Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
7 кл
19.09.2017
Урок для учеников коррекционной школы VIII вида. В ходе урока дети повторяют особенности хвойных деревьев, знакомятся с их произрастанием на территории России. Выполняют задания на закрепление, рассматривают и сравнивают веточки изучаемых деревьев. Урок сопровождается презентацией. Умение различать хвойные деревья друг от друга по определённым признакам пригодится им в повседневной жизни.
План урока.doc
План — конспект урока
Класс: 7
Предмет, тема урока: интегрированный урок географии и биологии,
«Растительный мир. Хвойные леса».
Этап обучения по данной теме: начальный (четвёртый урок в серии
уроков (всего 18) по теме: «Лесная зона»).
Цели: 1. Коррекционно обучающие: познакомить учащихся с
разнообразием растительного мира зоны лесов, с новым понятием "тайга",
различными и наиболее ценными породами деревьев, условиями их
произрастания.
2. Коррекционно развивающие: развивать
пространственную ориентацию, навыки работы с атласами, настенной
картой, текстом учебника; обогащать словарный запас; расширять кругозор.
3. Коррекционно воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Изучение нового и закрепление ранее изученного материала.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
прививать интерес к предмету,
мышление,
Методы:
1) словесный (рассказ учителя, беседа, объяснение);
2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, компьютерный);
3) практические ( работа с учебником, с раздаточным материалом, с
атласами)
4) методы самостоятельной работы;
5) методы стимулирования – создание ситуации успеха, поощрение и т.д.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная форма организации познавательной деятельности.
Оборудование и основные источники информации:
Физическая
география России 7 класс, рабочая тетрадь для 7 класса, атласы, карандаши простые, карта «Природные зоны России», наборы шишек и
веток хвойных деревьев, мультимедиа, презентация, шарф, кубики.
Прогнозируемый результат:
растительного мира зоны лесов, умение различать хвойные деревья друг от
друга по определённым признакам в повседневной жизни.
знание учащимися разнообразие
I.
Организационный момент.
Ход урока.
У.: Здравствуйте, я рада вас видеть на своём уроке. Надеюсь, что вы
будете активными, внимательными.
II. Повторение изученного ранее материала.
У.: Урок начнём с повторения прошедших тем.
а) Работа с понятиями.
У.: Посмотрите внимательно на экран. Как вы считаете, почему эти
понятия определены в одну группу? (слайд №1)
На экране: арктическая пустыня, тундра, лес, степь, полупустыня и
пустыня, субтропики, горы.
Предполагаемые ответы детей: это природные зоны.
б) Работа со словарём в учебнике.
У.: Вспомним, что такое природная зона? Стр.173 (чтение учащимся )
в) Работа по карте.
У.: Какую природную зону мы с вами начали изучать?
Предполагаемые ответы детей: лесную.
У.: Покажите мне эту зону на карте.
У.: В каких частях России расположена эта зона?
Предполагаемые ответы детей: В Европейской и Азиатской частях.
Ш. Изучение нового материала.
У.: Где более разнообразен растительный мир: в тундре или в лесной зоне?
Предполагаемые ответы детей: в лесной зоне. У.: Почему?
Предполагаемые ответы детей: тепловой пояс северный умеренный,
лучи солнца больше попадают; 4 времени года, лето теплее и длиннее,
много рек..
Работа с учебником: Закрепляем ответы детей чтением первого абзаца из
учебника со стр. 75
У.: Что необходимо для роста деревьев?
Предполагаемые ответы детей: тепло, свет, хорошая почва, влага.
У.: Почему эта зона так называется?
Предполагаемые ответы детей: «Лесной» она называется потому, что
почти вся её территория покрыта лесами.
У.: Тема нашего сегодняшнего урока, это… (слайд №2) «Растительный
мир. Хвойные леса».
У.: Вспомним: какие по составу леса есть в России?
Предполагаемые ответы детей: лиственные, хвойные, смешанные.
У.: Северная часть лесной зоны получает меньше тепла, чем южная.
Поэтому здесь больше хвойных деревьев.
У.: Как называем хвойные леса?
Предполагаемые ответы детей: тайга.
аа
(Слайд №3) Тайг – на севере Европы, Азии и Северной Америки: дикий
хвойный лес.
У.: Какие хвойные деревья вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.
Работа с учебником: Обобщение 3 абзац учебника стр. 75
У.: Почему их называют хвойными?
Предполагаемые ответы детей: вместо листьев у этих деревьев
хвоинки.
У.: Обобщение: (слайд №4) Хвойными называют деревья, у которых вместо листьев – хвоя. Хвоинки –листья, только особой формы – длинные и узкие.
Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая
кожица не даёт хвоинкам пересохнуть, уменьшает испарение воды.
Хвоинки зимой обеспечивают дерево необходимым количеством пищи.
Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все
сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Отсюда название
«вечнозелёные».
Обратить внимание на слово: хвоя
У.: Вот о деревьях, растущих в тайге и поговорим.
У.: Какое дерево является символом Нового года?
Предполагаемые ответы детей: ель.
Ель (слайд №5) – Живёт 250 – 300 лет (иногда 600). Дерево высотой
до 30 м . Еловые леса очень плотные, густые, тёмные. (читает ученик)
Работа с раздаточным материалом: посмотрите на ветки, лежащие на
парте, определите еловую и расскажите о хвоинках .
Предполагаемые ответы детей: хвоинки жесткие, заостренные,
темнозеленые, короткие, расположены по одиночке и густо покрывают
ветки.
У.: Что можно сказать про шишки?
Предполагаемые ответы детей: шишки имеют продолговатую форму.
Работа с учебником и атласом: на стр. 75 в 4 абзаце мы узнаем, где именно
растёт ель в данной зоне. Посмотрим по атласу.
У.: Про следующее дерево отгадайте загадку:
Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня ты всюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
Предполагаемые ответы детей: сосна. Сосна ( слайд №6) светолюбивое, богатое смолой дерево. Сосновые
леса называют бор. Это дерево высотой от 35 до 75 м. Живёт 350 лет.
(читает ученик)
Работа с раздаточным материалом: определите сосновую и расскажите о
хвоинках.
Предполагаемые ответы детей: хвоинки длинные, темнозеленые,
мягче, чем у ели, сидят парами.
У.: Что можно сказать про шишки?
Предполагаемые ответы детей :шишки сосны коричневые имеют
округлую форму.
Работа с учебником и атласом: на стр. 75 в 5 абзаце мы узнаем, где именно
растёт сосна в данной зоне. Закрепим по атласу.
У.: Мы с вами рассмотрели деревья, которые произрастают в Европейской
части России.
У.: Отгадайте ребус про хвойное дерево (слайд №7).
Предполагаемые ответы детей: пихта.
Пихта (слайд №8)– самое теневыносливое дерево. Под густыми ветвями
пихты сыро и мрачно, мало кустарников, цветов и трав. Достигает высоты
30 метров. Живёт 100 – 150 лет. По строению похожа на ель. (читает
ученик)
Работа с раздаточным материалом: определите пихтовую и расскажите о
хвоинках.
Предполагаемые ответы детей: хвоинки плоские, неколючие, тонкие,
смолистые.
У.: Что можно сказать про шишки?
Предполагаемые ответы детей: шишки торчат вверх.
У.: Это дерево похоже на сосну. Его семена орешки, которые мы любим
погрызть. Предполагаемые ответы детей: кедр.
Кедр (сосна сибирская) (слайд №9) –одно из древнейших хвойных
деревьев. Живёт кедр в среднем 350 – 400 лет. Высота – до 60 метров.
Кедровые семена –бесценный дар природы. (читает ученик)
У.: (По слайду ) расскажите о хвоинках.
Предполагаемые ответы детей: хвоинки собраны в пучки, длинные.
У.: Что можно сказать про шишки?
Предполагаемые ответы детей: шишки у него более крупные.
У.: Осенью это дерево похоже на рыжую лису кажется, сейчас взмахнёт
пушистым хвостом, и поминай, как звали. Но, нет, стоит на месте, только
хвоинки беззвучно падают на землю…
Предполагаемые ответы детей: лиственница.
Лиственница (слайд №10) единственное из хвойных деревьев, которое
на зиму сбрасывает иголки. Светолюбивое дерево. Кора толстая, бурая, с
глубокими бороздами. Высота – до 35 метров. Живёт 400 – 500 лет. (читает
ученик)
Работа с раздаточным материалом: определите ветку лиственницы и
расскажите о хвоинках.
Предполагаемые ответы детей: хвоинки коротки, мягкие.
У.: Что можно сказать про шишки?
Предполагаемые ответы детей: шишки маленькие, круглые.
Работа с учебником и атласом: на стр. 76 в 3 абзаце мы узнаем, где именно
растёт лиственница в данной зоне. Закрепим по атласу.
У.: Изза мягких хвоинок это дерево называют «добрым деревом».
Лиственница называют добрым ещё и называют потому, что из неё можно
получить много полезных вещей.
Работа со слайдом (№11): в эту машину влезает 6 кубических метров
древесины. Это кубик одна грань этого кубика 1 метр. Таких кубиков 6. Из неё можно получить: 6000 квадратных метров целлофана (что это такое?
пищевая плёнка), 200 кг виноградного сахара, 2000 пар чулок, 1500
искусственной ткани.
IV. Физкультминутка. Приложение №1.
У.: Для чего нам людям нужна тайга?
Предполагаемые ответы детей: грибы, ягоды, свежий воздух, пушнину,
древесину.
Работа с учебником . Значение тайги. Охрана леса. Последний абзац по
учебнику стр.77
V. Закрепление изученного.
1 .Задания в рабочей тетради « С какой ветки детки?» стр. 40 задание №8.
Приложение №2.
2. Кроссворд (Слайд №12).
3. Игра «Узнай дерево на ощупь». С завязанными глазами определить ветка
какого дерева.
4. Отгадайте, о каких деревьях идет речь.
Высокое дерево с красивой кроной, хвоя колючая, шишки свисают вниз.
Это _________.
Предполагаемые ответы детей: ель.
Хвоя мягкая и плоская, шишки растут вверх. Это _______.
Предполагаемые ответы детей: пихта
Темный ствол, хвоинки расположены по пять в пучке, шишки и семена
крупнее сосновых. Это ________.
Предполагаемые ответы детей: кедр.
VI. Итог по уроку.
Какую тему мы сегодня изучали?
Предполагаемые ответы детей: растительный мир. Хвойные леса
Что такое тайга? Предполагаемые ответы детей: дремучий, непроходимый лес.
Как деревья приспособились к суровому климату?
Предполагаемые ответы детей: вместо листьев иголки, которые
сменяются постепенно, корни неглубоко в земле, ветви – упругие и
гибкие.
Молодцы! Я рада, что вы все были активными. Оценки за урок. А теперь,
оцените урок смайликами.
урок понравился, узнал много нового.
урок не понравился, ничего нового не узнал.
Список использованной литературы
1. Лифанова Т.М. , Соломина Е.Н. География России: 7 кл.: учебник
для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII
вида. М.:Просвещение, 2004.
2. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России:.
учебное пособие для 7 класса специальных (коррекционных
образовательных учреждений VIII вида. М.:Просвещение, 2001.
3. Петров В. В. Мир лесных растений. Серия «Человек и окружающая
среда».М: Наука, 1978.
4. Эйнар Г.: Мир леса. Детская энциклопедия «Махаон».М: Махаон,
2013.
5. Интернет ресурсы:
http://900igr.net/kartinki/geografija/Smeshannye-lesa-
Rossii/016-KHvojnye-derevja.html; http://www.green-
service.narod.ru/pages/vidy_rabot_9_3.htm. Приложение 1
Физкультминутка.
Вы помните о том, что все растения в лесу занимают каждый свой ярус?
Я буду называть вам растения леса. Если это растение занимает 1 этаж, то
вы встаете на носочки, если 2 этаж, то вы слегка наклоняетесь вперед, а
если 3 этаж, то вы приседаете.
(ПИХТА, МАЛИНА, ПАПОРОТНИК, ЛИСТВЕННИЦА, СОСНА,
ЗЕМЛЯНИКА, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, ЧЕРНИКА, КЕДР, МОХ ,
БРУСНИКА, ЕЛЬ).
Приложение 2
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Конспект урока на тему " Растительный мир. Хвойные леса." ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.