Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
КОНСПЕКТ УРОКА
по информатике:
«Базы данных и системы управления базами данных»
9 класс
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович
Работу выполнила: учитель информатики
Васькова Н.П.г. Нелидово
Тверской области
2016 г.Тема урока: Базы данных и системы управления базами данных
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный
проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (табличная форма
представления баз даны).
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с основными понятиями базы данных;
сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления
данных;
рассмотреть способы создания и представления таблиц в различных
программных приложениях: Microsoft Word и Microsoft Excel.
Воспитательные:
формирование материалистического мировоззрения;
нравственное воздействие;
воспитание культуры умственного труда;
Развивающие:
развитие репродуктивного воображения;
развитие нагляднодейственного, абстрактнологического мышления;
развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать,
классифицировать.
Новые понятия урока:
база данных,
поле,
тип поля,
запись,
форма,
СУБД.
Ход урока:
1. Организационный момент (1 минута).
2. Изложение теоретического материала (19 минут)
(слайды 115 презентации):
1 слайд
Сегодня на уроке начинаем изучение главы 4 «Хранение, поиск и сортировка
информации». Открываем тетради, записываем число и тему урока:
16.01.2008, «Базы данных и системы управления базами данных».
Повторить материал урока вы сможете дома, прочитав п. 4.1. стр. 163166 и
ответив устно на вопросы 16 после параграфа. Запишите домашнее задание.
2 cлайд
Для хранения и обработки больших объёмов информации используются базы
данных.
Примеры баз данных: (записать в тетрадь)
телефонный справочник;
школьный журнал;
библиотечный каталог;
записная книжка.
Вопросы учащимся:Сведения, о каких объектах хранятся в базе данных? (Организации и
граждане; учащиеся; печатные издания; друзья).
Каким набором свойств они обладают? (Название или фамилия, имя,
отчество, адрес, номер телефона; оценки, личные сведения, пропуски
уроков, сведения о занятиях во внеурочное время, о факультативных
занятиях; год издания, количество страниц, издательство, автор, жанр;
фамилия, имя, адрес, номер телефона)
Приведите примеры известных вам баз данных. (Школьный дневник,
справочник, словарь и т. д.)
3 слайд
База данных
(Попробуем сформулировать определение базы данных, подумайте какие
прилагательные нужно вставить вместо пропущенных слов)
позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве …
объектов, обладающих … набором свойств. (Определение записать в
тетрадь)
(Базы данных удобно представлять в виде таблицы. В каждой строке
таблицы размещаются значения свойств одного из объектов, а каждый
столбец хранит значения определённого свойства всех объектов.
Например, в базе данных «Записная книжка» в каждой строке таблицы
содержится информация об определённом человеке, а значения его
«свойств»: «№», «Фамилия, имя», «Дата рождения», «Телефон»,
«Домашний адрес» хранятся в различных столбцах.).
4 слайд
Табличная форма представления баз данных
База данных «Записная книжка»
№ Фамилия, имя
1
Лебедева Мария 16.06.93
Дата рождения
Телефон
98309
2
Резвова
Надежда
18.03.92
21279
Домашний адрес
ул. Заозёрная д.
1
Ул. Садовая д.2
Столбцы табличной базы данных называют полями, а строки записями.
(Определения поля и записи записать в тетрадь)
5 слайдВопросы учащимся:
Сколько полей имеет база данных «Записная книжка»? (5)
Сколько записей имеет база данных «Записная книжка»? (2)6 слайд
(Содержимое слайда записать в тетрадь)
Вопросы учащимся:
Что представляет собой текст? (Последовательность символов)
Что представляет собой число? (Числа, записанные в разной форме)
Что представляет собой тип дата/время? (Дата или время, записанная в
разной форме)
Тип счётчик позволяет автоматически нумеровать записи в таблице
7 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип текст? (Фамилия, имя и
домашний адрес)8 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип число? (Телефон)
9 слайдВопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип дата/время? (Дата
рождения)
10 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип счётчик? (№)11 слайд
(Для поочерёдного ввода, просмотра и редактирования записей базы
данных часто используется форма. Форма позволяет последовательно
отображать записи в удобном для пользователя виде) Записать в тетрадь.Вопросы учащимся:
Как вы думаете, почему именно на уроках информатики мы изучаем тему
«Базы данных»? (Будем создавать базы данных с помощью компьютера)
Создание баз данных, а также операции поиска и сортировки данных
выполняются специальными программами — системами управления
базами данных (СУБД). Определение СУБД записать в тетрадь.
12 слайд(На практической части нашего урока с помощью текстового редактора и
электронных таблиц создадим базу данных «Записная книжка»
13 слайд
(к следующему уроку вы должны знать понятия: база данных, поле, тип
поля, запись, форма, СУБД)
Пройдите за компьютеры. Начнём практическую работу.
3. Практическая работа «Создание базы данных «Записная книжка»».
(15 минут)
(Учащиеся предварительно имели домашнее задание: в текстовом редакторе
Блокнот создать файл, состоящий из десяти абзацев. В каждом абзаце
должны быть перечислены через запятую следующие данные о друзьях:
номер по порядку, фамилия имя, дата рождения, домашний адрес, номертелефона)
Цель работы: создать базу данных «Записная книжка» в текстовом
процессоре Word и с использованием электронных таблиц Excel,
осуществить просмотр и ввод данных в режиме форма.
Ход работы:
скопировать файл, созданный дома в собственную папку, открыть его;
сохранить файл, как документ Word под именем Друзья;
В Word преобразовать текст в таблицу, закрыть документ. (Ещё какое
приложение можно использовать в качестве СУБД?);
открыть электронные таблицы Microsoft Excel;
осуществить импорт текстового файла в электронную таблицу Excel
(ДанныеВнешние данныеИмпорт текстового файла…);
осуществить просмотр данных в режиме форма (ДанныеФорма..),
предварительно выделив данные;
добавить ещё одну запись с использованием формы (Добавить…
Закрыть);
сохранить файл в собственной папке под именем Друзья, закрыть
приложение.
Перед началом практической работы учащиеся получают карточки с
описанием практической работы. Пункты 15 практической работы
учащиеся выполняют под руководством учителя, а 78
самостоятельно.
4. Итоги урока (5 минут):
оценки;
вопросы:
С какими новыми понятиями познакомились?
Объясните смысл каждого понятия;
Приведите примеры баз данных.