Конспект урока "Наши органы чувств"
Оценка 4.6

Конспект урока "Наши органы чувств"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
18.02.2017
Конспект урока "Наши органы чувств"
Урок разработан по программе А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», «Перспектива» 3 класс учителем начальных классов Счастливцевой Т.В. Урок по теме «Органы чувств» является первым в разделе «Дом как мир». К этому уроку дети изучили тему «Организм человека», где были даны понятия: органы, система органов, названы составляющие пищеварительной системы, кровеносной системы, нервной системы, что изучает анатомия и физиология. Данный урок был построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Мой урок.docx
Пояснительная записка Урок разработан   по программе А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая  «Окружающий мир», «Перспектива» 3 класс учителем   начальных классов Счастливцевой Т.В. Урок по теме «Органы чувств»  является первым  в разделе «Дом как мир». К этому уроку дети  изучили тему «Организм человека», где были даны понятия: органы, система органов, названы составляющие пищеварительной системы,  кровеносной системы, нервной системы, что изучает анатомия и физиология. Данный урок был построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эту  технологию я применяю и на других уроках, поэтому некоторые приемы  работы детям уже знакомы. Технология РКМЧП относится к интерактивным здоровьесберегающим технологиям  и отвечает требованиям   деятельностного  подхода   обучения. Каждый урок строится  по схеме: вызов – осмысление – рефлексия. На стадии вызова  применила прием «Верно ли, что…», где была проведена проверка усвоенного  ранее материала  и  поставлен вопрос, который вызвал затруднение из­за недостатка информации у детей. Это послужило мотивом для  дальнейшего изучения раздела. На стадии осмысления применила стратегию «Зигзаг». Дети  разделены на две «рабочие группы» по 5 человек ( в одной  ­6чел.),т.к.в классе 11человек.  Каждый член группы получает  свой текст об одном из органов чувств, читает его про себя (Один слабоуспевающий ученик получает одинаковый текст с кем­то из группы). Затем дети объединяются в «экспертные группы» , где они  готовят краткий пересказ своего текста и вопрос для других членов  «рабочей группы». Затем они  возвращаются в исходные группы, рассказывают и задают свой вопрос. На стадии рефлексии  применила прием «Тонкие и толстые вопросы». Дети придумывают и задают другой группе по три  вопроса разного содержания по изучаемой теме. Вторая часть изучаемого материала состояла из стадии осмысления  (прием «Корзина идей») и рефлексии (презентация  составленных правил). В ходе всего урока  каждый ученик привлечен к работе, чувствует свою роль в группе, слышит и озвучивает информацию, перерабатывает ее, вносит свои идеи, сравнивает с другими. Поэтому  в конце урока все дети  владели необходимой  информацией по теме урока. Для домашней работы детям было предложено обычное задание и дополнительное.  Физкульт.пауза на уроке не была необходимой, т.к. в течение урока дети неоднократно перемещались  из одной группы в  другую.  Урок сопровождался мультимедийной презентацией, которая подтверждала ответы детей и делала урок наглядным и  более интересным.  Методы и приемы  данного урока позволили не только достичь образовательных целей, но и дали детям возможность   учиться работать в больших и малых группах,  участвовать в совместном решении проблемы, свободно высказывать и  аргументировать свою точку зрения, а также повысить мотивацию к изучению данного предмета. Предмет: окружающий мир УМК «Перспектива» Класс:3 Тема:  « Наши органы чувств» Тип урока: урок открытия новых знаний Форма проведения: урок с применением ТРКМ  Цель: познакомить учащихся с органами чувств человека Задачи: 1.Формировать представление  учащихся о органах чувств. Формировать умение называть чувств и их функцию;  о значимости органов чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни; 2.  Формировать предметное умение: узнать роль и специфику разных органов чувств; исследовать признаки предметов с помощью  органов чувств. 3. Формировать УУД: Личностные УУД: ­ осознавать   необходимость здорового образа жизни. Регулятивные УУД: ­ставить учебную задачу с помощью учителя; осуществлять контроль , коррекцию, оценку результатов деятельности; ­ работать по предложенному плану, инструкции. Познавательные УУД: ­ находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные УУД: ­планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определение функций участников, способов взаимодействия) Приёмы ТРКМ: кластер, «Зигзаг», «Верно ли, что…», «Тонкие и толстые вопросы», «Синквейн» Оборудование: листы А4 для составления кластера; рисунок человечка для раскрашивания, цветные карандаши, фломастеры,  карточка «Алгоритм работы»,  свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой сладкой, обычной, соленой; бусинки, коробочка с подсказками; карточки «Орган зрения», «Орган слуха», «Орган вкуса», «Орган  обоняния», «Орган осязания», карточки со стихотворениями, учебник «Окружающий мир» 3класс, часть 2 (автор Плешаков А.А.,  Новицкая М.Ю.); рабочая тетрадь к учебнику Форма работы: фронтальная, групповая, парами. Название этапа урока Организационный момент. Мотивирование  (самоопределение) к учебной  деятельности –  время (1 мин) Деятельность учителя Деятельность обучаемых Формируемые УУД Проверяет готовность учащихся к уроку,  настраивает класс на продуктивную  деятельность Создает   эмоциональный   настрой   на   работу на уроке: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. Оценивают готовность к  уроку. Оценивают готовность к  уроку. Учащиеся помогают в чтении  стихотворения. Регулятивные УУД: ­ самостоятельно  организовывать свое рабочее  место; ­ настраивать себя на  продуктивную работу; Актуализация  новых знаний.  «Стадия вызова». ­Сегодня у нас необычный урок  окружающего мира. Мы  с вами будем  исследователями. ­ Кто такие исследователи? ­ Люди, которые путем  Познавательные УУД: ­осуществлять актуализацию  личного жизненного опыта; ­ ориентироваться в своей исследования получают,  открывают новые знания  Дети работают на  листочках. ­ Но прежде чем продолжить открывать  новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем. Игра  «Верно ли, что …..» (Слайд  1 )              (если утверждение верно, то ставим знак  «+», если не верно знак «­») 1.Верно ли, то человек это часть  живой  природы? 2.Верно ли, что организм человека состоит  из органов? 3.Верно ли,  что  деятельностью всего  организма управляет нервная система? 4.Верно ли,  что  органы в здоровом  организме работают  отдельно, каждый сам  по себе? 5.Верно ли,  что органы, выполняющие  общую работу, образуют систему органов? 6.Верно ли,  что движение крови в организме обеспечивает кровеносная система? 7.Верно ли, что  нервы похожи на темные  шнуры и нити? 8.Верно ли, что головной мозг находится в  черепе? 9.Верно ли, что  строение тела изучает   физиология? 10. Верно ли,  что  в организме человека пять органов  чувств? Проверим: (Слайд 2) ­ Ребята, какой вопрос вызвал у вас  системе знаний (определять  границы знания/незнания); ­ определять и  формулировать проблему;  ­ осуществлять синтез как  составление целого из частей. Коммуникативные УУД: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулировать и  аргументировать свое мнение, позицию; ­ выстраивать осознанное  речевое высказывание в  устной форме по теме; ­строить монологические  высказывания; ­ дополнять, уточнять  высказанные мнения по   существу полученного  задания; ­ строить рассуждения, делать выводы; ­ отвечать на вопросы  учителя. Регулятивные УУД: ­ планировать свою  деятельность в соответствии с целевой установкой; затруднение?       (10) ­ Десятый. Верно ли,  что  в  организме человека пять  органов  чувств? Создание  проблемной  ситуации. ­ Итак, в ходе ответов появились  затруднения, сегодня я предлагаю так  построить работу, чтобы к концу урока  ответить на данный вопрос. ­Я хотела бы познакомить вас с одним  интересным человечком. ­ Чем он интересен? Что же в нем странного? ­ А нужны они ему?   ­ Какое задание вы бы предложили  выполнить с человечком? Выявление  первичного  представления по  теме. Постановка  цели урока. ­ Я предлагаю поработать в группах. По ходу работы постараемся узнать, для чего нужны эти   органы.   Чтобы   исследование   прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Давайте мы эти правила вспомним. рисунок Рассматривают   человечка без лица. ­У этого человечка нет лица. У   него   нет   ушей,   глаз,   рта, носа, рук. ­ Да, нужны.  ­Нарисовать недостающие органы. Класс делится на 5 групп.   ему ­Работаем тихо, дружно; ­Говорим   по   очереди,   не перебивая друг друга; ­Четко   высказываем   свое ­ осуществлять самоконтроль; ­ принимать и сохранять  учебную задачу; ­ планировать свое действие в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации; Познавательные УУД: ­осуществлять актуализацию  личного жизненного опыта; ­ ориентироваться в своей  системе знаний (определять  границы знания/незнания); ­ определять и  формулировать проблему;  ­ осуществлять синтез как  составление целого из частей. Познавательные УУД: ­осуществлять актуализацию  личного жизненного опыта; ­ ориентироваться в своей  системе знаний (определять  границы знания/незнания); ­ определять и  формулировать проблему;  ­ осуществлять синтез как Приём  ТРКМ «Кластер» ­Какие органы вы бы нарисовали человечку? Напишите их названия на карточках. ­   Как,   одним   словом   можем   назвать   эти органы?  ­Положите   карточку   с   названием   этих органов в центр вашего кластера.  ­ Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?) (Слайд 3) ­ А точнее «Наши органы чувств». ­ В конце урока вы мне ответите на вопрос: Какие органы чувств есть у человека? Для чего они нам нужны? ­   Давайте   вместе   сформулируем   цели сегодняшнего урока: Познакомиться с … Узнать….  Развивать… мнение, собеседника.   уважаем   мнение     в   группах. Работают Заполняют карточки. (Карточки   «уши»,   «   глаза», «рот», «нос», «руки»). ­Органы чувств. (в центр кластера кладется карточка   Органы чувств»). «   ­Органы чувств. ­  Познакомиться с органами  чувств. ­Узнать для чего они нужны. ­Развивать мышление, память. Открытие нового  знания. ­Продолжаем   работать   в   группах.   Каждая группа   получит   свое   задание,   она   должна Каждая   группа   выбирает капитана. составление целого из частей. Коммуникативные УУД: ­ слушать и понимать речь  других; ­ формулировать и  аргументировать свое мнение, позицию; ­ выстраивать осознанное  речевое высказывание в  устной форме по теме; ­строить монологические  высказывания; ­ отвечать на вопросы  учителя. Регулятивные УУД: ­ планировать свою  деятельность в соответствии с целевой установкой; ­ принимать и сохранять  учебную задачу; ­ планировать свое действие в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее  реализации; ­ выдвигать предположения  на основе имеющихся знаний  и обосновывать их; Познавательные УУД: ­ группировать и который   будет выбрать   капитана, руководить   исследовательской работой. А я буду вашим помощником. ­ Капитаны подойдите ко мне за заданиями. ЗАДАНИЯ: Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом. Задание   для   2   группы:  с   помощью   игры «День   –   ночь»   с   закрытыми   глазами определить, какие предметы издают звуки. Задание для 3 группы:  определить, какая вода в стаканах. Задание   для   4   группы:  с   закрытыми глазами   определить,   что   находится   в баночках. Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь. ­Познакомимся с алгоритмом работы. 1. Внимательно прочитай задание. 2. Выполни практическую часть задания. 3. Сделай выводы. Какой орган чувств помог при выполнении задания? Зачем этот орган нужен человеку? 4. Прочитайте текст в учебнике на странице  60­61. Используйте прием «Инсерт».  Найдите научное название органа чувств,  который вы использовали при выполнении  задания. 5. Из коробочки с подсказками выберите  Капитаны получают задания. У   каждой   группы   на   партах лежат   карточки   «Алгоритм работы». Дети читают   текст приемом «Инсерт», со знаками.   классифицировать   изучаемые объекты; ­   анализировать,   сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; ­   осуществлять   синтез   как составление целого из частей; ­ планировать и осуществлять информационный поиск в  соответствии с поставленной  задачей; ­ выделять главное,  критически оценивать  достоверность информации,  передавать ее содержание в  другой знаковой системе; ­ устанавливать причинно­ следственные связи;  ­ осуществлять сравнение,  классификацию по заданным  критериям; Коммуникативные УУД: ­ строить монологическую и  диалогическую речь; ­ строить устное  высказывание в соответствии  с коммуникативной задачей; ­ аргументировать свое карточку с названием научного названия  органа чувств. 6.  Проанализируйте  свою работу по плану: У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли… …   нам нужны……. Научное название…(научное название органа вам   нужно   будет   выбрать   из   коробочки   с подсказками.) (Учитель  контролирует   ход   выполнения практической работы). Выступления групп. ­ Выступает 1 группа. ­ Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш?  ­   Что   еще   мы   можем   делать   при   помощи глаз?  ­ Вы хорошо справились с заданием. Выполняют задания  практической работы в  группах по алгоритму. После завершения  выступления, каждая  группа  заполняет кластер и  дорисовывает недостающий  орган человечку. ­  У   нашей   группы   было задание… Чтобы   выполнить   его   нам помогли   глаза.   Глаза   нам нужны, чтобы видеть. Научное   название   –   орган зрения. ­Глаза. ­Читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту   окружающего   нас мира,   видим   все   предметы, которые нас окружают. С его помощью   мы   получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.  мнение  и позицию в  коммуникации; ­ формулировать собственное  мнение, позицию; ­ сотрудничать в совместном  решении проблемы (задачи); ­ договариваться и приходить  к общему решению в  совместной деятельности, в  том числе в ситуации  столкновения интересов; Регулятивные УУД: ­ оценивать результаты,  анализировать работу; ­ принимать и сохранять  учебную задачу; ­ самостоятельно  контролировать время при  выполнении задания; ­ составлять план и  последовательность действий  для решения учебной задачи; ­ сознательно организовывать  свою познавательную  деятельность; ­ осуществлять самоконтроль; ­ организовывать выполнение  заданий учителя, делать  выводы по результатам ­ Помогите нашему герою увидеть  красоту окружающего мира. ­ Выступает 2 группа. ­ Что вам помогло услышать звуки?  ­ Вы постарались, выполнили задание верно. ­ Что мы еще можем услышать?  ­ Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?   ­Выступает 3 группа. работы; Рассматривают  иллюстрацию с  изображением глаза. Рисуют глаза человечку, в  кластер добавляется  карточка «орган зрения». ­   У   нашей   группы   было задание… Чтобы   выполнить   его   нам помогли   уши.   Уши   нам нужны, чтобы слышать. Научное   название   –   орган слуха. ­Уши. ­ Разные звуки природы, речь, музыку. Рассматривают  иллюстрацию с  изображением ушей. ­  Нарисовать   уши. кластер карточка «орган слуха»)   (В добавляется   ­  У   нашей   группы   было задание… Чтобы   выполнить   его   нам помог язык. Язык нам нужен, ­ Что помог определить вкус воды?  ­ Какие ещё качества пищи различает язык?  ­ Молодцы. С задание справились верно. ­   Поможем   нашему   герою   почувствовать вкус спелого яблока. ­ Выступает 4 группа. ­ Что вам помогло определить содержимое банок?  ­ Какие ещё запахи можем почувствовать?  ­ А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи. ­   А   умение   человека   различать   запахи получило   название   обоняние.   Нос   –   орган обоняния. ­   Помогите   нашему   герою   почувствовать запах цветов. ­ Выступает 5 группа.     в   с название­орган чтобы определить вкус. Научное вкуса. ­Язык. ­  Теплая   пища,   холодная, кислая, горькая… Рассматривают иллюстрацию   изображением языка. Дети человечку,   добавляется «Орган вкуса». ­  У   нашей   группы   было задание… Чтобы   выполнить   его   нам помог   нос.   Нос   нам   нужен, чтобы определить запахи. Научное название­ …. ­Нос. рисуют   язык   кластер карточка ­Свежей травы, цветов… Рассматривают иллюстрацию изображением носа. Дети рисуют нос, в кластер с карточка добавляется «Орган обоняния». ­  У   нашей   группы   было задание… Чтобы   выполнить   его   нам помогли   руки.   Руки   нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме… Научное название ­ …. орган осязания. ­Руки, кожа рук. Рассматривают  иллюстрацию с  изображением рук. Дети рисуют человечку руки, в   кластер   добавляется карточка «Орган осязания». ­ Что помогло определить предметы?  ­ Верно, справились с заданием.   ­ Поможем нашему герою ощутить мягкость маминых рук. Динамическая  пауза Стадия   Прием «Тонкие и толстые вопросы» Дети работают  в рабочей  Познавательные  Логические учебные  действия, построение цепи  рассуждений Регулятивные   Контроль и оценка  результатов деятельности Коммуникативные Построение речевого  высказывания. Познавательные УУД: рефлексии: (7  мин) ­Придумайте для других команд  3 вопроса  по критериям:                             Орган какого чувства…, Что будет, если…,   В чем сходство… ­ А теперь обменяемся вопросами.                   На доске учитель отмечает ответы в таблице: «+»­ правильно ответили, «­»­ неправильно  ответили. Вопросы 1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр. Орган какого  чувства…? Что будет,если….? В чем сходство…? ­ А что же общего у всех органов чувств?       (Слайд 4) ­ Вот и закончилась наша работа. Выступили  все группы. Было очень приятно работать с  умными, наблюдательными  исследователями. Помните, какую цель мы ставили в начале  урока? ­ Верно ли,  что  в организме человека пять органов  чувств? ­ На какой вопрос вы должны мне ответить? группе   Далее группы обмениваются  вопросами.   Ответы детей Работа с составленным  кластером. ­Познакомиться с органами  чувств человека. ­Да. ­Для чего нужны органы  чувств? Приводят свои примеры. Рассматривают человечка.    монологическое ­систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: ­строить высказывание; использовать ­адекватно   речевые   для средства   решения   коммуникативных задач;  ­оформлять   свои   мысли   в устной   форме,   отвечать   на вопросы   учителя,   слышать   и понимать речь других. Регулятивные УУД: ­   соотносить   цели   урока   с результатом   работы   и   со способами ее достижения; ­анализировать и осмысливать свои   достижения,   выявлять перспективы развития; ­ осуществлять самоконтроль; ­совместно   с   учителем   и одноклассниками давать оценку   деятельности   на уроке; ­ Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите. ­ Посмотрите на нашего человечка. Что вы можете сказать? Высказывают свое мнение. Стадия  осмысления:  Прием «Корзина  идей» (5 мин) ­  Нуждаются ли органы чувств  в  бережном  отношении к ним? ­ Поработайте в парах и напишите правила  ухода за органами чувств.  Дети работают, опираясь на  свои знания,  и пользуются  учебниками. Стадия  рефлексии:  (10мин) ­ А теперь послушаем идеи каждой пары.        ( Слайд   5  ) Продолжите   стихотворение, опорные слова. Есть _______ помощников на службе у тебя. Не замечая их, используешь всегда:   используя Дети   рассказывают   свои предположения. Работа в парах. Вписывают в   карточку   подходящие слова. Личностные УУД: ­осознавать       необходимость здорового образа жизни Регулятивные УУД: ­ставить учебную задачу с  помощью учителя; ­осуществлять контроль,  ­ работать по предложенному плану, инструкции; Познавательные УУД: ­ находить ответы на вопросы, используя   свой   жизненный опыт; Коммуникативные УУД: ­планировать учебное  сотрудничество со  сверстниками  Познавательные УУД: ­ находить ответы на вопросы, используя   свой   жизненный опыт; Коммуникативные УУД: ­планировать учебное сотрудничество сверстниками    со Глаза тебе даны, чтоб ________ , А уши служат, чтобы  __________ , Язык во рту, чтоб ___________ , Руки, чтоб ласкать, __________  , А носик ­____________ . И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут. Слова   для   справок:  пять,   видеть,   слышать, вкус понять, трудиться, запах различать. ­ Над какой темой мы работали? ­ Какие задачи ставили? ­ Достигли мы цели? ­ Ответили ли мы на вопрос, который вызвал  у нас затруднение в начале урока?  ­ Какие органы чувств есть у человека? ­ В чем их сходство?   На экране: Существительное – ухо  Прилагательное –среднее, левое  Действие –слышать, закладывать,  отморозить  Синоним или предложение­  музыкальное  или языковое восприятие  Существительное­ орган равновесия –  Озвучьте свой синквейн.  Ответы детей   1. Органы чувств 2. Верные, надежные,  точные. 3. Помогают, дополняют,  передают. 4. Надежные органы,  помогают друг другу,  передают информацию. 5. Помощники. Итог урока Написание синквейна на тему. Составление бус. Записывают домашнее  задание. Рефлексия деятельности Домашнее задание. Ребята, давайте подарим нашему человечку бусинки. Выберите 1 из 3 бусинок. Красная бусинка­ кто доволен собой, потому, что он был   активным   на   уроке   и   у   него   всё получалось,   желтая   бусинка­   кто   считает, что   у   него   ещё   не   всё   получается,   и   он обязательно будет стараться на следующих уроках,   синяя   бусинка­кто   считает,   что   у него   ничего   не   получилось   на   уроке. Нанизываем бусинки на ниточку.  ­Получились красивые бусы. Давайте  подарим их нашему помощнику. ­ Я очень рада, что у вас все получилось. ­ Домашним заданием будет: 1. Прочитать стр.62­63 2. Т. стр. 38­39 Дополнительное задание для желающих: ­  Напишите сообщение на тему «Важно ли  беречь зрение с детства? » с доказательством своих утверждений. Другой вариант ­ найти в дополнительных  источниках информацию на тему: ­ «Правила работы за компьютером»; ­«Гимнастика для глаз». Познавательные УУД:  ­систематизировать, обобщать изученное, соединять части в  целое;  ­ применять знания в  нестандартной ситуации. Коммуникативные УУД: ­ слушать объяснения  учителя, задавать  уточняющие вопросы. Регулятивные УУД: ­ соотносить полученное  домашнее задание с  изученным учебным  материалом; ­ объективно оценивать свои  результаты и соответственно  им выбирать домашнее  задание; ­ способность организовать  собственную деятельность.

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"

Конспект урока "Наши органы чувств"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017