Конспект урока на тему "Исследование функций"
Оценка 4.6

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
10 кл
18.10.2019
Конспект урока на тему "Исследование функций"
Урок по теме: «Исследование функций» Цель урока: обобщение и систематизация знаний по данной теме. Задачи урока: Образовательные − обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме; формировать у обучающихся умения исследовать функции; отработать навыки построения графиков функций; Развивающие − развитие умений применять теоретические знания при исследовании функций; развитие исследовательских умений, навыков самостоятельной работы, развитие умения рассуждать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы, развитие мышления, памяти, внимания и математического кругозора; Воспитательные − воспитание воли и упорства для достижения конечного результата; воспитание познавательной активности, аккуратности при построении графиков, прививать интерес к предмету математики, воспитывать сознательное отношение к обучению, самостоятельности. Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, тесты, схемы исследования функций.
urok_po_teme_issledovanie_funktsiy.doc
Урок по теме: «Исследование функций»       Цель урока: обобщение и систематизация знаний по данной теме.       Задачи урока:       Образовательные − обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной  теме; формировать у  обучающихся умения исследовать функции; отработать навыки построения графиков функций;      Развивающие  −  развитие умений применять теоретические знания при исследовании функций; развитие  исследовательских умений, навыков самостоятельной работы, развитие умения рассуждать, сравнивать,  обобщать, формулировать выводы, развитие мышления, памяти, внимания и математического кругозора;      Воспитательные  −  воспитание воли и упорства для достижения конечного результата; воспитание  познавательной активности, аккуратности при построении графиков, прививать интерес к предмету  математики, воспитывать сознательное отношение к обучению, самостоятельности.        Формы организации урока:  фронтальная, индивидуальная, групповая.       Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, тесты, схемы    исследования функций. План урока 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний: 1) фронтальная беседа по вопросам; 2) кроссворд; 3) тест. 3. Проверка домашнего задания: 1) устная работа по графику; 2) работа с учебником; 4. Защита проектов. 5. Обобщение знаний по теме «Исследование функций»: задания по карточкам сборника ЕГЭ. 6. Подведение итогов урока.  7. Домашнее задание. задание с ошибкой; 1) 2) работа по графикам; 3)                          Ход урока 1. Организационный момент Слайд № 1    Преподаватель: Сегодня на уроке мы обобщим знания о функции, закрепим свойства  функций и применим эти свойства для исследования функций и построения  графиков. Тема урока: «Исследование функций»  Слайд № 2       Эпиграфом к уроку служат слова французского философа­материалиста, атеиста  Дени Дидро (1713­1784) − современника Декарта и Лейбница. 1 «Начинать исследования можно по­разному… Всё равно начало почти всегда  оказывается весьма несовершенной, нередко безуспешной попыткой. Есть истины,  как страны, наиболее удобный путь к которым становится известным лишь  после того, как мы используем все пути. Кому­то приходится, рискуя собой,  сходить с проторённой дороги, чтобы указать другим правильный путь… На пути к  истине мы почти всегда обречены совершать ошибки». (Дени Дидро) 2.  Актуализация знаний 1) Фронтальная беседа по вопросам   Преподаватель: Для того, чтобы исследовать функцию и строить её график нам  необходимо повторить определение функции и вспомнить, что является графиком       функции. Ответьте на вопросы: Слайды  № 3­4    1. Что называется функцией? 2. Что называется графиком функции? 3. Какие из линий, изображённых на рисунке являются графиками функций?  Слайд № 5    2) Кроссворд      Преподаватель: А теперь давайте разгадаем кроссворд. Обучающиеся самостоятельно работают по кроссворду. На вопросы 1,2,3 и 4 кроссворда отвечают обучающиеся 1  варианта, а на вопросы 5, 6, 7 и 8 −обучающиеся 2 варианта. Для проверки  обмениваются тетрадями в паре. Далее идёт обсуждение под руководством  преподавателя.                                                   6 7 8                    5                   2 1                                                             3 2 4 1. Графиком функции у = х2 является … 2. Вертикальную координатную прямую называют … Вопросы 3. Графиком функции у = 1/х является … 4. Зависимость, при которой каждому значению х ставится в соответствие  единственное значение у называется … 5. Множество всех точек (х;у) координатной плоскости, где у = f(х), а х «пробегает»  всю область определения функции f. 6. Графиком функции у = кх + в является … 7. Горизонтальную координатную прямую называют … 8. Ось х и ось у называют осями … 3) Тест  Преподаватель: Какие свойства функций вы знаете?  Давайте вспомним определения  этих свойств, для этого проведём тест.  Преподаватель раздаёт тесты обучающимся. Задания тестов дифференцированные.  Обучающиеся работают самостоятельно, затем сверяют свои ответы с правильными  ответами, представленными на слайде №6. Тест Вариант 1 1. Функция f(х) возрастает на множестве Р, если для любых х1 и х2  из множества Р  таких, что х2  > х1  выполняется неравенство А) f(х2) < f (х1); Б) f(х2) > f (х1); В) f(х2) = f (х1). 2. Функция f(х) называется нечётной, если для любых х из её области определения  А) f(­ х) = f (х); 3 Б) f(­ х) = ­ f (х); В) f(х) > ­ f (х). 3. Точка х0 называется точкой максимума функции f(х), если для всех х из некоторой окрестности х0 выполнено неравенство А) f(х) ≤ f(х0); Б) f(х0) ≤ f(х); В) f(х) = f(х0). 4. Период функции у = sin 2х равен А) 4 ;π ;π Б)  В) 2 .π 5. График чётной функции симметричен А) относительно оси ОХ(оси абсцисс); Б) относительно начала координат; В) относительно оси ОУ(оси ординат). Вариант 2 1. Функция f(х) убывает на множестве Р, если для любых х1 и х2  из множества Р  таких, что х2  > х1  выполняется неравенство А) f(х2) < f (х1); Б) f(х2) > f (х1); В) f(х2) = f (х1). 2. Функция f(х) называется чётной, если для любых х из её области определения  А) f(­ х) = ­ f (х); Б) f(­х) =  f (х); В) f(х) < ­ f (х). 3. Точка х0 называется точкой минимума функции f(х), если для всех х из некоторой  окрестности х0 выполнено неравенство А) f(х) ≥ f(х0); Б) f(х0) ≤ f(х); В) f(х) = f(х0). 4 4. Период функции у = cos 3х равен А) 3 ;π ;π Б)  В) 2 /3.π 5. График нечётной функции симметричен А) относительно оси ОХ(оси абсцисс); Б) относительно начала координат; В) относительно оси ОУ(оси ординат). Вариант 3 (для слабых обучающихся) 1. Функция заданная формулой f(­х) = ­f(х) является А) чётной; Б) нечётной; В) ни чётной, ни нечётной. 2. На рисунке изображен                                                        у А) минимум функции; Б) максимум функции; В) ни максимум, ни минимум. 3. Функция у = х2 является А) четной функцией; Б) нечётной; х В) ни чётной, ни нечётной.                                                    у 4. График, изображенный на рисунке А) возрастает                                                                                                          х Б) убывает;                                                                                                                 В) ни возрастает, ни убывает.                                                        5. График чётной функции симметричен относительно А) оси абсцисс (оси ОХ); Б) начала координат; В) оси ординат (оси ОУ).      3. Проверка домашнего задания 5 Преподаватель: Дома вы должны были используя схему исследования функции     построить график этой функции и наоборот, по графику определить свойства этой  функции. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. А по какой  схеме исследования функций вы работали?       Обучающиеся по цепочке называют схему исследования функции, а затем     преподаватель демонстрирует данную схему на экране. Слайд № 7. Схема исследования функций 1. Найти область определения функции. 2. Определить чётность или нечётность функции, периодичность. 3. Найти координаты точек пересечения графика с осями координат. 4. Найти промежутки знакопостоянства функции. 5. Определить промежутки возрастания или убывания функции. 6. Найти точки экстремума функции, вид экстремума (максимум или минимум) и  значения функции в этих точках. 7. Найти область значений функции. 8. Построить график функции.     Задание 1. (работа по цепочке)  С   лайд № 8­9 Преподаватель: Проведём по общей схеме исследование функции, заданной графиком.                   Далее работаем по учебнику:  № 94(а, б, в).  Слайд  № 10        Задание 2.  Постройте график функции f, если известны её свойства. 6 7 4.  Защита проектов.   Преподаватель: Мы с вами исследовали функции, заданные графиком и строили  графики функций, используя свойства. Можно исследовать функции, которые заданы  только одной формулой.      На дом вам была задана исследовательская работа по исследованию функций,  которые заданы аналитически, т. е. с помощью формулы. Вся группа обучающихся  была разбита на 5 подгрупп. У каждой подгруппы было своё индивидуальное задание  (задания для групп подбирались различных уровней сложности).     Ваша задача состоит в том, чтобы, используя алгоритм исследовательской  деятельности определить, что является графиком каждой из функций. Для этого, вы,  работая в группе, формировали цели исследования, выдвигали гипотезы, проверяли  их, используя схему исследования функций, делали вывод по результатам  исследовательской работы и подводили итоги в виде составления презентации. Т. е.  вы работали над проектом. Ну, а сегодня давайте посмотрим, что у вас получилось.  Для этого представьте свой проект на наше рассмотрение.  Итак, тема проекта: «Построение графиков функций по общей схеме исследования».  Алгоритм исследовательской деятельности:  Создать проблемную ситуацию. 1. 2. Сформулировать цель исследования. 3. Выдвинуть гипотезу о том, что является графиком данной функции и сделать  схематический чертёж. 4. Провести исследование функции по общей схеме исследования. 5. Сделать вывод по результатам исследовательской работы.          Слайд 11        Задание группе №1. Построить график функции f(х) = 2х – 6, используя схему       исследования. Слайд 12­14 8 Задание группе №2. Построить график функции f(х) = х3 – 1, используя общую схему  исследования.   Слайд 15­20.    Задание группе №3. Построить график функции f(х) = х2 – 4х, используя общую схему  исследования.  Слайд 21­28   Задание группе №4. Построить график функции f(х) = √(х–3), используя общую схему  исследования.  Слайд 29­34          Вывод. Итак, исследовательские проекты показали, что вы умеете применять общую  схему исследования к любой функции.   5. Обобщение знаний по теме.        Обобщёние знаний проводим в форме фронтальной беседы. 1) Задание с ошибкой. (задание записано на доске)  Найдите все ошибки в исследовании функции f(х) = 5 – 2х.  1. Область определения функции (­∞; 5) U (5; +∞).             Ответ: (­∞; +∞). 2. f(­ х) = 5 – 2(­х) = 5 – 2х. – чётная.                                     Ответ: ни чётная, ни нечётная.     Функция не периодическая. 3. Пересечение с осью:     а) с осью ОХ, у = 0.                             б) с осью ОУ, х = 0         5 – 2х = 0,  х = 2,5.                               у = 5 – 2 ∙ 0 = 0.       Ответ: б) у = 5.         (0; 2,5).                                                  (0; 5). 4. Промежутки знакопостоянства:    f(х) > 0,   5 – 2х > 0,  х < 2,5;      х  (­∞; 2,5); f(х) < 0,   5 – 2х < 0,  х > 2,5;      х   (­∞; 2,5). Ответ: х € (2,5; +∞). 5. Функция возрастает при х принадлежащем промежутку (­∞; +∞).    Ответ: убывает. 6. Точек экстремума нет. 7. Область значений  (­∞; +∞).                                                                       у                                                                              5 9 2,5 х 2) Работа по таблице Слайд № 35.  Среди данных графиков найти тот, который соответствует следующему описанию:  яблоко растёт, затем его срывают и сушат. На весь этот процесс уходит х дней. Найдите  в таблице график, описывающий зависимость массы яблока у от х. 3) Задание по карточкам сборника ЕГЭ (2007 г.)  Слайд № 36. Функция y = f(x) задана графиком на отрезке [­ 5; 4]. Укажите  область ее значений. 1. [­5; 0]; 2. [­5; 0); 3. (­5; 0); 4. [­5; 4). Функция y = f(x) задана графиком на отрезке [­2; 4]. Укажите  область ее значений. 1. [0; 3]; 2. [0; 2) U (2; 3]; 3. (0; 2); 4. (0; 3). 10 Функция y = f(x) задана графиком на [­4; 0) U (0; 3]. Укажите  область ее значений. 1. [1; 3]; 2. [1; + ); 3. [1; 2) U (2; + ); 4. [0; + ). Функция y = f(x) задана графиком на отрезке [­5; 3). Укажите  область ее значений. 1. [1; ­2]; 2. [1; ­2) U (­2; 5]; 3. (­2; 1]; 4. [­5; 1].   6.  Итоги урока.      Итак, сегодня на уроке мы с вами исследовали функции, заданные различными  способами, применяя общую схему исследования.      Далее проводим рефлексию. Слайд № 37.   Я доволен своей работой на уроке – поднять зелёную карточку.   Я хорошо работал, но умею ещё лучше – поднять желтую карточку.   Работа не получилась, я не доволен собой – поднять красную карточку. 6. Домашнее задание. Слайд № 38. Дифференцированная домашняя работа:     на оценку «3» исследовать функцию f(х) = х + 5;     на оценку «4» исследовать функцию f(х) = х2 – 5х + 6;     на оценку «5» исследовать функцию f(х) = √(х–2) ­ 2. 11

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"

Конспект урока на тему "Исследование функций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2019