Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
11 кл
03.06.2018
Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс
Тема: Национальный идеал и ценности. Мы - россияне. Цель: раскрыть понятие «национальный идеал», сформулировать национальные ценности россиян на примере народов Кубани. Задачи. 1. Развивающие: развивать интеллект и умения высказывать своё мнение по предлагаемым вопросам. 2. Образовательные: повторить обществоведческие термины и понятия, охарактеризовать яркие личности Кубани. 3. Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, формировать национальное самосознание.Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс
конспект.docx
Тема: Национальный идеал и ценности. Мы ­ россияне. Цель: раскрыть понятие «национальный идеал», сформулировать национальные ценности  россиян на примере народов Кубани. Задачи. 1. Развивающие: развивать интеллект и умения высказывать своё мнение по предлагаемым  вопросам. 2. Образовательные: повторить обществоведческие термины и понятия, охарактеризовать  яркие личности Кубани. 3. Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, формировать  национальное самосознание. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: лекция с элементами беседы. План урока: 1. Народ.  Нация.  Национальное государство. 2. Национальный идеал. 3. Духовно – нравственные ценности российского народа. Ход урока Слайд  1, 2 Объявление тема и цели урока. 1 Вводное слово учителя. Сегодня в прессе  по телевидению    часто проходят обсуждения вопросов         признания  российского народа как многоэтничной нации, о национальных идеалах и ценностях.  В них активно участвуют политический класс, наука, церковь, общественные организации.  Вопрос о ценностях, составляющих основу российской идентичности, это, прежде всего  вопрос об отношении к России, к своему народу, к своей этнической и религиозной  принадлежности, к культуре, традициям и обычаям страны в целом и своей малой родины. Россия с ее многонациональным народом в то же самое время есть суверенное национальное  государство с самоопределившейся российской нацией.  Мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации и  мы обязаны сохранить и укрепить наше  национальное историческое единство. Из курса обществознания вы уже знакомы с понятиями «народ», «нация», «национальное  государство». Определим эти понятия. Слайд 3,4,5 Нар д — многозначный термин. оо Под народом понимают  определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда  признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.. ао Н ция (от лат. natio — племя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая общность  людей, возникшая на базе: общности происхождения, языка, территории, общности (единства и  целостности) сферы общественного самоуправления, психического склада, проявляющегося в  общности культуры. ао ао Национ льное госуд рство  — конституционно­правовой тип государства, означающий, что  последнее есть форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой  суверенной территории и выражает волю этой нации. Положение о национальном характере  государства закреплено в конституциях некоторых государств, как, например, в статье 1­й Конституции Румынии. В идеале такое государство предполагает, что все граждане  (подданные) такого государства имеют общий язык, культуру и ценности, а также, что все они  являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами. Большинство  современных стран включают многие элементы национального государства.  Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выразил свое видение государства и  российского народа 28 июня 2008 г.  на церемонии открытия V Всемирного конгресса финно­ угорских народов в г. Ханты­Мансийске: Само историческое развитие российской нации в немалой степени основывалось на богатстве и  сохранении этнокультурной и поликонфессиональной среды. На многовековом мирном опыте  проживания в одном государстве более ста шестидесяти народов. Благодаря этому единство  российской нации выдержало многие испытания. И в наши дни является важным фактором  преодоления экстремистских настроений, национализма и религиозной нетерпимости.  Слайд 6 Вопросы  учителя. 1. Назовите народы, проживающие на Кубани. 2. Назвать религиозные конфессии, распространённые на Кубани. 2.Важным для каждого государства в идеологическом плане являются вопросы     национального самосознания и национального идеала. На XIII конгрессе крупнейшей православной общественной организации – Всемирном русском  народном соборе в мае 2009 г. была принята важная резолюция «Будущие поколения –  национальное достояние России», обращенная к проблеме духовно­нравственного развития  молодежи и преодоления кризисных явлений среди этой части российского общества.  Документы этого и предыдущих конгрессов несколько отличаются от собственно церковных  установок в понимании национального. Хотя общее название документа говорит о  «национальном достоянии России», в его тексте речь идет преимущественно о  межнациональном мире в России и о «сохранении национальной, культурной и духовной  идентичности живущих в ней народов». В этом документе говорится о России как  «многонациональном обществе с исторически сложившемся ядром – русским народом». Эти  формулировки вполне корректны и они нужны для молодого поколения, но без называния  вместе с этим российского народа как нации повисает в воздухе само «национальное достояние  России», которое может быть только российским. Слагаемые национального самосознания В развитие изложенных выше положений и высказываний по вопросу о национальной  идентичности попробуем назвать некоторые, на наш взгляд, базовые компоненты национального российского самосознания. Эти компоненты включают в себя как историко­географические  образы, так и социально­культурные ценности. Они не могут быть жестким и кем­либо  утвержденным перечнем. Они могут меняться во времени. Их значимость может быть разной в  разных регионах, слоях населения и конфессиональных группах. Но главное – это наличие  преобладающего согласия россиян по поводу национальных образов и ценностей. Слайд 7 Первый компонент – географический.  Россия самая большая по территории страна в мире, есть одна из базовых ценностей. Она запечатлена в тексте национального гимна: «От южных морей  до полярного края / Раскинулись наши леса и поля». Географический образ и природа  (ландшафт и климат) страны присутствуют в национальной идентичности многих государств Важным компонентом национального самосознания россиян становится представление о стране как своего рода мосте между Европой и Азией, как о пространстве, которое имеет собственный облик, обозначаемый понятием «Евразия».  Слайд 8 Вторым компонентом   национальной идентичности россиян занимает представление о древней и славной истории страны. Российская государственность имеет более чем 1000­летнюю  непрерывную историю своей государственности, а заселение страны славянскими, финно­ угорскими и тюркскими народами началось задолго до первых государственных образований.  Свидетельства древних корней российского народа присутствуют повсеместно: от  новгородских древностей до городских поселений Булгара и Казани. Дагестанский город  Дербент имеет еще более древнюю историю. Территорию Краснодарского края в разные  времена населяли скифы, меоты, сарматы, готы, греки, ногаи и т.д. В национальном гимне также есть слова о «великой славе» и о народной мудрости предков.  История России – это мощный ресурс и источник идентификации россиян со своей страной. В  этом ресурсе центральным является реестр славных побед, в том числе и прежде всего – это  победа над германским фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Победа 1945 года  стала символом высшего подвига народа во имя своей страны и во имя освобождения всего  мира от «коричневой чумы». Назвать имена кубанцев – героев ВОВ. В России национальная история – один из самых популярных предметов образования, научных  занятий, просветительской и музейной деятельности. История лежит в основе праздничного  календаря и памятных дат. Историческая тематика постоянно присутствует в  кинотелевизионном производстве и в художественной культуре. Историческая память  передается в устной и письменной традиции. Она может охватывать разные эпохи, регионы и  места, людские коллективы. Национальная версия истории должна носить как можно более  всеохватный характер, чтобы в ней было место представителям разных категорий населения и  носителям разных культур и традиций. В национальной памяти важен базовый консенсус, т.е.  согласие большинства общества по поводу выбора основных событий прошлого и их трактовки. Слайд 9 Третий компонент – культурный. Россия – страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный  вклад в мировую цивилизацию. Эта часть самосознания россиян основана на реальных достижениях, известных  каждому образованному гражданину страны. Эти достижения известны всему миру и тем  самым формируют гордость россиян за свою страну. Многие нации имеют великие достижения  и гордятся ими, начиная от китайского шелка и пороха до английского Шекспира и группы  «Битлз». Но далеко не каждая нация имеет столь широкий набор культурных достижений,  которые стали неотъемлемой частью мировой духовной культуры и сопровождают  современного человека, где бы он ни жил и не воспитывался. Это литература Достоевского,  Толстого, Чехова и Шолохова. Это музыка Чайковского, Стравинского, Шостаковича и ее  великих исполнителей Шаляпина, Ойстраха, Ростроповича. Это театр Станиславского и  русский балет. Это живопись Малевича, Кандинского, Шагала.   Назвать знаменитых деятелей Кубани,   известные творческие коллективы.   Слайд  10 Четвёртый компонент – спортивный. Россия – страна спортивная. Для россиян спортивные достижения, особенно на международных соревнованиях и на Олимпийских играх, – предмет особого сопереживания и гордости.  Демонстрируемое единство народа через массовые эмоции и радости миллионов болельщиков  по поводу выдающихся спортивных побед говорят гораздо больше о том, что мы – один народ и у нас одна страна – Россия. Слайд 11 Все эти компоненты определяют национальное самосознание и формируют национальный  идеал. 3. Своеобразие  и  стабильность  менталитета  той  или  иной  нации,  базируется  на  некой совокупности  национальных  ценностей,  ориентация  на  которые   определяет вектор поведения людей в  ситуации  исторического  выбора.  Ценность  –  это понятие,  используемое  в  гуманитарных  науках  для  обозначения   явлений, объектов,  их  свойств,  а  также  абстрактных  идей,  воплощающих  в   себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного. Слайд 12                            Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее                            смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и                            каждого  события, и каждого поступка. Н.О. Лосский. Ценностью является для человека всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаём и отрицаем. Такие ценности могут иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно­ исторический, т.е. быть значимым для отдельной человеческой общности в определённый период её исторического развития. Учитель предлагает  учащимся сформулировать духовно – нравственные ценности россиян и сравнить их с предложенными в программе партии «Единая Россия» в 2009 году. Слайд13 Единство народа, культуры, истории, государства, права, экономики, территории; Патриотизм как стремление к благу России; Личность в единстве ее достоинства, свободы, прав и ответственности; Семейные ценности и преемственность поколений; Равенство граждан перед законом; Безопасность личности и государства; Порядок как соблюдение законов и моральных норм и другие. Подлинными ценностями, например, совестью, любовью  или  мужеством, нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их  у  кого­либо так же, как власть или богатство. Слайд 14 Ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей,  от природы и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в  общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество  в целом, включая, как говорил П.А. Флоренский,  в  это  единство  человечности весь мир. Слайд 15 Вопросы для закрепления материала. 1. Определить понятия: народ, нация, национальный идеал, национальные ценности. 2. Перечислить компоненты национального самосознания. 3. Назвать духовно – нравственные ценности российского народа. Итоги урока. Домашнее задание: подготовить сообщения, презентации о культурном наследии  народов  Кубани. Используемая литература. [1] См. Тишков В. И русский, и российский / Вестник Российской нации. 2009. №2(4). С. 85­97. [2] См. вступительное слово на рабочей встрече по вопросам межнациональных и  межконфессиональных отношений, Республика Чувашия, Чебоксары, 5 февраля 2004 г.  Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации, www.president.kremlin.ru.[3]  Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации, www.president.kremlin.ru. [4] Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации, www.president.kremlin.ru. [5] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г. Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации,  www.president.kremlin.ru.  [6] Российский консерватизм – идеология Партии «Единая Россия». Центр социально­ консервативной политики. 2009. Вып. 9. С. 49. [7] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский собор. 13­16  августа 2000 г. См. также: Манина Е. Социальная концепция Русской Православной Церкви и  ее значение для развития молодежи, http://oroik.prokimen.ru/fakultety/filolog/280­elenamanina.

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс

Конспект урока "Национальный идеал и ценности. Мы - россияне" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018