МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Черных»
Тема: «Музыкальный портрет»
Тема: «Музыкальный портрет»
Возраст: пятый класс
Цель: углубить представление учащихся о многообразных связях музыки и живописи.
Музыкальный материал:
- М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки»;
- М.П.Мусоргский «Прогулка» из цикла «картинки с выставки»;
- песня «Баба-Яга» (автор неизвестный);
- песня «Музыка», слова И.Исаковского, музыка Г.Струве.
Дополнительный материал:
- репродукция «Часы с кукушкой» В.Гартмана;
- портрет М.П.Мусоргского И.Репина;
- рисунки «Гном», «Баба-Яга», «Ссора детей».
Предварительная подготовка:
- биографический очерк о русском композиторе М.П.Мусоргском;
- сообщение учащихся о посещении М.Мусоргским выставки картин В.Гартмана.
Эпиграф:
«На музыкальном языке живопись –
звучит звуками будить в нашем сердце
те или иные воспоминания,
а в нашем уме те или иные образы»
Оноре де Бальзак
Слово учителя.
Ребята вы, наверное, обратили внимание, что на доске портрет М.П.Мусоргского.
И это не случайно, потому что мы будем говорить сегодня о творчестве русского композитора М.П.Мусоргского, его произведениях, а так же продолжим начатую тему «Музыкальный портрет» о связи музыки и живописи.
1.Биографический очерк о М.П.Мусоргском (подготовленный учащимися).
(На доске портрет композитора М.П.Мусоргского (1839-1881г.г.) кисти И.Е.Репина).
М.П.Мусоргский родился в 1839 году.
Детство композитора прошло в русском селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом.
В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой.
Друзьям с трудом удалось поместить его в госпиталь. В эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся портрет М.П.Мусоргского – умирающего, но не сломленного страданиями. Когда этот портрет поразил посетителей Девятой Передвижной выставки величием духовной мощи великого музыканта, самого М.П.Мусоргского уже не было в живых. Он умер утром 16 марта 1881 года.
Актуализация предыдущих знаний.
Беседа.
- А что ещё вы знаете о М.П.Мусоргском?
М.П.Мусоргский входил в творческое содружество. Вскоре это верное содружество молодых композиторов стали называть «Могучая кучка».
- Зачем появилось это содружество?
Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной М.И.Глинкой.
Слово учителя: Из всех «Кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявил большой интерес к народной жизни и русскому человеку. Он создал много ярких образов. И с одним таким образом – музыкальным портретом мы познакомимся сегодня.
- Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?
(на доске вывешивается определение)
Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В нем неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонации музыкального языка.
(на фоне музыки М.П.Мусоргского «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» выходит ученик и начинает рассказ).
Ученик: когда-то я думал, что музыку можно только слушать, но не видеть. И, поверьте, очень ошибался.
…Событие, о котором я расскажу, случилось более ста лет назад. В Петербурге. Так назывался город Санкт-Петербург, в 1874 году открылась выставка работ замечательного русского архитектора и художника Виктора Александровича Гартмана. Может быть, теперь, по прошествии такого длительного времени, и не было бы повода вспомнить о той выставке, если б её не посетил тогда композитор Модест Петрович Мусоргский, друг архитектора.
Чем дольше ходил он от картины к картине, чем пристальнее вглядывался в рисунки, этюды, тем острее чувствовал: расстаться с ними он уже не может!
Что за чудо этот гном, словно выбравшийся из сказки ли, из колдовского ли подземелья и глядящий грустно с рисунка, будто из волшебного окна! Поэтому наброску Гартман намеривался сделать щелкунчика для колки орехов. Хорошо бы ещё понять, отчего так грустен этот большеротый гном?
А вот на картине дети, и по всему видно: только что у них произошла ссора, хотя ещё совсем недавно им было весело и хорошо вместе. И не всегда их обиды проходят так бесследно, как это иногда кажется взрослым.
И снова повеяло сказкой, смоляным духом лесов дремучих: «Избушка на курьих ножках». Правда, это эскиз настенных часов, но не шестерёнки, цепочки и винтики представлял себе Мусоргский за узорным циферблатом часов - избушки, а настоящую Бабу-Ягу, лишь на миг затаившуюся там от постоянного взгляда. Глядя на картины, композитор тогда уже слышал музыку. Так оно и вышло: вскоре Мусоргский написал цикл музыкальных миниатюр, навеянных увиденным, и назвал их «Картинки с выставки».
2.Музыкальный портрет Бабы-Яги. М.П.Мусоргского.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом, только сказочным – из музыкального цикла «Картинки с выставки».
- Ребята вы готовы к прослушиванию?
Тогда внимательно слушайте и пробуйте отгадать, чей музыкальный портрет изобразил М.П.Мусоргский?
(учитель обращает внимание на рисунки, развешанные на доске «Гном», «Ссора», «Баба-Яга»).
Слушание музыкальной миниатюры «Баба-Яга» М.Мусоргского.
- Какую картину вы увидели, слушая музыкальное произведение?
(Баба-Яга)
- Правильно это музыкальный портрет Бабы-Яги.
- А почему вы так решили? Обоснуйте свой ответ.
- Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?
(регистровые, динамические, темповые, мелодичные)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.