Муниципальное образовательное учреждение
Подвязновская средняя общеобразовательная школа
Ивановского района ивановской области
153527 Ивановская область Ивановский р-он c. Подвязновский д.22 т./факс 8-4932-317116
E-mail:podv2008@yandex Сайт: http://www.ivrpodvjasn.iv-edu.ru
Конспект урока обучения грамоте
во 1 классе на тему: Творческий проект «Живая азбука ».
Педагог: Люлёва Ольга Александровна
Тип урока: урок-защита проекта.
Цель: создать условия для участия в проектной деятельности, их творческого развития, закрепления и углубления полученных на уроках знаний, формирования навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания о буквах русского алфавита.
Развивающие: развивать умения искать информацию (стихи, загадки и т.д.) в сотрудничестве с взрослыми, навыки самостоятельного принятия решений, развивать творческие способности, речь, кругозор.
Воспитывающие: повышать интерес к языку и чтению; воспитывать чувство коллективизма, дружеские взаимоотношения; бережного, уважительного отношения к книге; гордости за свои достижения;
Оборудование и технические средства: средства ИКТ, презентация к уроку, презентации учащихся.
Наглядные пособия: карточки с пословицей, выставка творческих работ учащихся, надписи с названиями детских презентаций.
Рабочие материалы для обучающихся: «Азбука».
Автор учебника: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание этапа, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание. |
|
I.
|
Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.
|
Приветствует учащихся. Прозвенел звонок для нас. Предлагает ученикам составить из заданных слов предложение. - Посмотрите на карточки на доске. Подумайте, что можно составить из данных слов? К, ступенька, азбука, мудрости. -Определите жанр данного произведения. - Объясните смысл данной пословицы.
Как вы думаете, почему мы начали урок с этой пословицы?
- Кто может сформулировать тему нашего урока сегодня? - Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Открывает запись темы урока на доске. _ Правильно, тема урока «Защита проекта «Живая азбука». А также я предлагаю провести конкурс на лучшую «Азбуку», которую вы выберете сами в конце урока. Вы согласны?
|
Проявление готовности начать учебную деятельность. Приветствие учителя и гостей. Настрой на работу.
Читают, составляют предложение, определяют жанр, объясняют смысл пословицы «Азбука – к мудрости ступенька».
Отвечают на вопросы: - Мы закончили работать с первой учебной книгой «Азбукой!» Этому событию мы посвятили наш проект «Живая Азбука». Формулируют тему урока и учебные задачи: - Сегодня мы защитим проект.
- Представим свои «Азбуки».
|
|
|
II.
|
Актуализация опорных знаний.
Физкультминутка.
|
Вбегает пятиклассник в роли Лентяйкина, одет небрежно, один ботинок завязан, второй без шнурка. Учитель. – Ребята, кто это к нам пожаловал? Лентяйкин Я - лентяй. Учиться – лень! Отдыхаю целый день. Телевизор на диване Я могу смотреть часами. Не хочу я буквы знать! Книжки не хочу читать. Ведущий - Так это ты Лентяйкин? Ну и вид у тебя! Лентяйкин (зевая) - И зачем вы тут собрались? Вам не лень? Лучше бы повалялись бы на диване. - «Живая азбука»… А что такое азбука? Учитель. - Ребята, расскажите Лентяйкину, что вы знаете об азбуке?
Лентяйкин. – Ребята, откуда вы всё это знаете?
- А зачем вообще нужна «Азбука»? Я и без неё хорошо обхожусь. Лентяйкин. - Азбука, Азбука… А где она ваша Азбука? Учитель. Ребята, давайте дружно позовём Азбуку. Звучит «Песня Азбуки». Входит пятиклассница, переодетая в костюм Азбуки. Азбука:- Здравствуйте, дети! Узнали меня? Я
– Азбука, учу читать, Учитель: Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем уроке. Будь нашей гостьей! Мы с ребятами закончили учебник «Азбука», итогом этого стала работа над проектом и мы хотим сегодня поделиться результатами нашей работы. Азбука: - Спасибо за приглашение! Я с удовольствием познакомлюсь с вашим проектом. Но и я пришла не с пустыми руками, хочу загадать вам загадку. Чёрные,
кривые, от рождения немые. - А где же мои помощники-буквы? Учитель – А мы сейчас споём о них, они и появятся.
Азбука: Чудесные! Прекрасные! Гласные!
Согласные! Вы догадались? Это…(звуки). Азбука: Гласные здесь? Стройтесь справа! Согласные здесь? Стройтесь слева! Ъ и Ь здесь? Становитесь в середину! Лентяйкин. Какие буковки?.. Да что в них толку? Одни больше, другие меньше, - какая разница? А то еще придумали «гласные», «согласные». (Подходит с согласным) – Ну эти еще ничего, симпатичные. А эти? (подходит к гласным) – Ну что в них такого? Подумаешь кружок (берет букву о), или эти полки (показывает на У). Калитка какая – то. Вот уж без них вполне можно обойтись!
Учитель. Нет, Лентяйкин, ты ошибаешься. Попробуй-ка прочитать хоть одно слово без гласных. Лентяйкин Ну и попробую (подходит к доске, читает). М…Р ДР…ЖБ… Ведущий Эх, ты! Смотри, как ребята быстро справятся с этим заданием. Ребята, какие гласные нужно поставить? Какие слова получились?
Лентяйкин Подумаешь, 2 слова прочитали и рады. Учитель. Наши ребята уже сами читают книги и умеют находить в них нужную информацию. И сейчас они это докажут. |
Ответы детей.
Рассказы детей. - Азбука – это книга, по которой мы научились читать. - Азбука или алфавит – это буквы расположенные в определённом порядке. - Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква а называлась «аз», б – «буки» - Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. - За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. - А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Дети отвечают. - Прочитали в «Азбуке» и в толковом словаре. Дети рассуждают.
Хором зовут Азбуку: Азбука, Азбука мы тебя ждём!
Приветствуют Азбуку.
Отгадывают загадку про буквы.
Исполняют, инсценируя 1-й куплет и припев песни «33 родных сестрицы».
Отгадывают загадку про звуки Делятся на группы: буквы, обозначающие гласные, согласные звуки и буквы, которые не обозначают звука.
Рассуждают, что все буквы важны и нужны.
Вставляют буквы, читают получившиеся слова «мир», «дружба».
|
Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
|
III. |
Активизация познавательного процесса.
|
Азбука. Молодцы, ребята! А теперь расскажите о своём проекте.
Учитель. – Ребята, посмотрите, какая весёлая у нас получилась с вами «Азбука». Но в нашей книге чего-то не хватает. Как вы думает, что? - Я объявляю конкурс на лучшую обложку для нашей «Азбуки»! |
Выступление учеников о проекте: 1-й ученик: Проект наш называется «Живая азбука». Цель исследования – выяснить, какая бывает азбука и можно ли самим создать азбуку 2-й ученик. Все ребята нашего класса совместно со своими родителями выбрали букву алфавита, нарисовали её, нашли загадку, стих о заданной букве, подобрали скороговорку или поговорку, в которой часто встречается заданный звук, составили ребус или игру с данной буквой, оформили страницу азбуки. Вот что у нас получилось. Представление учениками презентации «Живая азбука». Показ слайдов на каждую букву, чтение о ней стихотворений. Показ получившейся книги. Отвечают: - У книги нет обложки. |
Показ презентацииСлайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3 – 35. |
|
IV.
V.
VI. |
Формирование знаний. Защита проектов.
Физкультминутка.
Итоговое обсуждение и оценивание проектов.
Итог урока. Рефлексия деятельности. |
Азбука. – Спасибо, очень интересная и полезная у вас получилась «Азбука». Расскажите, а какие ещё бывают азбуки?
-
Учитель. – Пока готовятся ребята к показу своих презентаций, давайте споём и потанцуем с буквами.
Учитель. – А теперь ребята представят свои презентации, которые они сделали вместе со своими старшими помощниками.
Азбука. - Молодцы, ребята, вы проделали очень большую и полезную работу! Учитель. Спасибо всем за интересные выступления и презентации. А теперь давайте проведём голосование и выберем лучшую азбуку. (Дети прикрепляют звёздочке к понравившейся Азбуке). Учитель. А какая азбука понравилась тебе Лентяйкин и тебе дорогая Азбука? (Лентяйкин и Азбука отвечают) Выбирает победителя, набравшего большее количество звёздочек. Учитель.- Спасибо вам за вашу оценку наших азбук. А теперь пора подводить итоги. Лентяйкин подходит к учителю и шепчет что-то ему на ухо. Учитель: - Ребята! Лентяйкин просит у нас Азбуку. Лентяйкин: - Я больше не буду лениться! Хочу читать, писать, узнавать новое! Не хочу быть Лентяйкиным! Пожалуйста, дайте мне Азбуку! Учитель. Хорошо. Только сначала приведи себя в порядок, азбуку мы тебе приготовим. (Лентяйкин уходит).
Учитель. - Да, я за вас рада, ребята, потрудились вы немало, теперь все буквы изучены, все задания выполнены, осталось подвести итог. - Что нового вы узнали при защите ваших творческих проектов? - Что особенно вам запомнилось и понравилось? - Считаете ли вы сведения, полученные в ходе самостоятельной работы, ценными для вас? - Как вы думаете есть ли польза от вашей работы? - Кто доволен своей работой? - Спасибо всем за работу над проектом «Живая азбука». Вы постарались вложить в него всё, что знали и умели: вы рисовали, читали, придумывали игры, составляли кроссворды и шарады, искали и сочиняли стихи о буквах. - Как можно использовать ваши работы? У наших одноклассников подрастают младшие братья и сестры, которые обязательно познакомятся с нашей «Азбукой» уже очень скоро. Ваша работа будет полезна и для будущих первоклассников, и для родителей, и даже для учителей – для всех тех, кому интересно изучать буквы родного языка. Входит чистый и аккуратный Лентяйкин. Учитель. Ну вот – совсем другое дело. Теперь ты не Лентяйкин, а Чистюлькин. И Азбуку тебе можно подарить, ту которая тебе понравилась, Подарим, ребята? - Скажем спасибо Азбуке. Приглашаем тебя на праздник «Прощание с Азбукой». Спасибо скажем всем нашим гостям! Спасибо за внимание! Урок окончен!
|
Выступления учеников (1-2 минуты). 3-й ученик. Из различной литературы и интернета мы узнали, что существует много разных азбук и решили создать свои азбуки. Сейчас мы их представим. Представление учениками своих азбук. «Загадочная азбука» Махайкова Настя. Однажды, заучивая алфавит, я подумала: « А могу ли я составить свою загадочную азбуку? А почему нет?». «Космическая азбука». Космос – загадочный мир звезд и планет. С давних времен люди хотели побывать в космосе. Наша семья разработала игру «Космическая азбука», которая поможет не только запомнить алфавит, но и совершить путешествие в космические дали, узнать названия планет, созвездий и других космических тел. «Животная азбука». Волков Максим. Мы с папой захотели составить «Азбуку животных». Своей работой мы хотели показать, как разнообразен животный мир. «Автомобильная азбука» Грибков Сергей. Мы составили азбуку в картинках для мальчиков, которые любят автомобили. Она поможет им в изучении алфавита. На каждую букву алфавита есть марка машины. Представление учениками «Фруктовой азбуки», «Азбуки водных жителей», «Живой азбуки». Поют и инсценируют 2-й куплет и припев песни «33 родных сестрицы»
Ерёмина Даша. «Азбука лекарственных растений». Лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут быть еще и целебными. В наших лесах очень много таких растений. В своей азбуке мы хотим познакомить вас с лекарственными растениями. Мартьянов Егор. «Военная азбука». Девочки и мальчики такие разные! Мальчишек интересует военная техника, оружие и машины. Именно такие иллюстрации и стихи мы подобрали в «Военной азбуке». Алавердян Алина. «Олимпийская азбука» Победе российской команды на олимпиаде в Сочи мы посвятили нашу «Олимпийскую азбуку». Малкова Даша. «Азбука профессий». Мы ещё пока что дети. Учимся, растём. После окончания школы и себе профессию выберем. А какие бывают профессии, вы узнаете из моей азбуки. Гайдукова Саша. «Азбука-игра». Моя азбука в игровой форме поможет детям запомнить алфавит. Для игры нужен кубик и фишки. Воротнёв Ярослав. «Сказочная азбука». Я очень люблю сказки, поэтому моя азбука- плакат о сказочных героях.
Оценивают свою работу и одноклассников.
Ученики: - Для чего?
Отвечают на вопросы.
Предположения учеников об использовании творческих работ.
Отвечают, дарят Азбуку Лентяйкину. |
Показ книги.
Показ игры.
Показ книги.
Показ книги.
Показ презентации.
Показ презентации.
Показ презентации.
Показ презентации.
Показ игры.
Показ плаката. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.