Конспект урока на тему: "Тэффи. "Жизнь и воротник" 8 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
19.11.2018
Разработка урока литературы на тему: "Тэффи. Рассказ "Жизнь и воротник". Представлен подробный ход урока литературы. Для обучающихся 8 класса. По программе Коровиной Веры Яновны. Подробно расписаны для учителя литературы цели урока по ФГОС. Домашнее задание также подробно прописано к этому уроку.
тэффи.docx
МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район Курская область
Конспект урока на тему:
«Тэффи. «Жизнь и воротник»
8 класс
Учитель русского язык и литературы Курбатова Г.Н. Основное содержание урока:
Сатира и юмор в рассказах.
Основные виды деятельности:
Восприятие и выразительное чтение рассказов.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения
актеров.
Составление лексических и историкокультурных комментариев.
Устный или письменный ответ на вопрос.
Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейноэмоционального
содержания.
Восприятие художественной условности как специфической
характеристики искусства в различных формах – от правдоподобия до
фантастики.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование нравственных
чувств и нравственного
поведения, осознанного и
ответственного отношения к
своим поступкам.
Предметные:
Воспитание
читателя,
способного аргументировать
свое мнение,
создавать
устные и письменные
высказывания, участвовать в
обсуждении прочитанного,
планировать свое досуговое
чтение.
Метапредметные:
Развитие умения работать в
группе,
устанавливать
выбирать
аналогии,
для
основания
классификации,
делать
выводы и обобщения,
составлять таблицы и схемы
для решения учебных задач;
совершенствование ИКТ
компетенции.
Сценарный план урока.
I.
II.
III.
Организационный момент урока. Настрой на урок.
Сообщение темы урока. Целеполагание.
Сатира и юмор в рассказах. Рассказ учителя о писательнице Тэффи, происхождении
ее псевдонима, о ее книгах, писательской и общественной деятельности (см.:
http
/ htm ) с показом фотографий писательницы (см.:
http
nadezhda
. xml
. ya . ru / replies
http
/ teffi
. ru / love
rus
. stihi
/ teffi
/ spiridonn
. ru / blogs
:// www
:// nnm
:// letuchiigollandec
aleksandrovna
? item
_ no =1792).
sobranie
sochineniy :// www
своего
так
(см.:
описала
/388289/):
Тэффи
псевдонима
. ru / post
Историю
. myjulia
http
Происхождение этого дикого имени относится к первым шагам моей литературной
деятельности. Я тогда только напечатала 23 стихотворения, подписанные моим
настоящим именем, и написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта
пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это
абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь
крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не
прочтут…
Вот тут я и призадумалась.
Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо.
Лучше выбрать чтонибудь неонятное, ни то ни се.
Но что?
Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какогонибудь
дурака – дураки всегда счастливы.
За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве.
Но уж если выбирать, то чтонибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак,
действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло. Значит, самой судьбой
за идеального дурака признанный.
Звали его Степан, а домашние азывали его Стеффи. Отбросив из деликатности
первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи»
и, будь что будет, послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра».
Через два месяца пьеску принял к постановке Малый театр. Премьера прошла с
успехом (играла в ней Яблочкина). Публика требовала автора.
На следующий день Тэффи давала первое интервью. Журналист спросил ее:
А что означает ваш псевдоним?
Это… имя одного дур… то есть так, фамилия.
А мне сказали, что это из Киплинга.
И действительно, у него встречалось такое имя.
Ну да, конечно, из Киплинга!
В газетах появился портрет писательницы с подписью “Taffy”. Так и осталось».
Чтение и обсуждение статьи учебник «Тэффи»:
Как будущая писательница Тэффи относилась к литературе в детстве и юности?
Как началась литературная деятельность Тэффи?
Какие эстетические задачи ставила Тэффи, сочиняя юмористические рассказы?
Как сложилась жизнь Тэффи в эмиграции?
Групповая работа:
Группа 1.
Прослушайте фрагмент рассказа «Жизнь и воротник» в актерском исполнении с начала до
слов «…подходящие к характеру воротничка». Составьте лексические и историко
культурные комментарии к словам и выражениям: мануфактурный магазин, Гостиный
двор, хозяйственные деньги.
Ответы на вопросы 23 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское
чтение». Какие события и ситуации рассказа являются реалистическими, а какие –
фантастическими? Как характеризует Олечку ее поступки? Какими способами автор
создает комическую ситуацию? Группа 2.
Прослушайте фрагмент рассказа «Жизнь и воротник» в актерском исполнении со слов
«Следующие дни были еще тяжелее» до слов «…а воротник укреплялся и властвовал».
Составьте лексические и историкокультурные комментарии к словам и выражениям:
толкать по наклонной плоскости, поплыла по течению, двусмысленность,
крахмальная дрянь.
Ответы на вопросы 1, 4, 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское
чтение». На чем основан юмор рассказа? Что значило для героини вести «воротничковую
жизнь». Что и почему менялось в характере героини под влиянием воротника?
Группа 3.
Прослушайте фрагмент рассказа «Жизнь и воротник» в актерском исполнении со слов
«Однажды ее пригласили на вечер» до конца рассказа. Составьте лексические и историко
культурные комментарии к словам и выражениям: маринованная корюшка, ухарски,
кабинет, ломбардные квитанции, профукала, омнибус.
Ответы на вопросы 6 и 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское
чтение». Почему Олечка стала «рабыней» воротника? Подумайте, героиня действительно
не могла сопротивляться воротнику или это был способ завуалировать свои низменные
желания. Обоснуйте свой ответ. Какие способы создания комического использует автор?
Обобщающая беседа:
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Как и почему изменилась Олечка?
Что в рассказе показалось вам смешным, а что – грустным?
Что в рассказе является реальным, а что – фантастическим?
Что в рассказе Тэффи созвучно рассказу М.А.Осоргина «Пенсне»?
Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Смешное и грустное» в рассказе «Жизнь и
воротник»:
«Еще что
Смешное
Она сначала подумала:
выдумали!» Затем зашла и купила.
Воротничок потребовал новую кофточку;
купила кофточку из хозяйственных денег.
Воротник ясно и определенно требовал
круглую юбку с глубокими складками.
Она скоро опустила руки и поплыла по
течению, которым ловко управлял подлый
воротник.
Грустное
Олечка мучилась всю ночь.
Олечка заложила серебро и браслетку.
На душе у нее было беспокойно и жутко.
Она бегала по всем родным и знакомым,
лгала и выклянчивала деньги. Он вел себя развязно до неприличия и
вертел ее головой направо и налево.
Но студент с воротником не обращали на
нее никакого внимания. Они пили ликер,
говорили пошлости и целовались.
Где была? Со студентом болталась!
Деньги? Профукала!
Заложив руки в карманы, она громко
свистнула.
Заполнение цитатной таблицы может быть завершено дома.
Выразительное чтение учителем рассказа «Ностальгия».
Аналитическая беседа:
Составьте комментарии к словам и выражениям6 ностальгия; душа, обращенная на
восток; большевистский, Третий Интернационал, благовест, водосвятие.
Как понять эпиграф к рассказу?
Инсценируйте или прочитайте по ролям диалог французской кухарки и русской
няньки. Почему они не понимают друг друга?
Ответьте на вопросы к рассказу «Ностальгия» из практикума «Читаем, думаем,
спорим…»
Каково главное настроение рассказа? Чем оно объясняется?
Как понять финальную реплику рассказа?
Концертминиатюра из стихов Тэффи:
«Меня любила ночь и на руке моей…»
«Мне снился сон безумный и прекрасный…»
«Я сердцем кроткая была…»
«На острове моих воспоминаний…» и др. (см.: http
:// rupoem
. ru / teffi
/ all . aspx).
Чем настроение стихотворений близко рассказу «Ностальгия»?
Итоговый вопрос:
Какие чувства вызывает у читателя рассказ «Жизнь и воротник»?
Рефлексия.
IV.
V. Домашнее задание. Завершить заполнение цитатной таблицы. Письменно ответить
на итоговый вопрос урока. Прочитать рассказ М.М.Зощенко «История болезни».
Конспект урока на тему: "Тэффи. "Жизнь и воротник" 8 класс
Конспект урока на тему: "Тэффи. "Жизнь и воротник" 8 класс
Конспект урока на тему: "Тэффи. "Жизнь и воротник" 8 класс
Конспект урока на тему: "Тэффи. "Жизнь и воротник" 8 класс
Конспект урока на тему: "Тэффи. "Жизнь и воротник" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.