Конспект урока на тему "Базы данных и системы управления базами данных" (9 класс)
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Конспект урока на тему "Базы данных и системы управления базами данных" (9 класс)

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
информатика
9 кл
13.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

конспект урока.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 КОНСПЕКТ УРОКА по информатике: «Базы данных и системы управления базами данных» 9 класс Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович Работу выполнила: учитель информатики Васькова Н.П. г. Нелидово Тверской области 2016 г. Тема урока:  Базы данных и системы управления базами данных Тип урока: урок объяснения нового материала. Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный  проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (табличная форма  представления баз даны). Цели урока: Обучающие: познакомить учащихся с основными понятиями базы данных; сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления  данных;  рассмотреть способы создания и представления таблиц  в различных  программных приложениях: Microsoft Word и Microsoft Excel.  Воспитательные:  формирование материалистического мировоззрения;   нравственное воздействие; воспитание культуры умственного труда; Развивающие:       развитие репродуктивного воображения; развитие наглядно­действенного, абстрактно­логического мышления; развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать,  классифицировать. Новые понятия урока:  база данных,  поле,   тип поля,   запись,   форма,   СУБД. Ход урока: 1. Организационный момент (1 минута). 2. Изложение теоретического материала (19 минут) (слайды 1­15 презентации):                                                  1 слайд Сегодня на уроке начинаем изучение главы 4 «Хранение, поиск и сортировка  информации». Открываем тетради, записываем число и тему урока:  16.01.2008,  «Базы данных и системы управления базами данных».   Повторить материал урока вы сможете дома, прочитав п. 4.1. стр. 163­166 и  ответив устно на вопросы 1­6 после параграфа. Запишите домашнее задание.                                                 2 cлайд  Для хранения и обработки больших объёмов информации используются базы  данных.                                                Примеры баз данных: (записать в тетрадь) телефонный справочник;   школьный журнал;   библиотечный каталог; записная книжка. Вопросы учащимся: Сведения, о каких объектах хранятся в базе данных? (Организации и  граждане; учащиеся; печатные издания; друзья). Каким набором свойств они обладают? (Название или фамилия, имя,  отчество, адрес, номер телефона; оценки, личные сведения, пропуски  уроков, сведения о занятиях во внеурочное время, о факультативных  занятиях; год издания, количество страниц, издательство, автор, жанр; фамилия, имя, адрес, номер телефона) Приведите примеры известных вам баз данных. (Школьный дневник,  справочник, словарь и т. д.)                                        3 слайд База данных  (Попробуем сформулировать определение базы данных, подумайте какие  прилагательные нужно вставить вместо пропущенных слов) позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве …  объектов, обладающих … набором свойств. (Определение записать в  тетрадь) (Базы данных удобно представлять в виде таблицы.  В каждой строке  таблицы размещаются значения свойств одного из объектов, а каждый  столбец хранит значения определённого свойства всех объектов.  Например, в базе данных «Записная книжка» в каждой строке таблицы  содержится информация об определённом человеке, а значения его  «свойств»: «№», «Фамилия, имя», «Дата рождения», «Телефон»,  «Домашний адрес» хранятся в различных столбцах.).                                            4 слайд Табличная форма представления баз данных База данных «Записная книжка» № Фамилия, имя 1 Лебедева Мария 16.06.93 Дата рождения Телефон 98309 2 Резвова  Надежда 18.03.92 21279 Домашний адрес ул. Заозёрная д.  1 Ул. Садовая д.2 Столбцы табличной базы данных называют полями, а строки записями.  (Определения поля и записи записать в тетрадь)                                           5 слайд Вопросы учащимся: Сколько полей имеет база данных «Записная книжка»? (5) Сколько записей имеет база данных «Записная книжка»? (2) 6 слайд (Содержимое слайда записать в тетрадь) Вопросы учащимся: Что представляет собой текст? (Последовательность символов) Что представляет собой число? (Числа, записанные в разной форме) Что представляет собой тип дата/время? (Дата или время, записанная в  разной форме) Тип счётчик позволяет автоматически нумеровать записи в таблице                                                    7 слайд Вопросы учащимся: Как вы думаете, какие поля могут иметь тип текст? (Фамилия, имя и  домашний адрес) 8 слайд Вопросы учащимся: Как вы думаете, какие поля могут иметь тип число? (Телефон)                                                 9 слайд Вопросы учащимся: Как вы думаете, какие поля могут иметь тип дата/время? (Дата  рождения)    10 слайд Вопросы учащимся: Как вы думаете, какие поля могут иметь тип счётчик? (№) 11 слайд (Для поочерёдного ввода, просмотра и редактирования записей базы  данных часто используется форма. Форма позволяет последовательно  отображать записи в удобном для пользователя виде) Записать в тетрадь. Вопросы учащимся: Как вы думаете, почему именно на уроках информатики мы изучаем тему «Базы данных»? (Будем создавать базы данных с помощью компьютера) Создание баз данных, а также операции поиска и сортировки данных  выполняются специальными программами — системами управления  базами данных (СУБД). Определение СУБД записать  в тетрадь.                                                 12 слайд (На практической части нашего урока с помощью текстового редактора и  электронных таблиц создадим базу данных «Записная книжка»                                                  13 слайд (к следующему уроку вы должны знать понятия: база данных, поле, тип  поля, запись, форма, СУБД) Пройдите за компьютеры. Начнём практическую работу. 3. Практическая работа «Создание базы данных «Записная книжка»».  (15 минут) (Учащиеся предварительно имели домашнее задание: в текстовом редакторе  Блокнот создать файл, состоящий из десяти абзацев. В каждом абзаце  должны быть перечислены через запятую следующие данные о друзьях:  номер по порядку, фамилия имя, дата рождения, домашний адрес, номер телефона) Цель работы: создать базу данных «Записная книжка» в текстовом  процессоре Word и с использованием электронных таблиц Excel,  осуществить просмотр и ввод данных в режиме форма. Ход работы: скопировать файл, созданный дома в собственную папку, открыть его; сохранить файл, как документ Word под именем Друзья;    В Word преобразовать текст в таблицу, закрыть документ. (Ещё какое   приложение можно использовать в качестве СУБД?); открыть электронные таблицы Microsoft Excel; осуществить импорт текстового файла в электронную таблицу  Excel  (Данные­Внешние данные­Импорт текстового файла…); осуществить просмотр данных в режиме форма (Данные­Форма..),  предварительно выделив данные; добавить ещё одну запись с использованием формы (Добавить… Закрыть); сохранить файл в собственной папке под именем Друзья, закрыть  приложение. Перед началом практической работы учащиеся получают карточки с  описанием практической работы. Пункты 1­5 практической работы  учащиеся выполняют под руководством учителя, а 7­8  самостоятельно. 4. Итоги урока (5 минут):      оценки; вопросы:  С какими новыми понятиями познакомились?  Объясните смысл каждого понятия;  Приведите примеры баз данных.
скачать по прямой ссылке