   они   проявляются   в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы. «Танец Анитры» ­ утончённый музыкальный портрет очаровательной танцовщицы. А) Слушание «Танца Анитры» Б) Музыкальный анализ: ­ Какие чувства передаёт музыка танца? ­ Чувство любви, кокетливость Анитры, желание быть любимой, её нежность. ­ Вместе с тем музыка передаёт изящество, грациозность танцовщицы. ­ Когда музыка знакомила нас с чувствами, какое было развитие? ­ Выразительность. ­ А когда рисовала музыкальный образ? ­ Изобразительность. ­ Значит, как в интонации есть и выразительность, и изобразительность, так и в развитии музыки может быть и выразительность, и изобразительность. С   помощью   каких   музыкальных   средств   создан   музыкальный   портрет   Анитры? Назовите   контрастные   разделы   пьесы   «Танец   Анитры»   и   контрастные   средства музыкальной выразительности. Ответы детей. 2) «Песня Сольвейг» ­   Следующий   фрагмент   сюиты   –   песня   Сольвейг.   Сольвейг   –   невеста   Пера. ...Сольвейг прождала его долгих сорок лет! И он вернулся к ней... Песня   Сольвейг   стала   символом   любви   и   верности.   Григ   писал:   «Пожалуй,   это, наверное,   единственная   из   моих   песен,   где   можно   обнаружить   прямое   подражание народной мелодии». Песня   обрамлена   коротким   вступлением   и   заключением   ­   печальной   напевной мелодией   в   народном   духе.   В   песне   два   куплета.   Каждый   куплет   состоит   из   двух контрастных частей ­ запева и припева. Послушайте одно из самых вдохновенных творений Грига ­ печальную и нежную мелодию песни Сольвейг и попробуйте определить, каким будет музыкальное развитие. А) Слушание Б) Музыкальный анализ: ­ Расскажите о музыкальных образах в «Песне Сольвейг». Чем контрастны здесь запев и припев? ­ В запеве музыка неторопливая, спокойная и грустная. А припев – танцевальный, лёгкий, воздушный. ­   Совершенно   верно.   Мелодия   запева   повествовательна   и   спокойна.   В   музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное ­ вера. Припев же звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева ­ воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё ­ музыка надежды и счастья. ­ Какое же здесь развитие музыки? ­ Мелодия запева повторяется. Развитие – путём повторения и выразительное – разное выражение чувств в запеве и припеве. ­ Как вы думаете, почему Григ обрисовал Сольвейг именно песней? Расскажите о судьбе Сольвейг. Ответы детей. ­   Какие   переживания   выражает   музыка?   Подберите   по   таблице   эмоциональных настроений слова, которые наиболее точно передают характер музыки и ваши чувства. ­ Печаль, нежность. ­ Невеста ждала Пера Гюнта долгих 40 лет и верила в его возвращение. ­ Напевность, сердечность, задушевность, чуткость, мягкость, доверчивость. ­ Вернувшись из странствий, Пер Гюнт понимает, что дома у него оставалось самое дорогое, что у него есть, ­ родная земля, мать, невеста Сольвейг. Немало прекрасных я песен слыхал, По странам далёким блуждая, Но в сердце один лишь напев я храню, ­ То Севера песня родная. (Из норвежской народной поэзии) ­ Чем отличаются «Танец Анитры» и «Песня Сольвейг»? ­ Характером, настроением. ­ А что роднит эти мелодии? Какая интонация композитора их объединяет? ­   Любовь   к   родной   земле,   выразительные   интонации   –   доброта,   нежность, чувство любви. 4. Наблюдение над изменением интонации ­ В отличие от норвежской истории «Пер Гюнт», где раскрывается философская драма жизни вымышленного персонажа в форме иносказаний, русская музыка представлена произведением,  повествующим о  реальной  жизненной драме  конкретной  исторической личности ­ костромского крестьянина Ивана Сусанина. Эта реальная драма легла в основу первой национальной оперы величественного масштаба «Иван Сусанин» (Жизнь за царя») композитора М.И. Глинки. Прослушайте эпизод из оперы: «Рассвет. Заснеженный лес. На снегу вповалку спят враги. Не спит только Сусанин. Он  знает,  что  его  ждёт   смерть:  враги  чуют  правду.  Тяжело  умирать,   но  долг  свой   он исполнил. Сусанин прощается с жизнью, с родной землёй.» М.И. Глинка вспоминал: «Всю эту сцену, прежде чем писать, я часто с чувством читал вслух. И так живо переносился в положение героя, что волосы у самого становились дыбом и мороз продирал по коже.» ­ Послушайте Арию Ивана Сусанина. Обратите внимание, чем начинается ария, как она развивается. Меняется ли настроение музыки? С чем это связано? 1) Слушание Арии Ивана Сусанина. 2) Музыкальный анализ: ­ Какое впечатление произвела на вас ария?  ­ Как композитор передал душевное состояние человека, готового принять смерть во имя спасения родины? ­   Сумрачный   характер,   минорный   лад,   тихая   динамика   тихая,   медленное нисходящее  движение  в   тихом   аккомпанементе  струнных   инструментов  передают страдания и взволнованность героя. ­ Каким представился вам Сусанин в этот страшный для него час? Ответы детей. ­ Мужественный характер образа передан мелодиями, написанными в духе русских народных протяжных песен. Это подчёркивает связь героя с народом, его чувствами и мыслями. ­ Что можно сказать о развитии музыки? Каким оно было – выразительным или изобразительным? ­ Выразительное развитие – выражены чувства и переживания героя. ­   Ария   написана   в   трёхчастной   форме.   В   интонациях   средней   части   передана душевная борьба героя. За счёт трёхчастной формы Арии мы наблюдаем выразительное интонационное развитие музыки. В  арии  Ивана  Сусанина  красивы  его  мужество,  благородство,   любовь  к Родине. Красив его подвиг, потому что подвиг – это высшее проявление красоты человеческого духа.   Герой,   совершающий   подвиг,   всегда   прекрасен.   И   композитор   нашёл   правдивые средства музыкальной выразительности. Ведь музыка способна выразить художественными средствами   все   грани   жизни:   возвышенное   и   низменное,   прекрасное   и   безобразное, комическое и трагическое. Подумайте, если мы сравним обе драмы – норвежскую и русскую, то можем ли мы утверждать, что они похожи? ­ Нет, ­ разные сюжеты (вымышленный, сказочный сюжет и реальная история, разные народы (и потому разные интонации). ­ Действительно, главным в нашем сравнении окажутся различия. Но есть и общие черты: любовь к своей земле, любовь к родине. «Где родился, там и сгодился», ­ именно так была названа тема нашего урока. 5. Разучиваем, поём, играем ­ Ребята, обратите внимание на обведённые слоги с нотами. От того, как их спеть: чуть пониже, чуть повыше, чуть поближе к предыдущей или последующей ноте (слогу) или подальше от неё, – зависит настроение, чувство, которое выражается этими попевками. Прослушайте, пропойте и определите, где более радостное чувство, где грустное. III. Рефлексия. Итог ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ­ Чем занимались сегодня? ­   Узнали,   какие   типы   развития   могут   быть   в   музыке:   исполнительское, тембровое, темповое и др. ­ О чём расскажете дома? ­ Споём новую песню Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». ­ С какими видами развития музыки мы познакомились сегодня поближе? ­   С   исполнительским,   выразительным   и   изобразительным   развитием, интонационным. ­ Кто был активным на уроке, правильно отвечал, кому поставим сегодня «пять»? ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: http://music­fantasy.ru/uroki­muzyki

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Развитие музыки» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2019