ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Наталья Погодаева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Конспект урока  музыки в 5 классе по теме:  «Музыкальный портрет»

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Музыкальный портрет»

МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Черных» Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Музыкальный портрет» Составила: Погодаева Н.А., учитель музыки (высшая категория) 2016 г. Тема: «Музыкальный портрет» Возраст: пятый класс Цель: углубить представление учащихся о многообразных связях музыки и живописи. Музыкальный материал: - М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки»; - М.П.Мусоргский «Прогулка» из цикла «картинки с выставки»; - песня «Баба-Яга» (автор неизвестный); - песня «Музыка», слова И.Исаковского, музыка Г.Струве. Дополнительный материал: - репродукция «Часы с кукушкой» В.Гартмана; - портрет М.П.Мусоргского И.Репина; - рисунки «Гном», «Баба-Яга», «Ссора детей». Предварительная подготовка: - биографический очерк о русском композиторе М.П.Мусоргском; - сообщение учащихся о посещении М.Мусоргским выставки картин В.Гартмана. Эпиграф: «На музыкальном языке живопись – звучит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» Оноре де Бальзак Слово учителя. Ребята вы, наверное, обратили внимание, что на доске портрет М.П.Мусоргского. И это не случайно, потому что мы будем говорить сегодня о творчестве русского композитора М.П.Мусоргского, его произведениях, а так же продолжим начатую тему «Музыкальный портрет» о связи музыки и живописи. 1.Биографический очерк о М.П.Мусоргском (подготовленный учащимися). (На доске портрет композитора М.П.Мусоргского (1839-1881г.г.) кисти И.Е.Репина). М.П.Мусоргский родился в 1839 году. Детство композитора прошло в русском селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзьям с трудом удалось поместить его в госпиталь. В эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, написал выдающийся портрет М.П.Мусоргского – умирающего, но не сломленного страданиями. Когда этот портрет поразил посетителей Девятой Передвижной выставки величием духовной мощи великого музыканта, самого М.П.Мусоргского уже не было в живых. Он умер утром 16 марта 1881 года. Актуализация предыдущих знаний. Беседа. - А что ещё вы знаете о М.П.Мусоргском? М.П.Мусоргский входил в творческое содружество. Вскоре это верное содружество молодых композиторов стали называть «Могучая кучка». - Зачем появилось это содружество? Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной М.И.Глинкой. Слово учителя: Из всех «Кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявил большой интерес к народной жизни и русскому человеку. Он создал много ярких образов. И с одним таким образом – музыкальным портретом мы познакомимся сегодня. - Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет? (на доске вывешивается определение) Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В нем неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонации музыкального языка. (на фоне музыки М.П.Мусоргского «Прогулка» из цикла «Картинки с выставки» выходит ученик и начинает рассказ). Ученик: когда-то я думал, что музыку можно только слушать, но не видеть. И, поверьте, очень ошибался. …Событие, о котором я расскажу, случилось более ста лет назад. В Петербурге. Так назывался город Санкт-Петербург, в 1874 году открылась выставка работ замечательного русского архитектора и художника Виктора Александровича Гартмана. Может быть, теперь, по прошествии такого длительного времени, и не было бы повода вспомнить о той выставке, если б её не посетил тогда композитор Модест Петрович Мусоргский, друг архитектора. Чем дольше ходил он от картины к картине, чем пристальнее вглядывался в рисунки, этюды, тем острее чувствовал: расстаться с ними он уже не может! Что за чудо этот гном, словно выбравшийся из сказки ли, из колдовского ли подземелья и глядящий грустно с рисунка, будто из волшебного окна! Поэтому наброску Гартман намеривался сделать щелкунчика для колки орехов. Хорошо бы ещё понять, отчего так грустен этот большеротый гном? А вот на картине дети, и по всему видно: только что у них произошла ссора, хотя ещё совсем недавно им было весело и хорошо вместе. И не всегда их обиды проходят так бесследно, как это иногда кажется взрослым. И снова повеяло сказкой, смоляным духом лесов дремучих: «Избушка на курьих ножках». Правда, это эскиз настенных часов, но не шестерёнки, цепочки и винтики представлял себе Мусоргский за узорным циферблатом часов - избушки, а настоящую Бабу-Ягу, лишь на миг затаившуюся там от постоянного взгляда. Глядя на картины, композитор тогда уже слышал музыку. Так оно и вышло: вскоре Мусоргский написал цикл музыкальных миниатюр, навеянных увиденным, и назвал их «Картинки с выставки». 2.Музыкальный портрет Бабы-Яги. М.П.Мусоргского. Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом, только сказочным – из музыкального цикла «Картинки с выставки». - Ребята вы готовы к прослушиванию? Тогда внимательно слушайте и пробуйте отгадать, чей музыкальный портрет изобразил М.П.Мусоргский? (учитель обращает внимание на рисунки, развешанные на доске «Гном», «Ссора», «Баба-Яга»). Слушание музыкальной миниатюры «Баба-Яга» М. Мусоргского. - Какую картину вы увидели, слушая музыкальное произведение? (Баба-Яга) - Правильно это музыкальный портрет Бабы-Яги. - А почему вы так решили? Обоснуйте свой ответ. - Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги? (регистровые, динамические, темповые, мелодичные)

  • Разработки уроков
  • Музыка
  • 5 кл.

Все файлы материала: