Конспект урока на тему: "Научные представления о происхождении человека" (5 класс, природоведение)
Оценка 4.9

Конспект урока на тему: "Научные представления о происхождении человека" (5 класс, природоведение)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
5 кл
05.03.2018
Конспект урока на тему: "Научные представления о происхождении человека" (5 класс, природоведение)
Ребята, сегодня на уроке мы с вами рассмотрим одну из самых интересных, таинственных, загадочных тем. Эта тема относится к каждому из нас, потому что мы все в какой-то мере мы все являемся родственниками. Я не буду пока называть название темы, хочу, чтобы вы сформулировали ее сами после того, как прочту вам одно стихотворение.
5 кл.прир.docx

Конспект урока по природоведению (5 класс)

Тема: Научные представления о происхождении человека.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с происхождением человека;
  • Развивающая: развитие умений выделять главное в учебном материале, сравнивать, делать выводы; развитие навыков самоконтроля
  • Воспитательная: воспитание положительной мотивации учебной деятельности, формирование коммуникативных навыков при работе в коллективе, научного мировоззрения

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели, задач урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами рассмотрим одну из самых интересных, таинственных, загадочных тем. Эта тема относится к каждому из нас, потому что мы все в какой-то мере мы все являемся родственниками. Я не буду пока называть название темы, хочу, чтобы вы сформулировали ее сами после того, как прочту вам одно стихотворение.

Человек, как звезда рождается

Средь неясной, туманной млечности,

В бесконечности начинается

и кончается в бесконечности

поколеньями созидается

век за веком Земля нетленная.

Человек, как звезда рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

3. Изучение нового материала.

Происхождение человека – одно из самых величайших таинств природы. Объяснить его появление на Земле пытались мыслители еще в очень давние времена. Чаще всего это воплощалось в мифах и легендах. Наиболее известен миф о сотворении человека, изложенный в библии. В Священном Писании говорится: « И сотворил бог человека по образу Своему…, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь. И наполняйте Землю, и обладайте ею, и владычествуйте на ней….. И увидел Бог все, что он создал, и вот, хороша весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

 http://bigslide.ru/images/25/24008/831/img3.jpg

Эволюционная теория

Эволюционная теория – учение о развитии живой природы, разработанное главным образом Ч. Дарвином. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов – человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

В эволюционной теории были обобщены результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии, наблюдения самого Дарвина во время кругосветного путешествия. Главными факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор (в домашних условиях - искусственный, в природе – естественный). В ходе борьбы за существование, которая происходит в изменяющихся условиях внешней среды, из живых существ выживают и дают потомство лишь наиболее приспособленные. Естественный отбор постоянно совершенствует строение и функции организмов, вырабатывает приспособленность организмов к среде - эволюционная теория впервые дала научное объяснение многообразию биологических видов, их развитию, легла в основу современной биологии. Вместе с естественнонаучными теориями Канта, Ж. Ламарка, Ч. Лайеля эволюционная теория способствовала обоснованию не состоятельности метафизического способа мышления. Она также нанесла удар идеалистическим взглядам на живую природу и явилась естественно исторической основой диалектико-материалистического мировоззрения. Дальнейшее развитие эволюционной теории связано с открытиями в генетике механизма наследственной изменчивости, с исследованием видовых популяций и т. п.

Давайте с вами заполним таблицу «Стадии происхождения человека»

http://bigslide.ru/images/18/17344/960/img4.jpg

Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке.

Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела.

Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа-небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников,они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели.

Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет.

Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг.

Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким.

Древнейшие люди – к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком.

Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему.

         Древние люди – к ним относят неандертальцев. Считается, что было несколько ветвей неандертальцев. Они умели добывать огонь, охотились крупными группами и устраивали засады. Они жили в суровых условиях, когда климат был холодным. Продолжительность их жизни составляла 20 лет, они часто подвергались травмам, страдали от рахита и ревматизма, но те из них, кто выживал в суровой борьбе с условиями жизни, отличались крепким сложением и развитым мозгом. Это были агрессивные люди, что, видимо, связано с каннибализмом. Он помогал установлению иерархичности внутри стада, в котором жили древние люди.

Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие (и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами.

У них была прямая походка, рука приобрела возможность совершать точные и ловкие движения, изготавливать сложные орудия труда и с их помощью строить жилье.

Человек научился не просто носить шкуры животных, но шить из них одежду, защищаясь от холода и мошки.

К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homo sapiens.

В течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга (а не его масса), который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека.

В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн. лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации.

Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять.

4. Закрепление изученного материала.

         Беседа

1. Назовите общих предков человека и человекообразных обезьян.

2. Чем человек прямоходящий отличается от человека умелого?

3. Какой вид человека первым появился на Земле? Опишите особенности его строения.

4. Какие предки человека научились использовать огонь?

      Задание 2.

Проверочный тест (усно)

1. Первые люди появились на Земле:

А) 4.5 млн лет назад;

Б) 3 млн лет назад;

В) 2 млн лет назад

2. Человек ведет свое происхождение от:

А) шимпанзе и горилл;

Б) дриопитеков

3. Могли ли австралопитеки изготавливать

простейшие

орудия труда:

А) да;

Б)нет

4. Кто впервые начал использовать огонь:

А) Кроманьонец;

Б) Человек умелый;

В) Человек прямоходящий

5. У кого впервые развивается членораздельная речь:

А) Человека умелого;

Б) Человека прямоходящего;

В)Неандерталец

6. У кого впервые появляется одомашненное животное собака:

А) Кроманьонца;

Б) Неандертальца

7. Кто начинает изготавливать орудия не только из камня, но и из рога и кости:

А) Человек умелый;

Б) Кроманьонец;

В) Неандерталец

8. Где были найдены останки Неандертальца:

А) во Франции;

Б)в Германии;

В) В Танзании.

5. Итог урока

6. Домашнее задание. Изучить конспект.


 

Конспект урока по природоведению (5 класс)

Конспект урока по природоведению (5 класс)

В эволюционной теории были обобщены результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии, наблюдения самого

В эволюционной теории были обобщены результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии, наблюдения самого

Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела

Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела

Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять

Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018