Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"
Оценка 4.8

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
01.04.2017
Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"
Урок музыки проведён в 4 классе по новым стандарта второго поколения. Чётко указаны в разработке конспекта этапы построения урока, содержание каждого этапа урока, указаны формы деятельности ни каждом этапе, методические приёмы, цель для учителя и ученика. В конце урока подведён интересный итог.Урок музыки проведён в 4 классе по новым стандарта второго поколения. Чётко указаны в разработке конспекта этапы построения урока, содержание каждого этапа урока, указаны формы деятельности ни каждом этапе, методические приёмы, цель для учителя и ученика. В конце урока подведён интересный итог.
4.3.doc
Тема урока    «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» 4 класс. Урок №3 Цель: Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен, с источником их возникновения;  формировать  следующие УУД:  Личностные: установление связи между целью и мотивом деятельности;    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить Регулятивные: целеполагание, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию. речевое высказывание в устной форме.  Коммуникативные:   умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении,   строить   продуктивное   сотрудничество   со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию. Задачи: 1. Образовательные: ­помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей. ­научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен ­научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые  особенности. 2.Развивающие: ­развивать познавательную активность, умение работать в группе; ­сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке. 3.Воспитывающие: ­привить навык самостоятельной работы; ­воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого; ­воспитывать любовь к русской народной музыке. Оборудование: проектор мультимедиа, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, экран, плакат­дерево, схемы самоанализа, анкеты  песни, листы ­  ожидания, словарь чувств Ражникова,  статуэтка Мудрая сова. Этапы работы Содержание этапа 1. Организационный момент: Цель для обучающихся: Учитель: (поет приветствие) Добрый день! Дети: (поют ответное приветствие) Добрый день! Говорим мы каждый день. 2. Настроиться на продуктивную  работу на уроке. Цель, которую хочет достичь  учитель на данном этапе: Создать условия для  продуктивной работы на уроке. Задача: создать положительный  эмоциональный настрой.  Метод: хоровое пение. Опрос учащихся по  заданному на дом материалу.  :  Цель для обучающихся   развивать чувства, мысли,  переживания человека,  созвучные с образами природы  и особенности музыки,  иллюстрирующей эти чувства. Цель для учителя: создать  условия для развития  чувств,  мыслей, переживаний,  созвучных с образами природы,  оценить умение подбирать  средства музыкальной  выразительности для музыки,  созвучной чувству. Метод: представление  творческой работы. 3. Изучение нового учебного  материала. Цель для обучающихся:                                                                Этими словами здороваемся с вами! Учитель: Очень рада видеть вас, друзья на уроке музыки!  ­ Над какой темой мы работали с вами на протяжении предыдущих уроках? (русская народная музыка) ­ На прошлом уроке  мы говорили о том, что с давних времен человек связывал свои чувства, мысли, настроения с  картинами природы. Это отразилось в творчестве и поэтов, и музыкантов и художников, которые воспевали природу в своих произведениях.  ­Удалось ли вам  подобрать образы природы, созвучные вашему настроению, чувству? Представьте свои рисунки. (дети представляют рисунки, угадывают чувства друг друга, выраженные через образы природы) ­ У вас получились очень выразительные рисунки. А какая музыка созвучна твоему чувству или настроению?  ( перечисляют особенности  музыки, обозначая средства музыкальной выразительности)  Учитель: Обратите внимание на экран! Прочитайте всем классом «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»  ­ вот    Введение в тему познакомиться с жанрами  русских народных песен,  источником их возникновения и осознать их значение в жизни  человека. Цель для учителя: познакомить  обучающихся с жанрами  русских народных песен,  создать условия для осознания  источника их возникновения и  значения песни в жизни  человека. Задачи: ­ помочь обучающимся осознать источники русской песни и ее  значение в жизни людей; ­научить обобщать  аналитический материал и  осознавать жанровые  особенности русских народных  песен; ­научить вслушиваться в  музыкальную ткань и  анализировать средства  музыкальной выразительности; ­научить сравнивать,  сопоставлять средства  музыкальной выразительности,  подбирать ассоциации и  звучащие жесты, музыкальные  движения ­сформировать опыт  самоанализа, в процессе  таким интересным вопросом звучит тема нашего урока. Сегодня вам предстоит самостоятельно исследовать музыку, чтобы узнать: ­Откуда берет свое начало русская народная  песня? ­Каковы жанры русских народных песен  и каково их значение в жизни людей? ­ Я предлагаю вам осознать свои ожидания, или опасения и отразить их на листочках. Чего я ожидаю от этого урока,  чего мне бы очень хотелось…( пишут свои ожидания или опасения на листочках). ­ Если наши ожидания сбудутся, и цель урока будет достигнута, то мы сможем «оживить» дерево, украсив его  осенним нарядом.        Учитель: На предыдущих уроках мы  вели разговор о русской народной музыке и знаем, что  русская музыка берет  свое начало из жанра? (песни)  Найти и обрести мудрость, скрытую в русской народной песне нам сегодня поможет  Мудрая Сова. Чтобы самостоятельно провести исследование и найти ответы на вопросы (на экране) Сова  приглашает нас на Музыкальную поляну, где растут волшебные колокольчики. Каждый колокольчик ­ это  музыкальное произведение и в то же время – это отдельный этап в нашем исследовании. На каждом этапе есть  задания:  Слушать и анализировать музыку  Познакомиться с текстом и понять содержание песни  Интонировать песню с показа голосом  Подобрать звучащие жесты или музыкальные движения к  музыке  Заполнить схему самоанализа песни, осознать ее смысл и значение  Заполнить Анкету песни, определить ее жанр Учитель: У вас на столе лежат схемы для самоанализа. Заполнив все части схемы,  вы получите целостное  представление о произведении. Нужно будет найти текст песни, которая звучит, чтобы понять, о чем она. Затем вы  работаете группой и заполняете Анкету песни, здесь уже нужно будет определиться с жанром и особенностями.  Работая в группе, необходимо дать возможность каждому высказать свое мнение, работать активно, не ссориться  –  это очень важно. Учитель: Теперь, когда все готово, можно начать путешествие­исследование. Мудрая Сова предлагает взглянуть на  экран. Перед вами репродукция с картины русского художника  20 века К.С. Петрова ­ Водкина «Полдень».  ­ Рассмотрите внимательно, какие события  жизни человека изобразил художник?  (работа, отдых, личные отношения, воспитание детей, похороны) ­ Мы видим здесь разные ситуации, и радостные,  и печальные, и обыденные. И все это – жизнь человека. Имеет ли слушания музыки используя  схему. Методы: дидактическая игра ­  исследование,  самоисследование,  частично­ поисковый. какое­то отношение музыка к этим ситуациям? Какая музыка здесь звучит? (мягкая  плавная, нежная и ласковая, скорбная и печальная, бодрая и энергичная)  ­ Мы понимаем, что музыка сопровождает нас в различных жизненных ситуациях, и в каждой ситуации она своя.  Вы готовы  сорвать колокольчик и начать исследование? (срывают 1 колокольчик. Звучит  лирическая песня «У зори­то, у зореньки». Учитель побуждает обучающихся  подобрать звучащие жесты к песне и показать их) Формы деятельности:  групповое взаимодействие,  сравнительный анализ,  самоанализ, работа с текстом  песни, музыкальное движение,  звучащие жесты, слушание  музыки, анализ средств  музыкальной выразительности. ­ Найдите текст этой песни  на столе и познакомьтесь с его содержанием. ­ А теперь  напойте эту песню сами, чтобы ощутить особенности ее характера и интонаций.  (интонирование с голоса) ­ Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять.  (дать разъяснения по заполнению схемы, на доске написаны «слова ­ чувства» в помощь) ­ Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни.  Внимательно читайте вопрос анкеты, советуйтесь, обсуждайте, вписывайте ответ. (подведение  итога исследования) Учитель: Что  мы выяснили в результате исследования?  ­С каким событием из жизни человека связана эта песня? (переживание одиночества, расставание, тоска по  любимому человеку) ­ В чем особенность этой песни? (мелодичная, плавная,  протяжная, минорная, грустная) ­ Каково значение этой песни, зачем ее поют? (чтобы выразить чувства, облегчить душу) ­ К какому жанру отнесем эту песню? (лирическая) Динамическая пауза. Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвём 2 колокольчик. (Звучит   песня «Ой, баю, баю, баю...». Учитель предлагает  подобрать   движения к песне) ­ Найдите текст этой песни у себя на столе и познакомьтесь с его содержанием. ­ Напойте эту песню сами. В чем особенность интонаций этой песни? ( повторяются) ­ Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять.  ­ Если все ученики в группе выполнили часть работы, переходите к заполнению Анкеты песни.  (после того, как группы закончат оформлять анкету песни, подводим итог исследования) Учитель: Что  мы выяснили в результате исследования?  ­С каким событием из жизни человека связана эта песня? (воспитание детей, укачивание малыша) ­ В чем особенность этой песни? (нежная, спокойная, минорная, укачивающая, короткий мотив) ­ Каково значение этой песни, зачем ее поют? (успокоить, укачать, выразить любовь и нежность)) ­ К какому жанру отнесем эту песню, вы уже знакомы с этим жанром? (колыбельная) Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик. (Звучит   песня «Солдатушки, бравы ребятушки» (выполняют движения к песне) ­ Найдите текст этой песни и познакомьтесь с его содержанием.  ­Каков характер песни, это строгая военная песня или?…(шуточная военная) ­ А теперь давайте напоем эту песню сами. В чем особенность  этой песни? (Она маршевая, ритмичная, удобно  шагать, энергичная, волевая, смелая, в мелодии смелые скачки и ходы) ­ Возьмите схему самоанализа и начните ее заполнять.  (учитель дает разъяснения, по запросу обучающихся по заполнению схемы) ­ Если все ученики в группе выполнили часть индивидуальной работы, переходите к заполнению Анкеты песни.  Внимательно читайте вопрос анкеты, советуйтесь, обсуждайте, пишите ответ. (подведение  итога исследования) Учитель: что  мы выяснили в результате исследования?  ­С каким событием из жизни человека связана эта песня? (служба в армии, солдатская жизнь) ­ В чем особенность этой песни? (ритмичная, маршевая,  смелые скачки в мелодии, мажорная) ­ Каково значение этой песни, зачем ее поют?  (вместе четко шагать, отдыхать, шутить, облегчить жизнь) ­ К какому жанру отнесем эту песню? (солдатская) Учитель: продолжаем наше путешествие. Сорвите следующий колокольчик. (3 колокольчик. Звучит   песня «Милый мой, хоровод» ( выполняют движения к песне и показывают их) ­ Познакомьтесь с  содержанием текста песни.  ­ Напойте эту песню сами. В чем особенность  этой песни? (интонации повторяются,  ощущения круга) ­ Возьмите схему самоанализа и заполните ее. ­ Переходите к заполнению Анкеты песни.  (подводим итог исследования) Учитель: что  мы выяснили в результате исследования?  ­С каким событием из жизни человека связана эта песня? (отдых после работы, праздник) ­ В чем особенность этой песни? (танцевальная, спокойная, плавная, кружевная, минорная, хороводная) ­ Каково значение этой песни, зачем ее поют?  (чтобы танцевать, отдыхать, общаться) ­ К какому жанру отнесем эту песню? (хороводная) Учитель: Посмотрите, у нас целый букет волшебных колокольчиков! Вы познакомились и проанализировали  несколько русских народных песен. Так  откуда же берут они свои образы и темы? (из жизни) 4. Закрепление учебного  материала Цель для  обучающихся:  сформировать представление о  жизни, как источнике музыки.  Осознать  значение музыки в  жизни человека. Цель для  учителя: создать  условия для того, чтобы у   обучающихся сформировать  представление о жизни, как  источнике музыки, помочь  осознать значение музыки в  жизни человека. Задача: составление схемы  взаимовлияния музыки и жизни. Методы: наглядный, дискуссия. Итог урока Рефлексия Цель для обучающихся:  осознать свои ожидания, опыт,  умения, знания, полученные на  уроке, увидеть свое  продвижение вперед. Цель для учителя: побудить  учеников к осознанию своих  ожиданий, знаний, умений,  опыта, увидеть свое  продвижение вперед в изучении предмета музыки. Метод: «Дерево ожиданий»  5. ­ Конечно, Сама жизнь дает для песни образы и звуки: Даст ли она радость,  Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный,  Тьму ли без рассвета –  То и отразится в песне у поэта. ­ Жизнь ­ источник образов музыки ( внимание  на экран: ЖИЗНЬ­МУЗЫКА) ­ А как музыка, песни оказывают влияние на жизнь человека? (утешают, успокаивают, выражают чувства, веселят,  помогают в труде, разделяют радость и печаль, вдохновляют и придают сил) ­ Музыка влияет на жизнь людей и формирует отношение к жизни. (схема на экране : ЖИЗНЬ­МУЗЫКА­ЖИЗНЬ) ­ Благодаря исследовательской работе, которую вы сегодня провели, путешествуя по Музыкальной поляне и срывая  волшебные колокольчики, вы обрели очень важное знание: Жизнь является источником для русской  песни, а  песня помогает людям жить. (показать на схему на экране) Мудрая Сова очень рада, что теперь и вы обладаете этой мудростью, а я желаю вам, чтобы с вами по жизни шла  музыка, которая помогает жить, любить и радоваться жизни! ­ Друзья мои, мы достигли цели урока, ответили на главные вопросы, которые ставили в начале исследования? (да) ­  Вам понравилось исследовать? (Да) Обо всех ли жизненных ситуациях мы сегодня поговорили? (Нет) Мы  обязательно продолжим эту работу на следующих уроках. ­ Сегодня каждый работал в полную силу, был предельно активным и внимательным, я с удовольствием поставлю  всем отличные оценки.   ­Как обстоит дело с вашими ожиданиями? Я с нетерпением жду этого момента, получится ли нам «оживить» дерево? ­ Чьи ожидания сбылись – приклейте листочек на дерево. (приклеивают листочки на дерево и «одевают» его в  осенний наряд) ­ Прекрасно! Наше дерево оделось в настоящий осенний наряд! А это значит, что сегодняшний урок прожит не  напрасно!  ­ Как начинающим исследователям Мудрая Сова дарит вам сегодня   свой знак. Пусть этот символ висит у вас в классе и вдохновляет вас на новые исследования! 6. МАО Задание на дом.  Цель:  развивать творческий интерес  через поисковую деятельность. ­ Какие жизненные ситуации не были, сегодня рассмотрены нами, но в них тоже звучит музыка? Подберите дома репродукции с картин или картинки с такими ситуациями. Предположите, какая музыка может звучать в них. ­Выполните   творческую   работу   в   альбоме.   Оценивается   качество   выполнения   работы   и   правильность   подбора средств музыкальной выразительности. Всего вам доброго! («Милый мой, хоровод», дети выходят из  класса.)

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему: "Ты откуда, русская, зародилась музыка?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017