Конспект урока на тему: "Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты)."
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
8 кл
15.05.2018
Цели:
- образовательные: сформировать первичные знания ландшафтах региона, рассмотреть физико-географическое районирование и природные комплексы Донецкой области.
- развивающиеся: развить умение и навыки работы с картой в Донецкой области; рассмотреть физико-географическое районирование региона.
- воспитательная: воспитание важности изучения географии, любознательность, краеведческий подход.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: Физическая карта Донецкой области, атласы.
8_klass_FGR.doc
Конспект урока по географии (8 класс)
Тема урока:
Дата _________
Физикогеографическое районирование и природные
комплексы (ландшафты).
Цели:
образовательные: сформировать первичные знания ландшафтах региона,
рассмотреть физикогеографическое районирование и природные комплексы
Донецкой области.
развивающиеся: развить умение и навыки работы с картой в Донецкой
области; рассмотреть физикогеографическое районирование региона.
воспитание важности изучения
воспитательная:
географии,
любознательность, краеведческий подход.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: Физическая карта Донецкой области, атласы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Дайте ответы на вопросы:
Какую роль играют растения и животные в жизни Земли?
Что такое биологические ресурсы?
Кто первым отреагирует на изменения в природном комплексе: растения
или животные?
Перечислите мероприятия по охране видового состава флоры и фауны
нашей области. Достаточны ли эти меры в настоящий период?
Во время экскурсии определите, какие растения распространены возле
вашей школы, дома. Какие из них нуждаются в охране и уходе?
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
Тема нашего урока: «Физикогеографическое районирование и природные
комплексы (ландшафты)». Ландшафт – это генетическая однородный природный
территориальный комплекс, который имеет единый геологический фундамент,
один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственного только
данному ландшафту набора динамически сопряженных основных и
второстепенных урочищ, закономерно повторяющихся в пространстве.
Современные ландшафты территории Донецкой области претерпели
существенные изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека. Он создал антропогенные комплексы: поля, сады, города, парки и др. Естественные
ландшафты Донецкой области сохранились лишь в заповедных зонах.
4.Изучение нового материала.
Каждая местность – это часть географической оболочки земного шара со
своими природными компонентами. Изучая природные компоненты нашей
области, мы установили, что между ними существуют взаимосвязи. Ни один
природный компонент не существует отдельно, каждый сочетается с другими.
Взаимосвязи выражаются в обмене веществом и энергией. Проследить
взаимосвязи можно на различных примерах. Так, изменение количества солнечной
радиации, поступающее на земную поверхность, приводит к изменению характера
растительности, а это изменяет почвенный покров, животный мир, сказывается на
образовании рельефа и т.д.
Различные компоненты природы изменяются в пространстве и во времени.
Любой природный компонент – это результат длительного развития.
Растительный и животный мир нашей области до четвертичного оледенения был
другим. На территории нашей области происходили медленные тектонические
движения, вековые изменения климата, наступление и отступление морей. В
конце мезозоя теплый и влажный климат способствовал распространению
тропических лесов от экватора к широтам нашей области и выше. Но в кайнозое
происходило постепенное охлаждение земной поверхности. Кроме того,
вследствие движения литосферных плит и изменения очертаний материков
северные границы зон сместились в более высокие широты. Поэтому в начале
кайнозоя севернее экваториальных лесов появились переменновлажные
субэкваториальные, преимущественно листопадные леса. В Евразии они
достигали широт Парижа и Киева. В наше время такие леса сохранились только
на полуостровах Индостан и Индокитай.
Считается, что в начале антропогенного периода на территории Европы
существовали только две природные зоны – лесная и лесостепная, а уже в средине
его появилась еще одна – степная. Древние ландшафты получили название
палеоландшафтов.
Современные природные комплексы начали формироваться после таяния
последнего ледника лишь 10 – 12 тыс. лет назад. Их компоненты и свойства
продолжают изменяться во времени, иногда – просто на глазах и довольно
существенно. Нарушение или изменение хотя бы одного из компонентов сразу же
влияет на другие компоненты. В результате комплекс видоизменяется или
исчезает вообще, уступая место новому. Это ярко можно проиллюстрировать на
примере изменений, произошедших на территории нашей области с конца ХІХ ст.
до наших дней. Вследствие длительного взаимосвязанного и взаимообусловленного развития
природных компонентов на определенных территориях возникают разные по
размерам участки с определенными физикогеографическими условиями –
природнотерриториальные комплексы или ландшафты.
Слово «комплекс» в переводе с латинского языка означает «связь,
соединение». Слово «ландшафт» в переводе с немецкого – «пейзаж». Природные
комплексы (ландшафты) – своеобразная мозаика, из которой образована
географическая оболочка. Составными частями ландшафта являются урочища,
фации. Фация – самый простой, небольшой по площади природный комплекс,
который образуется в пределах одного элемента рельефа, например, склон балки,
дно оврага. Фация имеет наиболее однородные природные условия.
Взаимосвязанная группа фаций образует урочища, которые формируются в
пределах одной относительно небольшой формы рельефа (овраг, балка, холм).
Урочище – местность, выделяющаяся среди окружающего ландшафта
естественными границами, признаками.
Классификация ландшафтов – относительно новая и сложная, пока ещё
недостаточно разработанная система. Принципы классификации ландшафтов
могут различаться в зависимости от того, какие критерии положены в основу
объединения ландшафтов.
Естественная классификация ландшафтов основывается на инвариантных
свойствах ландшафтов,
Все
пространственные и временные элементы структуры геосистемы составляют её
инвариант.
на их структуре,
генезисе,
динамике.
Физикогеографическое районирование – это выделение и описание
территорий, для которых характерно определенное единство и неповторимость
черт природы.
Природнотерриториальные комплексы или ландшафты – это разные
по размерам участки с определенными физикогеографическими условиями,
возникшие вследствие длительного взаимосвязанного и взаимообусловленного
развития природных компонентов на определенных территориях.
Физикогеографические страны – самые большие единицы районирования
на суше, которые сформировались в пределах больших тектонических структур
(платформ, складчатых сооружений), им соответствуют формы рельефа (равнины
и горы).
Природные зоны с присущими им климатом, почвами, растительным и
животным миром формируются вследствие отличий в распределении тепла и
влаги в пределах климатического пояса. Подзоны – это части природной зоны, которые выделяют по условиям
увлажнения.
Природный край (провинция) – это часть зоны или подзоны в
Восточноевропейской равнине. Его выделяют с учетом неоднородности
поверхности зоны, степени континентальности климата, а также истории развития
территории в антропогене (влияние материковых оледенений, наступлений
морей).
Основными факторами развития ПТК являются: солнечная радиация,
внутренняя энергия Земли и энергия вращения планеты, а также процессы,
которые происходят в атмосфере, гидросфере и биосфере. Все эти факторы
влияют на развитие комплекса через основные физикогеографические
процессы – теплообмен, водообмен, обмен минеральными и органическими
веществами.
Учение о природнотерриториальных комплексах было основано в конце
ХІХ века В. В. Докучаевым. Знания о природных комплексах имеют большое
практическое значение для сельского хозяйства, строительства, различных
предприятий.
Особенности природных комплексов важно знать для
рационального использования и охраны природы.
Учеными установлены сложнейшие связи между природными явлениями и
объектами на Земле. Известный биолог О. Л. Чижевский доказал, что активность
Солнца влияет на урожаи сельскохозяйственных культур, болезни растений,
размножение животных и вылов рыбы, рождаемость и смертность людей и т.д.
Ученый Г. К. Тушинский исследовал закономерности сокращения и увеличения
площади ледников, схода лавин, изменения уровня озер в связи с колебаниями
количества осадков. Геолог Б. Л. Личков установил связи между изменением
скорости вращения Земли под действием приливов и изменением климата
Каждый участок Земли подвергается различному влиянию природных
компонентов – факторов ландшафтообразовния. Закономерное сочетание
природных компонентов делает каждый ландшафт неповторимым. Количество и
разнообразие природных комплексов Земли очень велико: материки и океаны,
горные массивы, леса и степи, пустыни, болота и луга. Роль различных природных
компонентов неодинакова. От рельефа и климата пейзаж природы зависит
полностью, а вот роль животных может быть относительно невелика.
При формировании одних природных комплексов главную роль играет
климат, других – рельеф. Природные комплексы, сформировавшиеся под
влиянием климата, подчиняются географической зональности и называются
зональными ПК и последовательно сменяют друг друга с севера на юг, образуя
широтные зоны. Территория Донецкой области находится в степной природной зоне. Природные комплексы, сформировавшиеся под влиянием рельефа,
называются азональными ПК. В Донецкой области это области Донецкого кряжа,
Приазовской возвышенности, Приазовской низменности.
В каждом природном комплексе выделяют ландшафты меньшего размера,
более низкого порядка. Наименьшие по размерам природные комплексы
(местности, урочища, фации) занимают ограниченные территории. Это холмистые
гряды, отдельные холмы, их склоны; или низменная долина реки и ее отдельные
участки: русло, пойма, надпойменные террасы. Интересно, что чем меньше по
размерам природный комплекс, тем однороднее его природные условия.
Например, на Приазовской возвышенности протекает река Кальмиус – это
природный комплекс. Река имеет террасу, берега, пойму, русло – это разные
природные комплексы.
Приподнятый, пересеченный рельеф, умеренный климат, черноземные почвы,
меловые обнажения и солончаки, песчаные россыпи по берегам рек обусловили
разнообразные ландшафты Донецкой области. Все ПТК области можно разделить
на равнинные, пойменные и приморские ландшафты.
Своеобразием природных свойств характеризуются ландшафты пойм и
приморских аккумулятивных равнин. Пойменные ландшафты отличаются
периодическим затоплением пресными водами, приморские ландшафты –
периодическим затоплением морскими водами. Все ландшафты области
подвержены хозяйственной деятельности человека.
Человек является важным компонентом природного комплекса. Появление
земледелия начало эпоху коренных изменений в природных ландшафтах.
Хозяйственная деятельность человека разрушает природные комплексы. В таких
ландшафтах относительно мало изменились геологическая основа и климат,
однако значительные изменения претерпели небольшие формы рельефа, почвы,
растительность и животный мир. Добыча полезных ископаемых сопровождается
образованием карьеров, отвалов, терриконов, осушение и орошение изменяет
водный режим.
В результате использования человеком разных видов природных ресурсов
постепенно сформировались антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные,
водохозяйственные, промышленные,
городские. По степени изменения
хозяйственной деятельностью человека – по сравнению с исходным естественным
состоянием они подразделяются на слабо измененные, измененные и сильно
измененные. Степные ландшафты нашей области существенно изменились в ХIХ
веке. Сегодня практически все ландшафты находятся под воздействием
определенного направления природопользования. Человек создал новые
природные комплексы: поля, сады, города, парки и др. Сейчас антропогенные ландшафты значительно преобладают над естественными. Естественные
ландшафты Донецкой области сохранились лишь в заповедных зонах.
Картосхема «Физикогеографическое районирование Донбасса» 5. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
1. Составьте схему «Взаимосвязь природных компонентов»:
2. Дайте
определение
ландшафтообразования».
понятий
«ландшафт»,
«факторы
3. Составьте характеристику основных составляющих природно
территориального комплекса.
4. Проанализируйте влияние антропогенного фактора на природные
комплексы.
5. Составьте описание природного комплекса своей местности.
6. Докажите закономерность единства в природнотерриториальном
комплексе.
Задание 2.
Обозначьте на контурной карте границы единиц физикогеографического
районирования Донецкого края. Подпишите их.
6. Подведение итогов урока.
1.Что узнали на уроке?
2.Что понравилось на уроке?
3.Что вы не поняли на уроке?
7. Домашнее задание:
Читать § 27. Выучить основные понятия по теме.
Конспект урока на тему: "Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты)."
Конспект урока на тему: "Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты)."
Конспект урока на тему: "Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты)."
Конспект урока на тему: "Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты)."
Конспект урока на тему: "Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты)."
Конспект урока на тему: "Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты)."
Конспект урока на тему: "Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты)."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.