Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)
Оценка 5

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
27.08.2019
Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 1 четверти «Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки». Цели и задачи: - познакомить с тремя основными жанрами музыки, обобщить знания детей о марше, танце, песне, как о трех основах музыки; - сформировать умение сравнивать основные жанры музыки, находить сходства и различия в них; - учить понимать природу музыки; - уметь различать по звучанию трёх «китов»; - развивать интерес к музыке, интерес к истории музыкальных жанров; - развивать вокально-хоровые навыки; - воспитывать уважение к композитору, исполнителю, слушателю; - воспитывать внимательного слушателя.
1 кл_I.3. Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки .docx
Усачева. Музыка, 1 класс I четверть  Урок 3. Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки  Тема: Три сферы музыки (песня, танец, марш) Цели и задачи:  ­ познакомить с тремя основными жанрами музыки, обобщить знания детей о марше, танце, песне, как о трех основах музыки; ­ сформировать умение сравнивать основные жанры музыки, находить сходства и различия в них; ­ учить понимать природу музыки;  ­ уметь различать по звучанию трёх «китов»; ­ развивать интерес к музыке, интерес к истории музыкальных жанров; ­ развивать вокально­хоровые навыки; ­ воспитывать уважение к композитору, исполнителю, слушателю; ­ воспитывать внимательного слушателя.  Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.  Средства обучения: 1. Учебник, с. 10—11.  2. Г.А. Струве. «Музыка» / нотная хрестоматия, с. 6.  3. Интерактивные задания  / ЭФУ, с. 10.  4.   Примитивные   музыкальные   инструменты:   камешки,   деревянные   палочки, глиняные горшки, натянутые струны, ксилофон, погремушки, кастаньеты и др. Оборудование: компьютер, фортепиано, фонотека, ИКТ, презентация. I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХОД УРОКА 1. Музыкальное приветствие 2. Мотивация. Целеполагание   ­ Сегодня мы с вами приступаем к поиску той музыки, которую ждём и ищем всегда. Поможет нам в этом учебник.  Дети открывают разворот учебника «Родина музыки» (с. 10—11). ­ Что здесь изображено? ­ Дерево, фигурки, похожие на человечков, ноты. ­   Хорошо.   Теперь   представьте,   что   эти   условные   человечки   –   вы   сами.   И   вот посмотрите внимательно – фигурки превращаются в различные атрибуты музыки — ноты, ключи,   инструменты.   Хочу   обратить   ваше   внимание   на   цельность   изображенной композиции — весь мир, вся жизнь в целом как на ладони, как единство в многообразии. Вместе с человечками шагаем по жизни — всё и живёт, и «звучит» одновременно (помните, я   вам     ранее   говорила,   что   учебник   «звучит»?).   Но   как   догадаться   о   том,   что   это изображение звучит, почему и как?  Давайте рассмотрим детали. Стараемся представить себе, какая в изображённых символически жизненных обстоятельствах может звучать музыка:  сидим у костра — слушаем песню;  рисуем на песке, а в душе что­то звучит;  разговариваем с солнцем — получается танец;  качаем ребёнка или собираем хлеб — получается мелодия;  работаем молотом — получается ритмический рисунок или сигнал;  приняли все вместе какое­то решение — зазвучал марш...  И всё это вытекает из единого для  жизни и смерти  источника, имя которому необходимость  (попутно отметим для себя: смерть — короткий ручеёк, всё остальное насыщает сферическую композицию и ассоциируется с рекой, древом жизни). Какой же напрашивается вывод? А такой, что  родиной музыки является сама  жизнь  во всем её многообразии.  Конечное же, трактовок всего, что изображено на развороте учебника, может быть множество. И это множество зависит от того, насколько многозначны и «звучащи» слова на с. 10 учебника, ­ видите, слева: речь, звук, жест, пение, шаг, жизнь, смерть. (На доске вывешиваются соотв. таблички). В качестве пояснения выполняется интерактивное упражнение на с. 10 ЭФУ. Интерактивное задание: 1) Попробуй на слух определить, какие звуковые фрагменты связаны со словом «шаг»: 6 фрагментов 2) Попробуй на слух определить, какие звуковые фрагменты связаны со словом «пение»: 6 фрагментов 3) Попробуй на слух определить, какие звуковые фрагменты связаны со словом «танец»: 6 фрагментов II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Продолжение сказки ­  На прошлом уроке мы познакомились с прекрасной королевой МУЗЫКОЙ и её детьми. Вспомните, как звали детей?  ­ Песня, танец, марш. ­ Слушаем продолжение сказки. 1) Марш Долго   ли,   коротко   ли   они   странствовали,   неизвестно.   Но   вот   Марш   попал   на военный парад. Солдаты на параде красивые, подтянутые. Да вот беда, что­то у них не ладится. Тут зазвучал МАРШ, и вот уже все солдаты стройными рядами идут по площади, чётко отбивая ритм каблуками. «Спасибо тебе, Марш! Ты помог нам сплотиться и навёл порядок в наших рядах!» ­ услышал наш герой. «Так вот в чём дело, может я затем и нужен, чтобы в нужную минуту люди могли сплотиться и организоваться» ­ подумал он. Слушание и исполнение пульса в пьесе С. Прокофьева «Марш» (исполнение марша в 4 руки). 2) Песня А тем временем Песня проходила мимо великолепного царского дворца.  Подойдя поближе, она увидела в окне принцессу с недовольным личиком и бедного юношу,  который   обращался  к  принцессе  со  словами   признания  в  любви,   но  последняя оставалась равнодушной к словам признания. И тут вмешалась Песня. Она полилась из уст влюблённого нежной мелодией, проникая в самое сердце принцессы. И в сердечке этом родилось ответное чувство.  «Это я помогла им понять друг друга. Может для того я живу на этом свете, чтобы помочь людям полюбить друг друга?» – подумала Песня.  Исполнение песни «Марш малышат». 3) Танец А в это время Танец попал на королевский бал. Гости на этом балу все были из разных стран. Пытаются они шутить друг с другом, но вот беда – не понимают языка. А веселье   без   общения   –   ну,   никак   не   получается!   И   тут   на   помощь   пришёл   Танец.   Он зазвучал озорным наигрышем, и все гости закружились в вихре танца. Им не нужны были слова! «Так вот в чем дело! Значит, я живу на свете, чтобы помогать людям понимать друг друга!» ­ сказал сам себе Танец. Исполнение р.н.п. «Вдоль по морю» с хороводными движениями. 4) Вот и сказке конец… Марш, Песня и Танец писали домой письма, из которых мама МУЗЫКА узнавала, что с ними происходит и где они находятся. Иногда они забывали подписаться, но мама всегда узнавала по почерку ­ от кого приходят письма.  А вы сможете определить, чей это почерк?  Показ рисунков. Дети называют. И   вот   наши   герои   вернулись   домой   к   маме   МУЗЫКЕ   и   рассказали   о   своих приключениях. «Вы всё поняли правильно», ­ отвечала мама. ­ «Пока люди живут на земле, всегда рядом с ними будем жить и мы».  С тех пор и по сей день мама МУЗЫКА со своими детьми живёт рядом с нами. Разучивание 2­го и 3­го куплетов песни «Первый раз в первый класс». 2. Образы­импровизации 1) Фантазии и музыкальные размышления ­ А сейчас попробуем пофантазировать, поразмышлять музыкой. Рассмотрите   еще   раз   страницу   10   учебника   и   попробуйте   «звучать»   так,   как слышится в изображённых на рисунке ситуациях ­ моментах жизни.  Сейчас мы с вами перевоплотимся в своих предков: воспроизводем человеческую потребность  насытить музыкой и тем самым преобразить всю свою жизнь. Ведь даже самое обыденное, привычное и простое нуждается в музыке. И это легко проверить на собственном опыте: шагаем вместе, качаем ребёнка, сидим у костра, собираем хлеб и т.п. — нужна ли музыка? Нужна, потому что только с её помощью можно «увидеть» душу человека. (Учитель подкидывает идеи, взятые из текста на развороте учебника, и заостряет внимание детей на сходстве и различии импровизаций — это станет поводом для размышлений о видах и жанрах музыки, а значит, и о жизненных обстоятельствах рождения и способах выражения музыки.)  2) Музицирование на шумовых инструментах Давайте   проследим   и  «рождение инструментов»  —   как   природный   материал преобразуется   в   руках   человека,   нуждающегося   в   музыке   (вспомните   «деревяшку»­ скрипку).  Используя   камешки,   деревянные   палочки,   полые   ёмкости,   натянутые нити­струны   и   прочее,   школьники   извлекают   из   них   разные   звуки.   Учитель предоставляет возможность поодиночке поимпровизировать на «инструментах», отмечая интуитивно найденные детьми ритмоформулы: шаги в музыке (метр), акценты (в танце «польке») и т.п. Во время свободных импровизаций учитель задаёт вопросы: ­ Это «уже музыка» или «ещё не музыка»? Или «похоже на музыку»?  Вопросы   обостряют   поиск   детьми   организации   звуков.   Учитель   в   детских импровизациях и ответах выделяет следы (желательно аргументированные) таких звучаний и   размышлений,   которые   отражают  особенность  организации   звуков  согласно  воле  и желанию школьников.  ­ Так, значит, вы тоже музыканты?  Действительно, в  классе  у нас, оказывается, большое количество  музыкантов. И поэтому   мы   можем   создать   целый   оркестр   элементарных   музыкальных   инструментов (первое   бытие   оркестра).   Давайте   вместе   сочиним   партитуры   с   названиями:   «Охота», «Утро в лесу». Школьники играют то соло, то вместе.   3. Разучивание песни Г.А. Струве «Музыка» (1­й куплет) Сегодняшний урок мы закончим разучиванием песни Г.А. Струве «Музыка».  III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия. Итог В   песне   Г.А.   Струве   «Музыка»   каждый   куплет   является   подтверждением предыдущих поисков музыки.  ­ Птичьи трели — это...  ­ Музыка! ­ И капели — это...  ­ Музыка! ­ Кто сегодня на уроке работал хорошо? ­ О чем вы сегодня расскажете дома?

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Три сферы музыки (песня, танец, марш)» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019