Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".
Оценка 4.9

Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
8 кл
08.01.2019
Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".
Главным объектом искусства по-прежнему оста¬ется человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления. Поиск художника в этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и од¬ному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества. Для искусства это равные величины. Д. Д. Шостакович
ПЛАН.docx
проведения                      урока                               по ПЛАН Музыке (наименование учебной дисциплины) с 8 классом Тема:  №5.   Человек   ­   главный   герой   искусства.   Тема   страдания   в музыке ХVIII века. Цель: показать, что музыка Баха по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка современников; провести параллель сквозь века и континенты (Бах­Лобос­Уэббер). Задачи:  ­   обучающая   –   закрепить   жанровые   особенности   арии   (интонация, развитие, построение музыки). ­ развивающая – рассмотреть проявления взаимодействий, связанных с очевидным влиянием искусств друг на друга (слова и музыки). ­ воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке. Ход урока:  1. 2. 3. Организационный момент. Сообщение темы урока. Работа по теме урока: Ход урока Главным объектом искусства по­прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления. Поиск художника в этом направлении не имеет пределов. Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества. Для искусства это равные величины. Д. Д. Шостакович I. Рассказ учителя о нроизведени И.­С. Баха «Страсти но Матфею». ­ На уроках музыки в этой четверти мы говорили о творчестве И. С. Баха, о загадочной силе воздействия музыки Баха, в которой каждое  поколение открывает для себя еще до конца не познанные грани. ­ ­ В чем его современность? Как   же   могло   случиться,   что   лютеранская   церковь,   в   которой служил музыкант, надолго, чуть ли не до XX века, отказалась от его музыки ­ богатства,   которое   могло   украсть   ее   литургию   (литургию   богослужения)? (Мы говорили уже о том, что старую модель церковной музыки Бах словно взорвал   изнутри   новым   образным   содержанием.   Его   музыка   рождает   не 1 1 3 смирение, покорность, а, наоборот, устремленность к жизни, она заставляет сопереживать, сочувствовать, сострадать.) ­ Сегодня мы обратим внимание еще на одно грандиозное про­ изведение И.­С. Баха ­ грандиозное не только по масштабу, но и по глубине  переживаний ­ «Страсти по Матфею». В 1892 г. немецкий композитор Феликс Мендельсон «открыл» для  слушателей «Страсти по Матфею» И.­С. Баха, которые пролежали в архивах  около 100 лет и никогда прежде не исполнялись. «Страсти» были великолепно исполнены под руководством Мендельсона, и с этого момента началось  «возрождение» забытой музыки И.­С. Баха. Судя по названию, вы можете предположить, о чем оно? В толковом словаре Даля страсти поясняются как страдания, муки,  душевная тревога, а также подвиг, сознательное принятие на себя страданий.  Именно такое понятие соответствует библейской легенде о Христе, о трех  последних днях его жизни. В Евангелии рассказ про Христа ведется четырьмя  свидетелями ­ апостолами. «Страсти по Матфею» означает, что в основу  произведения положен рассказ апостола Матфея. Это глубоко человечная повесть о великой несправедливости, которую  учинили жестокие люди: один из учеников Христа ­ Иуда ­за тридцать  сребреников предает учителя; Иисуса судят по лживому доносу. Другой  ученик ­ Петр ­ отрекается от него в страхе. Подкупленная толпа в ярости  требует страшной казни ­ распятия на кресте. Далее казнь, шествие до  Голгофы ­ места казни, смерть на кресте. В музыке «Страсти (пассионы)» ­ произведение на евангельский сюжет о предательстве Иуды, пленении и распятии Христа. У И.­С. Баха ­ это произведение, написанное для двух хоров, двух  оркестров, двух органов и солистов. Длится оно более 4 часов. Поэтому  первая часть обычно звучала па заутрене, вторая — в обедне. «Неизвестно, какое впечатление произведено исполнением «Страстей  по Матфею». По всей вероятности, баховское творение в прошлом не  заметили. В тот же день, в том же государстве исполнялись «Страсти»  некоего Готлиба Фребера ­ кандидата на Лобное место кантора. Скорее всего, они и явились музыкальным событием того дня, а не «Страсти» И.­С. Баха».  А. Швейцер «Объявление кантора церкви св. Фомы». ­ А вот что писал один из современников о баховских «Страстях»:  «Благодаря их сильным эффектам лучшие их исполнители не в церкви, а в  концертном зале. Власти одного из городов запретили исполнение их в  церкви». Ария альта из «Страстей по Матфею» — это пример всего самого совершенного и дорогого, созданного гением И. С. Баха. Здесь он выразил себя без остатка, до конца, высказал все, ради чего он жил и обращался к людям в своей музыке. Ария «Erbarme Dich» («Сжалься») падает на кульминацию евангельского сюжета, когда апостол Пётр, трижды предав Христа, как и было предсказано, горько раскаивается   в   содеянном.   Он   молится   и   рыдает,   он   взывает   к   милосердию.   Бах   всегда   с   особой проникновенностью и убедительностью использует в своем творчестве мотивы арии скорби или, как её принято называть, арии итал. lamento; как истинно христианская душа, Бах преисполнен сострадания к 2 1 3 ближнему   и   сочувствия   его   душевным   терзаниям.   Большое   вступление   скрипок   как   всегда   у   Баха живописует   происходящие   события:   согбенную   фигуру   Петра,   льющего   горькие   слёзы   —   мелодия вместе   со   своим   героем   всхлипывает   и   жалуется.   И   как   всегда   у   Баха,   эта   мелодия   кажется бесконечной: текут, нанизываются друг на друга вздыхающие фразы — слушая эту музыку, нельзя не вспомнить всех раскаявшихся грешников, душа которых как душа Петра очистилась через покаянную молитву.  П. Слушание и обсуждение «Арии альта» из произведения И.­С. Баха «Страсти по Матфею». ­ Обратимся к музыке. Сейчас прозвучит эпизод «Ария альта». Как  вы думаете, какому эпизоду страстей из перечисленных выше могла бы  соответствовать эта музыка? Слушание «Арии альта». (Скорбь  Петра  после  отречения. Ария  носит  название «Сжалься»  по первым словам. Написана на небольшой стихотворный текст, всего несколько строчек, причем в пении отдельные слова и предложения повторяются много раз.) ­ Как вы думаете, что для Баха важнее: музыкальное следование за текстом или музыкальная речь? ­ Почему Бах следует за текстом?  (Погружение в эмоциональное состояние.) Послушайте небольшой фрагмент из произведения В. Моцарта. ­ ­ Какому произведению В. Моцарта принадлежит этот фрагмент?  («Реквием Лакримоза».) Сравните с баховской интонацией. ­ Что   общего?  (Интонации   плача,   вздоха,   нисходящие   движения мелодии.) ­ О   каких   человеческих   качествах   рассказывает   музыкальное произведение? Ария звучит на интонационном языке. Мешает ли это понимать и переживать чувства, передаваемые музыкой. ­ У   кого   инструмента   звучит   основная   тема?  (У   скрипки   ­   ме­ лодический голос ­ менее развернутое построение.) Инструментальное начало вступления,   по   словам   Швейцера,   ­   это   музыкальное   толкование   слов   из предшествующего речитатива «... и плакал горько». ­ Проследите   за   основной   интонацией,   ее   развитием.   Есть   ли столкновение   или   контраст?  (Главенствует   одно   чувство   ­   красота   горя, человеческой скорби, выраженная в музыке). Вывод: Нет непереходимых границ между музыкой разных народов. Бах возвеличил подвиг человека, который «во имя любви идет на смерть». Его  музыка страстно отрицает жестокость и подлость, которые убивают в людях  человечность. 4. Итог урока Учебно­материальное обеспечение: 1. Литература: Учебник, программа. 3 1 3 2. Наглядные пособия:  слуховая наглядность: «Арии альта» из  произведения И.С.Баха «Страсти по Матфею». Фрагмент «Лакримоза» из произведения  В.А.Моцарта «Реквием». 4 1 3

Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".

Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".

Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".

Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".

Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".

Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".

Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".

Конспект урока музыки в 8-м классе ". Человек - главный герой искусства".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019